Прогноз развития ребенка когда родители пренебрегают игровой деятельности

Прогноз развития ребенка когда родители пренебрегают игровой деятельности thumbnail

? Сделайте прогноз развития Миши, когда родители пренебрегают игровой деятельностью ребенка.

Решение. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И это не случайно, ведь в игре со сверстниками происходит физическое развитие ребенка, улучшается координация движений, скорость передвижения, ловкость, подвижность, согласованность действий ребенка со сверстниками, выявляется его ориентация на их достижения и т. д. В игре совершенствуются психические функции: ощущение, восприятие, мышление, память. В частности, происходит развитие знаковой функции сознания. В играх ребенок занимает определенную позицию, которую можно изменять. Это важно использовать в целях воспитания. Развитие всех этих функций организма человека совершенно необходимо для дальнейшей жизни ребенка, для формирования его личности.

Отдавая все силы (свои и ребенка) интеллектуальному развитию, родители Миши не должны забывать об общем полноценном его развитии как личности.

3.23

Ситуация. Ознакомьтесь с записями следующих игр.

1. Шура построила из трех кирпичиков кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один кирпичик у Шуры, а та расплакалась.

2. Сеня взял коробку из–под ботинок, похожую на магнитофон, и стал петь, объяснив, что магнитофон играет.

3. Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража, голосом передавая звуки машины. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши.

4. Саша предложил Сереже и Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Сережа стал рассказывать про крокодилов, обезьян, которых они обязательно встретят в Африке. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра расстроилась.

5. Дети играли в «морское путешествие». Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, еще четверо детей – матросами. Капитан Петя вдруг объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы, чтобы заделать пробоину. Быть водолазами согласились матросы. Но в это время пришел врач и позвал Петю к себе в кабинет. Петя предупредил, что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам ликвидировать пробоину. Вместо ушедшего Пети командование кораблем принял Саша. Игра продолжалась.

? Определите возраст детей в каждом из приведенных примеров, принимая за основу их взаимоотношения в игре.

Решение. Разнообразные игровые действия отражают сложившиеся взаимоотношения детей.

1. Младший дошкольный возраст. Люся играет одна, она не подчиняется правилам игры. В этом возрасте игры детей непродолжительны.

2. Средний дошкольный возраст (4 года). Мальчик играет один, игровые действия его разнообразны, в игре ребенок использует предметы–заместители, следовательно, развивается символическая функция сознания.

3. Дошкольники 3–4 лет (так называемая «игра рядом»).

4. Дошкольники 4–5 лет. Налицо кратковременное объединение играющих. Содержание игры связано с общей тематикой.

5. Дети старшего дошкольного возраста (5–7 лет). В данном случае происходит длительное объединение играющих, которые выполняют множество разнообразных ролей, используют неожиданные повороты сюжета. В игре дети умело согласовывают свои действия, используя новую ситуацию, изменяют ролевые функции.

3.24

Ситуация. В игре каждый ребенок учится вести себя сообразно общей игровой ситуации и составу данной группы детей.

? Какие новообразования закладываются в игре и получают свое развитие?

? Как можно использовать умение ребенка играть, не подавляя его индивидуальность?

Решение. В игре у ребенка формируется символическая функция сознания в связи с использованием им символов как заменителей предметов.

Если в игре ребенку поручать только главные роли, то он не будет знать, что значит подчиняться. Принимая во внимание его индивидуальные особенности, умение играть, можно предложить ему такую второстепенную роль, в которой было бы достаточно игровых действий. Важно при этом, чтобы роль предусматривала подчинение. Однако, учитывая высокие возможности дошкольников, не следует намеренно занижать притязания ребенка.

3.25

Ситуация. При распределении ролей в присутствии сверстников наблюдается следующее: кто–то из детей предлагает главную роль другому ребенку; кто–то же заявляет свое право на главную роль.

? Дайте психологическое объяснение этому наблюдению.

Решение. Ребенок, предлагающий главную роль другому, обычно заручается обещанием, что тот, другой, в свою очередь, тоже выберет его на какую–либо значительную роль в игре. Возможно, у этих детей не слишком высокий уровень притязаний.

! Свое право на главную роль обычно заявляют дети с очень высоким уровнем притязаний, который не всегда соответствует их возможностям.

3.26

Вопрос. Каковы основные особенности изобразительной деятельности в дошкольном детстве?

Ответ. Изобразительная деятельность дошкольника имеет свои характерные признаки. Главное для ребенка – процесс рисования, а не результат. Во время рисования ребенок много говорит, жестикулирует.

Рисунки отражают не только зрительное восприятие, а весь сенсорный опыт ребенка и его представление о предмете. Характер изображения определяется тем, что выделяет для себя ребенок. У него нет потребности в наблюдении натуры. Чаще он рисует по представлению.

Содержание рисунков обусловлено:

♦ половой сензитивностью ребенка:

♦ ценностной ориентацией национальной культуры и семьи;

♦ событиями жизни взрослых, общавшихся с ребенком;

♦ степенью ориентированности ребенка на реальную или воображаемую действительность.

Может иметь место и индивидуальная привязанность ребенка к какому–либо предмету.

На разнообразие тематики влияет:

♦ общее развитие;

♦ влияние взрослых;

♦ стереотипные шаблоны.

Детским рисункам присуща тенденция к использованию шаблонов–образцов. Задача взрослого – разрушить застывшие шаблоны и стимулировать детское творчество.

3.27

Вопрос. О каких сторонах детской психики может рассказать рисунок ребенка?

Ответ. Детский рисунок является показателем психического развития его автора. Прежде всего, рисование – это проявление и моторной, и эмоциональной, и познавательной активности. Характер изображений детей определяется тем, что выделяет для себя ребенок в предмете, что он о нем знает.

Читайте также:  Книги для раннего развития ребенка до года

Младший дошкольник рисует человека в виде «головоноги». Это значит, что для него главное – лицо и конечности.

Если у ребенка есть опыт целенаправленного восприятия предмета, то он рисует предмет похожим на реальный.

Через цвет, размер изображаемого предмета ребенок передает свое видение себя, то есть рисунок является выражением собственного «Я».

3.28

Ситуация. Пятилетний Сережа растет в неблагополучной семье: папа любит выпивать, часто оскорбляет свою жену в присутствии сына.

На занятии по изобразительной деятельности в детском саду Сережа изобразил на рисунке некрасивого человека. На вопрос педагога: «Кто это?» – мальчик не признался, что это его отец, уклончиво сказал: «Хулиган», добавив: «Плохо, когда пьют».

Объясните мотивы поведения Сережи.

Решение. Дети 5–6 лет уже хорошо осознают внутрисемейные отношения, вполне определяются в своих симпатиях и предпочтениях (на кого хотят походить), а также антипатиях (если таковые имеются).

Тех, кого ребенок любит, он изображает более тщательно. Если ребенок из неблагополучной семьи (как в приведенном примере с Сережей) рисует некрасивого человека, но чаще всего он не признается, кого нарисовал. Он просто может пояснить: «Плохо, когда пьют. Это пугает детей».

Воспитателю необходимо осторожно высказываться о родителях ребенка, даже если они и заслуживают осуждения.

Источник

Всем известно, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Но  в обыденной жизни со словом «игра» родители связывают что-то несерьёзное, развлекательное и весёлое.  Поэтому, всё чаще,  я сталкиваюсь с тем, что взрослые посещают развивающие центры и частные сады, где дети с трёх лет сидят за столами и следуют инструкциям педагога.  А если финансы не позволяют, то от воспитателей, работающих в государственных дошкольных учреждениях, требуют, как можно больше домашних заданий.

Мне не хотелось бы расписывать важность игры, т.к. посвящено много  работ данной проблеме у таких широко известных авторов как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. Так же очень много можно найти в социальной сети. Хотелось бы затронуть тему  последствий, с которыми я сталкиваюсь в своей практической работе, когда развитие детей идёт не через  игру, а имитацию школьной жизни.

Первая проблема – Мотивация обучения в школе.  К семи годам ваш будущий ученик, скорее всего, не захочет идти в школу. Приведу пример небольшого диалога  с ребёнком из диагностики на мотивацию к школе.

  • Я — Ты хочешь пойти в школу?
  • Р — Нет.
  • Я — Почему ты не хочешь идти в школу?
  • Р — Там уроки, домашние задания.
  • Я — Какие занятия тебе нравятся?
  • Р — Физкультура, танцы (либо ответ – никакие).

Как вы заметили из приоритетных предметов, которые нужны в школе, ребёнок не назвал. Зато на вопрос, в какие игрушки и игры тебе нравится играть? О, поверьте, список большой. Я чаще стала слышать от ребят, что в сад им ходить тоже не нравится, потому что идут одни занятия, поиграть некогда. Если бы ваш ребёнок до шести лет развивался через игру, то к старшему дошкольному возрасту у него выработалась бы потребность идти в школу. Он бы чувствовал себя взрослее. И желание играть ушло бы на задний план.

Вторая проблема  — это внимание. Как бы парадоксально это не звучало, но ребёнка можно заставитьс трёх до шести лет сидеть по струнке смирно, слушать, что говорит педагог. Но после шести лет, родители жалуются, что школа вот-вот откроет перед ними свои двери, а ребёнок резко стал невнимательным, неусидчивым и непослушным.  А всё почему?  Потому  что, задачи, которые должны стать приоритетом в старшем дошкольном возрасте, а именно, желание идти в школу, поднимать руку, а не выкрикивать, слушать учителя и т.д. отдаются игре. Как говорил Абрахам Маслоу: «Нереализованная актуальная потребность ВСЕГДА требует удовлетворения».  Пока ребёнок не наиграется, внимание, и мотивация ниоткуда не появятся.

Третья проблема — воображение. Воображение позволяет ребёнку строить и создавать что-то новое, оригинальное, чего раньше в его опыте не было. Многие родители вообще не считают нужным развивать творческую сторону малыша. Ведь самое главное при поступлении в школу, со слов взрослых, —  это уметь читать, писать и считать. Если у вашего будущего школьника недостаточно развито воображение, в дальнейшем ему будет сложно писать сочинения в школе, озаглавить текст, придумать продолжение рассказа, он  не сможет рассуждать и представлять. Скорее всего, ребёнок со слабым воображением не ответит на  вопросы, например, почему насекомые не летают под дождём?  В магазине больше фруктов или яблок? На что похож прямоугольник? И всё потому, чтоданные задачи нужно представить в уме. А  без наглядного материала понять, о чём идёт речь,  ребёнок не сможет.

Четвёртая проблема — социальная готовность. Т.е. насколько ваш ребёнок коммуникативен со сверстниками и с взрослыми. В тех учреждениях, где больше внимания уделяют развитию умственной деятельности ребёнка и не уделяют должного внимания общения друг с другом, результат один —  дети закомплексованные, ранимые, тревожные и застенчивые. За партами практически без перерыва, проявить свою индивидуальность и творческие способности не возможно. А ведь, только играя вместе, дети начинают учитывать желания другого, отстаивать свою точку зрения. Учатся умению слушать, слышать других,  признавать свои ошибки и принимать поражение. Умеют радоваться успехам товарищей и работать сообща, в команде.

Читайте также:  Эстетическое воспитание и его влияние на развитие личности ребенка

В завершении хотелось бы отметить, что играя с ребёнком можно развить любые познавательные способности, будь то внимание, память, логика или восприятие. Когда я пытаюсь донести до педагогов, что это вполне возможно и реально, мне говорят, хорошо, а, что делать с моторикой ребёнка, ему тоже давать это в виде игры? И я отвечаю — да! Те же линии провести внутри овощей, можно преподнести ребёнку не просто как инструкцию — проведи линии! А сказать, что сейчас мы будем готовить салат, давай порежем овощи, покажи, как ты это умеешь. Проводить занятия в игровой форме не так — то просто, потому что дети разыгрываются, нужно держать их внимание и направлять в правильное русло. Согласитесь, проще же усадить всех за столы и раздать рабочие тетради с карандашами и ручками! Не нужно быть самому творческой личностью и уметь интересно преподносить материал. Достаточно иметь авторитарный нрав и педагогическое образование.

Поэтому уважаемые родители! Отдавая ребёнка в любое детское дошкольное образовательное учреждение, задумайтесь, хотите вы видеть уставшего, вымотавшегося вундеркинда с психологическими проблемами или весёлого, здорового ребёнка,  рвущегося к семи годам идти в школу.

Источник

Многие современные родители в погоне за ранней подготовкой к школе почти лишают дошкольников времени для игр, полностью занимая его организованными развивающими занятиями.

Тенденция появилась примерно 15-20 лет назад. Родители всё больше контролируют своих детей и всё меньше времени выделяют на самостоятельные развлечения со сверстниками и даже игры в кругу семьи. Последствия детства без игр уже названы: замедление когнитивного и эмоционального развития ребенка, депрессия в подростковом возрасте, сложности в адаптации к новым условиям, слабый самоконтроль, сложности в заведении отношений и даже противоправное поведение.

Проанализировав данные отечественных и зарубежных учёных, специалисты Монтессори центров «Созвездие» спешат объяснить родителям, как важно включать игры со сверстниками в распорядок дня дошкольника.

Игра – основа для развития навыков и умений

Ни для кого не секрет, что игра распространена не только среди детей, но также и среди детёнышей животных. Например, эксперименты на крысах показали, что без игр в детском возрасте, взрослые особи имели сложности в общении с другими крысами, у них была хуже стрессоустойчивость. Как же дела обстоят в человеческом обществе?

Социальное научение и эмоциональное развитие

Что касается людей, то игра – это важнейший механизм социального научения детей. Большинство людей, переживших воины и вынужденных работать в детстве из-за недостатка средств в семье, люди, которым были недоступны простые детские игры, в последствии встречались со сложностями в установлении личных и деловых отношений, многие из них так и не смогли найти своё место в обществе. Это произошло во многом вследствие игровой депривации, ведь именно в одиночных и групповых играх дети получают необходимое когнитивное, эмоциональное и личностное развитие, а также знания о социальных нормах, ценностях и способах взаимодействия с другими.

В первом классе дети, которые мало играли в дошкольном возрасте, испытывают достаточно специфические проблемы адаптации: они чувствуют себя одиноко, плохо принимают школьные правила, им сложнее общаться с одноклассниками, они часто капризничают и проявляют агрессию, что даже при условии блестящего интеллектуального развития, может привести к серьезной школьной дезадаптации и снижении учебной мотивации.

Сама по себе игра также развивается постепенно, поэтому важно вовремя позволять ребенку включаться в игры с другими детьми: малыш, который не понимает правил или неверно ловит суть игры сверстников, часто становится объектом для насмешек и может озлобиться сам, что приведёт к нарастанию проблем в общении у ребенка.

Игра и развитие мозга

Эксперименты с игровой депривацией в современной науке проводятся с целью установить закономерности развития мозга и работы некоторых генов в зависимости от той или иной среды. Безусловно, проводить подобные эксперименты на детях никто не позволит, но результаты опытов на крысах уже смогли показать важность игры для гармоничного развития подрастающего поколения.

Например, Джефри Бурдорф из Северо-Западного Университета (Эванстон, штат Иллинойс, США) сравнил развитие мозга детенышей крыс, которые участвовали и не участвовали в играх со сверстниками в течении 15 недель после рождения. Сравнения показали, что у крысят, которые участвовали в играх, было активировано множество генов, ответственных за работу префронтальной коры головного мозга. Эта зона мозга, ответственная за анализ ситуации, принятие решения и контроль поведения, которая также существует и у человека. Чуть позже похожие результаты получили и другие учёные.

На настоящий момент в науке еще нет полной картины, как работает мозг ребенка во время игры, но есть предположение, что именно свободная игра может участвовать в настройке выработки нейромедиаторов и некоторых гормонов, тем самым управляя развитием мозга и его функционированием во взрослом возрасте.

Когда появляется игра?

Несложно представить себе, как играют между собой дети 5-6 лет, но что из себя представляет игра в более раннем возрасте?

По сути, игра воплощает те ступеньки развития, на которые ребенок только пытается забраться. Существует много концепций, по-своему рассматривающих этапы развития ребенка, но так или иначе все упоминают, что в первую очередь ребенку нужно удостовериться в безопасности окружающего мира и научиться доверять ему.

Читайте также:  Как предупредить отклонения в развитии ребенка

Если семья смогла организовать безопасную и понятную для младенца среду, уже спустя несколько месяцев после рождения у ребенка проявляется потребность в игре: он с удовольствием включается в простейшие игры с мамой, улыбается и даже смеётся. Уже это можно назвать самым первым этапом развития игрового поведения. Затем по мере освоения окружающего мира малыш естественным образом расширяет свой круг общения, встречаясь с другими людьми. Первые совместные игры маленьких детей больше похожи просто на самостоятельную игру каждого на общей территории, но спустя несколько встреч малыши начинают интересоваться другими детьми и игрушками и начинается развитие совместных игр.

Чем характеризуется настоящая игра?

Не так уж и важно какие именно правила у игры, главное, чтобы у ребенка была возможность выбирать линию поведения, вести себя искренне и получать удовольствие от того, что он делает. Именно добровольная включенность и заинтересованность малыша в игре делают её такой полезной для всестороннего развития ребенка.

Вред чрезмерного контроля

Многие родители по разным причинам чрезмерно контролируют процесс игры и принуждают ребенка безукоризненно следовать заданным правилам. Такая активность уже не может являться игрой, под каким соусом она бы не подавалась. У ребенка уже нет возможности реагировать на своё усмотрение, так как давление значимого взрослого – это точно не то, с чем может справиться дошкольник (в отличии от регуляции правил самими детьми, где споры о честности и нечестности игры оказывают огромное влияние на эмоциональное и коммуникативное развитие детей). Единственный для малыша выход в подобной ситуации – это научиться давать правильные ответы.

В игре дети всегда должны иметь возможность по-разному реагировать и изменять или завершать игру по своему желанию, только искренняя вовлеченность участников делает игру настоящей. Если малыш регулярно вынужден заглушать свои внутренние желания и порывы и должен постоянно подстраиваться под желание и видение взрослых, он учится опираться в своём поведении на мнение других людей, вырастая очень удобным и послушным, но глубоко несчастным человеком.

Подобное поведение очень развито среди «домашних» детей, не имеющих доступа к играм со сверстниками в дошкольном возрасте. Такие дети уже к первому классу мастерски научились находить «правильные ответы», выполняя требуемые действия без собственного желания выполнять их. В более взрослом возрасте такие дети очень тяжело переносят любую неопределенность и неожиданные ситуации, их поведение менее гибкое, они как будто приклеены к определённому виду активности, что осложняет их социализацию и карьерное продвижение.

Внутренние мотивы вырастают у детей именно в игре: играя, они выбирают собственный стиль поведения, учатся ставить цели и взаимодействовать с другими сообща или, наоборот, в условиях конкуренции, узнают других детей и их поведение, определяют, в каких играх и с кем им интересно. Даже понимание, когда они могут справится с ситуацией самостоятельно, а когда требуется помощь взрослого, появляется именно на детской площадке. К тому же многообразие игровых ситуаций учит ребенка креативно мыслить гораздо лучше любых тетрадок и хитроумных видеоигр.

Как организовать игру для ребенка?

Несомненно, человечество беспрерывно меняется, и сейчас мы столкнулись с серьёзными изменениями, касающимися воспитания. Детство наших детей сильно отличается от того детства, которое было у нас. По многим причинам мы уже не может предоставлять даже школьникам самостоятельно организовывать свой досуг во дворе, не говоря уж о совсем маленьких детях.

Тем не менее у детей всё ещё есть родители, которые заботятся о развитии своих малышей. Игры со взрослыми и братьями и сестрами тоже оказывают влияние на развитие детей. Главное не забывать о ваших целях, не быть слишком строгими и попробовать «выключить взрослого» внутри себя.

Во время игры вас тоже должен захватывать процесс, а не интересовать образовательный результат. Не бойтесь, если правила игры меняются, внимательно следите и за своими реакциями (возможно, голос внутри вас самих может в какой-то момент закричать: «Так не честно!», не заглушайте эту мысль, попробуйте лучше решить вместе с малышом, как изменить правила), учитесь разговаривать на равных и всегда помните, что развивает не сама игра, а множество ситуаций, с которыми сталкивается ребенок во время неё и то, как он их разрешает.

Неплохим вариантом будет также посещение качественно организованных групповых занятий, где большая часть времени отводится самостоятельным играм детей в группах и поодиночке с минимальным вмешательством педагогов. На таких занятиях дети находятся под контролем опытных взрослых, которые позволяют детям выбирать активность по душе и справляться с возникающими сложностями самостоятельно, но следят за безопасностью и всегда готовы помочь, если малыш просит о помощи.

Обычно именно такой схемы придерживаются Монтессори педагоги, уделяя большое внимание самостоятельности и бытовым и социальным навыкам детей, не перегружая их преждевременными «школьными» занятиями и знаниями.

Выводы

Сложно переоценить роль игры в развитии дошкольника. Именно с помощью игр малыш познаёт мир в этом возрасте. Невозможно воспитать полноценную личность, не позволяя ребенку самостоятельно играть со сверстниками, ведь именно такие пустяковые на первый взгляд салочки и игры в мяч дают детям возможность научиться взаимодействовать с другими ребятами, добровольно следовать правилам и адекватно реагировать на победы и поражения.

https://www.center-sozvezdie.ru/journal/pochemu-otsutstvie-igr-so-sverstnikami-mozhet-navredit-vashemu-rebenku.html

Источник