Проект социально личностное развитие ребенка

Проект социально личностное развитие ребенка thumbnail

Наталья Иванашкина
Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Тема: “Моя семья – мой детский сад

1. Введение.

В Законе РФ “Об образовании” ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, ищет новые технологии реализации социального партнерства, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнять свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны

Актуальность темы.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Поэтому и началась моя работа над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. С целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных взаимодействий на ребенка был разработан творческий проект с семьей “Моя семья – мой детский сад»

Участники проекта: дети и родители старшей группы (5 – 6 лет, воспитатели, музыкальный работник. Срок реализации проекта: 1 год.

Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.

•Задачи: Установление доверительных и партнерских отношений с родителями; Объединение усилий для развития и воспитания детей; Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми. Воспитывать у ребенка чувства причастности, гордости и радости за свою семью; Дать понятие о семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

• Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

• создавать условия для внутреннего психологического комфорта ребенка, сохранения чувства защищенности и доверия к окружающему миру;

• выработать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

Результат реализации проекта. В результате реализации данного проекта ожидается повышение интереса к жизни детей в группе, ответственности родителей за воспитание ребенка в семьях. Возрождение и сохранение семейных традиций. Повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах детско- родительских отношений. Конечно, родители имеют возможность получать информацию в интернете, общаться на форумах, но ничто не заменит личного эмоционального общения с воспитателями и своими детьми в спокойной непринужденной обстановке, направленной на взаимную помощь и поддержку детей дошкольного возраста. Содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания и закреплению связей между членами семьи разных поколений;

2. Практическая часть.

Виды деятельности.

1. Воспитатель вместе с детьми.

• Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.

• Просмотр мультфильмов о семье (В. Катаев “Цветик-семицветик”, р. н. с. “Снегурочка”, “Морозко” и другие).

• Викторины по сказкам.

• Дигры “Кто старше?”, “Помоги младшим”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…”.

• Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг”, «Бабушка-заботушка» и др.

• Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.

• Изготовление подарков для родителей.

• Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”, «К нам пришли гости» и др.

• Выставка рисунков «Портрет моей мамы”, “Наша дружная семья”, «Мой папа на работе» и др.

•Занятия: “Дружная семья”, “Семейные реликвии”.

• Знакомство с русским музыкальными инструментами, с русским песенным фольклором.

2. Родители – дети.

• Беседы с детьми о своей семье, родственниках.

• Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии, рассматривание семейного альбома.

•Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье:

О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”,

З. Александрова “Посидим в тишине” и др.

• Составление таблиц-схем “Моя родословная”.

• Выставка творческих работ с привлечением детей “Добрые руки не знают скуки” (Приложение 5.2.)

• Оформление альбома «Моя семья»

3. Воспитатель – родитель.

•Организация родительских встреч: “Защитим детей от…”, “Какой хороший папа!” (с участием детей).

•Консультация для родителей: “Родословная – старинная русская традиция”, “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).

• Индивидуальные беседы-консультации.

• Субботники “Пусть прогулка станет интересней!” (благоустройство участка д/сада).

• Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

4. Воспитатели – родители – дети

• Коллективный отдых “Всей семьей в парк”(Приложение 5.3).

• Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Как мы отдыхали летом”.

• Досуг «Поговорим о маме»

• Участие в городском мероприятии «Лучшая книга о моей семье» (Приложение 5.1.)

• Досуг «Я и моя семья»

5. Деятельность педагога.

• Изучить историю составления родословной.

• Подготовить художественную литературу по данной теме.

• Выпустить “Газету для родителей” по теме “Роль отца в воспитании детей”, “Как лучше провести с детьми выходной день”.

• Памятка для бабушек по воспитанию внуков.

• Подготовка памяток, консультаций, анкет для родителей по повышению педагогической культуры

• Родительские собрания «Возрастные особенности детей», «Роль семейных традиций в воспитании детей», «Взаимодействие ДОУ с родителями», «Золотые правила воспитания» и др.

Итоговая презентация: Досуг «Я и моя семья» в рамках педагогического Дошкольного марафона города Дубны Московской области. Участие в городском смотре-конкурсе «Лучшая книга о моей семье»(Приложение 5.1.)

3. Заключение.

Патриотическое воспитание дошкольников приоритетное направление деятельности педагогического коллектива. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.

Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы).

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может

быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребёнок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого мы стараемся, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными задачами у нас являются создание атмосферы добра, доверия и взаимопонимания.

Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребёнка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

4. Список литературы

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009.- 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

3. Детский сад и семья рука об руку / Под ред. А. П. Халиповой, Н. Ф.ПРИЛОЖЕНИЕ: ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА. III Всероссийский интернет – конкурс “Моя педагогическая инициатива – 2012” https://www.o-detstve.ru/ Портал «О детстве «

4. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. /Под ред. М. Д. Маханевой, -М.:ТЦ Сфера,2009./

5. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.

6. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.

7.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.

8. Детский сад и семья /Под ред. Т. А. Марковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1986.

9. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А.Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.

5. Приложение.

5.1. Городской смотр-конкурс «Лучшая книга о моей семье»

Проект «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Источник

людмила дементьева
Проект «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие)

Человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие людей друг с другом.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В поисках путей успешной социализации воспитанников, оптимизации взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, нами был разработан Проект «Я, ты, мы». (на основе «Системы развития эмоционального мира и взаимоотношений с другими людьми» И. А. Пазухиной)

Цель проекта: формирование у детей социальных способностей и навыков, определяющих становление базовых свойств его личности, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми с учетом уровня социального развития, личностных особенностей, специфики развития эмоционально-аффективной сферы.

Направления деятельности по 5 направлениям:

1. «Я и Я»: развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям; способности различать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, пол).

2. «Я и другие»:развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг к фугу; развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения.

3. «Я и мои эмоции»: знакомство с эмоциями человека, опознавание своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

4. «Я и животные» развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой; умения изображать животных, используя различные выразительнее средства; умения переносить все хорошее из мира животных в общение с людьми.

5. «Я и моя семья осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений; на осознание себя как полно-равного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи; на развитие интереса к истории своей семьи.

используемые формы,методы и приемы:

развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры

на развитие навыков общения);

упражнения (подражательно-исполнительского и творческого

характера, на мышечную релаксацию);

этюды;

рассматривание рисунков и фотографий;

чтение художественных произведений;

рассказ психолога и рассказы детей;

сочинение историй;

беседы;

моделирование и анализ заданных ситуаций;

слушание музыки;

рисование;

мини-конкурсы, игры-соревнования.

Содержание занятий по направлениям:

«Я и Я»: «Тайна моего имени», «Автопортрет», «Мой внутренний мир», «Мой любимый сказочный герой»

«Я и другие»:«Мы так похожи», «Мы такие разные», «Язык жестов и движений», «Давайте жить дружно», «Мальчики и девочки»

«Я и мои эмоции»: «Наши настроения и эмоции».

«Я и животные: «Мой ласковый и нежный верь», «Общение с животным».

«Я и моя семья»: «С кем я живу», «Правила домашнего этикета».

Проект «Я, ты, мы» (социально-личностное развитие)

Источник

Проект: «Социально – личностное развитие ребенка» (для детей подготовительной к школе группы)

Выполнила: воспитатель группы № 12 Спиридонова Л.М.

Актуальность проекта: Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Мы стараемся воспитать у ребёнка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Ребёнок должен прежде всего осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Повышение нашего внимания к проблемам социально – личностного развития связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу мы испытываем трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые.

Объект исследования: социально – личностное развитие дошкольников.

Предмет исследования: воспитание дошкольников в процессе социально – личностного развития в дошкольном образовательном учреждении.

Цель проекта: развивать игровую, трудовую деятельность детей, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих.

Задачи:

– развивать инициативу, организаторские способности, умение действовать в команде, трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе,

– формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих,

– расширять представления детей об истории семьи, о родном крае,

– воспитывать потребность трудиться, ценностно относиться к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Продлжительность проекта: 5 месяцев.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Ожидаемые результаты: достижение поставленной цели, Выполнение всех поставленных задач.

Этапы работы,сроки мероприятия, ответственные:

1 этап: Подготовительный, 1 неделя октября Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и разбивка на веер задач. Создание условий для самостоятельной деятельности. Определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей. Родительское собрание на тему: «Ваш ребенок будущий первоклассник» Диагностика .

2 этап: Воспитатель, основной, ноябрь декабрь, январь, февраль

Образовательные ситуации с детьми: Экскурсия «Мой детский сад». Развивающая игра «Я знаю много… (названий растений группы)». Лепка «Моя любимая игрушка». Экскурсия по группам детского сада. Беседа «Моя группа». Рисование «Мои друзья». Дидактическая игра «Волшебный барабан» (слова – названия игрушек). Дидактическая игра «Узнай по голосу». Беседа «Зачем нужен режим дня».

Деятельность детей:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

– игровая деятельность: КВН «Перелетные птицы», развлечение по физической культуре. Сюжет по сказке А.Н. Толстого «Приключения Буратино»

– игры драматизации: «Теремок» (русская народная сказка);

– сюжетно – ролевые игры: «Ателье», «Строительство», «Магазин», «Поликлиника», «Космонавты», «Парикмахерская», «Школа», «Зоопарк», «Почта», «Путешествие»;

– дидактические и настольно-печатные игры: «Вырастим яблоки», «Как сделали томатный сок?», «На животноводческой ферме», «Волшебные картинки», «Перевертыши», «Разные сказки», «Чудесные превращения», «Чудесный лес». «Кто веселее?», «Что кому надо для работы на стройке?», «Кто делает игрушки?», «Времена года», «Кто важнее?», «Кем быть?», «Кто веселее?», «Угадай, что спрятано», «Домино», «Что из чего сделано?», «Вместе расскажем историю», «Волшебный коврик», «Чудо рядом». «Когда это бывает?», «Помоги малышам», «Что, для кого?», «Волшебная мозаика», «Разные постройки».

Образовательная область: «Познавательное развитие. Безопасность»:

– беседы «Огонь злой, огонь добрый», «Почему огонь полезен и опасен», «Мы пришли на водоем», «Сбор грибов и ягод», «О правилах поведения в общественном транспорте», «Не играй в прятки с водителем», «Человек с жезлом на перекрестке», «Посмотри налево, посмотри направо»;

Образовательная область «Речевое развитие»:

– чтение стихотворения В. Семерина «Запрещается – разрешается», В.Кожевникова «Светофор», Н.Носова «Автомобиль», А.Дионовского «Чудесный островок», С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое»,

– дидактические игры: «Проводи друзей к школе», «Дорожные знаки», «Съедобные несъедобные грибы», «Лекарственные растения»;

– обсуждение опасных ситуаций: «Контакты с незнакомыми людьми на улице и дома», «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности»;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

– рисование: «Регулировщик», «Большие неторопливые машины», «Дорожные знаки». Конкурс рисунков «Правила дорожного движения»;

– вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам.

Конструирование: «Мост» (из строительного материала), «Волшебный сундучок с сюрпризом» (работа с бумагой);

– закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна, самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы;

– обсуждение участия в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам собственного труда.

«Работа с родителями» – консультации:

«Самостоятельность ребёнка. Трудовые поручения», «Взаимоотношения детей между собой в семье»;

– родительские собрания: «Готовность детей к школе», «Скоро в школу!»;

– памятки для родителей на тему: «Чаще читайте детям», «Опасность рядом!»

Индивидуальное консультирование по проекту Воспитатель, руководитель ИЗО, родители, учитель-логопед 3 этап – заключительный, Февраль – подведение итогов; – конкурс рисунков; – драматизация сказки «Царевна – лягушка» на новый лад совместно с родителями. Воспитатель, муз. руководит.

Список литературы:

1. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2007.

2. Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Библиотечка руководителя детского образовательного учреждения/ Составители Г.К.Широкова, Л.А.Парамонова, Т.К.Воробьева. ( Под общей редакцией Г.К.Широковой). – М.: Ансел-Пресс, Ансел-М, 1998. – 96 с.

3. Программа “Преемственность”, подготовка к школе. Составитель Федосова Н.А. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва, АПКиПРО, 2003. – 64 с.

4. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие / Ред.-сост. Г.В.Бурменская. М.: УМК “Психология”, 2003. – 352с.

5. Семаго Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации /Н.Семаго, М.Семаго. – М.:ООО “Чистые пруды”, 2005. – 32 с.

6. Содержание общения ребенка со взрослым в период кризиса семи лет: Автореф. Дис. канд. Псих. Наук: 19.00.13/Шашлова Г.М. – Москва, 2000. -24с. 7. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

Источник