Проект развитие коммуникативных навыков у ребенка

Проект развитие коммуникативных навыков у ребенка thumbnail

 ПРОЕКТ     НА   ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Введение.

       Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми.

      В Педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада общение определяется как «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка».

   Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В Новейшем философском словаре, вышедшем под редакцией А.А. Грицанова, термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально – содержательный аспект социального взаимодействия».

      Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы интеракции (в виде комплекса оживления), возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

      Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.

Постановка проблемы.

     Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

      Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

      Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, низкий уровень речевого развития, неудовлетворенная потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребенка.

      Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков.   Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая коммуникативные способности детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

      Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).

     Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

     Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или  наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

    Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в условиях фгос дошкольного

     Эти два взаимосвязанных навыка – умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др.), наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.

     Исходя из выше написанного, нетрудно понять, почему темой  моего проекта  была выбрана возможность развития коммуникативной сферы  дошкольников средствами эмоционального воздействия.

Цель и задачи проекта

     Цель  данной  работы состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;

2. . Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3. . Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

Методы реализации проекта.

     Указанные цели и задачи достигаются как  входе коррекционно-развивающих занятий,  так и входе других видов деятельности.

    Циклы занятий  можно поделить на несколько этапов:

   1. Исследование особенностей поведения детей; выявление на основе диагностических методик исходных уровней развития эмоциональной и коммуникативной сферы.

   2. Формирование потребности в изменении отношения к другим людям, форм своего поведения посредством коррекционно-развивающих занятий при постепенном снятии скованности и напряжения во взаимоотношениях детей; развитие воображения и эмоциональной отзывчивости; закрепление новых положительных проявлений каждого ребёнка, определяемых повторной диагностикой.

    3. На третьем этапе подводятся итоги, выстраиваются перспективы дальнейшего развития детей.

     Материал для работы с детьми брался из различных источников. На каждом  занятии  и вне их обязательно  создавались  условия для художественного освоения ребёнком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.

     Большое внимание уделяется  формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

     Всю мою работу можно представить в виде следующей таблицы:

Этапы проекта

Сроки проведения

Содержание этапа

Ответственный

I этап

Сентябрь

Исследование особенностей поведения детей при помощи следующих методик:

-Графическая методика “Кактус”

-Методика Рене Жиля.

-Методика “Страхи в домиках”

-Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки)

-Метод наблюдения

Воспитатели

II этап

Октябрь –

Апрель

Проведение коррекционной работы посредством следующих мероприятий:

Коммуникативные игры

-«Зеркало»

-«Говорящие ботинки»

-«Молчаливое приветствие»

-«Закружилась карусель»

-«Как общаться с королем(королевой)»

-«Мне нравиться твой бант»

-«Кто поет на берегу?»

-«Здравствуйте»

-«Овощи, мебель, цветы»

-«Как чихает великан»

-«Парам-парэйро»….

Беседы

на различные темы:

-«Вспомним о лете»

-«Наши четвероногие друзья»

-«Чудеса и приключения»

-«В одиночку биться не годится»…….

Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры:

-«Зайцы»

-«Наше путешествие»

-«Определи по ритму»

-«Учись танцевать»…..

 Подвижные игры:

-«Веселые ребята»

-«Совушка»

-«Космонавты»

-«Рыбак и рыбаки»

-«Карась и Щука»

-«Змея»……

Психогимнастика и ауторелаксация:

-«Путешествие на море»

-«Театр марионеток»

-«Цапля-ворона-воробей»….

Коррекционные занятия:

-«Давайте поиграем!»

-«Цветные карандаши»….

Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» через различные сюжетно-ролевые игры

Психологические этюды:

-«Цветок»

-«Ежата»

-«Березка»

-«Солнце»….

Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы

Обыгрывание эмоционального состояния:

-«Злой, печальный, недовольный….»

Воспитатели,

музыкальный руководитель

III этап

Май

Проведенная работа по развитию коммуникативной сферы у  дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций,  дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения.  Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование.  Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течении всего дня.

Воспитатели, музыкальный руководитель

      Итак, с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребёнка в начале учебного года (примерно в течение одного месяца) мной проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Используемые мной методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. К данным методам относятся:

-Социометрия.

-Метод наблюдения.

        Субъективные  методы направлены    на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Их ещё называют проективными   и   к  ним относят:

-Графическая методика “Кактус”.

-Методика  Рене  Жиля.

-Методика “Страхи в домиках”.

-Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки).

       Первый этап диагностики позволил  выделить в группе  проблемных детей (половина группы), нуждающихся в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.

       Следующим этапом стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:

-коммуникативные игры,

-беседы на различные темы,

-разыгрывание и решение “трудных ситуаций”,

-ритмические и интонационные игры со словом,

-музицирование, импровизации, танцы, хороводы,

-психогимнастические упражнения,

-психологические этюды,

-ауторелаксация,

-чтение и обсуждение художественных произведений;

-обыгрывание эмоционального состояния

-подвижные игры.

         На  третьем этапе подводятся итоги, выстраивается перспектива дальнейшего развития ребенка.

Заключение.

         Таким образом, подводя итоги работы по развитию навыков общения и оптимизации эмоционального контроля у дошкольников, хотелось бы  подчеркнуть следующие результаты: дети научились вести беседу, сотрудничать в совместной деятельности; развилось умение определять свои эмоциональные состояния и окружающих; повысилась культура общения и поведения. Но проблема развития коммуникативной личности ребенка неисчерпаема в изменяющихся социальных условиях. Поэтому педагоги и родители должны помочь подрастающему поколению приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить их налаживать контакты, помочь найти свое «я» в обществе.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 2364

Источник

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Золотухинский детский сад»

ПРОЕКТ

Тема: «Формирование коммуникативных умений

у детей старшего дошкольного возраста».

Педагог-психолог:

Маслова Наталья

Валентиновна

2017г.

Содержание

  1. Коммуникативные способности – как индивидуально-психологические особенности ребёнка.

1.1.Цели и задачи, актуальность.

1.2. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы для детей имеющих трудности в общении.

  1. Проект работы по развитию коммуникативных умений.

  2. Заключение.

Список использованной литературы

Приложение.

Коммуникативные способности – как индивидуально – психологические особенности личности ребёнка.

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспективный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. В совместно с взрослыми деятельности ребенок приобретает способность контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психологическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психологического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.

Для дошкольника общение со взрослыми и сверстниками является важным средством основание окружающей деятельности. У него складываются социальные потребности, формируется умение устанавливать продуктивные контакты с другими людьми.

Дети должны знать:

  • Характерные способности выражения эмоций;

  • Некоторые мотивы поступков людей;

  • Особенности наиболее распространенных ситуаций делового и личного общения;

  • Этические основы общения.

Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Что это такое? В психологии нет единого определения этого понятия. Но все исследователи отмечают, что предметом общения является другой человек, по отношению к которому решаются жизненно важные задачи. Б.Д. Парыгин рассматривает общение «как сложный и многогранный процесс взаимодействия индивидов, и как информированный прогресс, и как отношение людей друг к другу, и как прогресс их взаимовлияния друг на друга, и как прогресс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».

В общении реализуется потребность в другом человеке. Потребность в других людях, в общении с ним – самая сильная человеческая потребность. По словам А. Сент – Экзюпери, общение – это редкая человеческая роскошь приносящая наивысшее наслаждение. Не случайно самым тяжким, невыносливым наказанием для человека служит одиночество, лишение возможности общаться с другими людьми.

В чем значение общения! Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания вырабатывая целесообразную программу действий, взаимно вливают друг на друга, выявляют сходство и различные интересы. Общение имеет огромное значение в развитии личности. Вне общения формирования личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок дошкольного возраста усваивает общечеловеческий опыт, накапливания знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает взгляды, убеждения, идеалы, определяет социальные ценности, развивает свои способности. Только в процессе обращения у ребенка формируются духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер.

Еще Л.С. Выготский отмечал, что ребенка развитие невозможно без общения, подражания и сотрудничества с взрослыми. Я считаю, что развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, коков круг и характер общения.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества целом.

Общение может быть непосредственным и опосредственным. Огромную роль в опосредственным общении играют средств, а массовой коммуникации: радио, телевидение, печать и т.д. Основным средством общения является язык.

Наверное, все без исключения взрослые (педагоги, родители) хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается и моя задача – помощь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Общение ребенка дошкольного возраста – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности, как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

  2. Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника включающее умение решать конфликтные ситуации;

  3. Знание норм и правил, которые необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

В среднем до 2-2,5, а то 3-х лет круг общения ребенка составляют взрослые – мама, папа, дедушка, бабушка и т.д. Его любят, о нем заботятся, знают о его особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помощь, поддержать.

Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении с взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями.

Чем раньше обращается внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психологического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается им из-за неумения организовать общение, быть интересными окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки робости в контактах, замкнутости! Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Паспорт проекта: «Коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Выявление детей имеющих особые проблемы в общении. Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Составление индивидуальных программ развития для детей имеющих проблемы в общении.

  2. Сориентировать педагогов, родителей в проблеме затронувшей их, задать импульс для более глубокого ее изучения и оказание реальной помощи детям.

  3. Снятие психоэмоционального напряжения; внушение желательного настроения, поведения, воспитания определенных черт характера.

  4. Формирование позитивной «Я – концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

  5. Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.

  6. Нейтрализация негативных личностных проявлений: тревожности гиперактивности, конфликтности, агрессивности, обидчивость, самоуверенность, детские страхи , неорганизованность и др.

  7. Воспитание и развитие таких качеств как: сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение делится с другими, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста:

Педагог-психолог;

Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.

Читайте также:  Причины замедленного психического развития ребенка

.

Вид проекта: творческо – поисковый.

Продолжительность проекта: 3 года.

Актуальность темы:

  1. За все время работы психологом я наблюдала за детьми, и одновременно работая воспитателем, часто сталкивалась с проблемами в поведении и общении. Это заключалось в том, что одни дети были очень активны, непоседливы, не могли спокойно сидеть на занятиях, проявляли агрессию. Другие наоборот были замкнуты, необщительны, заторможены, находящиеся в постоянном напряжении.

  2. Точно с такими же проблемами ко мне стали обращаться родители и педагоги детского сада.

  3. Я поняла, что проблема есть и ее надо немедленно решать.

Предполагаемый результат:

  • Создание необходимых условий по нейтрализации негативных личностных проявлений.

  • Коррекция и развития «эмоционального интеллекта», личностных качеств ребенка.

  • Устранение искажений в психическом развитии ребёнка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения.

  • Укрепление детско-родительских отношений.

  • Заинтересованность детей и родителей. Включение семьи в воспитательно0образовательный процесс.

  • Участие педагогов в реализации проекта.

Продукт проектной деятельности:

  • Проведение диагностики.

  • Выставка детских работ «Моё настроение», «Моя семья», «Каким бы я хотел стать», «Мой любимый герой».

  • Беседа по рисунка.

  • «Тест на эмоциональность», умение детей самим распознавать своё эмоциональное состояние.

  • Информационный стенд по возрастным группа.

  • Изготовление памяток для педагогов и родителей.

  1. «Этап – Подготовительный

Педагог – психолог

  • Разработка плана.

  • Изучение психологической литературы.

  • Выявление трудностей в общении.

  • Проведение диагностического уровня коммуникативных способностей.

  • Скрининговая (экспресс) диагностика.

  • Разработка рабочих коррекционно – развивающих программ.

  • Подбор методов и приемов развития и коррекции коммуникативной сферы.

Музыкальный руководитель:

Подбор музыкального сопровождения к коррекционно – развевающей деятельности, открытым мероприятиям.

Родители – дети:

Создание благоприятного психологического климата в семье. Установление доверительных отношений в семье.

Родители:

Обсуждение плана и задач проекта. Индивидуальные и подгрупповые консультации.

Педагог – психолог – родители – дети:

«Моя дружная семья», «Наш добрый друг корней»

Дети:

Взаимодействие с детьми: использование проблемной ситуации.

Педагог – психолог – родители:

Индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, лекторий для родителей, опрос, проведение совместных праздников, анкетирование, информационные стенды по возрастным группам, изготовление памяток.

Педагоги:

Участие в проведении коррекционно – развивающих занятий, индивидуальные и групповые консультации, совместные проведения диагностического уровня.

Учитель – педагог:

Совместное проведение диагностического уровня, индивидуальные и групповые консультации, совместное проведение родительских собраний.

Дети- дети:

Гармонизация межличностных отношений.

  1. Этап основной

  • Коррекционно – развивающая программа для детей с нарушением самооценки, повышенной тревожности, имеющим разнообразные страхи.

  • Коррекционно – развивающая программа для детей имеющих нарушения поведения и эмоционально – личностного развития.

  • Коррекционно – развивающая программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Эффективность коррекционно – развивающей работы.

  1. Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка – на успех каждого ребенка.

  2. Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностей детей. Поддержка и развитие того, сто самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группе.

  3. Учет добровольности детей при выполнении упражнений.

  4. Поощрение и поддержка детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.

  5. Использование содержательной оценки и в том же времени сужение и конкретизация сферы действие оценочного суждения.

  6. Стимуляция мотива «Быть не хуже других».

  1. Этап – Заключительный.

  • Проведение итогового занятия «Наш добрый друг Корней»

  • Проведение коррекционного занятия «Мои страхи».

  • Проведение интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Колокольные звоны России».

  • Выставка детских рисунков.

  • Рассматривание иллюстраций «Мир эмоций»

  • Презентация проекта «Формирование коммуникативных умений

у детей старшего дошкольного возраста».

Итоги реализации проекта.

Результативность.

Из проделанной работы хочу сделать вывод. Дети, которые имели проблемы в общении стали более эффективно общаться. Работа по преодолению коммуникативных способностей, сложна и долговременна. Чудес не бывает, а проблема не пройдет за один день. Но я набралась терпения и помогала создать детям атмосферу доверия и дружеское расположение к детям. Это помогло мне увидеть и раскрыть внутренний мир ребенка, научить детей делиться своими проблемами. Эти достижения входят в структуру психологической готовности ребенка к школе. От того, насколько дошкольник освоил деятельность общения, зависит успешность его адаптации к условиям школьного общения. Умение действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях показывает, насколько ребенок готов к новым условиям общения в учебной деятельности.

Работая над проектом, мне понравилось то, что дети стали подходить ко мне и говорить о своей проблеме, о проблемах во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками. Откликнулись также родители и педагоги. Благодаря такой совместной работе у детей формируются такие умения как:

  • По внешнему облику характеризовать особенности партнера по общению;

  • Адекватно ситуаций общения отбирать и использовать вербальные и невербальные средства общения;

  • Учитывать в общении эстетические нормы и правила;

  • Действовать совместно со сверстниками для достижения общих целей.

Постановка новой проблемы.

У детей все больше и больше появляется интерес к моим занятиям и это доставляет мне радость и удовольствие. Им интересны навыки общения друг с другом, родителями, педагогами. И я буду продолжать работать над своей темой т.к. – это важно и нужно детям и их родителям и педагогам. Работа будет проходить с поддержкой и помощью родителей и педагогов. Как будет проводиться работа, обговорим при встрече.

Литература:

  1. Аралова М.А. – «Справочник психолога ДОУ» – М.: ТЦ Сфера , 2007.

  2. Данилина Т.А. , В.Я. Зидянидзе «В мире детских эмоций» Айрис Пресс М.: 2004г.

  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М.: «Генезис» 2000г

  4. Клюева Н.Ф., Филиппова «Общение дети 5-7 лет»- Я.: Академия развития 2007г.

  5. Маралов В.Г. , Фролова Л.П. «Коррекция личностного развития дошкольников» М.: творческий центр 2008г.

  6. Немов Р.С. «Психология» М.: Владос 1999г.

  7. Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» М.: творческий центр 2008г.

  8. Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» М.: творческий центр 2008г.

  9. Ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2,7,12. 2008г.

  10. ФГОС ДО: практика реализации.

Планирование образовательной деятельности.

Рабочая программа педагога-психолога ДОО. Волгоград 2014г.

Результат диагностического уровня коммуникативных способностей

2016-2017 учебный год

До коррекции

100%

90%

80%

70%

60% 59%

50%

40% 29%

30% 12%

20%

10%

0%

Очень низкий низкий средний высокий очень высокий

После коррекции

100%

90%

80%

70%

60% 59%

50%

40%

30% 18% 23%

20%

10%

0% очень низкий низкий средний высокий очень высокий

2016-2017 учебный год.

Социометрический статус

До коррекции

100%

90%

80%

70%

60%

50% 44%

40% 38%

30% 18%

20%

10%

0% очень низкий низкий средний высокий очень высокий

После коррекции

100%

90%

80%

70%

60%

50%

40% 45% 45%

30%

20% 5% 5%

10%

0% очень низкий низкий средний высокий очень выс

Источник