Проект развития ребенка раннего возраста
Проектная деятельность в работе с детьми раннего возраста
Консультация для педагогов
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях. Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности.
Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников: первый – от 2,5 до 5 лет – подражательно исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий. Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей.
Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую»детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Роль педагога заключается в том чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия. Что бы ребенок получил полноценное, качественное развитие нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. В группах раннего возраста выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая детей к деятельности.
Этапы проекта постановка цели; поиск формы реализации проекта; разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; организация развивающей, познавательной, предметной среды; определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; работа над частями проекта, коррекция; коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта: – Постановка цели проекта. -Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями). -Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. -Составление плана-схемы проекта. -Сбор, накопление материала. -Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. -Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. — -Презентация проекта, открытое занятие.
Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации.
По продолжительности проекты могут быть: – краткосрочными (от 1 дня до 1 месяца) – длительными (от 6 месяцев до 12 месяцев)
Педагогический проект в группе раннего возраста «От сказки к сказке»
Вид проекта: познавательно-иследовательский
Продолжительность: кратковременный, 2 недели.
Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность проекта. Сказка является одним из средств народной мудрости. Каждый из нас помнит, как будучи ребенком, сопереживал и внутренне содействовал персонажам русских сказок. А ведь в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним. Актуальность проекта «От сказки к сказке» заключается в том, что в наше время сказка, как и многие другие культурные ценности, утрачивают свое высокое предназначение.
Русские народные сказки сегодня не преподносят детям с той теплотой, как это было раньше. Даже если и читаются детям русские сказки, то родителями не раскрывается поэтический и многогранный образ их героев, они не оставляют детям простора для воображения. Родители сегодня, читая детям сказки, не достаточно объясняют им то, что выражает та ли иная сказка, а именно тема веры, добра, милосердия и послушания. А ведь всё это относится к духовно-нравственному содержанию сказок. Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи: Образовательные задачи: способствовать формированию интереса к книгам, сказкам. Развивающие задачи: развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности. Воспитательные задачи: воспитывать навыки аккуратного общения с книгой. План реализации проекта Подготовительный этап: • Изучение литературы по теме • Ознакомление с передовым опытом • Консультация для родителей • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал • Оформление книжного уголка
Основной этап: • Рассматривание иллюстраций русских народных сказок • Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке • Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр. • Отгадывание загадок по сказкам • Пальчиковые игры по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» • Настольный театр по сказкам “Колобок”, «Репка». • Пальчиковый театр по сказке «Курочка Ряба» • НОД по лепке: «Сказка «Три медведя». Мисочки для медвежат» • Конструирование домиков для зверят по сказке “Теремок”. • Рисование репки по сказке «Репка» • Лепка по сказке “Колобок”.
Заключительный этап: • Инсценирование сказки «Репка»; • Презентация проекта проходила в виде выставки работ (рисунки, поделки из пластилина).
Реализация проекта (фотоотчет):
Лепка мисочек для медведей Пальчиковый театр «Три медведя» Сказочный домик
Показ пальчикового театра
Работа с тактильной книгой
Инсценирование сказки «Репка»
Итоговое занятие «В гости к бабушке Загадушке»
Таким образом, проектная деятельность в группах раннего возраста является одним из важных условий реализации ФГОС ДО. Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника, т.е. способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни малыша, и зоны его ближайшего развития.
Спасибо за внимание!
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад комбинированного вида «Теремок”
Фестиваль педагогических идей
и инноваций по развитию
детей раннего возраста
Инновационный проект
«Шарики для малышариков»
Выполнила: Губайдуллина Файруза Рахметовна, воспитатель
высшей категории
2019 г.
Перспективный план работы по реализации проекта
«Шарики для малышариков»
Автор проекта: Губайдуллина Файруза Рахметовна
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети второй группы раннего возраста.
воспитатель Губайдуллина Файруза Рахметовна
Сроки реализации проекта: 01.09.2018 -31.05.2019
Цель проекта:
создание условий для развития сенсорного восприятия детей раннего возраста посредством разноцветных шариков.
Задачи проекта:
Развивающая – развивать сенсорные эталоны, цветовое сочетание, память, мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательная – доставить детям радость и удовлетворение от игр с шариками, создавать положительного психо-эмоциональный фон, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, воспитывать бережное отношение к шарикам, учить детей использовать цветные шарики в соответствии с назначением и их свойствами.
Образовательная – научить детей играть с разноцветными шариками, побуждать детей сравнивать и группировать их по цвету, по величине, определять свойство предмета.
Актуальность
Сенсорное развитие детей раннего возраста – важнейший этап воспитания. От овладения сенсорными навыками напрямую зависит умственное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия.
В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Поэтому этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Этот процесс предполагает, прежде всего, необходимость расширить жизненный опыт ребенка, обогатить его чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.
Цветные пластмассовые шарики – предмет, прекрасно знакомый и понятный для взрослых. Но стоит взглянуть на шарик глазами малыша, ведь он таит в себе множество открытий! Для малыша разноцветные шарики – это интересный предмет, с которым он не просто играет, катает, берет, бросает, кладет, переносит, а эти шарики развивают мелкую моторику и сенсорику ребенка. Движение кистей и пальцев рук обладают особым значением для функционального развития мозга малыша, а также развития речи. Научными данными уже подтверждено, что: участки коры головного мозга, ответственные за речевую артикуляцию и мелкую моторику пальцев, находятся в одном и том-же иннервационном поле, то есть рядом. Из этого следует, что нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга, от движения рук влияют на стимуляцию расположенных по соседству речевых зон и усиливают их активность.
Мною была разработана система игр с разноцветными шариками, основной целью которой является развитие сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста. Благодаря поддержке родителей в нашей группе появились настенные игры с шариками, сенсорная юбка, сухой бассейн, «Шариковый дождь», животные из шариков, дидактические игры с шариками «Шариковое дерево», «Веселые шарики», «Бусенки из шариков» и.т.д.
Игры с разноцветными шариками влияют:
Игры с разноцветными шариками
1.Игра « Веселые шарики»
Цель: развивать мелкую моторику рук, познакомить ребенка с основными цветами.
Показывая на красный шарик, попросить ребенка повторить цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
Взрослый говорит, например – покажи красный (желтый, синий, зеленый) шарик, а ребенок будет показывать красный шарик.
Предложить детям поиграть с висячими шариками.
2.Игра «Сколько шариков?»
Цель: развивать мелкую моторику рук, обучение счету в пределах 4.
Показывая на шарики, спросить ребенка « сколько красных шариков?» ( желтых, синих, зеленых).
Взрослый называет число, например 2, а ребенок должен назвать цвет шарика, который состоит из двух одинаковых цветов.
3.Игра «Большой и маленький»
Цель: Сравнение шариков разной величины, раскладывание однородных предметов разной величины на две группы. Учить понимать слова большой – маленький.
1.- Давайте поможем мишке собрать шарики. (Дети собирают мячи). Вот они! Сколько шариков! И большие, и маленькие! Варвара, какой ты шарик взяла? (большой). – Кристина, какой ты шарик взяла? (маленький)
4.Настенная игра «Волшебные шарики »
Цель: развитие тактильного восприятия, сравнение шариков разной величины, учить понимать слова большой – маленький.
Покажи мне большой красный шарик , а где маленький красный шарик? (зеленый шарик)
Какой шарик мягкий? А какой шарик твердый?
5.Пальчиковая гимнастика «Игра с бусинками»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство детей с понятием «много» и «один».
Воспитатель: – Посмотрите, что у меня ещё есть. (Высыпает бусины на поднос). Сколько здесь бусин?
Дети: – Много.
Воспитатель: – Какие они?
Дети: – Круглые.
Воспитатель: – Давайте, ребятки, сейчас мы с вами поиграем с бусинами. Возьмите по одной бусине. Юра, сколько бусин ты взял?
Ребёнок: – Одну.
Задавать этот вопрос каждому ребёнку. И я взяла одну бусину. У нас у всех по сколько бусин?
Дети: – По одной.
Воспитатель: – Пальчики решилипоиграть с бусиной и покатать её, вот так. (Положить бусинку на ладошку и выполнять круговые движения указательным пальцем, а затем в соответствии с заданием всеми остальными пальцами вместе с воспитателем). Увидел это его братец, указательный палец, и ему тоже захотелось поиграть с бусиной.
Игра « Шариковый дождь»
Цель: развитие сенсорных представлений, регулирование эмоциональных состояний детей.
Ребята, а на улице идет дождь. А мы с вами не боимся дождя, и быстро пройдемся по дождю.
Игра «Шариковое дерево»
Цель: развитие сенсорного представления, мелкой моторики рук детей, воображения.
Ребята, есть такая страна, называется – мультстрана, там листочки деревьев из шариков. Давайте мы тоже с вами создадим свое шариковое дерево.
А давайте представим, что на этом дереве растет разные- разные фрукты, и мы сорвем их. Я сорву «зеленое» яблоко, а ты Кира? Артем?…и т.д.
Сенсорная юбка «Домики для шариков»
Цель: развитие сенсорного представления, мелкой моторики рук детей, научить группировать предметы, воспитывать бережное отношение к шарикам.
-Ребята наши шарики рассыпались, а давайте их собирать в свои домики ( красный шарик -в красную кармашку, синий шарик – в синюю кармашку и.т.д.)
« Веселые шарики»
Цель: развитие сенсорного представления, научить детей правильно управлять своими эмоциями.
10.Сухой бассейн
Цель: оказание благотворного сенсорного воздействия, создание положительного психо-эмоционального фона, повышение двигательной активности детей, воспитание коллективизма.
11. Игра «Найди киндер игрушку»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, тактильных ощущений.
12.Игра «Фрушарики и овошарики»
Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, развитие мышления, памяти, речи.
– Ребята, сейчас вы выбираете себе шарик (желтый или красный) и этот шарик превратится в фрукты или в овощи.
Игра «Лабиринт для шариков»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие зрительного восприятия, концентрация внимания, координации движений, усидчивости.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Слайд 2. Разноцветные пластмассовые шарики – предмет, прекрасно знакомый и понятный для взрослых. При виде разноцветных шариков у людей появляется улыбка на лице, поднимается настроение и просто человек становится добрым. Но стоит взглянуть на эти шарики глазами малыша, ведь он таит в себе множество открытий! И даже у самых успешных проектов современной российской анимации – мультфильмов «Смешарики» и «Малышарики» героями являются шарики. Все вы играли наверное с Орбизами, которые становятся на воде крупными разноцветными шариками, они являются антистрессом для детей и для взрослых, тоже шарики. Слабость детей Киндерсюрпризы тоже таят в себя шарики, внутри которых сюрприз-игрушки.
Для малыша цветные пластмассовые шарики – это интересный предмет, с которым он не просто играет, катает, берет, бросает, кладет, переносит, а эти шарики развивают мелкую моторику и сенсорику ребенка. Детям нравятся шарики – они очень красивые, гладенькие, кругленькие и разноцветные. Поэтому мною была разработана инновационный проект «Шарики для малышариков».
Слайд 2. Цель проекта:
создание условий для развития сенсорного восприятия детей раннего возраста посредством разноцветных шариков. Задачи проекта:
Развивающая – развивать сенсорные эталоны, цветовое сочетание, память, мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательная – доставить детям радость и удовлетворение от игр с шариками, создавать положительного психо-эмоциональный фон, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, воспитывать бережное отношение к шарикам, учить детей использовать цветные шарики в соответствии с назначением и их свойствами.
Образовательная – научить детей играть с разноцветными шариками, побуждать детей сравнивать и группировать их по цвету, по величине, определять свойство предмета.
Таким образом, результатом данного проекта будет являться сенсорное развитие, ведь от овладения сенсорными навыками напрямую зависит умственное развитие ребенка, а самое главное развитие речи детей.
Проект включает в себя систему игр с шариками, основной целью которой является развитие сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.
Слайд 3. Кроме того, игры с разноцветными шариками влияют также
я решила из этих простых цветных шариков создать для детей раннего возраста
С детьми раннего возраста я начинала работать
Движение кистей и пальцев рук обладают особым значением для функционального развития мозга малыша, а также развития речи. Научными данными уже подтверждено, что: участки коры головного мозга, ответственные за речевую артикуляцию и мелкую моторику пальцев, находятся в одном и том-же иннервационном поле, то есть рядом. Из этого следует, что нервные импульсы, поступающие в кору головного мозга, от движения рук влияют на стимуляцию расположенных по соседству речевых зон и усиливают их активность.
Цель проекта:
создание условий для развития сенсорного восприятия детей раннего возраста посредством разноцветных шариков.
Задачи проекта:
Развивающая – развивать сенсорные эталоны, цветовое сочетание, память, мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Воспитательная – доставить детям радость и удовлетворение от игр с шариками, воспитывать умение внимательно слушать воспитателя, воспитывать бережное отношение к шарикам, учить детей использовать цветные шарики в соответствии с назначением и их свойствами.
Образовательная – научить детей играть с цветными шариками, побуждать детей сравнивать и группировать их по цвету, определять свойство предмета.
Сенсорное восприятие Развитие мелкой моторики
(цвет, форма, величина) рук
Эмоциональное развитие
С Снижение
напряжения, страха
детей Облегчает Развитие психических
адаптационный процессов (памяти,
период воображения, внимания)
Источник