Профессиональное образование как фактор развития личности ребенка

Профессиональное образование как фактор развития личности ребенка thumbnail

Иванова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии

О процессе формирования личностных качеств в деятельности написано множество педагогических и психологических трудов. Но проблема остается и сегодня весьма актуальной. Отсутствие у подростков желания включаться в умственный и физический труд, пассивное отношение к трудовой деятельности, порция иждивенчества волнует сегодня уже не только родителей и учителей, а заставляет общество обратить внимание на состояние трудовой подготовки подрастающего поколения. В последние годы происходят дискуссии по вопросам соотношения умственного и физического труда школьников. В печати появляются выступления, где доказывается, что дело школьников – это учеба, а потрудиться они еще успеют.

Ошибкой наших педагогических учреждений стало убеждение, что только школа в рамках предмета “Технология” должна дать подрастающему поколению все необходимые умения и навыки успешной трудовой деятельности. В век ускорения научно-технического прогресса объем необходимой учебной информации продолжает увеличиваться, а урокам труда отводится второстепенная роль. При этом введение обязательного производственного труда школьников рассматривается как досадное отвлечение учащихся от учебной деятельности. Таким образом, утрачивается триединая цель школьного учебно-воспитательного процесса: обучение, воспитание и развитие, а основной упор делается лишь на обучение, исключается и активный, деятельный подход не только к применению полученных знаний на практике, но и самостоятельная деятельность учащихся по приобретению знаний.

Упрощая школьный учебно-воспитательный процесс, сводя его лишь к подготовке учащихся в институт и другие высшие учебные заведения, мы забываем, что школьные годы – это время активного формирования личности, мотивов ее поведения, нравственности, духовности, коммуникативных возможностей, организационно-деятельных способностей. Еще одно важное негативное последствие существующей практики – это ошибочная социальная ориентация школьников лишь на Вузы, внушения, что в рабочий класс пойдут лишь “троечники”, что лишь усвоенный объем учебной информации является залогом успешной будущей профессиональной деятельности. И при этом совсем не говорится, как найти этот единственно верный жизненный путь, определить то поле профессиональной деятельности, где реализуются интересы, склонности, способности каждого выпускника.

Словесные утверждения, что “ныне каждый труд почетен” не подкрепляются сегодня реальной действительностью, а вот о том, что талантом должен обладать не только актер, пианист или ученый, что должен быть талант у мастера, у слесаря, у парикмахера, можно достичь успеха, имея определенные качества личности, способности, мы часто забываем.

Нужно очень много сил, такта, терпения и самое главное – организационных находок, чтобы поставить во главу всего учебного процесса школы труд, постараться включить всех подростков в самые разнообразные виды деятельности. Каждый учащийся в школьные годы должен найти свое место в мире профессий, наиболее полно реализовать свои возможности, расширить все свои внутренние резервы и потенциалы, стать полезным и нужным тому обществу, в котором он живет. Только тогда каждый человек будет счастлив в трудовой деятельности, а мы сможем сказать, что готовим к жизни будущее поколение счастливых людей. Помочь в этом должна современная школа, в самом широком ее трактовании. Иными словами, содружество школы и внешкольных учреждений. В этих учреждениях должны быть разнообразные мастерские, чтобы было право свободы выбора, т.к. только с течением времени школьники выявляют свое внутреннее призвание к той или иной деятельности.

Советский педагог С.Т. Шацкий писал: “Основой детской организации должен служить физический труд. Поэтому необходимо решить, какие виды труда должны быть представлены в детском учреждении, и какую роль должны играть отдельные виды труда. В учреждении должны быть представлены главные виды труда, на которых строилась и поддерживалась жизнь человека. К главнейшим из них надо отнести обработку дерева, глины, ткани, металла и кожи.

В детских учреждениях мастерские должны быть разнообразны, чтобы было право свободного выбора, т.к. только с течением времени школьники выявляют свое внутреннее призвание к той или иной деятельности.

Физический труд играет большую роль в воспитании характера и развитии умственных способностей. При напряжении мускулов получается организованное усилие, которое имеет большое значение для образования умственных усилий. Организованное усилие при помощи физического труда будет направлять умственную деятельность детей, раздувая ее, как уголек. Следовательно, физический труд, вытекающий из жизненной необходимости, играет большую роль в жизни детей”.

Итак, трудовая деятельность нужна школьнику для формирования собственного “Я”, привлечения всех духовных и нравственных потенциалов для реализации своей неповторимости, всех своих способностей и склонностей. Но, как же правильно организовать трудовую деятельность?

Читайте также:  Центр развития ребенка омск советский округ

Сегодня в школе существует множество программ профессионального обучения учащихся. Одна из таких программ – это разработанная мной программа “Ковровая вышивка”. Основная цель программы является подготовка к профессии, формирование профессиональных знаний, умений и навыков, эстетическое воспитание школьников на основе народного промысла.

Эта программа развивает в детях такие чувства, как удовлетворение от завершения работы, гордость от достижения трудовой деятельности, вырабатывает у детей представление о профессии мастер по ковровой вышивке, воспитывает чувство достоинства личности, прививает навыки самооценки, воспитывает усидчивость и терпение, учит доводить начатое до конца, помогает личности развиваться в нужном направлении.

Программой предусматриваются следующие виды деятельности: ручной труд, ролевые игры, экскурсии на выставки, практическое овладение профессией, включение учащихся в профессиональный мир с учетом их склонностей, интересов и способностей.

В кружковой работе, как нигде, нельзя “вбивать” знания и умения без увлечения. Только увлеченность позволяет постигать секреты мастерства. Способности развиваются быстрее и радостнее в объединенном общими идеями, целями и традициями коллективе, где старшие всегда помогут младшим, где идет не просто процесс обучения операциям, а процесс обучения творчеству. А для этого в кружке помимо основной деятельности проводятся конкурсы, выставки, экскурсии и праздники. Мало, чтобы кружок просто занимал свободное время детей, важно, чтобы он давал ребенку радость. А радость он получает оттого, что своими руками может делать подарки своим родным и близким.

Воспитать у подростков любовь к труду путем даже самых пылких словесных призывов невозможно. Нужно научить школьников учиться путем включения их в реальную трудовую деятельность, оказав помощь в их профессиональном становлении. Любая трудовая деятельность конкретна, для выполнения реального производственного задания нужно сформировать у школьника специальные знания, умения, навыки. Вот тут-то и возникает необходимость приобретения первоначальной профессиональной квалификации, которая и станет первой ступенью профессионального образования. От педагога зависит, превратится ли эта ступень в лестницу непрерывного профессионального образования.

Совсем не обязательно, что школьники выберут в дальнейшем именно ту профессию, первоначальные специальные знания по которой у них сформировались в школе, а умения и навыки закрепились в производственном труде. Но ведь речь идет о формировании личности подростка. “Надо воспитывать у учащихся готовность сознательно выполнять всякую работу, необходимую для общества”,- писал В.А. Сухомлинский. Где бы не трудились затем выпускники школ, трудовая закалка, само отношение их к труду и людям труда сформировалось в юношеском возрасте. Он был убежден, чем раньше ребенок познает радость творческого труда, тем больше уверенности в том , что из него вырастет умелец, которому будут чужды лень и скука, поэтому передача мастерства это важная и благородная задача.

Самые лучшие взаимоотношения между взрослыми и детьми складываются тогда, когда их объединяет духовная общность, совместные интересы, переживания, общее дело. Только в такой обстановке ребенок раскрепощается и творит красивые, добрые вещи. Разве можно сравнить ковер выполненный ребенком с покупными коврами. И ведь не зря многие родители, ценя труд ребенка, каждую работу оформляют и вешают на стену, им жалко пользоваться такими работами, жалко на них сидеть, по ним ходить.

Я радуюсь, когда в быту дети могут отличить красивое от низкопробного, примитивное от добротного. Радуюсь, когда они становятся добрее, уверенней, лучше и талантливей. Значит, усилия мои не потрачены даром, и мои занятия оставляют след в душе учащихся.

Итак, профессиональное самоопределение в сочетании с развитием и формированием личности ребенка осуществляется на школьной скамье в процессе профессионального обучения подростков, включение их в активную реальную деятельность, успешно сочетающуюся с приобретением подростками среднего образования. При этом, с одной стороны, у школьника формируется общечеловеческая культура трудовой деятельности, а с другой стороны, знакомство с профессиональной деятельностью позволяет ученикам определять свои индивидуальные интересы и склонности, развить способности, найти свое место в многообразном профессиональном мире.

Список использованной литературы:

Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации “Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников”. Методическое пособие, Москва 1989 г.

Р.С. Немов “Психология”. Москва “Просвещение”, 1995 г.

Журнал “Народное творчество” – №1, 2 2000 г.

Источник

Интеграция дополнительного и профессионального образования как фактор развития личности обучающегося

Чернышева Э.В.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский технический колледж»

Российская система образования регулярно модернизируется в целях выведения образования на качественно новый уровень. Одной из основных тенденций развития современной системы образования стала интегративность [Колесов 2014, 42]. Интегративные процессы являются важным аспектом при создании единого образовательного пространства, а также гарантируют преемственность в системе непрерывного образования, к которым стремится современная российская образовательная система.

Читайте также:  Выявление эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка

Интеграция проявляется как в обновлении содержания образования, так и в изменениях структуры образовательной системы. В первом случае наиболее явным примером интеграции является укрепление межпредметных связей, во втором – усиление взаимодействия между образовательными организациями разного уровня, в том числе создание комплексных образовательных учреждений.

В вопросах интеграции образования в центре внимания оказываются проблемы объединения и взаимодополнения дошкольной, общей, профессиональной и высшей образовательных систем, а также интеграция дополнительного и общего образования, в то время как проблема интеграции дополнительного и профессионального образования остается на периферии. Технология интеграции дополнительного и профессионального образования не только мало изучена в теории, но и уступает в практической реализации, поэтому ее исследование и трансляция успешного опыта на данный момент имеют особую значимость и актуальность.

Профессиональное образование в России на сегодняшний день стремится к повышению конкурентоспособности специалистов, вышедших из учреждений профессионального образования, и для этого, в частности, используется личностно-ориентированный подход в обучении, вариативность образовательных программ, взаимодействие с другими образовательными и общественными организациями. Современный специалист должен не только владеть профессиональным мастерством, но и быть всесторонне развитой, гармоничной личностью. Для создания условий, необходимых для становления такой личности, важно учитывать интересы и потребности каждого обучающегося; не только совершенствовать профессиональные навыки, но и поощрять творческую и интеллектуальную активность, развивать надпрофессиональные компетенции и социальные навыки. Ресурсы дополнительного образования могут стать ключевым инструментом для развития профессионального образования в данном направлении.

Дополнительно образование имеет ряд преимуществ перед другими видами образования, поскольку это уникальная практика развития личностного потенциала, основанная на добровольности и свободе выбора обучающихся. В число преимуществ также входят разноплановость и гибкость программ, персонифицированность и неформальность. Обучающиеся имеют возможность самостоятельно определить индивидуальную образовательную траекторию, выбрать наиболее подходящее объединение и педагога, а педагоги свободны в выборе методов, форм и средств обучения. Вышеперечисленные особенности системы дополнительного образования открывают широкие возможности для самореализации, способствуют повышенной мотивации к обучению и высокой результативности образовательного процесса [Меркулова 2010, 37]. Дополнительное образование содействует в организации условий для развития личности человека, самоопределения и самореализации, предоставляет возможность удовлетворить потребности в интеллектуальном, духовно-нравственном и творческом совершенствовании.

В результате взаимодействия и взаимодополнения профессионального и дополнительного образования происходит расширение образовательной среды. Интеграция способствует повышению доступности и качества образования, а также совершенствованию профессиональной компетенции участников педагогического сообщества. Программы дополнительного образования реализуются в свободное от учебных занятий время, рассчитаны на организацию не только учебной, но и досуговой деятельности. Участники данных программ получают дополнительное время для формирования необходимых компетенций, а организованный досуг открывает возможности для более продуктивного и ускоренного личностного роста.

Начальный процесс интеграции двух образовательных систем мы предлагаем более детально рассмотреть на примере бюджетного профессионального образовательного учреждения Орловской области «Орловский технический колледж». В состав колледжа входит структурное подразделение «Центр дополнительного образования и развития творчества учащейся молодежи», на базе которого реализуются 11 дополнительных общеразвивающих программ по четырем направлениям: художественному, социально-педагогическому, техническому и туристско-краеведческому. В объединениях обучаются как студенты Орловского технического колледжа, так и студенты других профессиональных образовательных учреждений города, общее количество которых на данный момент превышает количество 300 человек.

Каждая программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, включает в себя насыщенную творческую и интеллектуальную образовательную деятельность, представляет широкий простор для самореализации. Студенты, вовлеченные в деятельность объединений дополнительного образования, попадают в условия благоприятные не только для раскрытия творческого потенциала, но и для социальной адаптации и даже профессионального роста.

При реализации образовательных программ Центра дополнительного образования и развития творчества учащейся молодежи также активно используется метапредметный подход к обучению, закладываются прочные межпредметные связи с другими научными дисциплинами. Базовое образование обучающихся совместно с программами Центра должны взаимодополнять друг друга, способствуя созданию необходимых условий для полноценного личностного развития молодых людей.

Смысл метапредметного обучения заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся подход к изучению предложенных программами предметов как к системе знаний об окружающем мире. При таком подходе перед педагогами становятся задачи научить подопечных использовать полученные знания в реальной жизни, помочь им в осознании устройства окружающего мира и нахождении своего места в нем. Результатом обучения с применением метапредметных связей является развитие понимания, мышления и рефлексии обучающихся, а также их коммуникативной компетенции.

Читайте также:  Развитие у ребенка творчество логика

Межпредметный подход в обучении более подробно можно рассмотреть на примере программы социально-педагогической направленности “Крылатый Вестник”. Данная программа в первую очередь опирается на филологические дисциплины. Приобщение молодежи к профессии журналиста сопровождается расширением и углублением знаний о речевых жанрах, стилистике, литературном редактировании, культуре речи. Данный учебный курс обеспечивает межпредметные связи с литературой (написание сочинений и текстов разных жанров публицистического стиля на заданную тематику, составление материалов для газеты, изучение выдающихся трудов известных публицистов и журналистов), психологией (ознакомление с закономерностями психологических процессов, составляющих основу феноменов массовой коммуникации и индивидуального творчества), социологией (изучение журналистики как социального института), историей (знакомство с историей журналистики от предпосылок возникновения до ее современного состояния), искусством (художественное оформление газеты, изучение дизайна печатных изданий, освоение навыков фотографии, изучение художественных и режиссерских приемов, используемых в тележурналистике), правоведением (ознакомление с законами, регулирующими журналистскую деятельность), философией (изучение философии журналистики), информатикой (работа в прикладных программах на ПК, изучение явления интернет-журналистики).

В программах художественной направленности, хореографических и вокальных, также применяется межпредметный подход: в ходе освоения программ обучающиеся знакомятся с историей, литературой и искусством; программа туристско-краеведческой направленности «Отечество» предполагает более детальное и углубленное изучение отечественной истории, закладывает прочные связи с такой дисциплиной как физическая культура; программа технической направленности «Прикладная информатика» тесно переплетается с программами профессионального образования, сязанными с информационными технологиями.

Также в объединениях Центра обучающиеся совершенствуют необходимые современному специалисту надпрофессиональные навыки, такие как целеустремленность, многозадачность, ответственность, дисциплина, критическое мышление, умение выступать на публике, умение работать в команде и группами. В каждом объединении созданы необходимые условия для их успешного развития. Надпрофессиональные навыки имеют особое значение для построения дальнейшей карьеры обучающихся вне зависимости от выбранной ими профессии, их развитие способно обеспечить высокую производительность труда и успешное участие в рабочем процессе.

Таким образом, даже на начальном этапе интеграция способствует профессионализации личности обучающихся. В условиях интеграции студенты более заинтересованы в непрерывном самообразовании и самосоврешенствовании, а дополнительное образование успешно помогает его участникам в дальнейшем легко адаптироваться в профессиональном мире.

Согласно модели развития учреждений системы СПО за счёт использования потенциала дополнительного образования, предложенной исследователями ярославского университета, процесс интеграции данных образовательных систем можно разделить на три этапа: 1 – этап становление или возрождение дополнительного образование в профессиональных учреждениях, 2 этап – развитие интеграционных процессов и 3 этап – создание целостного образовательного пространства, в соответствии с этапами выделяются четыре ступени развития [Гущина 2008, 58]. В соответствии с данной схемой процесс интеграции в БПОУ ОО «Орловский технический колледж» на данный момент находится на 2 этапе и на 3 ступени развития. Данная ступень отличается установлением нормативно-правовых отношений, обеспечением необходимыми ресурсами – методическими, педагогическими и материально-техническими, началом формирования единой образовательной среды. На данном этапе дополнительное образование становится постоянным и неотъемлемым участником основного образовательного процесса. Проводятся совместные мероприятия, методические и педагогические советы, создается обстановка сотрудничества, в которой интеграция укрепляет свои позиции.

Для осуществления успешной интеграции в дальнейшем необходимо расширение материально-технической базы Центра, привлечение новых педагогических кадров, построение интеграционных образовательных линий Центра с профессиональными образовательными организациями. Построение интеграционных линий в первую очередь основывается на создании новых дополнительных образовательных программ, которые будут достаточно наполнены образовательными элементами, позволяющими говорить о формировании начальных компетенций по направлению обучения, совпадающими с компетенциями, заложенными в стандарте специальности среднего профессионального образования. Именно интеграционные «сквозные» программы способны в дальнейшем установить и укрепить внутренние связи между профессиональным и дополнительным образованием и создать необходимые условия для развития профессиональной многосторонней личности обучающегося.

Список литературы

1. Гущина, Т.Н., Иобидзе, Н.Г., Талова, Т.М. Интеграция дополнительного и профессионального образования как фактор развития учреждений сферы начального профессионального образования [Текст] / Т.Н Гущина, Н.Г. Иобидзе, Т.М. Талова // Ярославский педагогический вестник. Серия: Гуманитарные науки. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. – №3. – С. 58

2. Колесов В.И. Основы педагогики. Учебное пособие. Санкт-Петербург. Издательство «7СТУДИЯ РИК», 2014г.

3. Меркулова Н. В. Интеграция основного, профессионального и дополнительного образования / / Среднее профессиональное образование. 2010. № 4. С. 37-38.

Источник