Проект развитие коммуникативных навыков у ребенка
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:
«РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Введение.
Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми.
В Педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада общение определяется как «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важнейших факторов психического и социального развития ребенка».
Понятие «общение» тесно связано с понятием «коммуникация». В Новейшем философском словаре, вышедшем под редакцией А.А. Грицанова, термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально – содержательный аспект социального взаимодействия».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: несамостоятельные элементы интеракции (в виде комплекса оживления), возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Постановка проблемы.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Существует несколько причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста: слабая социальная рефлексия, низкий уровень речевого развития, неудовлетворенная потребность в общении, высокая тревожность и низкий социальный статус ребенка.
Чтобы помочь таким детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая коммуникативные способности детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные – психофизиологические особенности ребёнка (определённая незрелость или минимальные поражения нервной системы вследствие неблагополучного протекания беременности матери или родов, что при правильном воспитании преодолевается к 7-8 годам).
Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
Эти два взаимосвязанных навыка – умение контролировать свои эмоции и умение общаться, как показывает опыт отечественных педагогов и психологов (М. И. Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И. Кабрина, Е. В. Рыбак и др.), наилучшим образом формируется в процессе детского коллективного творчества и художественного освоения мира, которые порождают особую эмоциональную атмосферу, благотворно действующую на психику ребёнка. Другими словами, развитие интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных способностей, воображения, способности к эстетическому переживанию имеет основопологающее значение и для развития эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников.
Исходя из выше написанного, нетрудно понять, почему темой моего проекта была выбрана возможность развития коммуникативной сферы дошкольников средствами эмоционального воздействия.
Цель и задачи проекта
Цель данной работы состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении;
2. . Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
3. . Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
5. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.
Методы реализации проекта.
Указанные цели и задачи достигаются как входе коррекционно-развивающих занятий, так и входе других видов деятельности.
Циклы занятий можно поделить на несколько этапов:
1. Исследование особенностей поведения детей; выявление на основе диагностических методик исходных уровней развития эмоциональной и коммуникативной сферы.
2. Формирование потребности в изменении отношения к другим людям, форм своего поведения посредством коррекционно-развивающих занятий при постепенном снятии скованности и напряжения во взаимоотношениях детей; развитие воображения и эмоциональной отзывчивости; закрепление новых положительных проявлений каждого ребёнка, определяемых повторной диагностикой.
3. На третьем этапе подводятся итоги, выстраиваются перспективы дальнейшего развития детей.
Материал для работы с детьми брался из различных источников. На каждом занятии и вне их обязательно создавались условия для художественного освоения ребёнком окружающей действительности. К ним относятся пение, пластические движения под музыку, речевая художественная деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.
Большое внимание уделяется формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.
Всю мою работу можно представить в виде следующей таблицы:
Этапы проекта | Сроки проведения | Содержание этапа | Ответственный |
I этап | Сентябрь | Исследование особенностей поведения детей при помощи следующих методик: -Графическая методика “Кактус” -Методика Рене Жиля. -Методика “Страхи в домиках” -Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки) -Метод наблюдения | Воспитатели |
II этап | Октябрь – Апрель | Проведение коррекционной работы посредством следующих мероприятий: Коммуникативные игры -«Зеркало» -«Говорящие ботинки» -«Молчаливое приветствие» -«Закружилась карусель» -«Как общаться с королем(королевой)» -«Мне нравиться твой бант» -«Кто поет на берегу?» -«Здравствуйте» -«Овощи, мебель, цветы» -«Как чихает великан» -«Парам-парэйро»…. Беседы на различные темы: -«Вспомним о лете» -«Наши четвероногие друзья» -«Чудеса и приключения» -«В одиночку биться не годится»……. Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры: -«Зайцы» -«Наше путешествие» -«Определи по ритму» -«Учись танцевать»….. Подвижные игры: -«Веселые ребята» -«Совушка» -«Космонавты» -«Рыбак и рыбаки» -«Карась и Щука» -«Змея»…… Психогимнастика и ауторелаксация: -«Путешествие на море» -«Театр марионеток» -«Цапля-ворона-воробей»…. Коррекционные занятия: -«Давайте поиграем!» -«Цветные карандаши»…. Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» через различные сюжетно-ролевые игры Психологические этюды: -«Цветок» -«Ежата» -«Березка» -«Солнце»…. Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы Обыгрывание эмоционального состояния: -«Злой, печальный, недовольный….» | Воспитатели, музыкальный руководитель |
III этап | Май | Проведенная работа по развитию коммуникативной сферы у дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций, дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения. Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование. Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течении всего дня. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Итак, с целью обеспечения индивидуализации и дифференциации способностей ребёнка в начале учебного года (примерно в течение одного месяца) мной проводилась комплексная диагностика исходных уровней развития коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Используемые мной методы и методики можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным методам можно отнести те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. Подобная картина так или иначе отражает характер их взаимоотношений. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии или антипатии. К данным методам относятся:
-Социометрия.
-Метод наблюдения.
Субъективные методы направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания. Их ещё называют проективными и к ним относят:
-Графическая методика “Кактус”.
-Методика Рене Жиля.
-Методика “Страхи в домиках”.
-Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки).
Первый этап диагностики позволил выделить в группе проблемных детей (половина группы), нуждающихся в психологической коррекции и повышенном внимании со стороны родителей и воспитателей.
Следующим этапом стало проведение коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы. Её основой стал синтез методов группового психотренинга и музыкально-творческой деятельности. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности используются:
-коммуникативные игры,
-беседы на различные темы,
-разыгрывание и решение “трудных ситуаций”,
-ритмические и интонационные игры со словом,
-музицирование, импровизации, танцы, хороводы,
-психогимнастические упражнения,
-психологические этюды,
-ауторелаксация,
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-обыгрывание эмоционального состояния
-подвижные игры.
На третьем этапе подводятся итоги, выстраивается перспектива дальнейшего развития ребенка.
Заключение.
Таким образом, подводя итоги работы по развитию навыков общения и оптимизации эмоционального контроля у дошкольников, хотелось бы подчеркнуть следующие результаты: дети научились вести беседу, сотрудничать в совместной деятельности; развилось умение определять свои эмоциональные состояния и окружающих; повысилась культура общения и поведения. Но проблема развития коммуникативной личности ребенка неисчерпаема в изменяющихся социальных условиях. Поэтому педагоги и родители должны помочь подрастающему поколению приобрести особые способности, помогающие жить в современном мире, наполненном стрессовыми ситуациями, научить их налаживать контакты, помочь найти свое «я» в обществе.
Источник
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Золотухинский детский сад»
ПРОЕКТ
Тема: «Формирование коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста».
Педагог-психолог:
Маслова Наталья
Валентиновна
2017г.
Содержание
Коммуникативные способности – как индивидуально-психологические особенности ребёнка.
1.1.Цели и задачи, актуальность.
1.2. Условия эффективности коррекционно-развивающей работы для детей имеющих трудности в общении.
Проект работы по развитию коммуникативных умений.
Заключение.
Список использованной литературы
Приложение.
Коммуникативные способности – как индивидуально – психологические особенности личности ребёнка.
Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспективный процесс. С каждым днем перед ребенком раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. В совместно с взрослыми деятельности ребенок приобретает способность контролировать себя и управлять некоторыми поступками и психологическими процессами. Под влиянием взрослого активность ребенка перестраивается: становится осознанной, самостоятельной.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психологического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Для дошкольника общение со взрослыми и сверстниками является важным средством основание окружающей деятельности. У него складываются социальные потребности, формируется умение устанавливать продуктивные контакты с другими людьми.
Дети должны знать:
Характерные способности выражения эмоций;
Некоторые мотивы поступков людей;
Особенности наиболее распространенных ситуаций делового и личного общения;
Этические основы общения.
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Что это такое? В психологии нет единого определения этого понятия. Но все исследователи отмечают, что предметом общения является другой человек, по отношению к которому решаются жизненно важные задачи. Б.Д. Парыгин рассматривает общение «как сложный и многогранный процесс взаимодействия индивидов, и как информированный прогресс, и как отношение людей друг к другу, и как прогресс их взаимовлияния друг на друга, и как прогресс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».
В общении реализуется потребность в другом человеке. Потребность в других людях, в общении с ним – самая сильная человеческая потребность. По словам А. Сент – Экзюпери, общение – это редкая человеческая роскошь приносящая наивысшее наслаждение. Не случайно самым тяжким, невыносливым наказанием для человека служит одиночество, лишение возможности общаться с другими людьми.
В чем значение общения! Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания вырабатывая целесообразную программу действий, взаимно вливают друг на друга, выявляют сходство и различные интересы. Общение имеет огромное значение в развитии личности. Вне общения формирования личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок дошкольного возраста усваивает общечеловеческий опыт, накапливания знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает взгляды, убеждения, идеалы, определяет социальные ценности, развивает свои способности. Только в процессе обращения у ребенка формируются духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер.
Еще Л.С. Выготский отмечал, что ребенка развитие невозможно без общения, подражания и сотрудничества с взрослыми. Я считаю, что развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, коков круг и характер общения.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества целом.
Общение может быть непосредственным и опосредственным. Огромную роль в опосредственным общении играют средств, а массовой коммуникации: радио, телевидение, печать и т.д. Основным средством общения является язык.
Наверное, все без исключения взрослые (педагоги, родители) хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается и моя задача – помощь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Общение ребенка дошкольного возраста – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности, как индивидуально – психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника включающее умение решать конфликтные ситуации;
Знание норм и правил, которые необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
В среднем до 2-2,5, а то 3-х лет круг общения ребенка составляют взрослые – мама, папа, дедушка, бабушка и т.д. Его любят, о нем заботятся, знают о его особенностях, в общем, ребенок живет в ситуации полного доверия, любви и согласия. Ему всегда готовы помощь, поддержать.
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении с взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями.
Чем раньше обращается внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психологического развития. Конечно, количество социальных контактов ребенка зависит от темперамента, большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается им из-за неумения организовать общение, быть интересными окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки робости в контактах, замкнутости! Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Паспорт проекта: «Коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Выявление детей имеющих особые проблемы в общении. Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
Задачи:
Составление индивидуальных программ развития для детей имеющих проблемы в общении.
Сориентировать педагогов, родителей в проблеме затронувшей их, задать импульс для более глубокого ее изучения и оказание реальной помощи детям.
Снятие психоэмоционального напряжения; внушение желательного настроения, поведения, воспитания определенных черт характера.
Формирование позитивной «Я – концепции», адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Воспитание положительного эмоционального отношения к взрослым, сверстникам, самому себе.
Нейтрализация негативных личностных проявлений: тревожности гиперактивности, конфликтности, агрессивности, обидчивость, самоуверенность, детские страхи , неорганизованность и др.
Воспитание и развитие таких качеств как: сочувствие, доброта, готовность прийти на помощь, оказать поддержку, умение делится с другими, умение понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста:
Педагог-психолог;
Воспитатели, музыкальный руководитель, учитель-логопед.
.
Вид проекта: творческо – поисковый.
Продолжительность проекта: 3 года.
Актуальность темы:
За все время работы психологом я наблюдала за детьми, и одновременно работая воспитателем, часто сталкивалась с проблемами в поведении и общении. Это заключалось в том, что одни дети были очень активны, непоседливы, не могли спокойно сидеть на занятиях, проявляли агрессию. Другие наоборот были замкнуты, необщительны, заторможены, находящиеся в постоянном напряжении.
Точно с такими же проблемами ко мне стали обращаться родители и педагоги детского сада.
Я поняла, что проблема есть и ее надо немедленно решать.
Предполагаемый результат:
Создание необходимых условий по нейтрализации негативных личностных проявлений.
Коррекция и развития «эмоционального интеллекта», личностных качеств ребенка.
Устранение искажений в психическом развитии ребёнка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения.
Укрепление детско-родительских отношений.
Заинтересованность детей и родителей. Включение семьи в воспитательно0образовательный процесс.
Участие педагогов в реализации проекта.
Продукт проектной деятельности:
Проведение диагностики.
Выставка детских работ «Моё настроение», «Моя семья», «Каким бы я хотел стать», «Мой любимый герой».
Беседа по рисунка.
«Тест на эмоциональность», умение детей самим распознавать своё эмоциональное состояние.
Информационный стенд по возрастным группа.
Изготовление памяток для педагогов и родителей.
«Этап – Подготовительный
Педагог – психолог
Разработка плана.
Изучение психологической литературы.
Выявление трудностей в общении.
Проведение диагностического уровня коммуникативных способностей.
Скрининговая (экспресс) диагностика.
Разработка рабочих коррекционно – развивающих программ.
Подбор методов и приемов развития и коррекции коммуникативной сферы.
Музыкальный руководитель:
Подбор музыкального сопровождения к коррекционно – развевающей деятельности, открытым мероприятиям.
Родители – дети:
Создание благоприятного психологического климата в семье. Установление доверительных отношений в семье.
Родители:
Обсуждение плана и задач проекта. Индивидуальные и подгрупповые консультации.
Педагог – психолог – родители – дети:
«Моя дружная семья», «Наш добрый друг корней»
Дети:
Взаимодействие с детьми: использование проблемной ситуации.
Педагог – психолог – родители:
Индивидуальные консультации, беседы, родительские собрания, лекторий для родителей, опрос, проведение совместных праздников, анкетирование, информационные стенды по возрастным группам, изготовление памяток.
Педагоги:
Участие в проведении коррекционно – развивающих занятий, индивидуальные и групповые консультации, совместные проведения диагностического уровня.
Учитель – педагог:
Совместное проведение диагностического уровня, индивидуальные и групповые консультации, совместное проведение родительских собраний.
Дети- дети:
Гармонизация межличностных отношений.
Этап основной
Коррекционно – развивающая программа для детей с нарушением самооценки, повышенной тревожности, имеющим разнообразные страхи.
Коррекционно – развивающая программа для детей имеющих нарушения поведения и эмоционально – личностного развития.
Коррекционно – развивающая программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Эффективность коррекционно – развивающей работы.
Создание атмосферы искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечение прочности, единства межличностных взаимодействий в группе. Главная установка – на успех каждого ребенка.
Внимательное и уважительное отношение к индивидуальным склонностям и способностей детей. Поддержка и развитие того, сто самобытно, оригинально, что является ценным вкладом каждого ребенка в группе.
Учет добровольности детей при выполнении упражнений.
Поощрение и поддержка детей овладеть своим поведением, объяснить свою позицию; внимание к тому, что делаешь, думаешь, чувствуешь сам и другие люди.
Использование содержательной оценки и в том же времени сужение и конкретизация сферы действие оценочного суждения.
Стимуляция мотива «Быть не хуже других».
Этап – Заключительный.
Проведение итогового занятия «Наш добрый друг Корней»
Проведение коррекционного занятия «Мои страхи».
Проведение интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Колокольные звоны России».
Выставка детских рисунков.
Рассматривание иллюстраций «Мир эмоций»
Презентация проекта «Формирование коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста».
Итоги реализации проекта.
Результативность.
Из проделанной работы хочу сделать вывод. Дети, которые имели проблемы в общении стали более эффективно общаться. Работа по преодолению коммуникативных способностей, сложна и долговременна. Чудес не бывает, а проблема не пройдет за один день. Но я набралась терпения и помогала создать детям атмосферу доверия и дружеское расположение к детям. Это помогло мне увидеть и раскрыть внутренний мир ребенка, научить детей делиться своими проблемами. Эти достижения входят в структуру психологической готовности ребенка к школе. От того, насколько дошкольник освоил деятельность общения, зависит успешность его адаптации к условиям школьного общения. Умение действовать сообща, взаимодействовать в разных коммуникативных ситуациях показывает, насколько ребенок готов к новым условиям общения в учебной деятельности.
Работая над проектом, мне понравилось то, что дети стали подходить ко мне и говорить о своей проблеме, о проблемах во взаимоотношениях с родителями, со сверстниками. Откликнулись также родители и педагоги. Благодаря такой совместной работе у детей формируются такие умения как:
По внешнему облику характеризовать особенности партнера по общению;
Адекватно ситуаций общения отбирать и использовать вербальные и невербальные средства общения;
Учитывать в общении эстетические нормы и правила;
Действовать совместно со сверстниками для достижения общих целей.
Постановка новой проблемы.
У детей все больше и больше появляется интерес к моим занятиям и это доставляет мне радость и удовольствие. Им интересны навыки общения друг с другом, родителями, педагогами. И я буду продолжать работать над своей темой т.к. – это важно и нужно детям и их родителям и педагогам. Работа будет проходить с поддержкой и помощью родителей и педагогов. Как будет проводиться работа, обговорим при встрече.
Литература:
Аралова М.А. – «Справочник психолога ДОУ» – М.: ТЦ Сфера , 2007.
Данилина Т.А. , В.Я. Зидянидзе «В мире детских эмоций» Айрис Пресс М.: 2004г.
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» М.: «Генезис» 2000г
Клюева Н.Ф., Филиппова «Общение дети 5-7 лет»- Я.: Академия развития 2007г.
Маралов В.Г. , Фролова Л.П. «Коррекция личностного развития дошкольников» М.: творческий центр 2008г.
Немов Р.С. «Психология» М.: Владос 1999г.
Сиротюк А.Л. «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» М.: творческий центр 2008г.
Юрчук Е.Н. «Эмоциональное развитие дошкольников» М.: творческий центр 2008г.
Ж-л «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2,7,12. 2008г.
ФГОС ДО: практика реализации.
Планирование образовательной деятельности.
Рабочая программа педагога-психолога ДОО. Волгоград 2014г.
Результат диагностического уровня коммуникативных способностей
2016-2017 учебный год
До коррекции
100%
90%
80%
70%
60% 59%
50%
40% 29%
30% 12%
20%
10%
0%
Очень низкий низкий средний высокий очень высокий
После коррекции
100%
90%
80%
70%
60% 59%
50%
40%
30% 18% 23%
20%
10%
0% очень низкий низкий средний высокий очень высокий
2016-2017 учебный год.
Социометрический статус
До коррекции
100%
90%
80%
70%
60%
50% 44%
40% 38%
30% 18%
20%
10%
0% очень низкий низкий средний высокий очень высокий
После коррекции
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40% 45% 45%
30%
20% 5% 5%
10%
0% очень низкий низкий средний высокий очень выс
Источник