Профилактика отклонений в развитии ребенка
Воробьёва Лариса
Профилактика нарушений психофизического развития
В структуру психологической помощи детям с отклонениями в развитиивходят следующие составляющие: психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика и психологическая коррекция, которая является центральным звеном в данной системе.
Психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений.
Цель психопрофилактики – предотвращение возможных психологических отклонений.
Значение психопрофилактики как особого направления деятельности специального психолога основано на положении об иерархической структуре дефекта (Выготский Л. С., 1935).
Почти любое неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психическом развитии.
Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, его длительности, от наследственной структуры организма, особенностей реагирования ЦНС, а также от социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Эти факторы определяют ведущий (первичный) дефект, который может проявиться в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.
Первичный дефект обусловливает вторичные отклонения, структура которых зависит от характера первичного дефекта (например, у детей с недостатками слуха вторично нарушается понимание обращенной речи, с трудом формируется активный словарь и связная речь). Невыявленные вовремя отклонения в развитии не только задерживают темп психического развития, но способствуют формированию третичных – эмоциональных и личностных нарушений у детей. Поэтому важной задачей всех специалистов, работающих с ребенком, является предупреждение возможных вторичных, третичных отклонений в развитии, а профилактика – это не что иное, как совокупность предупреждающих мероприятий.
В специальной психологии различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.
Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.
Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.
Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.
Источник
Путяшева Е.С.,
Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Дружба»,
Качканарский городской округ
Нарушения развития детей раннего возраста и их профилактика
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Нарушение развития у детей — это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций.
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Отклонения в развитии бывают разных форм и разной степени выраженности.
Существует несколько категорий детей с нарушениями развития:
– С нарушениями зрения;
– С нарушениями слуха;
– С нарушениями речи;
– С нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– С нарушениями поведения;
– С нарушениями эмоционально-волевой сферы;
– Умственно отсталые дети;
– С задержкой психического развития;
– С комплексными нарушениями развития.
Нарушения в психическом развитии у детей обусловлены двумя группами факторов – биологическими и социальными.
Биологические факторы это: различные патологии беременности и родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, расстройства обмена веществ, нейрохирургические заболевания, интоксикации в первые годы жизни, наследственные генетические поражения. В зависимости от причин возникновения аномалий и нарушения развития их подразделяют на врожденные и приобретенные.
К социальным факторам относятся психологические травмы, агрессия по отношению к ребенку, недостаточное общение с ним, конфликты супругов, неумение правильно уделять внимание развитию ребенка, недостаточная организация развивающих занятий и игр, неспособность заметить отклонения в развитии ребенка, жесткая система общения с ребенком, неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности ребенка, непонимание причин возникновения нарушений в эмоционально-поведенческой сфере, неадекватная реакция родителей на интеллектуальные неудачи ребенка, дефицит информации.
В раннем возрасте явными признаками нарушений психического развития являются:
1) отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов);
2) неадекватные действия;
3) ограниченное понимание речи взрослого, проявляющееся в отсутствии переноса;
4) резкое отставание в развитии собственной речи;
5) аутизация ребенка;
6) симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием и др.
Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем: ребенок очень часто плачет, капризничает, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, проявляет негативизм, агрессивно настроен по отношению к детям, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим.
Любые отклонения требуют коррекции и своевременной профилактики, так как именно от этих действий зависит дальнейшая социальная адаптация ребенка.
Особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений в развитии у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование многих отклонений в развитии ребенка, чем их впоследствии устранить.
Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей раннего возраста играет комплексная система мер профилактики, в основу котороой положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации.
Потенциальные проблемы будущего нарушения развития ребенка, непонимание родителями важности своевременного обращения к специалистам нужно предупреждать уже в период внутриутробного развития плода и не только медицинскими мероприятиями, но психолого-педагогическими. Поэтому необходима ранняя комплексная профилактика среди родителей еще во время беременности: медицинская и психолого-педагогическая.
Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности. При планировании семьи полезны генетические консультации.
Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.
Всем женщинам необходимо пройти перинатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи. По возможности беременным женщинам целесообразно посещать перинатальные центры по психологическому сопровождению беременности.
Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.
Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, – это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные – открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров, из-за чего могут быть нарушены определенные функции.
Важным фактором, во многом определяющим развитие ребенка является семья. Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и благополучие ребенка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.
Основными составляющими семьи, как микросреды развития, можно назвать межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают своеобразной питательной средой для психики ребенка.
Огромную роль играет внимательность самих родителей, которые должны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания. А педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи помогут определить состояние психического развития ребенка и вовремя скорректировать его нарушения.
Источник
Профилактика нарушений психического развития детей
Общие требования
Ведущую роль в предотвращении нарушений психического развития отводят комплексу профилактических мероприятий. Первым шагом к профилактике нарушений психического развития является своевременное и регулярное посещение педиатра. Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребёнка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии. В более старшем возрасте определить состояние психического развития детей помогают логопеды, дефектологи и детские психологи. Для постановки диагноза нарушение психического развития требуется проведение диагностического обследования. К важным мерам профилактики нарушений психического развития также относят: Создание благоприятной для психического развития ребёнка среды; Избегание конфликтов в кругу семьи; Исключение эмоциональных и физических травм в период вынашивания ребёнка.
Профилактику психических нарушений необходимо начинать проводить с регулярного осмотра и консультаций у педиатра, а также проверки психомоторных реакций у ребёнка. Состояние психического развития должны определять логопед, детский психолог, педиатр и дефектолог. Точный диагноз ребёнка и тип нарушений психического развития можно определить с помощью диагностического обследования.
Не менее важно для родителей получить достаточную информацию о том, как самостоятельно проверять наличие различных психомоторных реакций у своего ребёнка. Именно это позволит вовремя заметить какие-либо отклонения от нормы в его развитии.
Для создания правильной среды для психического развития используется благоприятное коррекционное пространство, в котором ребёнок развивает познавательную функцию, логическое мышление и приобретает учебные навыки. Важным фактором профилактики является соблюдение безопасности, а также проведение медицинских и педагогических консультаций с первых месяцев беременности.
После рождения ребёнка и в течение первого года его жизни можно выявить первые признаки психических нарушений. Отсутствие реакций на звук и свет могут первыми признаками таких нарушений. У детей дошкольного возраста нарушения психического развития часто проявляются в виде проблем с речью и письмом, отставании в моторном развитии и слабой памяти.
Для проведения эффективной профилактики нарушений психического развития необходимо:
- Избегать конфликтов в кругу семьи,
- Исключить эмоциональные и физические травмы в период беременности,
- Создать благоприятную для психического развития ребёнка среду.
Так же для профилактики необходимо знать, какие симптомы возникновения нервных расстройств могут проявить себя у ребёнка. Заподозрить неладное можно в следующих случаях:
- ребёнок длительное время находится в угнетённом, подавленном состоянии
- В момент депрессии ребёнок перестаёт быть активным, становится вялым, раздражительным
- В отношении с окружающими возникает стена
- Могут произойти внешние изменения: возникает сутулость, шарканье ногами, плаксивость, ухудшение памяти
- Начинаются проблемы с учёбой
- Возникают проблемы со сном
- Снижается самооценка
- Возможно возникновение маний, фобий, вплоть до аутизма
Об авторе
Источник
Слайд 1
Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 153 «Олеся» городского округаТольятти Городской педагогический марафон «От компетентного педагога к новому качеству образования » Подготовили: Воспитатели- Тришина Юлия Юрьевна Жаурова Наталия Валерьевна 2014г. «Профилактика отклонений в развитии личности детей с помощью педагогических и психологических методов» Мастер-класс
Слайд 2
Не одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…» д.м.н., профессор Ю.С. Шевченко
Слайд 3
Основные группы детей с эмоциональными нарушениями 1. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в рамках межличностных отношений : повышенная возбудимость аффективные вспышки в процессе общения особенно со сверстниками
Слайд 4
2. Дети отличаются выраженными внутриличностными конфликтами: повышенная заторможенность слабо выраженная общительность, необоснованные страхи глубокое переживание обиды
Слайд 5
3. Для детей характерны выраженные внутриличностные и межличностные конфликты: агрессивность импульсивность
Слайд 6
Проблемы в развитии личности Психологические и педагогические подходы Педагогическая запущенность Коррекция неадекватных методов воспитания ребенка. Проблема взаимоотношений с окружающими людьми Разрешение психотравмирующих ситуаций, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими людьми, повышение социального статуса, развитие компетентности в вопросах нормативного поведения. Проблема эмоционально-волевой регуляции поведения. Гармонизация психоэмоционального состояния детей Социально – психологические проблемы Привлечение семьи в воспитательно –образовательный процесс взаимодействия с педагогами, с другими детьми. Атмосфера доброжелательности, открытости, взаимопонимания. Проблемы развития личности и психолого-педагогические подходы к ним
Слайд 7
Задачи : Создать условия для обеспечения психологически безопасной среды; Повышать активность, самостоятельность и успешную адаптацию ребенка в социуме; Формировать у детей умение противостоять жизненным трудностям; Устранять личностные реакции, обусловленные эмоциональными расстройствами. Цель и задачи психолого-педагогической деятельности Цель : формирование гармонично развитой личности ребенка.
Слайд 8
Условия эффективности психолого-педагогической деятельности: у чет особенностей сензитивных периодов возрастного развития ; и ндивидуальный подход, с учетом специфики проблемы , «зоны ближайшего развития» ребенка, потребностей и мотивов, особенностей культурной и социальной среды, в которой он воспитывается ; с облюд ение доступност и , преемственност и и последовательност и в формах и методах психолого – педагогической деятельности; п оложительная мотивация участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности (ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое).
Слайд 9
Подходы к профилактике эмоционального нарушения 1. Психодинамический подход – создание условий, которые снимаю т внешние социальные преграды, и провоцировали конфликт . 2 . Поведенческий подход – исправление имеющихся дезадаптивных форм поведения за счет усвоения новых адекватных поведенческих стереотипов .
Слайд 10
« Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности » В.А.Сухомлинский Формы и методы психолого-педагогической деятельности, направленной на профилактику отклонений в развитии личности детей Игры на восприятие музыки, танца и ритмики ; Театрализованные игры и работа со сказкой (воздействие через образ, разные виды театра , образно-ролев ые игры , чтение, драматизация) ; В оздействие средствами изобразительного искусства ; Игры с конструктивным действи е м с учетом реальностей окружающего мира ; Социально-коммуникативные игры ; Беседы и моделирование различных ситуаций ; Физминутки и дыхательная гимнастика ; Психогимнастика ( воздействие движениями, мимикой и пантоми м ой) .
Слайд 11
Игры для детей с затруднениями в общении « Дракон » Цель : Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания «Сочини историю» Цель: Формировать умение детей общаться и находить общий язык , развитие интереса к жизни близких людей, знакомых, формировать умение не замыкаться на самом себе, развивает навыки связной речи и формирует умение высказывать собственное мнение « Рукавички» Цель: Помочь сблизить детей друг с другом, формирование двигательных движений, развитие положительных эмоций, развивать навыки общения, концентрацию внимания « Давай поговорим » Цель : Развивать коммуникативные навыки, обогащение словарного запаса детей
Слайд 12
Игры на регуляцию и снятие психоэмоционального напряжения у детей « Возьми себя в руки» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Стойкий оловянный солдатик» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей ,формировать самоконтроль, закреплять умение действовать по сигналу « Замри !» Цель: Формировать самоконтроль, умение подавлять двигательный автоматизм, действовать по сигналу, развивать двигательную активность и развитие слухового аппарата « Кто за кем ?» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Слушай команду !» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей « Смотри на руки!» Цель: Организовать и успокоить возбужденных детей Релаксационные упражнения
Слайд 13
Игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций « Подушечные бои » Цель: Развивать умение снимать отрицательных эмоций ,формирование умения управлять своим гневом и снижать уровень личностной тревоги «По кочкам» Цель: Формировать умения управлять своим гневом , снятие отрицацельных эмоций «Уходи, злость, уходи » Цель: Формировать умение ребенка раскрыть свой внутренний мир, постигать многообразие эмоций
Слайд 14
Игры , развивающие эмоции ребенка « Сказочная тропинка » Цель: Обогащать внутренний мир детей, формировать понятие о положительных и отрицательных эмоциях и чувствах, развитие слухового восприятия, фантазии, умение понимать и чувствовать музыку.. «Назови чувство » Цель: Обогащать внутренний мир детей, закрепить знания о многообразии эмоций и чувств, развивать слуховую память и обогащать словарный запас «Изобрази чувство» Цель: Помочь ребенку раскрыть его внутренний мир, постичь многообразие эмоций « Похвалилки» Цель : Повышать самооценку ребенка и его значимости в коллективе «Добрый -злой, веселый – грустный» Цель: Закреплять знаний об эмоциях, формировать мышцы лица
Слайд 15
Игры на развитие самосознания и самооценки « Узнай кто это? » Цель- формировать эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, позитивное отношение к себе. «Что с тобой ?» Цель- формировать умение адекватно выражать негативные эмоции , развивать умение самостоятельно снимать напрежение, формировать навык самостоятель выявлять причины отрицательных эмоций «Я могу! » Цель- расширить представление о себе и формировать уверенность в своих возможностях, умение выражать свои мысли и желания.
Слайд 16
Игры на развитие нравственных и волевых качеств ребенка « Поступаем правильно » Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, развивать у детей аккуратность, вежливость и предупредительность. «А что сказали бы вы?» Цель: Формировать понятие о хороших и плохих поступках и умение анализировать их, воспитывать чувство дружбы , умения делиться и умение высказывать собственное мнение «Вежливые слова» Цель : Формировать навыки отзывчивости и вежливости. « Молчанка» Цель : Развивать волевые качества, формировать умение сдерживать речевые импульсы. «Совушка-сова» Цель: Формировать самоконтроль, умение действовать по сигналу, развивать двигательную активность
Слайд 17
То, что воспринял человек в детстве, определяет всю его дальнейшую жизнь. Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, знают, как наказать. Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость. Много и часто стыдимые – с виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, постигают науку терпения. Воспитанные ободряющим словом, умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу. Одаренные дружбой, душевным теплом – находят в мире любовь”. С.Фельдман “Становление нравственной личности” – М., 1996 Информации к размышлению !
Слайд 18
Вывод «Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель
Слайд 19
Методическое сопровождение
Слайд 20
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.—М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Academ A , 1999 3. Кумарина Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика // Материалы 2 Всероссийской конференции по компенсирующему обучению.- М.,1996 4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии – СПб, 2003. 5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. –М., 2000. 6. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М., 2000. 7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Изд.центр «Академия», 1998 8. ФопельК. Как научить детей сотрудничать? 4.1-3-М. 1998 Интернет ресурсы:. https://psiholog880.wmsite.ru/igroteka/igry-na-snizhenie-agressii-i/ http :// www . pedlib . ru / Books /5/0347/5_0347-5. shtml # book _ page _ top Литература:
Слайд 21
Благодарим за внимание!
Источник