Профессиональная поддержка индивидуального развития ребенка

Профессиональная поддержка индивидуального развития ребенка thumbnail

Поддержка индивидуальности ребенка через разные способы общения.

С рождения каждый ребенок индивидуален и неповторим. Очень часто,  взрослея и адаптируясь к социуму, ребенок частично утрачивает свою индивидуальность,  в силу разных причин, одной из которых является дефицит  общения. А между тем, в процессе общения обеспечивается  индивидуальная траектория развития, поддержка  индивидуальных потребностей и интересов дошкольников, осуществляется процесс зарождения и установления целой системы взаимоотношений ребенка с окружающей его действительности. Большая роль в этом принадлежит педагогу. Именно он создает условия:

– для выбора деятельности;

-выбор форм совместности;

-выбор условий для принятия детьми решений;

-выражение своих чувств и мыслей;

-оказывает поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности, которые немыслимы без общения;

-поддерживает индивидуальность через разные способы общения.

Принципиально новые подходы к организации образовательного процесса, основанные на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяют дошкольникам проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя, а общение со взрослым и сверстниками в атмосфере равноправия и сотрудничества способствуют развитию коммуникативной сферы. Взрослый выступает в роли партнера и наставника.  В процессе общения с детьми я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, их интересы, предпочтения.   Строю общение, основанное на личностно –ориентированном взаимодействии, предполагающего:

-сотрудничество в игре и общении,

-совместное обсуждение,

-сопереживание и поддержка.

Все эти способы направлены на то, чтобы поддержать интересы и инициативу, развивать в детях индивидуальность, положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В своей практике выстраиваю свои действия так, чтобы не подавлять инициативность и самостоятельность детей, например,

•подумай самостоятельно,  при этом  я не навязываю ребенку своего решения, а помогаю сделать это самому. Уважение его точки зрения способствует самостоятельности мышления;

•адекватно выражать свои чувства. Я не отвергаю его чувства, а принимаю,  стремлюсь разделить или облегчить их. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами,  способствую  формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемым способом;

•понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает этот опыт из общения со взрослым и переносит его на других людей.

   Главной моей задачей  является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении собственной личности. Такие взаимоотношения требуют внутренних усилий, а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспитания и свою роль в нем.

Важное психологическое условие, побуждающее детей к общению,- моя поддержка: терпеливое и внимательное ожидание ответа ребенка, приветливость, положительное эмоциональное отношение и оценка.

Не менее важное условие обучение общения – это создание ситуаций, в которых дети могли бы реализовать свое осознанное поведение. Ребенок должен быть активным участником этого процесса.

Общение – многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу друг к другу. От характера общенияво многом зависит эффективность воспитательно – образовательного процесса в д/с, развитие личности ребенка, особенности его отношений с окружающими. В процессе общения происходит социализация дошкольника, приобщение его к ценностям общества.

Общение часто рассматривают как один из видов деятельности. Полноценное общение с взрослым жизненно важно для ребенка. Процесс общения предполагает вербальное и невербальное общение.

Вербальное– передача информации с помощью слов – речь.

-беседа;

– слушание – восприятие речи говорящего;

– чтение;

-игра

Невербальное общение  -это общение с помощью мимики, жестов и пантомимики. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Для общения с детьми  очень значимы невербальные средства. Они помогают мне привлекать и удерживать внимание детей. Дети лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.

   Главное для меня в общении – соучастие. Детей радует совместная деятельность, шалости, веселье. В этот период я разумно корректирую такое общение. Развиваю любознательность , когда малыши задают сложные вопросы или обращаются ко мне за ответом. Я серьезно отношусь к любому вопросу малыша, тем самым поддерживаю его любознательность. Организуя  общение со всеми детьми, обращаю внимание на то, чтобы дети правильно взаимодействовали друг с другом: слушали друг друга, не перебивали, понимали смысл сказанного.

 В своей практике использую одну из технологий, позволяющей успешно решать задачи индивидуализации в процессе общения, это технология «Мы вместе». Цель  технологии в том ,что поставленные речевые задачи ориентированы   на  ребенка, а не на педагога. Все занятия, игры происходят через общения.  Например, в начале занятия детям предлагаются карточки с тремя  смайлики. Если часть детей используют грустный смайлик, меняю задание на другое. Тот, кому задание понравилось, приступает к работе, кому нет –предлагаю другое на выбор. В этом заключается дифференцированный подход.

Читайте также:  Отставание в развитие недоношенного ребенка

В своей работе с детьми широко использую игровые приемы, способствующие возникновению интереса к общению.

При любой конфликтной ситуации, капризах, упрямстве игровой прием легко помогает,  мне справится с ребенком. Нужно только, чтобы образы, с помощью которых я воздействую на ребенка, были интересны, близки и понятны ему. Наиболее распространенная мотивация «помоги игрушке»
  В своей работе с детьми использую игры  на развитие навыков общения со сверстниками, такие как:

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай.

Например: «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним», «Маша сломала куклу»,Самолет плавает»

Игра  «Доброе слово»

Цель: научится говорить друг другу добрые слова и комплименты.

Игра «А я сегодня вот такой!»

Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении.

Хорошая игра ,как раз для детей 3-4 года «Волшебная палочка!»

Детям показывается любая палочка. Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня, значит я водящий. Выбираю себе партнёра в кругу (подходит к любому из детей). Задаю ему вопрос (по теме занятия) – например:

1. Чего нет у человека, а есть у животных?

Особенность этих игр. Правила  озвучиваю один раз. И если кто-то не понял , нужно попросить кого-нибудь из детей рассказать и объяснить что нужно делать.

Если правила нарушаются, спрашиваю детей , что же они не  так сделали и исправить ошибку. А не показываю и исправляю сама.

Для поддержанииинтереса детей друг к другу я  использую совместное пение песенок, просмотр детских работ(рисунков, поделок из пластилина, построек из кубиков, альбомов). При этом я обязательно использую похвалу, создавая ситуацию успеха.

  Во время совместных наблюдений за различными явлениями (идет снег, дует сильный ветер,деревья качаются, пролетел самолет, скидывали снег с крыши) у детей расширяется не только познавательная сфера, но и обогащается словарь.

Общение также является важным элементом совместной творческой деятельности.  Во время коллективных работ , дети не только получают навыки совместной деятельности, но и приобретают опыт общения друг с другом, овладевают навыками речевого этикета.  

Главное для меня  – оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его индивидуальности. Учитывая индивидуальные особенности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия обращаю внимание на формирование социальных качеств.

Именно личностно – ориентированный образовательный процесс обеспечивает развитие  ребенка, с учетом его  индивидуальных особенностей,  склонностей, интересов, предоставляет возможность каждому реализовывать себя в деятельности.

Источник

Педагогическая поддержка

в организации образовательного маршрута

С введением федерального государственного образовательного стандарта изменились подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Образовательная ситуация, в центре которой находится дошкольник, личность, с неповторимой индивидуальностью требует от педагогов создания определённых условий, выполнение которых позволит формировать личностные качества, воспитывать моральные и нравственные нормы, принятые в нашем обществе, и при этом, поможет ребёнку сохранить свою индивидуальность.

Понятие индивидуально-образовательного маршрута встречается в работах С.В. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической концепции «Продуктивного обучения», разработанной М.И. Башмаковым, рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию преподносимого детям материала, разработку системы знаний различного уровня и трудности, и преодоление противоречий между программными требованиями и реальными возможностями каждого дошкольника.

Под термином «педагогическая поддержка» мы понимаем педагогическую деятельность, обеспечивающую раскрытие личностного потенциала ребёнка, включая помощь детям, педагогам, родителям. Это деятельность профессиональных педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, получением знаний, умений, навыков.

Сложность педагогической поддержки заключается в том, что она выстраивается в естественных условиях и должна оставаться естественной для ребенка. Необходимость её использования возникает только тогда, когда ребёнок сталкивается с проблемой.

Педагогическая поддержка в организации образовательного маршрута предполагает использование определённых методов и приёмов, способствующих достижению поставленных целей.

Одним из эффективных методов обучения является метод реагирования.

Его отличительная особенность – предоставление детям права участвовать в планировании, право выбора, самореализации и реализации своих идей в партнёрстве с другими.

Наиболее универсальным способом индивидуализации обученияявляется метод «строительных лесов».Суть данного метода заключается в том, что педагог, в результате наблюдений за ребёнком, вовремя создаёт такие условия (моделирует ситуацию), которые помогают дошкольнику самостоятельно сделать следующий шаг в своём развитии, перейти на более сложный функциональный уровень.

Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:

1-действие: презентация нового материала, игры.

Читайте также:  Неправильное развитие стопы у ребенка

2 – действие: привлечение кого-то из детей для обучения новому действию или игре и дальнейшей её трансляции сверстникам.

3 – действие: перенаправление детей группы к детям, освоившим новое действие или игру.

Работа в небольших группах

Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Наиболее эффективным является работа в подгруппе из четырёх-пяти детей и одного взрослого, так как даёт возможность всем участникам поучаствовать в деятельности. Использование такого метода даёт возможность взрослому оказать необходимую помощь детям, которые не справились с заданием. Тем же, кто проявляет успех, даётся возможность к самостоятельным действиям.

Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности

Этот метод даёт возможность получения задуманного детьми продукта, используя материалы и технику выполнения, выбранного самими дошкольниками. Педагог оказывает помощь ребёнку, в зависимости от обстоятельств (кому-то словом, кому-то делом). Это создает условия для детской самостоятельности, но в то же время взрослый чутко реагирует на потребности и желания каждого из воспитанников.

Спонтанная индивидуализация

Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).

Это происходит в непрогнозируемых ситуациях. Например, необходимо срочно дифференцировать уровень сложности задания или помочь найти выход из спорной или конфликтной ситуации.

Метод тщательного отбора материалов

Суть данного метода состоит в том, что предметно-развивающая среда группы (игровые пособия, атрибуты и игрушки) должны быть гибкими, разными по уровню сложности, по вариативности.

Кроме перечисленных методов могут использоваться и другие.

– Метод диагностики (диагностика способностей и склонностей каждого ребенка для выстраивания индивидуальных маршрутов);

– Метод создания ситуации успеха (составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности);

– Метод проб и ошибок (целенаправленное использование данного метода воспитателем, создание таких ситуацийдля ребёнка, в которых он самостоятельно ищет выход из проблемной ситуации, добивается цели);

– Метод расширение спектра материалов, способов деятельности ребёнка;

Метод учета принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования его самостоятельной деятельности и организованной деятельности с ним с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей);

– Метод использования проектов (детские проекты, родительско – детские проекты);

Детское портфолио;

Метод презентации продуктов детской деятельности;

Метод использования (организация) специальных образовательных ситуаций;

Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;

Специально организованные занятия в кружках (для одарённых детей) или индивидуальная (коррекционная) деятельность;

Метод создания педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца (индивидуально для каждого ребенка);

Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».

Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях:

  • В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, представляющей собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения), в которой индивидуализация проявляется стихийно.

  • Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей, когда, например, несколько детей группы проявляют большой интерес к театрализованной деятельности, другие к рисованию, а третьи к коллекционированию. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

  • Индивидуализацияна персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.

Для того чтобы обеспечить индивидуализацию необходимо:

– чтобы ребенок имел во всём возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)

– осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.

– в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.

– иметь опыт кооперации с другими детьми.

Таким образом, педагогическая поддержка в организации индивидуального маршрута даёт возможность для индивидуализации образовательного процесса, что позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Источник

pomoshch_detyam

Дошкольный период развития человека является наиболее благоприятным для развития большинства способностей, которые могут стать базой для самоопределения и самореализации личности. Поэтому в системе дошкольного образования есть потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка, опираясь на его потенциальные возможности и способности.

Психолого-педагогическая поддержка позволяет педагогу разглядеть детей отстающих в усвоении образовательной программы и раскрыть детскую одаренность, которую необходимо не только раскрыть, но и понять и поддержать. Помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием его индивидуальности.

Т.к. способности проявляются в деятельности, необходимо погружать ребенка в разные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. Для этого необходимо привлекать как можно разных специалистов, в том числе и специалистов разных социальных институтов (ЦВР и др.)

Каждому ребенку интересно что-то свое, поэтому нужно обеспечить условия развития для  таких разных детей. Развивающаяся среда должна быть доступна, мобильна и ориентирована на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Индивидуальное педагогическое сопровождение детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений направлено на решение следующих задачах:

  • найти для каждого ребёнка занятие по душе, поддержать детскую инициативу;

  • смоделировать индивидуальный маршрут достижения успешности;

  • обеспечить комфортную среду общения, обучения и развития.

Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается областью непосредственного взаимодействия с ребенком, важным звеном этого процесса становится организация работы с родителями, а именно повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей

Работу с одаренными детьми ни в коем случае нельзя сводить к интенсифицированию развития ребенка, т.е к форсированию, сокращению детства, преждевременному превращению младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Интенсифицированию А.В.Запорожец противопоставлял амплификацию или обогащение детского развития. Обогащенное развитие, по его мнению, может осуществляться в результате грамотно выстроенного «режима педагогической работы».

При перестройке педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.

Педагогические усилия, направленные на быстрое получение результата, невзирая на возрастные особенности детей, приводят не только и не столько к желаемым показателям, сколько к искажению личностного развития.

Усилия взрослого — воспитателя или родителя — должны быть направлены на то, чтобы деятельность ребенка организованная взрослым, превратилась в детскую самодеятельность.

Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.

Четкий мониторинг воспитателя профессионала способен определить актуальное состояние развития ребенка, выстроить программу индивидуального развития ребенка.

Основная образовательная программа дошкольного образования должна быть программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не программой обучения», — говорит Асмолов.

Если ребенок любит, например, рисовать, воспитатели вместе с родителями должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.

Разработчики делают акцент не на том, чтобы ребенок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками.

Социализация ребенка — как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью — в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей и детей.

 

 

Заключение

Для осуществления индивидуального развития ребенка необходимо использовать возможности профессиональной поддержки:

  • Четкий мониторинг – совместно с родителем разработка и реализация индивидуальных программ развития ребёнка (маршруты или траектории развития);

  • Выявление и развитие способностей к рисованию, лепке, конструированию

  • Включение в образовательный процесс различные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах;

  • Работа не только с детьми отстающими в усвоении образовательной программы, но с одаренными детьми, но не за счет интенсификации (форсирования развития), а амплификации (обогащения детского развития) (читайте работы А. В. Запорожца);

  • Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение;

  • Развивающаяся среда (зонирование, ориентированное на интересы каждого);

  • Сотрудничество с родителями;

  • Вариативность в выборе образовательных программ;

  • Социализация ребенка (привлечение специалистов других социальных институтов (музеи, библиотеки, ЦВР, театры ит.п.));

  • Участие воспитанников в конкурсных мероприятиях различного уровня;

  • Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей.

Источник