Проект роль сказки в развитии ребенка

Татьяна Бабенко
Проект «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»

1. Актуальность темы.

Сказка – необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка – уроки на всю жизнь, и для больших, и для маленьких.

Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

2. Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ:

Вызвать у детей старшего дошкольного возраста интерес и любовь к сказкам, желание читать сказки.

ЗАДАЧИ:

Познакомить детей с различными сказками;

Обобщить знание по сказкам;

Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;

Развивать желание сочинять сказки.

3. Формы реализации проекта

Основными формами реализации программных задач является:

чтение детских сказок,

рассматривание иллюстраций к сказкам,

игра-драматизация (театрализованная сюжетно-ролевая, режиссерская игра,

игры в различные виды театра,

дидактические игры,

комплексно – тематическое занятие,

развлечения (конкурсы, викторины, олимпиады,

беседы,

решение проблемных ситуаций (в сказках-тестах).

Участниками реализации программы являются дети 5 – 6 лет.

Срок реализации программы 3 месяца: Февраль, Март, Апрель.

4. Ожидаемые конечные результаты реализации проек

В ходе реализации задач по воспитанию и развитию ребенка по средствам сказки предполагается, что дети приобретут:

необходимый минимум знаний по сказкам (народным, авторским);

желание читать новые сказки;

научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;

овладеют навыками мимической, пантомимической, речевой выразительности;

разовьют творческий потенциал;

повысят уровень социальной адаптации.

5. Краткое описание проекта по этапам

Театральная деятельность

(Игровая деятельность)

Дидактические игры

Настольный театр (Театр малых форм)

Пальчиковый театр

Теневой театр

Кукольный театр

Плоскостной театр

Бибабо

Просмотр спектаклей в кукольном театре

Игры – драматизации

Театрализованное комплексное мероприятие «Путешествие в сказки»

Чтение художественной литературы

Чтение детских народных сказок

Чтение детских авторских сказок

Социализация

Чтение сказок-тестов

Обсуждение проблемных ситуаций

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Просмотр видеодисков со сказками

Прослушивание аудио и СД дисков со сказками

Математическое развитие

Чтение сказок математического содержания и решение поставленных задач

Экологическое развитие

Чтение сказок экологического содержания

Экономическое развитие

Чтение сказок экономического содержания

Коммуникация

Обсуждение сказок

Пересказ сказок

Рассказывание сказок по ролям

Рассказывание сказок собственного сочинения

Рассказывание сказок по мнемотаблицам

Отгадывание загадок по сказкам

Отгадывание кроссвордов по сказкам

Художественное творчество

Рисование сказочных героев и сюжеты сказок

Раскраски по сказкам

Мир искусства

Лепка сказочных героев и сюжетов сказок

Аппликация сказочных героев и сюжетов сказок

Оригами сказочных героев

Музыка

Прослушивание музыки к сказкам

Игра на музыкальных инструментах во время постановок сказок

Работа с родителями

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии ребенка»

Консультация для родителей «Сочиняем сказку. Уроки творчества»

Анкета для родителей «Сказка на ночь»

Пополнение родителями материальной базы по театральной деятельности в группе

Пополнение родителями библиотеки сказками в группе

Участие родителей в конкурсе по изготовлению сказочного героя совместно с детьми «В мире сказок»

Источник

Педагогический проект «Роль сказки в нравственном развитии детей»

по приобщению детей к нравственным ценностям через сказку.

Цель: приобщение детей к нравственным ценностям через сказку.

Задачи:

1.Формирование нравственных представлений о нормах социальных отношений и моделях поведения через сказку.

2.Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру.

3.Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений.

4.Воспитывать у детей отзывчивость, общительность и дружелюбие

Вид проекта: групповой, познавательный.

Продолжительность: 8 месяцев

Участники: дети средней группы

Образовательные области: социально-коммуникативная, речевое развитие.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 «Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости».

В.А.Сухомлинский

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

В дошкольном возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, формируются и усваиваются моральные и социальные нормы. Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре способствуют, гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу.

Через восприятие сказки ребёнку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность

Наблюдая за детьми своей группы, я  заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлениям.

В основе проекта «Роль сказки в нравственном развитии детей» лежит образовательная область «Развитие речи», содержание которой направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Данная образовательная область выделяет главную ценность среднего дошкольного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

К.И.Чуковский писал: «Ребёнок, лишённый сказки, сам создаёт сказочные образы в своих играх, разговорах, что следует использовать тяготение детей к сказке, чтобы воспитывать их с помощью классических, веками испытанных художественных образов».

На основе анализа литературы, наблюдения за детьми была выдвинута гипотеза: Сказки являются эффективным средством для формирования духовно-нравственного сознания дошкольников 4-5 лет при выполнении следующих условий:

  • Репертуар сказок будет подобран с учетом ярко выраженных нравственных понятий.
  • В процессе работы со сказкой воспитатель будет способствовать переводу наглядных образов в обобщенные нравственные представления у детей.
  • Накопление эмоционального опыта и его осмысление детьми дошкольного возраста реализуется в процессе ролевой игры.
Читайте также:  Развитие ребенка второй месяц сон

При разработке педагогического проекта  учитывались:

1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования;

2) необходимость практической направленности образовательного процесса;

3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования.

4) возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Информация

о проекте

Содержание

1

Название проекта

Творческий: «Роль сказки в нравственном развитии детей»

2

Проблема

Для педагога: Проблема поиска форм работы с детьми для реализации проекта в соответствии с ФГОС?

Для детей: Чему учит сказка?

3

Автор

Кувакина Эльвира Александровна

4

Участники

Воспитатель

Дошкольники

Родители

5

Тип

Групповой, краткосрочный

6

Интеграция образовательных областей

Основная общеобразовательная область:

Чтение художественной литературы

Сопутствующие образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

7

Направление деятельности по проекту

Коммуникативная, игровая, чтение художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная

8

Цель:

Для педагога: создание условий для нравственного развития ребенка через русскую народную сказку

Для детей: развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.

9

Задачи развития детей в проекте

  • Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  • Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, дружба – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  • Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.
  • Развивать у детей социальные умения и навыки поведения.
  • Воспитывать любовь и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  • 2. Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

10

Формы работы с детьми

  • чтение
  • обсуждение
  • решение проблемных ситуаций
  • моделирование
  • речевая ситуация
  • этические беседы
  • диалог
  • слушание сказок
  • инсценировка

11

Краткое содержание проекта

1 этап: Информационно – аналитический

  • диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий.
  • анкетирование родителей.
  • подбор литературного материала
  • подбор дидактического и методического оснащения проекта

2 этап: Прогностично – проектировочный

  • проектирование взаимодействия воспитателя с родителями;
  • ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
  • разработка плана занимательной деятельности на сроки реализации проекта.

3 этап: Организационно – исполнительный

  • чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, иллюстраций к ним.
  • мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта
  1. этап: Контрольно – диагностический
  • итоговая диагностика компонентов нравственного сознания детей (нравственная норма и оценка); наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка с последующим анализом

5 этап: Обобщающий

  • рефлексия участников проекта;
  • отчет о реализации проекта;
  • оформление полученного материала по проекту, монтаж;
  • инсценировка сказки для детей.

12

Место проведения

МБДОУ «Детский сад №269»

13

Сроки проведения

сентябрь 2014 года – февраль 2015 года

14

Возраст детей

4-5 лет

15

Ожидаемые результаты

  • Формирование основы нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе.
  • Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
  • Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.

16

Практическая значимость проекта

В результате работы дети могут:

  • самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев;
  • инсценировать сказки;
  • воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
  • «настраиваться» на чтение сказки;

      участвовать в совместном обсуждении;

  • рассказывать по иллюстрациям;
  • выражать восприятие текста во внешнем действии.

В результате работы родители:

  • активные участники мероприятий группы;
  • создание альбома «Любимые сказки»
  • создание мини-музея «Курочка Ряба»

Я предполагаю, что данный проект позволит приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям и найдет свое отражение в дальнейшей работе.

Сказка – источник детского мышления, а мысль младшего дошкольника неотделима от чувств и переживаний. Отсюда следует, что с помощью сказки можно воспитывать нравственные ценности детей.

 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах;  рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Литература

  1. В.В. Малова « Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». М.: Владос.2010
  2. Л.Ф. Фатихова « Изучение нравственного сознания дошкольников» // Современное дошкольное образование. 2012. №1. С.44
  3. Н. Исаева « Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С.19
  4. Н. Султанова, Н.Цилько. « Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 – 14.
  5. Н.Г. Пантелеева « Что за прелесть эти сказки» // Современное дошкольное образование.  2011.  №6. С.82
  6. О.В. Чиндилова, А.В. Баденова « Наши книжки». Пособие для занятий с дошкольниками по введению в художественную литературу в 3-х частях. Часть 2 (4-5 лет). − М.: Баласс, 2012. − 96 с.
  7. О.Л. Щукина « Методическая разработка по развитию речи по теме: «Сказка как средство формирования нравственных представлений дошкольников»
  8. Петракова Т.И. « Духовные основы нравственного воспитания». – М:1997
  9. Потаповская О. « Духовно-нравственное воспитание детей и родителей»// Дошкольное воспитание. 2006. №1. С. 14 – 16.
  10. Реферат: « Выявление роли сказки в формировании личностных черт»
  11. «Сказка как источник творчества детей»: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч.рук. Ю.А. Лебедев. М.: Владос, 2000
  12. Т.М. Грабенко « Зачем читать детям сказки?» СПб. 2004

План занимательной деятельности

Месяц

Сказки

Задачи

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие сродителями

ООД

Образовательная деятельность в режимных моментах

 сентябрь

«Теремок»

  • Приобщать детей к истокам народной культуры
  • Учить передавать свое отношение к поступкам героев
  • Формировать нравственные представления как эталоны для различения таких качеств как послушание — непослушание, любовь — эгоизм, ответственность
  • Воспитывать любовь к народным сказкам
  • рассказывание
  • чтение
  • анализ сказки по иллюстрациям
  • творческие задания
  • моделирование и обыгрывание художественных произведений с использованием настольного театра, работа с фланелеграфом
  • разыгрывание отрывков сказок.
  • Этические беседы на основе сказок
  • рассказывание сказки от другого героя
  • совместное рассказывание
  • работа со схемой сказки.
  • выставка в книжном центре
  • выставка рисунков «Мы любим сказки!»
  • игры «Угадай, о чем

книга?», «Закончи сказку», «Из какой я сказки?», пазлы «Любимые сказки», «Расскажи сказку»

  • изготовление атрибутов к сказкам
  • просмотр мультфильма
  • рассматривание иллюстраций к сказке
  • обыгрывание сюжета сказки с помощью настольного театра
  • самостоятельное разыгрывание небольших сюжетов сказок.
  • Продуктивная деятельность на тему «Помогаем героям сказок»
  • беседы о прочитанных сказках
  • чтение сказок
  • прослушивание сказок в аудиозаписи
  • просмотр мультфильмов по сказкам
  • Совместная с детьми выставка рисунков «Мы любим сказки»
  • создание альбома «Наши любимые сказки»
  • создание мини-музея «Курочка Ряба»
  • круглый стол «Что за прелесть эти сказки!»
  • создание библиотечки для родителей «что можно почитать детям»

Октябрь-ноябрь

«Заюшкина избушка»

декабрь

«Зимовье зверей»

Январь-февраль

«Бычок-смоляной бочок»; «Лисичка- Патрикеевна»

 март

«Гуси-лебеди»

апрель

«Крошечка-Хаврошечка»

Читайте также:  Международный центр развития ребенка олимпиада

Источник

АОУ № 4 «Рябинка»

Артикуляционная гимнастика

(вторая младшая группа)

ПОДГОТОВИЛА:

Воспитатель Алёхина Нина Сергеевна

г. Долгопрудный

Октябрь, 2018 год.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и координации движений органов, участвующих в речевом процессе.        

      Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения  в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.  

В данной картотеке собраны разнообразные виды упражнений и игр для  артикуляции и дыхания.

Статические артикуляционные упражнения

«Лопаточка» – широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Подержать язык в этом положении 10-15 секунд.

«Чашечка» – рот широко раскрыть, широкий язык поднять вверх, стараясь передний и боковые края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

«Иголочка» – рот открыть, язык высунуть далеко вперед, сделать его узким и тонким, удерживать его в этом положении 15 секунд.

«Горка» – рот приоткрыть, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик языка упереть в нижние передние зубы, спинку языка выгнуть, удерживать язык в этом положении 15 секунд.

«Трубочка» – высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, прижать, подуть в получившуюся трубочку, выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические артикуляционные упражнения

«Часики» – высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к правому углу рта, то к левому, двигать языком в медленном темпе под счет, проделать 15-20 раз.

«Качели» – высунуть узкий язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку, рот при этом не закрывать, проделать 10-15 раз.

«Вкусное варенье» – высунуть широкий язык, облизать поочередно верхнюю, затем нижнюю губу и убрать язык вглубь рта, повторить 10-15 раз.

«Змейка» – рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта, двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

«Катушка» – кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта, проделать 10-15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.

«Маляр» – рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, водить от верхних резцов до мягкого неба (вперед-назад) и от правых коренных зубов к левым (влево-вправо), поводить в течение 10-15 секунд.

«Лошадка» – прищелкнуть язык к небу, цокать языком медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, проделать 10-15 раз. Если прищелкивание не удается, можно положить на язык липкую конфету, пусть ребенок старается сосать конфету и одновременно почувствовать присасывание языка.

«Грибок» – прищелкнуть язык к небу, подержать в этом положении 5-10 секунд. Когда язык  научится принимать и удерживать это положение, выполнять упражнение пружинящими движениями, потягивая подбородок вниз.

«Фокус» – научиться направлять воздушную струю посередине языка. Рот приоткрыть, язык «чашечкой» высунуть вперед и приподнять, как бы потянуться к носу. Плавно, но сильно подуть на ватку, лежащую на кончике носа. Следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы. Далее можно усложнить упражнение, отодвигая ватку с кончика носа на спинку.

«Индюк» – приоткрыть рот, энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл (как индюк болобочет).

«Орешек» – рот закрыт, язык с силой упирается попеременно в левую и правую щеку так, чтобы была видна округлость под щекой. Далее можно приподнимать и опускать язык вверх-вниз одновременно с упором в щеку.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания

Для занятий с 5-7-летним ребенком родители совместно с ним могут самостоятельно придумать и изготовить материал для игр: вырезать и раскрасить необходимые элементы, привязать к ним нитку.

Примерные темы для игр: «Посади бабочку (осу, стрекозу и др. насекомых) на цветок»; «Обуй сороконожку»; «Расставь мебель в комнате»; «Собери грибы (овощи) в корзину»; «Посади птичку на ветку»; «Положи фрукты в вазу (конфеты в коробку)»; «Наряди елку к Новому году»; «С какого дерева упал лист?»; «Задуй свечку»; «Сдуй одуванчики»; «Расставь посуду»; «Поймай рыбку». Все эти вырезанные элементы в нужное место «задуваются», т. е. помещаются туда с помощью выдоха. Совместное со взрослым придумывание и изготовление элементов игры очень увлекает ребенка, развивает его фантазию, приучает к старательности, усидчивости, терпению.

Игра «Подуем в трубочку»

Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание: Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра «Разноцветные листочки»

Задача: развить плавный, длительный, направленный выдох.

Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра «Отгадай, что за фрукт»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Читайте также:  Диагностика психомоторного развития ребенка с умственной отсталостью

Игра «Приятный запах»

Задача: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

Описание. Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах».

Игра «Фокус»

Задача: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Задуй ватку в ворота»

Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Кто дальше задует ватку в ворота»

Задача: тренировать плавную, непрерывную воз душную струю, при необходимости изменять ее направление.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.

Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].

Игра «Буря в стакане»

Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудование: стакан с водой, соломинка.

Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Погудим!»

Задача: тренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудование: любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек – подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Игра «Лодочки»

Задача: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] – для плавного выдоха, вытянуты трубочкой – для сильного выдоха.

Игра «Лети, самолетик!»

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола.

Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Надуй игрушку»

Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Птички (бабочки)»

Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Игра «Вертушка»

Задача: развить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Лети, одуванчик!»

Задача: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание. Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Загадай желание»

Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Фокус с предметами»

Задача: тренировать силу и направленность выдоха.

Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол); деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка).

Описание. Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом и сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Надувайся, шар!»

Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

Описание. Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), и

ображая выходящий из шара воздух.

Игра «Кто дольше?»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Вьюга воет»

Задача: разв