Проект развитие ребенка с ограниченными возможностями
Паспорт проекта
Наименование проекта
Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченнымивозможностями здоровья в образовательном учреждении
Разработчики проекта
Курочкина Ольга Ильинична
Образовательная организация
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 31 п. Ксеньевка
Сфера образования
Начальное, основное, среднее общее образование
Цель проекта
Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи
Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
развить навыки общения с детьми – инвалидами;
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Ожидаемые результаты
Участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми – инвалидами;
развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.
Нормативная база для разработки проекта
Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.
Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
Актуализация
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия.
В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах образовательных учреждений. В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №31» п. Ксеньевка Могочинского района обучается 19 детей с ограниченными возможностями здоровья. 14 из них обучаются в очной форме в общеобразовательных классах, а пятеро, имея заключение ПМПК об индивидуальном обучении на дому, также приглашены к совместному обучению. Педагоги сочетают индивидуальное обучение детей на дому с приглашением в школу на уроки музыки, трудового обучения, рисования, классные часы, мероприятия как внутри класса, школы, так и поселка, где дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют свою принадлежность к коллективу, их вовлекают во внеурочную деятельность через занятость в кружках и секциях. Данная форма обучения оговорена как с родителями детей с ОВЗ, так и с родителями остальных ребят. Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
В нашей школе есть необходимость интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общество с помощью интерактивных методов общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями
Структура и содержание программы
Организационный этап, 2018г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности.
Деятельностный этап, 2018 – 2022гг: реализация сопровождения.
Аналитический этап – ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы.
Направления работы
«Им нужна ваша помощь» – организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:
плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном актовом зале и кинозале Дома культуры;
включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при ДК;
привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе ДК и школы;
включение детей-инвалидов в работу театральной студии, кружок «Бисероплетение» при ДК, шахматный кружок «Беля ладья» на базе школы;
посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);
участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Старт в науку».
«Заботливое сердце» – помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:
приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;
психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».
«Шанс» – включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.
приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;
приоритетное трудоустройство в летний период;
посещение занятий в инклюзивном кабинете при школе;
библиотечно- информационное обслуживание:
– библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому;
– беседы-обзоры новых книг, журналов;
– коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов;
– приглашения детей-инвалидов на мероприятия библиотеки.
Участники сопровождения
Основные формы и средства реализации программы:
групповая работа;
личностный тренинг;
акции;
игровые тренинги и упражнения;
беседы:
ролевые игры;
анкетирование;
индивидуальные консультации;
театрализованные представления;
конкурсные мероприятия;
рефлексия.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).
Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» – об участниках и победителях Паралимпийских игр Сочи-2014.
Дети-инвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются библиотечным обслуживанием детей-инвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе» способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» – направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов. Рекомендуется использовать профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. На сайте школы представляется информация «Правовой лекторий для родителей и детей – инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые ребёнку-инвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.
В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» – «Сильные духом», конкурсы стихотворений и рисунков «Радуга друзей». Родителям и детям с ОВЗ представляется литературная выставка «Мы вместе!», старшие подростки участвуют в создании социальных буклетов «Инклюзивное образование» – «Школа доступна для всех», пишут мини-сочинения на тему «Создание положительного имиджа инвалида в обществе».
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
школьный психолог;
социальный педагог;
специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
педагоги дополнительного образования;
специалисты кружков, секций и библиотеки ДК.
Источник
Проект «Вместе весело шагать».
Социальное партнерство как инновационная форма работы образовательного учреждения в рамках волонтерского движения.
Описание проекта.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.
В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование», федеральных целевых программ.
На первый план выходят противоречия, присущие собственно обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно противоречия:
– между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие;
– между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;
– между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;
– между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии.
Наиболее существенными являются ограничения социокультурного и психологического свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Эти ограничения существенно затрудняют реализацию проектов инклюзивного образования, и вместе с тем, определяют основные векторы развития и поиска ресурсов. Однако, наиболее слабым местом исследования данной проблемы, является отсутствие работ, охватывающих данную тему системно, во взаимосвязи с различными аспектами социального развития. Особенно недостаточно разработаны проблемы организации и содержания вариативных форм дошкольного образования детей с ОВЗ.
На сегодняшний день в Московской области проживает 19,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 37 (тридцать семь) детей дошкольного возраста проживают в городе Краснознаменск Московской области.
Администрация городского округа Краснознаменск, все муниципальные организации участвуют в осуществлении Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», рассчитанной на 2011–2020 годы, принятой Постановлением Правительства РФ №1297 от 01 декабря 2015 г.
Однако, ключевая проблема, которая пока существует в нашем городском округе – невозможность удовлетворения потребностей в психолого-педагогической помощи и социализации всех детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ, недостаточность и ограниченность существующих форм работы с такими детьми и их родителями. Не все дошкольные организации готовы принять детей с ограниченными возможностями из-за неполного соответствия материально-технической базы, адаптивной среды, отсутствия программно-методического обеспечения для внедрения новых форм работы.
Анализ данной ситуации, законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного образования (права на инклюзивное образование), послужил основной идеей для создания нами инновационного проекта «Мы вместе!». Проект направлен на обеспечение предоставления детям качественной психологической и педагогической помощи в нашем дошкольном образовательном учреждении, создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребёнка в условиях семьи и образовательного учреждения.
Наличие квалифицированных специалистов в нашем детском саду, их желание оказать помощь не только детям с ОВЗ в их ранней социализации и адаптации, но и их родителям в подготовке детей к дальнейшей жизни, муниципальное задание администрации городского округа Краснознаменск, является прямым продолжением основных направлений государственной программы Министерства образования Московской области «Образование Подмосковья» на 2017 – 2025 годы.
В документах, положенных в основу нашего проекта, понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья» – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Проект направлен на обеспечение развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи самореализации в социуме.
Таким образом, проект «Мы вместе!» предусматривает создание специальных условий развития и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Особенность нашего проекта заключается в том, что мы реализуем сразу несколько форм экстернальной интеграции, в зависимости от индивидуальных особенностей развития детей:
– точечную форму, когда дети с ОВЗ посещают лишь некоторые мероприятия, отдельные режимные моменты, включаются в среду нормально развивающихся сверстников на время проводимых мероприятий;
– полную форму, где дети с ОВЗ интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников.
Воспитательно-образовательный процесс в МБДОУ проводится специалистами и воспитателя, с участием родителей. Содержание проектной работы с детьми с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении выстроено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом №1155 от 17.10.2013г., «Образовательной программой развития МБДОУ № 7 на 2013-2018г.г.» и «Основной образовательной программой дошкольного учреждения». В рамках этих программ дети с ОВЗ осваивают адаптированную программу, которая направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию. Для каждого ребёнка определяется индивидуальный образовательный маршрут. В каждой образовательной области, помимо общеразвивающих задач, нами выделены специфические задачи психолого-педагогической работы, в которых сделан акцент на сотрудничество педагога и ребёнка, педагога и родителя ребёнка.
Воспитатели дошкольного учреждения в режимных моментах развивают социально-личностные качества детей с ОВЗ, используя игровые формы образования дошкольников, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей, исключают жёсткую регламентацию детской деятельности. Специалисты – проводят коррекцию нарушений развития. Работа всего педагогического коллектива нашего детского сада строится в тесной взаимосвязи.
Предпосылкой успешного развития детей с ОВЗ является создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания и адаптированной развивающей предметно-пространственной среды, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель проекта: создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса в целом.
Задачи проекта:
1. Создание организационно-правового обеспечения в МБДОУ для реализации проекта.
2. Обеспечение образовательного процесса информационно-техническим оборудованием.
3. Повышения уровня компетентности и квалификации педагогов.
4. Компенсация имеющихся у детей с ОВЗ нарушений и активизация компенсаторных механизмов с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
5. Совершенствовать модель детского сада, семьи и социума в развитии детей с ОВЗ.
6. Обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
7. Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по различным вопросам.
8. Совершенствование работы по абилитации и реабилитации детей с ОВЗ, развитию социального партнёрства.
Новизна проекта:
– расширение функций дошкольного образовательного учреждения для качественного дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
– адаптированное применение имеющихся и разработке необходимых коррекционно-педагогических программ;
– расширение педагогических и здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ;
– подбор и использование специальных форм, методов, приёмов, средств обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ,
– активное включение родителей в коррекционный психолого-педагогический процесс.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы МБДОУ.
2. Увеличение количества семей, имеющих детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ, для получения консультативно-методической помощи в вопросах обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
3. Создание адаптивной микросреды в МБДОУ, с учётом особенностей развития и специфических образовательных потребностей каждой категории детей с ОВЗ, в рамках используемых в МБДОУ форм экстернальной интеграции.
4. Повышение социальной активности, устранение самоизоляции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление негативного отношения к инвалидам, рост уровня социальной сплоченности и их социальной стабильности в обществе.
5. Планирование системы мероприятий по распространению инновационного опыта в г.о. Краснознаменске и Московской области.
Ожидаемые эффекты проекта:
– новые походы к разработке муниципального задания;
– адаптация и интеграция детей с ОВЗ в детские коллективы, социализация их в обществе.
– удовлетворённость педагогов созданными условиями в МБДОУ для работы с детьми с ОВЗ, обеспечение возможностей для их творческой самореализации;
– увеличение количества детей с ОВЗ, получающих качественную коррекционно-педагогическую поддержку на базе МБДОУ г.о. Краснознаменска, и удовлетворённость со стороны общества и семей, имеющих детей с ОВЗ, возможностью максимально реализовать свой потенциал.
Ожидаемая практическая значимость проекта:
– рост удовлетворённости родителей (законных представителей) образовательными услугами МБДОУ, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья;
– повышение эффективности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реализация права детей с ОВЗ на полноценное участие в жизни общества;
– соответствие материально-технической и методической базы требованиям содержания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, особым образовательным потребностям.
Обоснование значимости проекта для развития системы образования Московской области:
- Разработка и реализация данного проекта повысит качество образовательного процесса.
- Поможет осуществить позитивную адаптацию и социализацию воспитанников в обществе и обеспечит им равные стартовые возможности для получения дальнейшего образования.
- Значимость и актуальность предлагаемого нами проекта продиктована потребностями государства, общества и семей, имеющих детей с ОВЗ.
Модель взаимодействия участников проекта.
Основные участники проекта:
– дети с ограниченными возможностями здоровья, родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ.
– муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №7 «Золотая рыбка»;
– клуб для детей с ОВЗ «Цветик-Семицветик»;
– администрация городского округа Краснознаменск;
– социум.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
- составляет индивидуальные планы развития;
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
- использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
- осуществляет укрепление здоровья детей;
- совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально;
- организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Проект представлен 3 этапами:
I этап – организационный:
– изучение потребностей социума в образовательных услугах МБДОУ в форме инклюзивного образования;
– мониторинг;
– организация сетевого взаимодействия с социумом;
– определение участников инновационной деятельности, исследование готовности педагогов работать с детьми ОВЗ;
– создание нормативно-правовой базы МБДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
– повышение квалификации педагогических и руководящих работников.
II этап – этап реализации:
– разработка модели интегрированного обучения детей с ОВЗ;
– разработка алгоритма успешной социализации детей с ОВЗ;
– разработка системы мониторинга развития детей с ОВЗ;
– внесение изменений в образовательную программу МБДОУ с учетом требований интегрированного обучения детей с ОВЗ;
– создание адаптированной образовательной среды, соответствующей запросам детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образовательного пространства;
– разработка методического обеспечения реализации проекта;
– разработка и апробация системы методической поддержки семей детей с ОВЗ, как воспитывающихся в МБДОУ, так и не посещающих его.
III этап – контрольно-диагностический этап:
– анализ, обобщение и тиражирование положительного опыта МБДОУ, результатов деятельности в рамках реализации проекта.
Нормативно-организационное обеспечение проекта:
- Конституция РФ.
- Конвенция о правах ребёнка.
- Закон Российской Федерации от 24.11.1995 г., № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- «О психолого – педагогической и социальной реабилитации лиц в системе образования. Концепция реформирования системы специального образования», принятого решением Коллегии Министерства общего и проф. образования РФ от 09.02.1999г.
- ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», утвержденный 29.12.2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.
- ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», утвержденного в 1998г. (с изм. 21.12.2004г).
- Семейный кодекс РФ, утвержденного в 1995г. (с изм. 28.12.2004г).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях». СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Постановление Правительства РФ №1297 от 1 декабря 2015 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы».
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов, объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
- Приказ заведующего МБДОУ №7 «О создании творческой группы по разработке проекта «Мы вместе!».
- Положение о Творческой группе по разработке проекта «Мы вместе!».
- Положение о создании родительского клуба «Пчёлка» в рамках проекта «Мы вместе!». Принято на педагогическом совете Протокол № 7 от 01.09.2013г.
Источник