Проект развития дошкольного образовательного учреждения в центр развития ребенка

Проект развития дошкольного образовательного учреждения в центр развития ребенка thumbnail

Номинация: «Организационная модель деятельности специалистов  психолого-педагогического  обеспечения (педагог-психолог) в условиях реализации ФГОС

 общего образования»

Проект создания развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования

 «Центр детских открытий»

Глаголева А. А. педагог-психолог МБДОУ

 «Центр развития ребенка – детский сад № 194»

Тел. 2-249-247, 2 – 24-88-77

«Научиться играть на флейте

можно только играя самому»

Сократ

Наименование проекта

«Центр детских открытий»

  1. Актуальность.

Проект создания предметно – пространственной среды позволяет:

  • Реализовать приоритетные задачи ФГОС по социально-личностному развитию детей во взаимосвязи с познавательной деятельностью.
  • Освоить ребенку позицию субъекта деятельности и всем участникам образовательного процесса модель субъект – субъектного взаимодействия.
  • Организовать педагогическую работу в соответствии с современными требованиями.
  • Обеспечить преемственность работы детского сада и школы по ведущим видам деятельности и педагогическим технологиям.

Представленная модель развивающей среды является инновационной, т.к. не имеет аналогов в литературе. Деятельностный подход чаще декларируется и очень редко реализуется в практических разработках.

Предполагаемая среда:

   – стимулирует познавательные способности активно исследовать новизну и       сложность меняющегося мира, изобретать новые оригинальные стратегии деятельности, предметы и механизмы, быстро осваивать то, что открыто другими и делать собственные открытия;

 –  дает  простор для реализации детской инициативы и поискового поведения (напряжения мысли, фантазии, творчества), в результате чего формируется активная жизненная позиция, способность преодолевать трудности, рассматривать несколько вариантов действий и выбирать оптимальный

 –  обеспечивает потребность детей в движении;

 – предоставляет возможность детям действовать индивидуально («я могу»), осваивать навыки сотрудничества в парах и в группах («я могу», «ты можешь», «мы можем»);

 – может быть использована в работе с педагогами и родителями для решения различных задач.

  1. Цель.

Создать предметно – пространственную развивающую среду для реализации технологии деятельностного подхода, обеспечивающего взаимосвязь познавательного и социально – личностного развития ребенка.

  1. Задачи.
  • Оборудовать центр поиска и исследований для активизации познавательных интересов, освоения приемов, способов познания окружающего мира и группового взаимодействия при решении проблемно-поисковых ситуаций.
  • Создать мастерскую моделирования и изобретательства для формирования созидательной, инициативной, творческой личности, способной самостоятельно ставить цель и находить пути и средства ее достижения, сотрудничать с взрослыми и детьми.
  • Усовершенствовать центр игровой активности для развития ведущего вида детской деятельности – игровой, как основного условия социализации ребенка и формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечить необходимыми средствами центр «умной техники» (центр информационно-коммуникативных технологий) для формирования позитивного делового отношения к электронной технике, расширения возможностей познавательно-коммуникативной деятельности, поиска необходимой информации, организации интерактивного взаимодействия участников образовательного процесса.
  1. Краткое описание проекта.

В МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 194» для организации предполагаемой модели развивающей предметно-пространственной среды созданы определенные условия:

  • имеются необходимые просторные современные помещения;
  • детский сад активно сотрудничает с ОАО «Домостроительный комбинат», который с основания учреждения оказывает спонсорскую помощь в развитии материально-технической базы;
  • сформирован педагогический коллектив, способный работать в инновационном режиме и внедрить в практику работы с детьми технологию деятельностного подхода на основе созданной развивающей среды;
  • с 1996 года на базе детского сала работает центр педагогического мастерства г. Воронежа, с 2011г.   – стажерская площадка при ВОИР.

Для реализации технологии деятельностного подхода важно создать современную развивающую предметно-пространственную среду. Мы предлагаем оборудовать центр детских открытий, т.к. важно не давать детям готовые знания, а создавать условия, чтобы ребенок сам их находил, самостоятельно делал свои открытия. В начале открытия дети совершают в совместной деятельности с взрослым на основе поисковых вопросов педагога, затем организуют самостоятельные индивидуальные или коллективные исследования. При этом изменяется позиция педагога с ретранслятора знаний и руководителя жизнедеятельности детей к организатору условий деятельности, который помогает детям сделать самостоятельный выбор, осознать, сформулировать желания, потребности и мотивы, уточнить цели и способы их достижений, организует взаимодействие детей в группах.

В центре поиска  и исследований у детей имеется возможность знакомиться с объектами и явлениями реального мира в исследовательской деятельности. Мотивацией к ней служат проблемно-поисковые и игровые ситуации, которые придают деятельности практическую направленность и осмысленность, в то же время позволяют делать простые теоретические выводы. Для исследований и экспериментирования создаются сообщества участников, где возможно особое распределение ролей и исследовательских действий, совместное содержательное обсуждение, углубляющее понимание изучаемой реальности.  Дети в центре смогут реализовать собственные исследовательские проекты. Центр поиска и исследований оборудуется  измерительными приборами для наблюдений, лабораторной посудой, набором материалов для ознакомления с живой и неживой природой, предметным миром. Дети откроют свойства воздуха, воды, песка, глины, камней, бумаги, ткани, дерева и др., отличия живого и неживого, потребности растений и животных. Дети смогут изучать свойства продуктов питания, создавать новые.

В мастерской моделирования и изобретательства создаем условия для моделирования реального мира и создания творческих собственных и совместных проектов.  Дети откроют возможности различных материалов, способы действий с ними, будут изобретать новые объекты, осуществлять практически варианты решения проблемно-поисковых ситуаций. Они смогут отразить, расширить и обобщить полученный опыт в поисково-исследовательской деятельности и других видах деятельности по ознакомлению с окружающим миром, создавая планы, схемы, макеты, пособия, оборудование для игр и другие модели практической направленности, а затем использовать их в самостоятельной игровой деятельности. Для оборудования мастерской используем готовый материал (конструкторы, картон, ткани, емкости), природный и «бросовый» материал, инструменты.

Читайте также:  Нервно психическое развитие ребенка на первом году жизни

В центре игровой активности создаем условия для развития сюжетно-ролевых, режиссерских и образных игр на основе знакомства с окружающим социальным миром и творческих игр по сказкам, рассказам, собственным сочиненным историям. Дети откроют способы взаимодействия в игре, значение правил и их выполнения, важность морально-нравственных ценностей как результат собственной деятельности, своих размышлений, сомнений, выбора. Детям предоставляются готовые игрушки (куклы, мебель, набор одежды, коляски, набор игрушек для режиссерских игр) и материал для создания игровой среды в мастерской моделирования.

В центр информационно-коммуникативных технологий («умной техники») создаем условия для расширения кругозора, развития познавательных процессов и коммуникативных навыков, просмотра сюжетов с морально-нравственными проблемами и их обсуждение. Дети удивляются современным достижениям человека и открывает познавательные возможности электронных средств раньше, чем традиционные игровые, осваивают положительный опыт сотрудничества и управления техникой для достижения поставленных целей.

  1. Этапы проекта.
  • Изучение ФГОС дошкольного образования.
  • Постановка цели работы с учетом ФГОС.
  • Создание и утверждение творческой группы по внедрению  проекта развивающей среды.
  • Изучение психолого-педагогических возможностей, представленных на рынке учебных и развивающих пособий.
  • Обсуждение и утверждение проекта.
  • Практическая реализация проекта:

 – ознакомление родителей с проектом;

 – поиск спонсора;

 – разработка дизайн – проекта оформления помещения;

 – подготовка помещения;

 – заказ и установка мебели;

 – приобретение оборудования и его размещение по зонам;

 – организация практической совместной и самостоятельной работы с детьми в центре;

 – анализ эффективности работы в центре детских открытий и планирование последующей деятельности.

  1. Ожидаемый результат.

Создание развивающей предметно-пространственной среды в центре детских открытий по четырем направлениям: центр поиска и исследований; мастерская моделирования и изобретательства; центр игровой активности; центр информационно-коммуникативных технологий.

        Отдаленные результаты:

 – наличие необходимых условий для развития способностей ребенка, интересной и содержательной жизни детей в общении со сверстниками и взрослыми, обеспечение оптимального маршрута развития каждого ребенка;

 – реализация технологии деятельностного подхода обеспечит ребенку социально-личностное развитие (проявляет познавательные, социальные, созидательные интересы, потребности, мотивы, адекватную самооценку, преодоление эгоцентрической позиции, позитивные качества личности, как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, способность сотрудничать со взрослыми и детьми в различных видах деятельности);  развитие деятельности (умеет организовать целенаправленную деятельность  – ставить цели, выбирать и анализировать способы ее достижения, контролировать ход и итоги деятельности, сформированы предпосылки учебной деятельности у детей  6-7 лет); эмоционально-волевое развитие  получает положительные эмоции от деятельности (радость, удивление, восхищение), стремится преодолевать трудности за счет собственных усилий, выполняет правила в играх); познавательное развитие (владеет способами поиска необходимой информации, исследовательскими навыками, задает вопросы познавательного характера, умеет устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, использует полученные знания для решения практических задач).

        Результативность.

В 2014 – 2015 учебном году проект практически реализован.

Источник

Библиографическое описание:

Хованская, Т. Ю. Современные приоритеты развития дошкольного образовательного учреждения / Т. Ю. Хованская, Д. И. Афонина, О. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 2-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4380/ (дата обращения: 06.11.2020).



Современные условия жизни нацеливают общество на его активное движение, быстрое приспособление к прогрессивному развитию всех отраслевых сфер, а также овладение навыками беспрепятственного межличностного взаимодействия. Сегодня ребенок поставлен в ситуацию многочисленных связей, бесконечного потока информации.

Данная позиция является концептуальной в плане подготовки подрастающего поколения. Поэтому определяется одна из главных задач образовательного учреждения — воспитывать члена общества, готового к постоянному преобразованию, созданию чего-то нового и неповторимого на основе сформированных ключевых компетенций. Такое возможно только при организации в дошкольном учреждении необходимых условий для раскрытия всех своих способностей при полной поддержке положительного эмоционального фона, постоянной возможности общения со сверстниками и взрослыми, перспективы расширения круга интересов и получения новых знаний. Детский сад сегодня — это открытое пространство для детей, родителей, социума.

Основная стратегия развития нашего дошкольного учреждения заключается в создании единой образовательной среды ДОУ отвечающей современным требованиям воспитательно-образовательной работы с детьми и реализующей право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающей равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка оренбург

Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются:

− повышение качества образования в ДОУ через внедрение современных педагогических технологий и дополнительного образования

− повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе, через использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.

− обновление предметно-развивающей среды и материально-технической базы учреждения в соответствие с Федеральными государственными требованиями

− усовершенствование взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников посредством организации совместной эффективной деятельности и их участия в образовательном процессе, взаимодействие с социальными институтами.

Для малыша, посещающего детский сад, очень важно, как обустроена окружающая его среда, насколько она для него понятна и безопасна. Детский сад не зря называют вторым домом для ребят.

В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары созданы определенные условия безопасного, здорового, комфортного, инновационного развития детей.

Здоровье и безопасность — это одно из значимых направлений работы дошкольного учреждения. Одна из главных задач пребывания детей в детском саду — укрепление и сохранение здоровья детей, создание условий, способствующих безопасному пребыванию детей в учреждении.

В МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары созданы необходимые условия для ознакомления детей от 3 до 7 лет с основными аспектами безопасности и сохранения жизни и здоровья. На территории учреждения имеется автогородок, где в теплое время года проводятся различные мероприятия по дорожной безопасности. Мероприятия по укреплению здоровья проводятся на спортивной площадке совместно с другими ДОУ.

Одним из важных приоритетов развития дошкольного учреждения является развитие познавательных способностей детей. Лаборатория юных исследователей в детском саду — первый шаг к новым открытиям.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду № 78 г. Чебоксары оборудована и функционирует лаборатория маленьких исследователей, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для опытно-исследовательской деятельности дошкольников. На занятиях в лаборатории дошколята получают уникальную возможность исследовать на современных микроскопах с различными объективами, а также использовать большой набор инструментов и препаратов для обучения азам научной работы.

Сегодня робототехника в детском саду стала одной из центральных дисциплин учебного и воспитательного процесса. Педагоги уверены, что чем раньше познакомить ребенка с простыми механизмами, первыми алгоритмами и несложными техническими задачками, тем проще ему потом будет адаптироваться к школе и в жизни

В рамках реализации программы «От Фребеля до робота. Растим будущих инженеров» в детском саду № 78 г. Чебоксары оборудована и функционирует лего-студия, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для конструирования. На занятиях ребенок учится строить и воплощать в жизнь собственные образы, создавать необычные вещи. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Увлечение робототехникой побуждает детей к развитию инженерно-творческого мышления, воспитывает, будущих инженеров и конструкторов. Исследования показывают, что практически все дети, поступающие в технические ВУЗы, занимались лего-конструированием в детском саду, школе и в дополнительных кружках.

Данные направления деятельности осуществляются с детьми в форме основной образовательной деятельности на занятиях по познавательному развитию и как дополнительные образовательные услуги по разработанным программам.

Акцент на получение детьми дополнительного образования в условиях дошкольного учреждения еще один приоритет развития современного образовательного учреждения. Для того чтобы максимально удовлетворять образовательные запросы родителей в нашем дошкольном учреждении функционирует 11 дополнительных образовательных услуг по разным направлениям:

− логоритмика;

− подготовка к обучению в школе;

− английский для дошколят;

− занятия нетрадиционными техниками рисования;

− тестопластика;

− детский фитнес;

− хореография;

− танцы;

− лего-конструирование;

− юные исследователи (занятия в лаборатории);

− чтение по кубикам Зайцева

Еще одним актуальным осуществления образовательной деятельности в ДОУ является сотрудничество с социальными партнерами.

Новой формой сотрудничества в сфере образования является частно — государственное партнерство, которое успешно апробировано учреждениями высшего и среднего профессионального образования и осваивает и современное дошкольное образование.

В МБДОУ «Детский сад № 78» г.Чебоксары, помимо 18 муниципальных групп имеются четыре частные группы, которые в соответствии с договором арендует автономная некоммерческая организация «Пишичитайка». Это партнерство представляет собой альянс между государством и бизнесом в целях реализации образовательных проектов на основе законодательных актов и специальных соглашений. Данная форма партнерства представляет собой наиболее простую и наименее обязывающую форму партнерства. Реализация совместной деятельности сторонами соглашения зависит исключительно от доброй воли сторон. Технологическая схема работы состоит в добровольном совместном планировании действий, соответствующих соглашению, и реализации этих действий.Координация деятельности осуществляется уполномоченными представителями АНО «Пишичитайка» и МБДОУ «Детский сад № 78 «Колосок» г. Чебоксары.

Читайте также:  Развитие логические мышления для ребенка 7 лет

Такая модель взаимодействия, позволяет повышать эффективность и качество образовательного процесса, развивает его прикладную направленность, максимально позволяет использовать интеллектуальные, материальные, информационные и человеческие ресурсы для разработки инновационных проектов.

На сегодняшний день АНО «Пишичитайка» и МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары реализуют совместный проект «Мы вместе».

Цель проекта — создание работающей модели частно-государственного партнерства, обеспечивающей эффективное управление образовательным учреждением и повышение качества оказания образовательных услуг.

Развитие дошкольного учреждения — это целенаправленный процесс, который предусматривает четкое взаимодействие с родителями. Интересы родителей тесно переплетаются с задачами дошкольного учреждения.

Многие родители, понимают необходимость раннего развития детей. С целью наиболее комфортного прохождения данного этапа в жизни детей и их родителей в нашем дошкольном учреждении запланирована работа центра развития детей раннего возраста «Детвора (детство, творчество, развитие) “.

Целью деятельности центра раннего развития является гармоничное развитие ребенка раннего возраста посредством развития его психомоторных свойств, а также их социализация.

Задачицентра раннего развития:

− создание эмоционального комфорта у детей и взрослых;

− всестороннее развитие ребенка в процессе непрерывного общения с творчеством, физической культурой, игрой;

− повышение уровня компетентности у родителей в вопросах подготовки ребенка к посещению детского сада, взаимодействия и установления взаимоотношений с ребенком с применением форм, методов и средств деятельности.

Для достижения целей и результативности работы центра раннего развития в дошкольном учреждении необходимо создать такие развивающие блоки, как центр физического развития «Физкультура вместе с мамой», располагающиеся в спортивном зале, центр творческого развития детей «Художники в памперсах», центр сенсорно-познавательной деятельности «Я — сам».

Проведение занятий в разных центрах-студиях поспособствует тому, что ребенок будет чувствовать себя комфортно в любых условиях детского сада, что способствует успешной адаптации детей к дошкольному учреждению в будущем.

Миссия детского центра заключается в том, чтобы помочь ребенку развить необходимые личностные качества, навыки, таланты, которые в будущем сделают его успешным взрослым.

Комплексная, слаженная работа дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи — эффективно способствует развитию человека будущего.

Литература:

  1. Белая К. Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004 г.
  2. Детский сад Будущего: методическое пособие/ Под ред. Н. В. Микляевой — М.:ТЦ Сфера, 2010.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. No1155).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольное учреждение, чебоксары, ребенок, образовательный процесс, раннее развитие, дополнительное образование, необходимое оборудование, образовательная деятельность, образовательное учреждение.

Похожие статьи

Особенности организации дополнительных образовательных

Особенности организации дополнительных образовательных услуг в системе дошкольного образования.

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ…

Организация дополнительного образования в условиях…

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Нормативная база организации дополнительного образования детей в дошкольных учреждениях пока разработана…

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном

Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации.

образовательный процесс, детский сад, дошкольное образование, основная образовательная программа, развитие детей, программа…

образовательный процесс, детский сад, дошкольное

Самыми главными аргументами использования ДОК в образовательном процессе является развитие у детей основных мега качеств [2, с. 27]

Перспективы развития и внедрения идеи дистанционных обучающих конкурсов в образовательный процесс довольно актуальны и…

Интеграция дополнительного образования детей

– широкое обсуждение ФГОС дошкольного образования в коллективах учреждений дополнительного образования детей, поиск

Организация дополнительного образования в условиях… Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс

Основные направления инновационного развития дошкольного

Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенкадетский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию…

детский сад, инновационная деятельность, образовательное

Инновационная деятельность муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенкадетский сад № 50 «Непоседа» – это включение участников образовательного процесса в деятельность по созданию, освоению и использованию…

Дошкольное образование в России | Статья в сборнике…

Детский сад — это первый социальный институт, который учит детей жить в социуме.

Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности ребенка в развитии и

Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и…

Организация дополнительных платных образовательных услуг…

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность. Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ.

Источник