Проект развитие речи ребенка в дошкольном возрасте

Проект по развитию связной речи

МБДОУ Высокогорский детский сад «Бэлэкэч»

ПРОЕКТ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ

И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

 Составили: воспитатель Закирова А.Ф. , 2018 г.

Введение

«Родное слово – основа всякого умственного

 развития и сокровищница всех знаний»

К.Д. Ушинский

           Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).

Исследования А.Г. Арушановой, О.С. Ушаковой, В.В. Гербовой, Е.М. Струнина, В.И. Яшина показывают, что целенаправленное обучение родному языку необходимо начинать в младших группах, включая специальные речевые занятия по развитию звукопроизношения, освоение словаря, составлению рассказов из опыта ребёнка и творческих рассказов.

Важной основой обучения дошкольников родному языку является обогащение их речевой деятельности. Этот путь повышения качества речевого поведения детей отмечают Л.В. Ворошнина, А.С. Колосовская. Наличие мотивации речи означает, что у ребёнка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли.

Уникальна по своему содержанию книга «Развитие речи и творчества дошкольников» под редакцией  О.С. Ушаковой (2001г.), которая посвящена развитию речи и обогащению эмоционального словаря. Традиционные методики развития речи дошкольников представлены А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, основополагающие идеи которых заложены в программах и методических пособиях  сегодня (развитие диалогического общения). Разработкой проблемы диалога в современной науке занимается М.М. Бахрин. Учёный раскрывает все формы проявления речевой коммуникации («речевые жанры»).

        Проблемам развития речи детей дошкольного возраста уделяется значительное внимание в работах А.А. Леоньтьева. Решение речевых задач должно происходить комплексно, но иметь игровую форму.

           Результаты исследований данных учёных изменили подходы к содержанию и формам обучения родному языку в дошкольных учреждениях. Предпочтение отдаётся образовательной деятельности объединяющей разные виды деятельности (речевую, музыкальную, двигательную, изобразительное творчество) и самостоятельной художественно-речевой деятельности детей.

         Изученные научные исследования в области речевого развития дошкольников позволили  определить требования к реализации проекта, его эффективность в образовательной деятельности педагогов. Эти требования предусматривают необходимость использования наиболее эффективных путей формирования связной речи детей, комплексного подхода, принципа единого содержания образовательной деятельности для детей дошкольного возраста

Актуальность

          Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

          Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

           ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1.                  владение речью как средством общения и культуры;

2.                  обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3.                  развитие речевого творчества;

4.                  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5.                  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

         Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

·                     активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

·                     может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

·                     проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

·                     обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

          По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи – одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой  связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени  для развития связной речи, не используются современые педагогические технологии.  Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта:   создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

Задачи проекта:           

1.      Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.

2.      Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

3.      Повысить профессиональную компетентность педагогов.

4.      Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

5.      Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

Принципы:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие   принципы:

 1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

 2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

Читайте также:  Создание условий для полноценного развития ребенка в доу

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители  воспитанников.

Длительность:  краткосрочный (15.01-15.03)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

  • В дошкольном учреждении созданы условия для формирования  профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
  • Использование активных форм работы по речевому развитию детей   способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.
  • Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом  развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Практическая значимость:

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность,  устойчивость, целостность образовательного процесса.
  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
  • Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
  • Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
  • Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Трансляция проекта:

– Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный (январь).

2. Основной  (февраль-март).

3. Заключительный (март).

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных

2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».

3. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

4. Анкетирование родителей

5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников

Основной этап.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Реализация основного этапа

  1. Работа с воспитанниками

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

-Развлечение «Весёлые ладошки»

-«Пальчиковый театр»

-Игровое занятие «В гостях у Сороки – белобоки»

-Песочная игротерапия «Песочный дворик»

– Дидактические игры и упражнения

– Заучивание стихов и потешек

-Рассматривание игрушек, книг, иллюстраций

– ОД по обучению детей расказыванию

– беседа – диалог по теме недели

– слушание аудисказок

Младшие группы

В течение проекта

Музыкальные руководители,

воспитатели

«По речевой дорожке»  – развитие речи детей средствами мнемотехник;

– Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании;

– Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»;

– Познавательные игры «Я и моя речь»;

– Словесные подвижные игры;

– Отгадывание и составление загадок;

–Творческие задания

– Настольно печатные и дидактические игры

– Театрализация сказок

– ОД по обучению детей расказыванию

– беседа – диалог по теме недели

– слушание аудисказок

– физкультурное развлечение «Живые загадки»

Средние группы

В течение проекта

Воспитатели, инструктор по физической культуре

– Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»

– «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику)

– Игра – драматизация: «Ожившая сказка»

– Обучение приёму  рассказывания сказки по таблице, схеме;

– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);

– Использование приема  изменения сюжета сказки: «Что будет если…»

– Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»

– Сочинение сказок «Веселые сочинялки»

– Речевые игры с движением

– Создание книжек-малышек

– Акция «Подари книжку малышам»

– ОД по обучению детей расказыванию

– беседа – диалог по теме недели

– слушание аудисказок

Старшие группы

В течение проекта

Педагог-психолог, воспитатели

– Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;

–речевые тренинги с детьми;

– работа со схемами;

– динамические этюды;

– игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»

– составление писем: своему другу; на передачу;

  письмо сверстникам в другой детский сад;

 письма – загадки;  письмо – приглашение.

– Сочинение сказок на новый лад

– Ритмопластика

– Изготовление альбома «Мы любим сказки»

– Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»

– Игры-драмматизации по знакомым сказкам

Создание книжек-малышек

– Акция «Подари книжку малышам»

– ОД по обучению детей расказыванию

– беседа – диалог по теме недели

– слушание аудисказок

Подготовительные к школе группы

В течение проекта

Педагог-психолог, воспитатели

  1. Работа с педагогами

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Консультация «Формирование связной речи у дошкольников»

14.01.2018

Семинар «Особенности работы по развитию связной речи дошкольников»

24.01.2018

Экспресс-опрос педагогов «Речевое развитие»»

январь 2018

Консультация «Инновационный подход к развитию связной речи дошкольников»

04.02.2018

Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»

29.02.2018

Фестиваль педагогических идей «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника»

10 марта 2018

Мастер-класс «Планируем среду по ОО «Речевое развитие»

11.02.2018

Составление памятки для педагогов «Речь педагога»

февраль 2018

Викторина для педагогов «Красивую речь приятно слышать»

18.02.2018

Смотр конкурс мини-центров по ОО «Речевое развитие»

февраль 2018

«Копилка для родителей» – памятки, практические задания, советы, рекомендации

В течение проекта

  1. Взаимодействие с родителями

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка»

все

январь 2018

Групповые родительские собрания по теме проекта

все

В течение проекта

Воспитатели

Акция «Подари книжку в группу»

все

В течение проекта

Воспитатели

Размещение материала на сайте ДОУ

все

В течение проекта

Педагог-психолог

Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

все

В течение проекта

Воспитатели

Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей)

все

В течение проекта

Воспитатели

Выпуск  газеты «Ладушки»

В конце проекта

Музыкальные руководители

 Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника»

все

В течение проекта

Воспитатели

Выпуск стенгазеты «Наши дети рассказывают»

все

В течение проекта

Воспитатели

  1. Заключительный этап
Читайте также:  Радуга готов ли ребенок к школе развитие речи

1.Повторный мониторинг речевого развития  дошкольников,

2. анализ и оценка результатов проекта.

3. публикация отчетов по работе на сайте ДОУ

4.Определение новых перспектив.

Источник

Проект: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Воспитатель: Садекова Гульсина Ильзовна

Актуальность проекта

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребѐнка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.Чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её.

Ведущим видом деятельности  дошкольном возрасте является игровая деятельность.

 Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». Игра – это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно.

 И поэтому работе затронула развития речи детей в игровой деятельности

 Игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний

цель: способствовать развитию связной, выразительной  речи детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи проекта:

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Совершенствовать грамматический строй речи через игру

Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

Развивать монологическую и диалогическую речь, творческие способности

Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений

Создать условия для развития речи детей посредством   игр.  

 Воспитывать личностные качества  – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т.д.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

 Тип проекта: педагогический.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц). Март 2020 год

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

 подвижные игры

театрализованные игры

 сюжетно – ролевые игры.

Ожидаемые результаты проекта:  

Для группы: Создание предметно-развивающей среды в группе для речевого развития детей.  

Дети:  Речь детей должна стать более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной  . Умение детей правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. Умение детей самостоятельно играть в игры.      Развитие мелкой моторики у детей. Развитие у детей познавательной активности, творческих  способностей.

Родители:   Активность родителей. Сближение с детьми и педагогами групп. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Воспитатели: Новые знания о развитии речи детей дошкольного возраста.   Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.  Повышение самообразования. Желание работать в данном направлении.

Реализация проекта:

 Этапы  реализации проекта:

1-й этап организационный: Изучить необходимую литературу, подобрать методический и практический материал.  Разработать тематическое планирование по работе с воспитанниками  и их родителями. Создать  уголки для театрализованных игр и представлений Подобрать диагностический инструментарий.  

2-й этап – практический:  Создать условия в группе для развития речевой активности детей; Создать  игры по направлениям: – развитие мелкой моторики рук,  – развитие артикуляционного аппарата,  – развитие речевого дыхания,  – развитие познавательных интересов. Создать альбомы с  иллюстрациями предметных и сюжетных картинок и потешками;  Создать картотеку игр; Создать театр по видам.  Подобрать  информационно-просветительский материал с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Привлечь родителей к изготовлению пособий.  

3-й этап – внедренческий: Проведение  игр с детьми во всех видах деятельности.  Проведение мероприятий с родителями по вопросам речевого развития детей. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

4-й этап – аналитический (март 2020 г.):   Диагностика детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.  Анализ результатов реализации проекта.  Презентация проекта.  Анкетирование родителей.

  Перспективное планирование.

неделя

Подвижные игры

Театрализован

ные игры

Сюжетно – ролевые игры

Взаимодействие с родителями

1

«Горелки»

«Мороз – красный нос»

«Краски»

Игра – драматизация «Кошкин дом»

 «Библиотека»

«Ателье», «Дом мод».

Консультации

* «Игрушки полезные и вредные»

* «Что делать если у ребёнка плохая

память»

2

«Ослик»

«Фигурная ходьба»

Игра – драматизация «Теремок»

«Театр»,

«Супермаркет».

Родительские собрания:

Развитие правильной речи ребёнка в

семье.

Развиваем речь, играя.

Почему ребёнку нужна игра.

3

«Серая утка»

«У Мазаля»

Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»

«Скорая помощь». « Поликлиника». «Больница».

«Детский сад»

Проведение совместных праздников по культуре

речи.

Выпуск папок-передвижек.

Выставки игр и пособий по развитию речи детей.

4

«Гуси-лебеди»

«Мышеловка»

КВН « В гостях у Сказки».

«Школа»

«Путешествие»

Анкетирование родителей.

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

В результате проделанной работы можно сделать вывод  – игры повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.  Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи и в сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей воспитанников получены положительные результаты. Поставленные цель и задачи проекта реализованы в полном объеме. Работа в данном направлении будет продолжаться

Методическая литература:

1.В.В.Гербова. «Развитие речи св детском саду» МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2017 ГОД.

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2002.

Читайте также:  Культурное развитие ребенка в семье

3.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

4.Интернет ресурсы.

Приложение:

Подвижные игры:

«Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.  По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой – слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать  в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые,               Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые,                      Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос,                В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

«Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

-Тук! Тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

– За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

«Ослик»

Цель: учить детей передвигаться по площ0адке, в ограниченном пространстве группками не падая. Развивать имитационные движения. Воспитывать интерес к играм.

Ход игры:

Дети с воспитателем гуляют по площадке. Неожиданно появляется ослик с повозкой.

Воспитатель: по жёлтенькой дорожке

Цок-цок – стучат копытца.

Приехал серый ослик,

Хотите прокатиться?

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик!                        (Садятся в тележку).

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик1

Воспитатель: уселись мы в тележку,

Цок-цок – стучат копытца.

И словно по команде

Все улыбнулись лица.

Все дети:  ослик, ослик

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик!

Катаемся мы в парке,

Цок – цок – стучат копытца, завидует нам ветер,

И солнышко искрится.

ослик, ослик                 (ослик останавливается).

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик!

Воспитатель: но скоро длинноухий

Задумал рассердиться:

Не вертятся колёса,

Не топают копытца.

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,                        (вылезают из тележки, подталкивают её, ослик упрямится)

Вот какой наш ослик!

По солнечной дорожке                        Вот какой наш ослик!

Стучим мы каблучками,                Ослик, ослик,

Упрямца и повозку                         Вот какой наш ослик!

Везём обратно сами.

Ослик, ослик             Повозка делается без дна, чтобы дети могли сами двигаться.

«Серая утка»

Цель: учить детей двигаться по кругу, по сигналу перебегать из одного круга в другой, стараясь, чтобы не поймал охотник. Развивать ловкость, быстроту движений, внимание.

Ход игры:

Один из детей – охотник, другой утка, несколько детей – утята, остальные, взявшись за руки, образуют круг – пруд. В котором плавает утка с утятами. Дети идут по кругу и говорят:

«Вот плавала серая утка по воде,

Закликала малых детушек к себе,

Вы утята берегитеся,

Далеко не расходитеся».

В это время утка и утята внутри круга, охотник за кругом. На слова последние утка  встаёт впереди утят, они идут за ней гуськом. Дети ведут хоровод в другую сторону:

«Вот залаяла собака в камышах,

ни сидит ли там охотничек в кустах?

Он изловит малых детушек,

Малых детушек – утятушек.»

Круг распадается на несколько маленьких (по 3- 5 детей), – это кустики, в которых прячутся утята (по одному или несколько в каждом). Охотник громко считает:

«Раз, два, три!». После этого утята должны перебежать от одного кустика к другому. Во время перебежки охотник старается их поймать. Утка защищает утят: расставляет руки в стороны, как бы взмахивает крыльями, преграждая путь охотнику.

Охотник ловит только утят; утёнок, пойманный охотником, встаёт в круг, изображающий кустик; после счета охотника утята не должны оставаться в том кустике, где прятались, надо обязательно перебежать в другой.

У Мазаля

Цель: совершенствовать согласованность движений.
Ход игры:
Участники сидят на стульях, в?