Проектная деятельность в творческом развитии ребенка

Наталья Сучкова
Развитие творческих способностей дошкольников через проектную деятельность

На сегодняшний день перед дошкольными учреждениями стоит важная задача развития творческого потенциала детей. В связи с введением в действие ФГОС возникла необходимость повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. Колоссальными способностями повышения качества дошкольного образования обладает внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Одной изинновационных образовательных технологий, которая направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей,являетсятехнология проектной деятельности.

Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.

Проект в детском саду – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Стержнем проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей, что развивает в детях уверенность в своих возможностях и создает умение самостоятельно искать пути решения задач. Надо помнить, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Основной цельюпроектной деятельностив дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка.

Общие задачи развития:

– формирование творческого воображения и творческого мышления;

развитие познавательных способностей;

развитие коммуникативных навыков;

– обеспечение психологического здоровья.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

– вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

– формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.

При реализации проекта применяется все многообразие методов развития творческих способностей детей. Используются такие формы работы с детьми, как сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, игры-фантазирования, игры со строительным и природным материалом, рисование (в том числе нетрадиционное, лепка (из пластилина, глины, соленного теста, аппликация, чтение и т. д.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. И эта тема является темой моего самообразования.

Очень удобно определяться с темой проекта, формами и видами деятельности во время проведения утреннего сбора – одной из форм организации образовательного процесса. Во время обсуждения коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, затем детским коллективом выбирается только одна идея. (Выбор идеи осуществляется, например,так: воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» – кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея). Утренний сбор дает возможность развивать умение детей самостоятельно делать выбор, создает эмоциональный настрой на весь день и создает атмосферу коллективного творчества.

Планирование любой проектной деятельностиначинается с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что будет в результате?

Работа с детьми ведётся поэтапно: сначала создается положительная мотивациядетей, затем дошкольники вводятся в проблему, слушают рассказ о ее важности, вживаются в игровую ситуацию. Затем вырабатывается план по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности, подбираются необходимая информация и нужные материалы. Дальшевыполняется практическая часть проекта. После происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Необходимо отметить, что на каждом этапе используются личностно-ориентированные технологии, так как способности и возможностидетей разные.

Считаю важным условием развития творческой личности является уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их в жизнь дошкольного образовательного учреждения (организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды).

Необходимо привлекать родителей к работе над проектом, так формируются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. А родители могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Проектную деятельность осуществляю на основе интегративного, комплексно-тематического и личностно-ориентированного подходов к организации педагогического процесса. Я и ребенок выступаем как равноправные партнеры.

В практике ДОУ использую следующие типы проектов:

Исследовательско-творческий – дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Ролево-игровой – используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Информационно-практико-ориентированный – дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)

Особое место в детсадовской проектной деятельности занимают проекты творческие. Их реализация подразумевает, что после воплощения основной части проекта в жизнь производится оформление полученных результатов в виде итогового мероприятия, развлечения, праздника. Этот тип проекта подходит даже для маленьких детей.

По продолжительности проекты делятся на:

– Краткосрочные (1-4 недели)

– Среднесрочные (до 1 месяца)

– Долгосрочные (полугодие, учебный год)

При этом каждый из этих видов проектной деятельностиимеет следующие общие особенности:

– в ходе проектной деятельность решается проблемная ситуация, которая не может быть решена прямым действием. Именно это является отличительной чертой проектной деятельности от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация решается максимально быстро.

– участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Необходимо, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование;

проектная деятельность имеет адресный характер. Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Для моей работы представляет интерес творческая проектная деятельность. Остановимся на ней подробно.

Творческая проектная деятельность важна для воспитания дошкольника тем, что отражает интересы ребенка. Если взрослый поддерживает такой проект, его уникальное видение мира, свойственное этомудошкольнику, стимулирование его познавательную активность, повышает чувство уверенности, значимости мнения ребёнка в данном проекте, то и развивается креативность и творческая активность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

И более подробно я расскажу о творческих проектах, которые были проведены в нашей группе, в ходе которых дети расширили свой кругозор, получили возможность развить речь, мышление, свой творческий потенциал. Представляю вашему вниманию фотоотчет о наших проектах (презентация).

Творческий проект «Сказки К. Чуковского»

Творческий проект «Цветная неделька»

Познавательно-творческий проект «Домашние животные»

Вывод:в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть своё творческое начало и креативность, показать всем свою индивидуальность. Ребёнку метод проектов даёт возможность: экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это доступный, инновационный и перспективный метод, который занял свое достойное место в системе дошкольного образования.

Литература :

1 Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике [Текст] / Л. Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

2Бочарова Е. Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1486–1490. – URL: https://e-koncept.ru/2016/96216.htm.

3. Е. А. Румянцева «Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет»– Волгоград: Учитель, 2015.-159с.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. С. Л. Гвинейская, заместитель заведующего по УВР, консультации для педагогов «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении», 2010.

6. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое

пособие. –Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 64 с.

Источник

Проектная деятельность как способ развития творческих способностей детей

С.В. Суслова,

учитель начальных классов

МОУ«Каслинская СОШ №27»

Наше время – это время перемен. Современное общество предъявляет человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь организовать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной; привносить новое своей деятельностью,  предъявлять свои результаты.  Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.         Об этом совершенно ясно сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «важнейшими условиями становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, такие качества востребованы не только отдельными гражданами, но и целыми творческими коллективами, предприятиями и регионами…».

 Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Введение курса «Проектно-исследовательская деятельность», как вариативной части образовательного процесса учебного плана позволяет рассматривать его как одно из условий развития творческих способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. А учителю позволяет наряду с развитием творческих способностей выявить степень одаренности обучающихся.

Как же осуществляется мною работа по данному направлению?  Я считаю, для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований. Программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию:

  • творческого мышления,
  • творческого воображения,
  • применения методов организации творческой деятельности.

Какие же виды заданий и упражнений я использую в своей работе?

Так в первом полугодии, первоклассникам я предлагаю задания и упражнения, которые способствуют:

  •  развитию умения видеть проблемы: продолжи неоконченный рассказ; составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге); опишите один день вашей воображаемой жизни, используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли); определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела); назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
  • умения задавать вопросы: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы; придумай вопросы, которые помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе;
  •  умения классифицировать: задание «четвёртый лишний» (предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д); задачи на классификацию с явными ошибками.
  •  умения наблюдать: рассматривание предмета, затем предлагаю детям закрыть глаза и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы и включить сюда работу над проектами. Конечно, речь не идет о полноценных проектах, а лишь об элементах проектно-исследовательской деятельности, в ее классическом понимании. В ходе работы учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Так  в рамках образовательной программы «Школа России»  были выполнены на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира, следующие коллективные проекты: « Азбука в загадках», «Математика вокруг нас», «Счастливые числа», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», которые были представлены в виде альбомов, книжек-малышек, газет, форме простой презентации. Для учеников 1 класса это была большая работа.

Начиная со второго класса, в своей практике я эффективно реализую следующие типы проектов:

  1. творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т.д.), которые позволяют ребёнку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
  2. ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нём;
  3. ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
  4. практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
  5. исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

Хочется рассказать, как проходила работа над некоторыми из них. Начну с самой основного, вызвавшего огромный отклик в сердцах моих учеников. Это исследовательский проект «Лук от семи болезней недуг». Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов.

 В середине сентября мы принесли луковицы в класс. Обрезали у них верхушки. Лук выращивали в стаканчиках и баночках с водой и в земле. Изучали условия для роста лука. Для этого провели опыты: рост лука на свету и в темноте,  при обильном поливе и при отсутствии полива, с применением удобрений и без них. На основании этого сделали вывод: луку, как и любому растению, нужны свет, тепло, воздух, вода. Затем искали интересный материал о луке в различных справочниках, энциклопедиях. Узнали, что существует около 400 видов лука. Его выращивают пять тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет. У лука есть особые летучие вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов. Особый интерес вызвало поиск  литературе пословиц, загадок о луке. В дальнейшем из выращенного лука дома сделали салат, а в класс принесли книжки-малышки с рецептами с применением лука. Результативность данного проекта состояла с следующем,
творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли садоводов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых.

Хочется представить проведённую работу над информационным проектом «Снежинки». Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются газеты, публикации, выступления, сувениры, модели. В ходе работы над проектом «Снежинки»  учащиеся приступили к изучению литературы по данной теме; были  использованы прямые и косвенные наблюдения; проведены опыты: можно ли получить снег в домашних условиях,  является ли иней и изморось снегом. Анализ полученных результатов  сравнивался с информацией, полученной в литературе  и из интернет ресурсов. Дети узнали, что Снежинка – это ледяной кристалл с шестигранной симметрией. Потому что ядром снежинки является идеально симметричная, шестигранная молекула воды. Иней – это пар, который замёрз на стекле, железе, ветках деревьев и других предметах. А то, что осаждается на проводах, на ветках кустов и деревьев, на траве – называется изморозь. Значит, снежинки – это пар, который замёрз в облаках, а иней – это пар, который замёрз на стекле, ветках и других предметах. В дальнейшем учащиеся пробовали себя в роли поэтов и сказочников. Результатом стал сборник сказок о снежинках.

Кроме этого мною был использован  практико-ориентированный проект «История новогодней игрушки». Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы.

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.  Конечно, большая работа  проводится учителем.     Исходя из собственного опыта работы, могу сказать, что правильно организованная учителем проектная деятельность позволяет  в рамках одного проекта  интегрировать и углубить знания по нескольким предметам (окружающий мир, технология, литературное чтение). Данная интеграция обладает большим воспитательным  и образовательным потенциалом, обогащая внутренний мир учащихся начальных классов. Если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Проектно-исследовательская деятельность  даёт возможность развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся в коллективной творческой деятельности. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся творческому общению, взаимопониманию, сотрудничеству, предприимчивости, активности, что немаловажно для существования в нашем обществе.

Источник