Профиль развития и поведения ребенка
Профиль развития ребенка
Всестороннее обследование позволяет составить индивидуальный профиль, который учитывает особенности развития ребенка и служит основанием для разработки индивидуальной терапевтической программы. Профиль развития должен охватывать все функциональные сферы, а не только те, которые наиболее явно связаны с симптомами, вызывающими беспокойство. Например, неспособность дошкольника символически выражать разнообразные эмоциональные интересы и темы в ролевых играх и разговорах существенна не менее, если даже не более, чем его склонность к стереотипным действиям и самостимуляции. Те области, в которых ребенок силен, тоже могут иметь большое значение при разработке терапевтической программы. Например, хорошие навыки визуально-пространственного мышления могут помочь ребенку с серьезными нарушениями речи взаимодействовать с другими, учиться и рассуждать.
Полный профиль развития позволяет специалисту рассмотреть каждое функциональное нарушение в отдельности, изучить его возможные причины и не поддаваться искушению предположить (пока не отброшены все прочие варианты объяснения), что проблемы непременно связаны друг с другом и являются проявлениями одного синдрома. Например, дети с нарушениями моторики часто хлопают в ладоши, когда они взволнованы или когда их нервная система перегружена. Многие нарушения развития, в том числе детский церебральный паралич, мышечная гипотония, диспраксия, а также расстройства аутистического спектра, сопряжены с нарушениями моторики и, иногда, с хлопаньем в ладоши. Но этот симптом часто считают присущим исключительно расстройствам аутистического спектра. Аналогичным образом, слишком слабые или резкие реакции на раздражители наблюдаются при разных нарушениях и отклонениях развития, а не только при расстройствах аутистического спектра. Поскольку профиль развития учитывает индивидуальные отклонения, дети с одним и тем же диагнозом могут иметь очень разные профили, а у детей с разными диагнозами они могут быть похожими.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [4]
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [4]
После исследований Л. С. Выготского и Ж. Пиаже об умственном развитии ребенка в психологии установилось мнение, что в старшем дошкольном и первом школьном возрасте происходит глубокое изменение мышления –
42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
В развитии ребенка в раннем детстве возникает тенденция к самостоятельности, за которой лежит не только отделение себя от своих действий, но и отделение себя от взрослого. Возникновение личных желаний перестраивает
От развития ребенка – к развитию науки
От развития ребенка – к развитию науки
Параллель между научными трудами Пономарева и Пиаже приводит к любопытным выводам: наблюдается удивительная конвергенция между учеными, творящими в разных частях планеты в одно время, даже если они незнакомы с основными трудами
1.1. Общие закономерности развития ребенка
1.1. Общие закономерности развития ребенка
Тем, кто за нас в ответе,
Давно пора понять:
Мы маленькие дети,
Нам хочется гулять!
«Приключения Электроника»
Детство людей, в сравнении с другими живыми существами, чрезвычайно длинное. Период, когда молодой человек сохраняет
Проблемы этического развития ребенка[45] . С. Г. Якобсон
Проблемы этического развития ребенка[45]. С. Г. Якобсон
Систематическое исследование этического развития детей начинается с середины 20-х годов нашего века.Существенной вехой в разработке этой области является выделение разных объектов исследования, открывавшее
Этапы психосексуального развития ребенка
Этапы психосексуального развития ребенка
Откуда берутся мальчики и девочки?Это самый трудный вопрос воспитания. Поскольку религия всегда причисляла его к греху, он традиционно замалчивается в семье, смущает и детей, и родителей.Из всех тайн, которые мы старательно
§ 12. Стадии культурного развития ребенка
§ 12. Стадии культурного развития ребенка
Наблюдения, которые мы только что изложили, убеждают нас, что развитие ребенка безусловно нельзя свести к простому росту и созреванию врожденных качеств. Как мы сказали выше, в процессе своего развития ребенок «перевооружается»,
Теория развития мышления ребенка
Теория развития мышления ребенка
Господствующая в современной зарубежной психологии общая концепция развития наложила глубокий отпечаток и на господствующее в ней понимание развития мышления. Типичным для понимания путей развития мышления у ряда таких крупных
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
В онтогенезе возникновение и развитие речи может быть предметом непосредственного наблюдения психолога.Развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок научается говорить. Однако это никак не означает, что
Программа развития ребенка
Программа развития ребенка
Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат Калифорния:Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6; оценка независимыми наблюдателями, сравнение с контрольными школами.Результаты:• Более ответственные• Более уверенные в
Стадии развития ребенка и родительские подтверждения
Стадии развития ребенка и родительские подтверждения
Стадия 1. “Быть”, от 0 до 6 мес.Я рада, что ты – живой.Ты принадлежишь нам, ты наш.То, в чем ты нуждаешься, важно для меня.Я рада, что ты – это ты.Ты можешь расти со своей скоростью.Я люблю тебя и охотно, добровольно о тебе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО ТРЕХ ЛЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО ТРЕХ ЛЕТ
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под
Уровень развития ребенка-дошкольника
Уровень развития ребенка-дошкольника
Вначале я приведу таблицу, разработанную французским психологом Ж. Пиаже. Она рекомендована специалистам всех стран, которые создают национальные версии образовательного телевизионного проекта «Улица Сезам».Табл. 1 Профиль
Источник
РЕР (Psychoeducational Profile) – Психолого-образовательный профиль
РЕР предлагает возможность оценки развития аутичных и психотических детей, а также детей с задержками в развитии. Результаты теста используются для составления индивидуальных программ обучения (IEP) для таких детей.
Концепция развития в тесте представлена в разных аспектах. Во-первых, РЕР напоминает нам, что ребенок, нормальный или больной, растет и изменяется соответственно возрасту. Во-вторых, т.к. тест используется для составления IEP, уровень развитости функционирования ребенка должен быть вычислен исходя из результатов заданий его индивидуальной программы.
Основой развития является также описание и понимание примеров характерных обучающих программ для таких детей. Т.е., у одного ребенка различные функции могут проявляется соответственно различным уровням развития. Таким образом, самая подходящая техника обучения должна быть соотнесена с уровнем развития всех функциональных зон.
Описание РЕР.
РЕР является одним из лучших тестов, выявляющих отклонения в поведении и умственном развитии детей. Он помогает составить нестандартные и идиосинкразические обучающие программы. В большинстве случаев он рассчитан на детей дошкольного возраста, но также может быть использован для детей до 12 лет.
Как результат оценки, РЕР дает информацию о развитии следующих функциональных зон: имитация, восприятие, мелкая моторика, крупная моторика, интеграция рук и глаз, когнитивные представления, вербальная. Как диагностическая система, РЕР выявляет уровни поведенческих патологий и наличие психозов в следующих зонах аффекта: взаимоотношение, взаимодействие, интерес к людям, игра и интерес к предметам, сенсорные формы и речь.
Задания РЕР состоят из различных игр, которые должны быть представлены ребенку экзаменатором. В свою очередь, экзаменатор, должен наблюдать за реакцией ребенка и правильностью выполнения заданий, делать выводы и отмечать особенности ребенка. После прохождения ребенком теста, результаты нужно идентифицировать по таблицам итогов. Таким образом, будет получена картина развития семи функциональных зон и выявлено наличие патологий в поведении ребенка.
Большинство подобных тестов содержат только два возможных результата ответов: положительный и отрицательный, РЕР же имеет еще один – удовлетворительный. Удовлетворительный ответ показывает то, что ребенок имеет достаточно знаний и возможностей для выполнения задания, но не может понять смысла или не видит надобности в его выполнении. Таким образом, если ребенок демонстрирует некоторое понимание смысла задания или может выполнить его частично, но делает это неким необычным образом, его результат стоит рассматривать, как удовлетворительный.
Т.к. РЕР служит для составления IEP, то в нем выделяются 5 характерных отличий от других подобных тестов:
1. Задания, представленные в РЕР проводились долгие годы и доказали свою эффективность.
2. Возрастные уровни и результаты заданий распределены таким образом, что здоровый ребенок может выполнить соответственное задание раньше, чем указано в таблице возрастов.
3. Указания в РЕР построены таким образом, что они не звучат, как приказ, а являются приглашением к игре.
4. Т.к. для таких детей характерны проблемы с речью, задания и указания в РЕР составлены таким образом, что необходимость понимание речи в них минимальна.
5. Результаты теста рассматриваются не стандартно, т.к. они направлены на составление индивидуальных программ.
Описание теста и указания к нему.
Развитие функциональных зон.
Задания теста распределены по семи развивающимся функциональным зонам: имитация, восприятие, мелкая и крупная моторика, интеграция глаз и рук, вербальная зона и когнитивные представления.
Имитация.
В тесте содержится 10 заданий на имитацию, которые позволяют выявить способность ребенка имитировать определенные вещи как вербально, так и двигательно. Имитация связана также и с речью, хотя некоторые дети не могут повторить определенных звуков, в то время как легко изображают некоторые действия. Упражнения на моторную и вербальную имитацию часто могут способствовать кооперации в случаях у детей с низким уровнем развития.
Восприятие.
В РЕР представлено 11 заданий на восприятие, зрительное и слуховое. Навыки восприятия необходимы ребенку для учебы и общения. Эти упражнения очень важны, т.к. у аутичных детей и детей с другими психотическими заболеваниями часто возникают трудности с восприятием и интеграцией сенсорной информации.
Мелкая и крупная моторика.
В тесте представлено 10 заданий на мелкую моторику и 11 заданий на крупную моторику. Большинство из них выявляют нормальную способность ребенка двигаться в первые годы жизни. Это задание не только помогает установить развитость координации движений, но также доставляет детям удовольствие, т.к. никак не связана с заданиями на речь и достаточно легко выполняется.
Интеграция глаз и рук.
В тесте представлено 14 заданий на кооперацию левых и правых глаз и рук, это также относится в некоторой степени к мелкой моторике. Эти задания необходимы для рисования и письма.
Когнитивные представления и знаки.
Последние две зоны напрямую связаны с познавательной способностью ребенка и речью. Отличие между этими двумя зонами заключаются лишь в том, что задания на когнитивные представления как правило проходят в игре и требуют лишь понимания указаний, а задания на когнитивные знаки требуют четкого вербального ответа.
Патологии.
В тесте представлено 14 заданий на выявление патологического и психотического поведения. Они подразделяются на 5 подгрупп:
1. Аффект
2. Взаимодействие, взаимоотношение и интерес к людям
3. Игра и интерес к тестовому материалу
4. Сенсорные модели
5. Речь
Задания на патологии не показывают обширной вариации развития. В год-полтора нормальный ребенок должен проходить все эти задания. Другими словами, задания на патологические зоны направлены на диагностику и выявление предположений, они дают информацию об уровне неорганизованности поведения ребенка, а также идентификация специфических зон, в которых эта патология может быть представлена.
Счет.
Система подсчета результатов РЕР состоит из трех уровней: положительный, удовлетворительный и отрицательный.
1. Положительный: результат рассматривается как положительный, если ребенок может успешно выполнить задание без предварительной демонстрации.
2. Удовлетворительный: если ребенок имеет представление о том, как выполнить задание, но ему не хватает понимания. Также результат считается удовлетворительным, если ребенку необходима предварительная демонстрация выполнения задания.
3. Отрицательный: если ребенок не может выполнить задание даже частично или не пытается выполнить его, даже после демонстрации.
Подсчет результатов заданий на патологии.
Система подсчета заданий на патологии отличается от системы подсчета других функциональных зон по нескольким параметрам. Во-первых, критерии подсчета данных заданий основываются на клинических выводах. Такие термины, как «адекватный», «адекватный по возрастному уровню» и «входящий в рамки нормы», используются для того, чтобы отобразить соответствие между рангом поведения нормального ребенка и возрастными уровнями. При этом, экзаменатор должен основываться при подсчете на статистические возрастные уровни.
Во-вторых, задания на патологии подсчитываются по уровню или сумме нарушенных, ненормальных реакций. В итоге, патология может отсутствовать, быть средней, а может быть тяжелое нарушение. В этих заданиях нет удовлетворительного уровня. Результат определяется как отсутствие патологии (А), если поведение ребенка соответствует его возрастному уровню. Средним (В) результат считается, если ребенок ведет себя, как дети более младшего возраста. В этом случае важно не перепутать это с действительными нарушениями в поведении ребенка. Тяжелым нарушением (С) считается неадекватное во всех отношениях поведение ребенка, этот результат не похож на предыдущие два.
Когда следует подсчитывать результаты теста.
Все задания, за исключением заданий на патологии, подсчитываются при их выполнении. Если экзаменатор не уверен в своем решении относительно результата в каком-то специфическом задании, он должен понаблюдать за поведением и игрой ребенка, после чего, по окончании теста, проконсультироваться в руководстве.
Задания с 71 по 98 на выявление патологий всегда учитываются сразу после выполнения каждого из них. Экзаменатор должен сделать свои заметки относительно поведения ребенка и подсчитать результаты, пока его впечатление о ребенке еще свежо.
Источник
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Для построения столбчатой диаграммы (профиля) необходимо по горизонтальной оси обозначать наименования блоков качественных показателей, по кортикальной оси в масштабе проставить абсолютные величины «средних значений блоков показателей» (по сводному протоколу результатов психологического обследован и л детей старшего дошкольного возраста), соответствующие определенному блоку качественных показателей. Чтобы профиль имел законченный вид, начертить столбы (высота каждого соответствует абсолютной величине «среднего значения блока показателей») для каждого блока качественных показателей.
Расшифровка профиля
Приведем алгоритм расшифровки профиля. 1. Определить, какой из качественных показателей («эмоции и поведение», «саморегуляция и контроль»,«речь», «мышление») имеет наименьшее количественное значение. Это может свидетельствовать о ведущей проблеме ребенка. Если количественное значение показателя не превышает 2,0 баллов, необходимо провести углубленную диагностику соответствующей психической сферы ребенка (интеллектуальной, речевой, эмоциональной).
2. Оценить качественную взаимосвязь показателей, опираясь на их количественные значения. Результат такой оценки позволяет предположительно определить категорию имеющихся у ребенка проблем. Были выявлены следующие закономерности:
• для детей, у которых ведущая проблема – нарушение эмоционально-волевой сферы, характерны более низ
кие количественные значения показателей: «эмоции и поведение», «общение», «саморегуляция и контроль», «моторика», «работоспособность», «внимание», более высокие количественные значения показателей: «интерес», «намять», «речь», «мышление»;
• для детей, у которых ведущая проблема – нарушение интеллектуальной сферы, характерны более низкие
количественные значения показателей: «мышление», «саморегуляция и контроль», «помощь», «внимание», «воображение», более высокие количественные значения показателей « моторика», «эмоции и поведение », « общение»;
• для детей с ведущей речевой проблемой количественные значения показателей также неравномерны. Более низкие значения характерны для показателей: «речь», «общение», «саморегуляция и контроль», «внимание», «память», «воображение», более высокими количественными значениями отличаются показатели «эмоции и поведение», «интерес»;
• для детей, которых отличает низкая саморегуляция деятельности и поведения, справедлива следующая
картина количественных значений показателей. Более низкие значения показателей: «саморегуляция и контроль», «помощь», «работоспособность», «внимание», «память», более высокие количественные значения отмечаются у показателей «интерес», «речь», «мышление».
114
3. Определить, какие психические функции являются сохранными у ребенка (по показателям, получившим наибольшие количественные значения).
Составление индивидуальной программы коррекции
Сводный протокол и профиль результатов психологического обследования ребенка служат источником для разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Определим последовательность этапов при разработке такой программы.
1. Выявить ведущую проблему ребенка (на основании профиля).
2. Определить показатели, количественные значения которых не превышают 2,0 баллов (по сводному протоколу обследования).
3. Выявить сохранные функции ребенка (по наибольшим количественным значениям показателей).
4. Подобрать игры и упражнения для развития отстающих психических процессов ребенка. При этом следует руководствоваться основными дидактическими принципами (комплексность, последовательность, учет возраста и потенциальных возможностей ребенка, наглядность и др.).
Пример реализации третьего уровня диагностической программы
Профиль показателей развития психических функций у Кати С, 5 л. 8 мес. (протокол обследования приведен в предыдущем примере)
Общие показатели | баллы | |||||||||
Эмоции и поведение | 2,2 | |||||||||
Общение | 2,7 | |||||||||
Саморегуляция и контроль | 2,1 | |||||||||
Интерес | 2,8 | |||||||||
Деятельность | 2,1 | |||||||||
Помощь | 1,8 | |||||||||
Работоспособность | 2,4 | |||||||||
Внимание | 1,7 | |||||||||
Моторика | 2,8 | |||||||||
Зрительное восприятие | 2,3 | |||||||||
Пространственное восприятие | 2,1 | |||||||||
Память | 2,3 | |||||||||
Речь | 2,1 | |||||||||
Мышление | 1,6 | |||||||||
Воображение | 2,1 |
Анализ профиля: ведущей проблемой ребенка является нарушение мышления. Коррекционного вмешательства требуют следующие психические составляющие: внимание, саморегуляция, речь, пространственное восприятие, воображение. У ребенка констатируется пониженная обучаемость.
Сохранные функции: относительно сохранна мотива-ционная сфера, сфера общения, моторика.
Направленность коррекционно-развивающей работы:
все виды мышления, особенно словесно-логическое;
устойчивость и концентрация внимания;
звукопроизношение;
фонематическое восприятие;
словарь (обобщающие понятия);
слухоречевая память;
ориентировка в пространстве листа, в частях тела;
вербальное воображение.
Источник