Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развитие
Максимова Галина Дмитриевна
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося
«Проектирование индивидуальной
образовательной деятельности учащегося»
Максимова Г. Д.,
учитель биологии и химии
МБОУ «СОШ № 9» г. Вязники
Владимирской области
В настоящее время система образования становится более гибкой, вариативной и открытой. Дети живут в очень насыщенной информационной среде, но для одних – это ничего не значащие потоки научной информации, для других – это источник познания, который интересен, важен, но разобраться в глубине, разнообразии взглядов на одну и ту же проблему, а порой просто в нагромождении фактов, не хватает умения. И таким детям надо помогать. Поэтому, создание индивидуальных образовательных маршрутов – это как раз и есть одна из возможностей такой помощи.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
(А. В. Хуторской)
Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.
Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся как раз и происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.
Продвигаться по индивидуальной траектории ученик сможет в том случае,если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.
Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются двух видов:
1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся
2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся
Я буду говорить о втором.
Если ребенок мотивирован, то целесообразно проектировать индивидуальный образовательныймаршрут по двум взаимосвязанным направлениям:
Первое направление – это когда условия для самосовершенствования ребенка создают окружающие его люди (учителя, педагоги ДО, семья) и ребенку остается только полноценно пользоваться этим.
Второе направление – это когда ребенок сам создает условия для своего самосовершенствования (походы в библиотеки, поиск материала в интернете, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.)
Структура индивидуального образовательногомаршрута включает следующие компоненты:
– целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
– содержательный (отбор содержания материала на основе литературных источников, передового педагогического опыта прошлых лет и современных веяний по теме вашего самообразования);
– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания для реализации содержания темы самообразования);
– диагностический (определение системы диагностического сопровождения); – результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
В основном, индивидуальные маршруты разрабатываются для конкретных предметов для конкретного ученика или группы учеников, и по сути являются программами для углубления и расширения знаний.
Но я думаю, что индивидуальный маршрут должен быть шире и стать основой для развития ребенка в целом.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Это может касаться и учебных предметов и сферы воспитания. Обязательным условием должен быть контроль за перегрузкой учащегося, поэтому дополнительные занятия по какому – либо направлению должны быть компенсированы щадящей нагрузкой по другим направлениям.
Я работаю по индивидуальному маршруту по химии с ученицей 9-а класса П. Ириной, одновременно являясь классным руководителем.
Определение ИОМ для Ирины был обусловлен ее интересом к предмету. Наряду с дополнительными занятиями по химии, Ирине было предложено участие в проектной деятельности, причем в другой области – биологии.
Она решила продолжить проект по присвоению дубу статуса «Памятник природы», начатый выпускниками школы С. Ириной и П. Дашей. Ира защищала работу на районной конференции ЮНИОС, где стала победителем.
Кроме того, Ира – учащаяся областной школы развития детей (Школы олимпийского резерва) по химии.
Она также является одним из лидеров школьного общества «Альтаир», является членом музыкального коллектива «Сюрприз» и активно занимается спортом и семейным туризмом.
Таким образом, индивидуальная траектория не ограничивается развитием ребенка в одном направлении.
Все достижения учащегося заносятся в портфолио или другой вид фиксирования достижений. Я использую Индивидуальную карту достижений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу.
ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника.
С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.
То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию.
Использованная литература:
1. Бондарчук Т. В., Абдуллин А. Г. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся/ Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7559
2. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013.
3. Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 82.
4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.
Источник
В педагогике проектирование является одним из самых сложных процессов и представляет определенную проблему для ученых и практиков. Уже само понятие «проектирование» имеет неоднозначную трактовку. Общепринято определять проектирование как процесс, в ходе которого создается прототип, прообраз необходимого объекта, то есть проект.
Такое определение восходит корнями к техническим наукам: архитектурному строительству, инженерии, машиностроительству и др. Активное развитие теории и практики проектирования в педагогике начинается с 80 – х годов XX столетия. Однако с тех пор и по настоящее время в отношении понятия педагогического проектирования отсутствует единство точек зрения. Отметим наиболее важные, на наш взгляд, аспекты в определении данного понятия. Это:
- – методологический принцип, позволяющий осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт[1][2];
- – деятельность, направленная на разрешение различных проблем в образовательном процессе;
- – продуктивная деятельность, результатом которой являются проект, программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта;
- – способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов;
- – процесс интеграции педагогических и учебно-методических средств общего и дополнительного образования, профессиональных учебных заведений;
- – деятельность, в процессе которой осуществляется промыслива- ние того, что должно быть[1].
Значимую трактовку понятия приводит Г.Е. Муравьева: «Проектирование – деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей»[4].
Педагог дополнительного образования вправе выбирать любую тракговку педагогического проектирования, но важно учитывать разные определения, так как они непротиворечивы и взаимно дополняют друг друга.
Вместе с тем необходимо отличать процесс проектирования от других: конструирования, программирования, моделирования, которые в реальной практике нередко отождествляются и даже подменяются друг другом. В таблице 4 представлены основные отличия данных понятий.
Таблица 4
Отличия проектирования от конструирования, планирова- _ния, моделирования__
Процесс | Гпавиан цель процесса | Сущность процесса | Результат процесса |
Проектирование | Преобразование действительности | Предполагает пошаговое описание будущей деятельности, продумывание хода и процесса выполнения поставленной цели. Включает планирование и конструирование | Прототип, проект, преобразующий ситуацию |
Конструирование | Создание нового объекта или уточнение педагогических решении, возникших в результате проектирования | Основывается на результатах проектирования, предполагает создание конкретной, однозначной конструкции объекта, детализацию проекта, реальное воплощение задуманного в проекте | Конкретный конструкт, реально воплощающийся в жизнь |
Моделирование | Создать идеальный образ, замещающий реальный объект. «Модель — поиск конечного в бесконечном» (Д. И. Менделеев) | Предполагает искусственное создание объекта, который отражает структуру, взаимосвязь элементов объекта | Схема, формула, знаковая форма, идеальный образ в виде описания |
Программирование | Разработать содержание и формы деятельности объединения, учреждения, личности в соответствии с поставленными целями | Предполагает определение условий, направлений сфер деятельности и средств для поэтапного достижения прогнозируемого результата, развития личности воспитанника, участников образовательного процесса | Программа |
Подчеркнем, что все эти понятия взаимосвязаны. Тем не менее, из таблицы видны очевидные отличия процессов моделирования, программирования, конструирования, что требует от педагога уместного использования этих понятий.
Планирование | Разработать конкретные действия по реализации поставленных целей | Определяются последовательность действий и мероприятий во времени, ответственные, организаторы и форма отчетности | План |
Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога дополнительного образования и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах. Проектировать в педагогике по М.И. Рожкову – значит создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При проектировании создаются предпочтительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат.
Проектирование индивидуальной деятельности воспитанника и его развития в системе дополнительного образования можно характеризовать:
- – как механизм взаимопроникновения и взаимосвязи внешней и внутренней индивидуализации образовательного процесса;
- – как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения детей в реализации их индивидуальной образовательной траектории;
- – как процесс и способ взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании;
- – как средство интеграции средств общего и дополнительного образования ребенка, взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования.
Назовем функции проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка:
- -исследовательскаяу позволяющая всесторонне исследовать образовательный процесс, его условия, динамику образовательной деятельности ребенка и его результатов;
- -аналитическая, предполагающая анализ индивидуальной образовательной деятельности ребенка; исходных условий и средств для реализации различных проектов, мониторинг результатов индивидуальной образовательной деятельности, ее проектирования;
- -прогностическая, предвосхищающая результаты конкретных действий, возможные отклонения и способы преодоления вероятных трудностей в реализации проектов ИОД;
- –нормирующая, предполагающая создание нормативных актов, документов (положений, программ) в качестве итогового продукта проектирования индивидуальной образовательной деятельности;
- -конструктивная, позволяющая на основе проектирования ИОД получить конкретный образовательный результат, обеспечить достижения ребенка, приобрести новые личностные качества.
Результатом проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка являются просты.
Источник
Любой проект ИОД – это результат достаточно сложной совместной деятельности субъектов проектирования, которая позволяет добиться успеха, намеченного результата и реализовать все функции, если организуется с учётом комплекса взаимосвязанных и взаимодополняемых принципов проектирования. В научно-педагогической литературе существуют разные варианты представлеггия и изложения таких принципов. Так, например, принципы центрации проектирования, адаптация образовательного процесса к личности, рефлексивггости обоснованы Г.Е. Муравьевой, принципы взаимосвязи процесса и объекта проектирования, едиггства и преемственности проектирования, конструирования и воплощения проекта новой системы управлеггия – А.М. Моисеевым; принципы уровневости образовательных результатов и продуктов проектирования – В.В. Юдиным.
Названные принципы носят общий характер, но они имеют отношение и к проектированию ИОД ребенка. В то же время рассмотрим наряду с общими ряд принципов, которые характеризуют особые требования к проектированию индивидуальной образовательной деятельности детей. При этом будем опираться на общие принципы педагогического проектирования, разработанные М.И. Рожковым, дополним их и охарактеризуем те, которые целесообразно учитывать при проектировании дополнительного образования ребенка, его жизненных и профессиональных планов.
Принцип прогнозирования. Каждый участник образовательного процесса, и в первую очередь педагог, должен предвидеть результаты деятельности, выражающиеся в изменениях ребенка и его отношениях с окружающим миром. Прогноз, как правило, базируется на анализе данных, которые получены в ходе диагностики его обучаемости, обученности, подготовленности, воспитанности, социализированное™, а также материалов текущего наблюдения за поведением, деятельностью, отношениями ребенка в процессе деятельности, с окружающими.
При прогнозировании большое значение имеет не только анализ объективно имеющихся данных о ребенке и его отношениях, но интуиция педагога, основой которой является опыт педагогической деятельности. Педагогическая интуиция – это способность педагога предчувствовать последствия реализации педагогических действий.
Данный принцип требует:
- – определяя цель, представлять те изменения, которые должны произойти в результате ее достижения (любой индивидуальный проект ребенка должен быть i-уманистичен и не приносить вреда воспитаннику);
- – при создании проекта ИОД опираться на уже достигнутый образовательный и воспитательный результат;
- – ориентироваться на близкие, а также средние и дальние перспективы развития ребенка;
- – интуитивные предположения подтверждать материалами анализа объективных данных;
- – чаще ставить себя на место воспитанника и мысленно проигрывать его поведение, чувства, возникающие иод влиянием создаваемых для него условий и обстоятельств, проектируемой системы.
Принцип саморазвития. Означает, что при проектировании деятельности ребенка, его развития невозможно предусмотреть все многообразие жизненных ситуаций, поэтому создаваемые проекты должны быть гибкими, динамичными, способными по ходу их реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Жестко созданный проект почти всегда ведет к насилию над участниками образовательного процесса.
Реализуя данный принцип, следует учитывать следующее:
- – каждый ребенок имеет свои особенности развития и саморазвития, которые должны найти отражение при проектировании;
- – жизнь и деятельность ребенка разнообразны, не предсказуемо появление и влияние ряда факторов на его развитие, все в проекте предусмотреть невозможно и не следует к этому стремиться;
- – разрабатываемый проект должен быть таким, чтобы отдельные его компоненты легко заменялись, корректировались;
- – важно предусмотреть возможность многократного использования проекта, приспосабливая его к изменившимся условиям;
- – целесообразно иметь вариативную часть проекта или создавать несколько вариантов проектов.
Принцип мотивационного обеспечения проектировочной деятельности. Предполагает формирование положительного, заинтересованного отношения субъектов образовательного процесса к разработке и осуществлению проектов индивидуальной деятельности ребенка, его развития, которое проявляется в их добровольном и активном участии в проектировочной деятельности.
Данный принцип требует осуществлять следующее:
- – проводить разъяснительную работу о необходимости и целесообразности разработки проектов индивидуальной деятельности каждого воспитанника, опираясь на убедительные аргументы, мнение авторитетных педагогов, детей, родителей, имеющих такой опыт;
- – включать педагогов, родителей и детей в коллективное обсуждение достоинств, проблем, трудностей проектирования и путей их преодоления;
- – привлекать субъектов дополнительного образования к разработке методического обеспечения проектировочной деятельности;
- – учитывать интересы, потребности и возможности всех участников образовательного процесса при разработке проекта;
- – обеспечивать добровольность участия педагогов, детей, родителей в проектировочной деятельности, не допускать навязывания проектов;
- – осуществлять контроль за ходом проектирования, поощрять инициативу участников дополнительного образования в создании и реализации проектов.
Принцип субъектной позиции ребенка. Проект деятельности воспитанника становится реальным, если он создается им самим, то есть сам ребенок является активным участником проектировочной деятельности на всех ее этапах, при этом необходимо обеспечить соответствующее психолого-педагогическое сопровождение этой деятельности.
Реализуя данный принцип, педагоги должны обеспечить следующее:
- – организовать самодиагностику воспитанника, самоанализ его достижений, возможностей, проблем и трудностей, чтобы ребенок получил необходимую информацию о себе и возможных перспективах;
- – осуществлять процесс целеполагания с участием воспитанника, научить его определять свои жизненные и профессиональные планы, предоставить ему возможность составить самостоятельно вариант проекта, обосновать и защитить его;
- – организовывать анализ и рефлексию деятельности ребенка на каждом этапе проектирования;
- – давать возможность воспитаннику первому высказывать свои мнения и суждения в процессе проектировочной деятельности;
- – поощрять, поддерживать любую инициативу ребенка;
- – обучать ребенка самоконтролю, ненавязчиво помогая выполнить проект и получить намеченный результат, тем самым подтверждая целесообразность проектирования.
Принцип взаимодействия участников проектирования. Характер и системность взаимодействия субъектов образовательного процесса зависят от цели содержания и типа проекта, от того, какие сферы деятельности ребенка он охватывает. В создании проекта ребенка, кроме него самого, могут участвовать в той или иной мере педагоги ДО, классный руководитель, учителя, администрация школы, психолог, родители, также специалисты-консультанты. К проектированию индивидуальных образовательных и воспитательных проектов на ряде этапов, например, в качестве экспертов могут привлекаться его одноклассники, друзья и те, чье мнение для ребенка является значимым.
Для реализации принципа следует:
- – изучить возможности участия в проектировании субъектов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка;
- – организовать совместную деятельность участников проектирования по определению целей, задач, содержания проекта при решении вопросов психолого-педагогического сопровождения этого процесса, сообща обсуждать организацию и результаты проектировочной деятельности;
- – определить функции, обязанности, права, виды деятельности каждого субъекта проектировочной деятельности на этапах проектирования;
- – регулировать взаимодействие педагогов, специалистов и семьи в процессе создания и реализации индивидуальных проектов развития ребенка на разных уровнях (УДОД, детского объединения, школы, класса, группы, семьи, конкретного ребенка).
Принцип технологичности. Проектирование индивидуального дополнительного образования ребенка, его образовательной деятельности в ДО можно представить как алгоритм совместных действий педагогов, ребенка, его родителей и других субъектов, обеспечивающий в своей совокупности достижение намеченной цели (создание плана дополнительного образования ребенка, программы индивидуальных занятий в объединении и др.). В процессе проектирования осуществляется выбор технологий обучения и образования ребенка, которые станут основой взаимодействия педагогов и ребенка.
Этот принцип требует:
- – выбора типа проекта индивидуальной образовательной деятельности;
- -определения конкретной цели (системы целей) для воспитанника; -конкретизации критериев, по которым отслеживается его движение к цели (целям);
- -разработки этапов деятельности и плана действий ребенка по достижению намеченной цели (системы целей);
- -подбора способов выполнения видов работ на каждом этапе; -выстраивания последовательных действий, шагов педагогов и родителей на каждом этапе, обеспечивающих успешность продвижения школьника к намеченным целям;
- -разработки методики отслеживания результатов деятельности ребенка в процессе проектирования и реализации проекта.
Принцип непрерывности и цикличности. Означает, что проектирование деятельности воспитанника целесообразно осуществлять на протяжении всего периода получения им общего и дополнительного образования, создавая перспективные проекты (на год, два и более), ближайшие (полугодие, месяц) и текущие (неделя, день). Чтобы реализовать перспективный проект, необходимо выстроить серию промежуточных проектов, при этом ребенок проходит одни и те же этапы, совершает каждый раз сходные действия. Это позволяет определить некоторую цикличность в проектировании дополнительного образования воспитанника (см. материал приложений).
Реализуя данный принцип, педагоги осуществляют следующее:
- – систематически отслеживают результаты проектирования деятельности детей и вносят соответствующие коррективы как в сами проекты, так и организацию проектирования;
- – обеспечивают преемственность в проектировании, опираются на имеющийся опыт, постоянно его развивая, внося новые привлекательные для участников проектирования методики и технологии;
- – организуют разработку системы перспективных и ближайших проектов, предлагая и мотивируя участие в этом процессе всех желающих педагогов, детей и родителей.
Все принципы тесно взаимосвязаны. Реализация совокупности перечисленных выше принципов может обеспечить успешность проектирования деятельности ребенка, его развития и достижение намеченных образовательных и воспитательных целей.
Источник