Проект сказка в развитии и воспитании ребенка
Татьяна Бабенко
Проект «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»
1. Актуальность темы.
Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка – уроки на всю жизнь, и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
2. Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ:
Вызвать у детей старшего дошкольного возраста интерес и любовь к сказкам, желание читать сказки.
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с различными сказками;
Обобщить знание по сказкам;
Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
Развивать желание сочинять сказки.
3. Формы реализации проекта
Основными формами реализации программных задач является:
чтение детских сказок,
рассматривание иллюстраций к сказкам,
игра-драматизация (театрализованная сюжетно-ролевая, режиссерская игра,
игры в различные виды театра,
дидактические игры,
комплексно – тематическое занятие,
развлечения (конкурсы, викторины, олимпиады,
беседы,
решение проблемных ситуаций (в сказках-тестах).
Участниками реализации программы являются дети 5 – 6 лет.
Срок реализации программы 3 месяца: Февраль, Март, Апрель.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации проек
В ходе реализации задач по воспитанию и развитию ребенка по средствам сказки предполагается, что дети приобретут:
необходимый минимум знаний по сказкам (народным, авторским);
желание читать новые сказки;
научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;
овладеют навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности;
разовьют творческий потенциал;
повысят уровень социальной адаптации.
5. Краткое описание проекта по этапам
Театральная деятельность
(Игровая деятельность)
Дидактические игры
Настольный театр (Театр малых форм)
Пальчиковый театр
Теневой театр
Кукольный театр
Плоскостной театр
Бибабо
Просмотр спектаклей в кукольном театре
Игры – драматизации
Театрализованное комплексное мероприятие «Путешествие в сказки»
Чтение художественной литературы
Чтение детских народных сказок
Чтение детских авторских сказок
Социализация
Чтение сказок-тестов
Обсуждение проблемных ситуаций
Рассматривание иллюстраций к сказкам
Просмотр видеодисков со сказками
Прослушивание аудио и СД дисков со сказками
Математическое развитие
Чтение сказок математического содержания и решение поставленных задач
Экологическое развитие
Чтение сказок экологического содержания
Экономическое развитие
Чтение сказок экономического содержания
Коммуникация
Обсуждение сказок
Пересказ сказок
Рассказывание сказок по ролям
Рассказывание сказок собственного сочинения
Рассказывание сказок по мнемотаблицам
Отгадывание загадок по сказкам
Отгадывание кроссвордов по сказкам
Художественное творчество
Рисование сказочных героев и сюжеты сказок
Раскраски по сказкам
Мир искусства
Лепка сказочных героев и сюжетов сказок
Аппликация сказочных героев и сюжетов сказок
Оригами сказочных героев
Музыка
Прослушивание музыки к сказкам
Игра на музыкальных инструментах во время постановок сказок
Работа с родителями
Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»
Консультация для родителей «Сочиняем сказку. Уроки творчества»
Анкета для родителей «Сказка на ночь»
Пополнение родителями материальной базы по театральной деятельности в группе
Пополнение родителями библиотеки сказками в группе
Участие родителей в конкурсе по изготовлению сказочного героя совместно с детьми «В мире сказок»
Источник
Семенихина Галина
Проект «Русские народные сказки в развитии и воспитании детей»
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Русские народные сказки привлекают детей своими сюжетами, необычными историями, чудесами и превращениями.
Благодаря им ребёнок понимает, что жизненный путь труден, что каждое испытание помогает стать сильнее. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце.
Они учит человека жить, вселяя в него веру в добро и справедливости, вызывая у ребёнка сочувствие к обиженным героям. В результате сопереживания у детей появляются не только новые знания, но и самое главное –эмоциональное отношение к окружающему: к людям, явлениям. Из сказокдети узнают много нового: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.
Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Сказки помогают развивать воображение, творческое мышление, речь, подводить детей к логическим суждениям. Они служат могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Сказка учит детей учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Участники проекта:
Дети средней группы, воспитатели, родители, психолог, музработник
Срок реализации:
2 периода.
Тип проекта:
практико-ориентированный, групповой.
Задачи:
Для детей:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
1. К концу года детей будут иметь представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
2. Повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Формы работы:
беседы
экскурсия в музей
показ сказок
продуктивная деятельность детей
выставки творческих работ детей.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
1. Консультации для родителей
«Сказка в жизни ребенка»(Воронкина С А)
2. Изучение методической литературы
3. Обогащение развивающей среды:
в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на кавтографе, плоскостной, настольный, пальчиковый);
в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
музыка – русские сарафаны и косоворотки для детей.
4. Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям.
Изготовление выставок детских рисунков.
«Русские народные сказки» (в рисунках детей и родителей)
«Любимый сказочный герой»
«Узнай сказку» (иллюстрации к сказкам)
5. Загадки о сказках.
Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
6. Подбор русских народных сказок для детей подготовительной группы для мини-библиотеки.
7. Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Основной этап
Цель: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям
народной культуры.
Организация игровой деятельности
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я хотел бы быть похож»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Лягушка – путешественница»,
««Кот в сапогах»
Аппликация «Дюймовочка» – Х. Андерсен;
Завершающий этап
Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно-
исследовательской деятельности.
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки»
Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок)
Выставка книжек-малышек
Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев
Показ сказки «Цветик- семицветик»,» Добрый доктор Айболит»
Итоговое мероприятие «Звездный час».
Создание презентации, фото, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения
по теме «В гостях у сказки»
• «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
• «Снегурочка» (но народным сюжетам);
• «Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;
• «Василиса Прекрасная»,
• Д. Нагишкина; «Мальчик-с-пальчик»,
• пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах»,
• А. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
• П. Ершов, «Конёк-Горбунок»;
• X.К. Андерсен, «Дюймовочка»,
• Андерсен «Гадкий утёнок», пер. с дат.
• А. Ганзен.
• «Конек – горбунок» – П. Ершов;
• Лягушка – путешественница» – В. Гаршин;
• «Сказка о царе Салтане» – А. С. Пушкин;
• «Мороз Иванович» –
• В. Одоевский «Аленький цветочек»
• – К. Аксаков;
• «Цветик – семицветик» – В. Катаев;
• «Доктор Айболит» – К. Чуковский;
• «Дюймовочка» – Х. Андерсен;
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Социализация.
1Драматизация по сказке «Цветик – семицветик».
2. Обыгрывание сюжетов из сказки: «Доктор Айболит.
3.Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
Художественно-эстетическое развитие.
1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.
3. Показ воспитателем театров по сказкам:
«Волк и лиса»,
«4. Просмотр мультфильмов по любимым русским народным сказкам.
5.Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.
6.Конструирование:
«Дюймовочка» – Х. Андерсен;
8. Рисование по русской народной сказки ««Кот в сапогах»
Познавательно-речевое развитие.
1. НОД Беседа (29.09)
•Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам и предметам русской избы
Расширять и углублять о предметах домашней утвари, героях сказок.
Помочь детям понять, что такое устное народное творчество.
Познакомить с понятиями волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
Систематизировать знания о русских народных сказках.
Обеспечить развитие памяти, логического мышления.
Активизировать словарный запас детей (бытовые, волшебные сказки, сказки о животных, устное народное творчество).
Пробудить чувство любви к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
2.НОД : Путешествие в сказку «Василиса Прекрасная», (06.10)
Цель: Обеспечить развитие умение слушать сказку, учить детей отвечать полными предложениями, активизировать словарь,
Способствовать развитию связной речи детей.
Пробудить чувство любви к русским народным сказкам, доброжелательное отношение к героям сказки.
Вызвать интерес к художественной литературе.
3.Беседа:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»( 13.10)
4.НОД: Пересказ сказки прочитанную родителями «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (20. 10)
•Цель: учить детей пересказывать сказку, выразительно передавать диалог персонажей.
Художественно-эстетическое развитие.
5.НОД:1. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича. (27.10)
Цель: Воспитывать любовь к прекрасному (
•
6. НОД Чтение сказки, «Кот в сапогах»( 03.11)
Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать рассказ взрослого, вырабатывать умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего.
Вызвать желание помочь близкому.
7. НОД Рисование по русской народной сказке ««Кот в сапогах» (10.11)
Цель: Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
Способствовать формированию у воспитанников умения передавать текст сказки в рисунках, развитию внимания, памяти, мышления.
8.НОД : Чтение сказки «Доктор Айболит»; !7.11)
Цель: Активизировать в речи детей употребление сложных предложений.
Способствовать развитию творческих мыслительных способностей детей.
Способствовать развитию воображения, фантазии.
Пробудить чувства любви к сказкам, к чтению.
9.НОД : Обыгрывание сюжетов из сказки: «Доктор Айболит. (24.11)
Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения передавать зммоционально текст сказки, развитию внимания, памяти, мышления.
10. НОД Пересказ сказки прочитанную родителями «Конек – горбунок» – П. Ершов; (01.12)
Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения внимательно слушать сказку,расширять словарный запас за счет прилагательных и глаголов.
11. НОД Чтение сказки «Лягушка – путешественница» – В. Гаршин; (08.12)
Цель: Обеспечить развитие умения придумывать необычные концовки к известным сказкам.
Активизировать в речи детей употребление сложных предложений.
Способствовать развитию творческих мыслительных способностей детей.
Способствовать развитию воображения, фантазии.
Пробудить чувства любви к сказкам, к чтению.
12 .НОД Рисование и изготовление книжки- малышки к сказке «Лягушка – путешественница» (15.12)
Цель: Развивать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму для изображения.
Развивать воображение интерес к изобразительному искусству.
Способствовать формированию у воспитанников умения передавать текст сказки в рисунках, развитию внимания, памяти, мышления.
13 Беседа: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».(22.12)
14. НОД «Цветик – семицветик» – В. Катаев; (
Цель: Способствовать формированию у детей дружеских отношений друг другу, к сказочным персонажам.
Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
Обеспечить развитие внимания, памяти, мышления.
Обеспечить развитие умения анализировать поступки, находить причины неправильных поступков.
Пробудить чувства ответственности за близких людей, стремление заботиться о них.
Вызвать желание помогать нуждающимся в помощи людям
Помочь получить эстетическое наслаждение от сказки.
15. НОД Драматизация по сказке «Цветик – семицветик».
Цель: Способствовать развитию и совершенствованию коммуникативных навыков через театрализованную деятельность;
16.НОД : Чтение сказки «Дюймовочка» – Х. Андерсен; (Родители)
17.НОД :Конструирование:
Аппликация «Дюймовочка» – Х. Андерсен;
«Цель: Учить детей, совместно с родителями, создавать на аппликативной основе образы сказочных героев
18.НОД : Показ воспитателем театров по сказкам:
«Волк и лиса»,
19.НОД: Беседа «На кого из сказочных героев я похож»
Цель: воспитывать умение отожествлять себя с полюбившимся героем.
20.НОД: Рассказывание детьми сказок,составленных дома с родителями: «Сказка на новый лад».
Цель: Развивать умение самостоятельно придумывать сказку на заданную тему. Развивать воображение интерес к сказкам.
«21. Отгадывание загадок на тему «Сказки».
21. Чтение пословиц, поговорок о русском быте, гостеприимстве.
21.Настольно-печатные игры:
Пазлы «Мои любимые сказки»
Путешествие по сказкам (с фишками)
кубики «Любимые сказки».
»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Консультации «Сказка в жизни ребенка»
2. Изготовление родителями театров разных видов (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе).
3. Изготовление родителями атрибутов и элементов костюмов для обыгрывания сюжетов сказок.
4. Шитьё русских сарафанов, косовороток, костюмов сказочных героев родителями.
5. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
6. Составление сказок на новый лад, оформление книжек-малышек.
7. Сбор экспонатов для организации мини – музея “В гостях у сказки“.
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н. П. – автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М.: Просвещение, 2005.
5. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» – М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини – музей в детском саду» – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» – М.: Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения»- : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» – М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л. Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» – СПб.:«Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О. Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Источник