Проектирование индивидуального образовательного маршрута развития ребенка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Радуга» с. Николо-Берёзовка»
МР Краснокамский район
Консультация для педагогов:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка
Выполнила:
Шулындина С.С.
с.Николо-Березовка, 2015
Проектирование индивидуального образовательного маршрута ребенка.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен материал по проектированию индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :
Это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Задачи по социально – личностному развитию ребенка:
• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
государственным заказом;
потребностями и запросами родителей;
индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
– для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
– для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно- практической, игровой, продуктивной, к которой относятся – лепки, аппликации, рисования) и другие виды продуктивной деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ;
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ;
• формирование элементарных математических представлений;
Методы, используемые в работе:
• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
• Приемы арт – терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
При разработке индивидуального маршрута мы опираемся на следующие принципы:
– принцип опоры на обучаемость ребенка,
– принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
– принцип соблюдения интересов ребенка. По другому его называет “на стороне ребенка”. Те воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам! Быть всегда на стороне ребенка!
– принцип тесного взаимодействия и согласованности работы “команды” специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации) ;
– принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы.
– принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
– принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Выделяют следующие этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап.
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики.
Остановимся подробнее на каждом этапе
Сначала отметим, что 1 и 2 этапы проходят в ходе оценки индивидуального развития детей в рамках педагогического мониторинга, проводимого воспитателем в соответствии с программой в начале и конце года. Мониторинг развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг в работе позволяет не просто фиксировать уровень развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и педагогической коррекции. Мониторинг
– это отправная точка индивидуального образовательного маршрута для
каждого ребенка.
- Этап наблюдения.
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.
- Диагностический этап. На данном этапе проводится педагогическая диагностика. Цель данного этапа – выявление трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины»
3. Этап конструирования.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.! Например: учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика.
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция самооценки (приближение к адекватной) ;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Источник
Татьяна Сунцова
Проектирование индивидуального образовательного маршрута
Проектирование индивидуального образовательного маршрута.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, и строится с опорой, в основном, на статистические данные соответствия большинства детей данного возраста определенным «возрастным нормам». Но, необходимо помнить, что не каждый ребенок может укладываться в понятие «среднестатистического ребенка», и, соответственно, не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Причинами могут стать, как особенности и отклонения в физическом развитии, так и проблемы поведенческого характера.
Это ставит перед специалистами дошкольного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь компенсации трудностей в обучении,а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного (Ш. Ю. Амонашвили, В. В. Давыдов, В. Ю. Сухомлинский)
Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
При составлении ИОМ необходимо учитывать некоторые значимые факторы:
• необходимость согласованных действий специалистов на этапе диагностики (дифференцирование проблем ребенка, непосредственно связанных с заболеванием, органическими повреждениями, от проблем педагогической запущенности);
• четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения;
• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
• динамическая система гибкого перевода с одного варианта сопровождения на другой в зависимости от динамики развития и возможностей ребенка;
• включение родителей как полноправных участников коррекционно-развивающей работы в деятельность учреждения.
Основная цель индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровень готовности к освоению программы, а также существующими стандартами содержания образования.
При разработке индивидуального маршрута дошкольника,следует соблюдать следующие принципы:
• Принцип опоры на обучаемость ребенка.
• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
• Принцип соблюдения интересов ребенка. Л. М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации).
• Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.
• Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа – это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы – это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В. И. Слободчиков).
• Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Структура индивидуального образовательного маршрутадолжна включать следующие компоненты:
• целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); зачем?
• содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); какими программами?
• технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); какими способами, играми, технологиями, занятиями и др. ?
• диагностический (определение системы диагностического сопровождения); как мы будем отслеживать результаты?
• результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий) каких результатов должен достигнуть ребенок?
Примерная схема ИОМ ребенка для каждого специалиста:
Раздел, направление развития Сроки Цели и задачи Содержание работы (программы, технологии) Диагностика Предполагаемый результат
Индивидуальный образовательный маршрутдолжен включать основные направления:
• организация двигательной активности (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (самообслуживание, культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• развитие высших психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь);
• развитие высших психических функций (сознательное запоминание, понятливость, произвольность, логическое мышление, творческое воображение);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
• развитие речи (словарь, эмоциональная сторона речи, звукопроизношение* (*для логопеда, функции коммуникации);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• познавательное развитие (развитие академических навыков).
В ДОУ процесс проектирования индивидуального образовательного маршрута начинается на заседании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК).Основные направления работы ПМПК следующие:
• разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка (включает в себя определение образовательных программ и организацию их по темам во временных интервалах, доступных ребенку с учетом его актуальных возможностей);
• разработка, уточнение и реализация схем и программ сопровождения детей с особыми потребностями с учетом данных динамического обследования;
• гигиеническое нормирование нагрузок;
• обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком.
На консилиуме с участием специалистов ДОУ согласуется комплексный ИОМ.При этом необходимо учитывать следующее:
• индивидуальный режим посещения ДОУ;
• снижение темпа речемыслительной деятельности, повышенная утомляемость;
• нарушение коммуникативных навыков;
•особенности моторного развития:
1) нарушение мелкой моторики (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, разукрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
2) нарушение равновесия (неустойчивая походка, трудности координации в пространстве);
3) нарушение зрительно-пространственной координации (затруднительно участие в спортивных играх и эстафетах, особенно с мячом).
Главное, что определяет успех в решении проблем ребенка –заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.
Приложение 1.
Примерная схема комплексного ИОМ ребенка*
с ОВЗ и нежелательным поведением
(на месяц, полугодие, учебный год):
Специалист Направление работы Расписание занятий Содержание работы (программы, технологии) Взаимодействие Примечание
Педагог-психолог Коррекция нежелательного поведения.
Снижение уровня психо -эмоционального напряжения. 1 раз в неделю
1 раз в неделю 1. Занятия по развитию произвольности.
2. Пескотерапия, арт-терапия. 1. Консультация для воспитателей «Использование визуальных расписаний в коррекции проявлений нежелательного поведения», «Как работать с гиперактивными детьми», «У ребенка истерические проявления. Что делать?»…
2. Проектирование проблемных ситуаций.
3. Консультирование родителей. *Психическое развитие ребенка соответствует возрастной норме
Логопед/ дефектолог Коррекция звукопроизношения.
Коррекция нежелательного поведения
Совместные с психологом занятия по развитию академических навыков (в роли тьютора) *Развитие познавательных процессов соответствует возрастной норме
Воспитатель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.
Коррекция нежелательного поведения.
Развитие мотивации учебной деятельности. 1. Программа «Детство».
2. Элементы программы «Я – Ты – Мы».
3. Инд. занятия или в маленьких (1-2 ребенка) подгруппах.
. 1. Инд. занятия по заданиям специалистов.
2. Моделирование проблемных ситуаций совместно с педагогом-психологом.
3. Консультирование родителей
Музыкальный руководитель Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков 1. Включение в театрализованную деятельность.
2. Использование элементов логоритмики для развития речевых функций.
Педагог дополнительного образования Развитие произвольного поведения. Развитие коммуникативных навыков.
Специалист АФК/ физкультурный руководитель Развитие крупной моторики, пространственной ориентировки.
Снижение агрессивности. 1. Дыхательная гимнастика.
2. Занятия йогой. 1. Работа по рекомендациям врача ЛФК.
Старшая медсестра Контроль за состоянием соматического здоровья.
Контроль за уровнем нагрузки. 1.Ежедневно: измерение t°, АД, ЧСС.
2.Еженедельно: опрос родителей о здоровье ребенка; корректировка нагрузок.
3.Ежемесячно: мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Выполнение рекомендаций врача-педиатра.
2. Контроль на занятиях физкультурой.
3. Контроль уровня учебной нагрузки.
4. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.
Врач-педиатр Контроль за состоянием соматического здоровья.
Контроль за уровнем нагрузки. Мониторинг состояния соматического здоровья ребенка 1. Рекомендации врачей-специалистов.
2. Консультации для педагогов по соматическим проявлениям.
Источник