Проектная деятельность в речевом развитии ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  №5»

                         Выступление

                на педагогическом совете

«Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».

                                                           Воспитатель: Мордик И. С.

Г. Кашира 2017г.

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка со взрослыми, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи я хочу обратить ваше внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях,         которые выступают базой для развития личности ребенка.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты у нас могут и краткосрочные – неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным (2 недели)

Планируя образовательную деятельность,  серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим  единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения), речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения), познавательных задач.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить задачи обогащения и активизации словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы); развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог

продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

В течение нескольких лет я применяю проектный метод в своей педагогической деятельности. Мною были проведены как монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области – «Страна волшебных слов» (Цель: развитие умений обращаться к взрослым с просьбой, используя вежливые слова; употреблять вежливые слова в общении с другими людьми); и межпредметные (или интегрированные) проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы: «Будь здоров» (Цель: Формирование представлений о здоровом образе жизни), Зимующие птицы-наши друзья» (Цель: Нравственное воспитание) , «Овощная грядка» (Цель: Ознакомление детей с процессом прорастания семян при благоприятных условиях и беседа о «Делах огородных»); «Выращиваем фасоль» (Цель: Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности), «Наураша в стране Наурандия» (Цель: Пробудить в ребенке интерес исследовать окружающий мир и стремление к новым знаниям.)

 В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты: педагогический проект на тему: «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» и творческий «В стране сказок».

В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

 Список литературы

1. Боброва Ю.О. Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности / Ю.О.Боброва, Н.И.Левшина // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. – С. 7-8. URL: www.rae.ru/meo/?section=content&op=show_article&article_id=5528

2. Минеева Ю.В Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников/ Ю.В.Минеева, З.Салихова, Н.И.Левшина//Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.

Источник

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей.

                  Внедряя в свою педагогическую практику метод проекта, многие педагоги, работающие с детьми старшего возраста, недоумевали: как развивать речь детей, не проводя  специальных занятий, и достичь  при этом  соответствия  ФГОС?   Но новое, это почти всегда хорошо забытое старое! Все опытные педагоги знают задачи развития речи  и пути их реализации, но не всегда могут защитить организацию  образовательной деятельности в условиях проекта и прописать её. Я предлагаю в своей статье отследить разнообразие и вариативность развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста.   Начиная с  темы проекта, дети активные участники обсуждения! Обязательно фиксируйте их высказывания, конкретно указывайте имена, а иногда и привлекайте детей к самостоятельному напечатанию их предложений по  теме. (Сам предложил – сам напечатай!)   Печатайте и развешивайте таблички со словами по теме, привлекая детей находить знакомые буквы, выделять гласные и согласные, печатать самим, придумывать предложения, позже читать эти слова. В ходе реализации проекта не забывайте про настольно – печатные игры. Проговаривание и повторение слов во время игры способствуют обогащению словаря и усвоению лексико- – грамматических норм. Например, в игре в лото: «У кого бурый медведь?» – спрашивает водящий «У меня бурый медведь» – отвечает участник игры – ребёнок.  Акцентируйте внимание на полных ответах – объяснениях   в игре «Четвёртый лишний». Ребёнок не просто закрывает лишний предмет, но и обязательно  объясняет,  почему он это делает.   Создайте картотеку словесных  и дидактических игр, разделив  её по темам. Это облегчит  наполнение проекта необходимым речевым материалом. Кстати, очень хорошо иметь картотеки загадок, считалок, пальчиковых игр, маленьких стишков, двигательных разминок, также скомпонованных по темам. Обязательно беседуйте с детьми после того как прочитаете художественное произведение,  побуждая их отвечать на вопросы по содержанию. Привлекайте к рассматриванию иллюстраций, картинок, вспоминая тексты произведений  и,  фактически  их пересказывая.   Разложите в книжном уголке детские журналы, найдите в них комиксы, рассказы – картинки по теме проекта, вложите в папочку с файлами вырезки из старых журналов, детские страницы из других журналов или газет, вносите новенькое в  соответствии с темой проекта, привлекайте к этому детей и родителей. В группе,  наверняка,  найдутся   2-4 ребёнка,  которые очень любят рассматривать и читать,  именно,  такой вид печатной продукции. Присядьте с ними рядом рассмотрите, обговорите, зачитайте надписи в комиксах и вы привлечёте к этому виду деятельности ещё нескольких детей.   Не забывайте и о театрализованной деятельности. Придумывайте и обыгрывайте сказки вместе с детьми, находите сказки по теме проекта в Интернете. Поддерживайте диалоги между  и с любимыми игрушками, принесёнными детьми из дома, телефонные диалоги, диалоги в сюжетно – ролевых  и режиссёрских играх.. Неоценимый вклад в развитие монологической, диалогической  и связной речи обеспечен.  

  А комментирующая речь  в художественно – продуктивной и конструктивной деятельности! Даже самый застенчивый ребёнок, если вы попросите его рассказать, как он построил такой замечательный замок или нарисовал очень красивую бабочку, а  вы тоже хотели бы этому научиться или научить других детей, расскажет вам  как это сделать.   Ещё один из интересных вариантов речевой деятельности в проекте – символическая аналогия. Она может быть словесной и графической. Составляя карточки, плакаты – зарисовки  вместе с детьми мы неизменно подталкиваем их на запоминание текста для пересказа, для заучивания стихотворения, для составления рассказа из личного опыта. Найти, собрать и систематизировать схемы – символы не так уж и сложно, а  вы убедитесь, что это эффективное средство развития речи и творческих способностей,  умения обобщать полученную информацию у  ваших детей.    В своей статье я перечислила лишь несколько вариантов создания развивающей речевой среды в условиях проектной деятельности, не раскрывая их подробно. У многих творчески работающих педагогов наверняка найдутся в «педагогической копилке» свои интересные варианты. Творите и дерзайте

Источник

 «Роль проектной деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи.

Речь – одно из наиболее совершенных проявлений деятельности человеческого мозга. Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения рядом языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства. Это составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Возникают вопросы: «Почему современные дети отстают в своем речевом развитии, говорят все хуже и меньше? Почему происходят негативные изменения в нравственном и социально-личностном развитии дошкольников? Каковы причины этих явлений?»

Причин этому много. Это и разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, отчуждение взрослых от детей, вытеснение содержательных живых способов общения (разговор, беседа, рассказывание) просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Неудовлетворенность потребностью в общении ребенка с взрослыми, способствует проявлению различных отклонений в поведении детей: неуверенностью при новых начинаниях, большим количеством страхов, тревожностью и агрессивностью, снижением уровня их речевого и познавательного развития. А ведь уже давно доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении с взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи необходимо обратить внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения и совместной деятельности, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Известно, что одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе общего развития детей, является потребность в новых впечатлениях и новых знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда активен и успешен. Интерес ведет человека к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. Ребенка дошкольного возраста, у которого развит познавательный интерес, характеризует желание задавать вопросы, делать умозаключения, что становится универсальным средством получения от взрослого знаний об окружающей действительности, а также основой развития коммуникативной компетентности дошкольников. То есть, умения общаться и посредством общения решать возникающие перед ними познавательные, творческие и другие задачи.

В соответствии с перспективным планом каждую неделю с детьми разбирается новая лексическая тема, поэтому по продолжительности проекты могут и краткосрочные – неделя. Однако есть темы, которые можно объединить в один общий проект, например одежда и обувь; фрукты и овощи; зима и зимние развлечения и др. и тогда проект может быть среднесрочным и долгосрочным.

Проект, начатый в организованной деятельности, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину, дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения.

Работа над реализацией проекта состоит из этапов, в ходе которых решаются задачи речевого развития дошкольников:

На первом, мотивационном этапе проекта идет постановка исследовательской проблемы, стимулирование интереса детей к ее изучению, актуализация опыта детей по теме проекта, выдвижение детьми гипотез и предложений по изучению поставленной проблемы. Данный этап проекта позволяет решить множество задач:

– коммуникативных (умение договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения),

– речевых (развитие диалогической и полилогической речи: умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения),

– познавательных.

На втором, проблемно-деятельностном этапе идет развитие исследовательских умений дошкольников: самостоятельный поиск информации, ее обработка и использование в совместной со сверстниками деятельности. Содержание данного этапа проекта позволяет решить следующие задачи:

– обогащение и активизация словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество;

– развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы);

– развитие планирующей функции речи, а так же развитие всех групп коммуникативных умений детей (информационных, регуляционных и аффективных).

На третьем, творческом этапе проекта идет обобщение и оформление коллективного продукта детской деятельности и его публичная презентация. Педагог продолжает развивать у детей умения делового сотрудничества в ходе парного и подгруппового взаимодействия, умения публичной самопрезентации. Решаются задачи развития речевого творчества детей, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний.

Я также стараюсь применять проектный метод в своей педагогической деятельности. В этом учебном году мною были проведены такие проекты, как:

1) Проект «Осенний урожай». Цель: формировать эстетическое восприятие окружающего мира и способствовать творческому и речевому развитию детей.

2) Проект «Хлеб – всему голова». Цель: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе, способствовать творческому и речевому развитию детей.

В данный момент реализуется проект «Мастерская Деда Мороза». Цель: приобщение детей к народной культуре посредством календарно-обрядовых праздников.

 В дальнейшем намечено реализовать следующие проекты:

1)  «Здоровье – это здорово!»

2) «Загляните в семейный альбом»

3) «Огород на окне»

4) «Здравствуй, школа»

В результате работы по реализации проектов обогащается и пополняется словарный запас детей, речь становится более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети проявляют инициативу в общении, делятся впечатлениями со сверстниками, с интересом относятся к аргументации, доказательству и широко ими пользуются.

У детей формируется потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчезает страх перед публичными выступлениями, обогащается и расширяется личный опыт детей, повышается уровень самостоятельности.

Источник