Проект по развитию речи ребенок и театр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

        Образовательный проект

«Театр и речь ребенка»

                                                                              Подготовила:

                                            Воспитатель первой

                                                               кваликафикационной категории

                                         И.А. Хантимерова

Образовательный проект

« Театр и речь ребенка».

                                                       Театр — это такая кафедра,

                                                              с которой можно много сказать миру добра.

                                                                                                                                  Н. В. Гоголь

Паспорт проекта

Автор-составитель: воспитатель  первой категории  Хантимерова И.А.

Тип проекта: информационно – творческий, групповой, долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017г.- май 2018г.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная, игровая, работа с родителями.

Проблема.   К сожалению, уровень речевого развития  современных детей  очень низкий. С этой проблемой мы сталкиваемся в профессиональной практике, тоже доказывают различные научные исследования и результаты мониторингов. В большей степени это связано с недостатком общения как со взрослыми , так и со сверстниками,

  Актуальность.

 Речевое развитие рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир.

И как уже отмечалось ранее , в последние годы отмечается тенденция увеличения количества детей, имеющих нарушения речи. Как правило это  бедный словарный запас, у детей  слабо развито творческое воображение, связная речь,  ее выразительность, коммуникативные навыки. С самого раннего возраста дети заняты всевозможными современными гаджетами, которые  зачастую предоставляют материал только для пассивного восприятия , как правило яркие мультфильмы,  игры дают ребенку готовый образ , а  живого эмоционального выразительного общения нет. Не зря на протяжении веков люди передавали из уст в уста былины ,сказки ,потешки , тем самым приучая детей к практике живого общения, созданию своих образов  которые рисовало им их воображение. Неоспоримо, что самой важной деятельностью для ребенка является игра, ведь именно она является  своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании. Помочь детям  разнообразить речь могут театрализованные игры. Именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

К.Д. Ушинский, утверждал, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. А известный всем писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо».

Научно-методическая обоснованность. Основой данного проекта являютя методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи» и т.д..

Многочисленные исследования психологов доказывают, что театрализованная деятельность оказывает достаточно сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. А почему? По-моему, все просто. Дети заучивают текст роли – развивается память; вживаются в образ – развивается воображение; запоминают последовательность событий в спектакле (сказке, сценке) – тренируется логическое мышление; проговаривают тексты своих героев – развивается диалогическая и монологическая речь, при этом пополняется и активизируется словарь.

Цель: совершенствование речевого развития дошкольника посредством театральной деятельности

Задачи

Образовательные

  • Совершенствовать развивающую  предметно – пространственную среду, обеспечивающей развитие речи дошкольников.
  • Способствовать переходу театрализованных игр в самостоятельную деятельность.
  • Обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие

  • Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.

 Воспитательные

  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе.
  • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Определить систему развивающего взаимодействия по проблеме с детьми и их родителями в рамках проекта.

Новизна:       Внедрение ФГОС связано и с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. Образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую  успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Театрализованные игры способствуют активизации речевого развития. Это и развитие мимики, обучение жестам, развитие пантомимики, игры на развитие речевого дыхания; артикуляционной моторики, фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; задания для совершенствования грамматического строя речи, диалогической и монологической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматривается как стержень всестороннего развития личности ребенка.

Гипотеза использование театрализованной деятельности повысится уровень развития речи у детей.

Ожидаемые результаты 

У  детей:

  • повышается  интерес к театрально – игровой деятельности.
  • совершенствуется артикуляционный аппарат
  •  формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
  • развиваются элементы речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
  • совершенствуются исполнительские умения детей в создании художественного образа.
  • обогащается и активизируется словарь.
  • формируется  интонационная выразительность речи.
  • Развивается связная речь.

У педагогов:

  • Повышается профессиональное мастерство педагогов и качество образовательной услуги.
  • Появляется стремление к регулярному обновлению предметно-пространственной среды группы.

У родителей:

  • Повышается интерес  к проблеме развития речи детей,
  • Улучшаются детско-родительские  отношения,
  • Развивается  заинтересованность родителей в дальнейшем сотрудничестве с ДОУ.

Принципы реализации проекта

  • Доступности
  • Индивидуализации.
  • Последовательности и систематичности.
  • Интегративности.
  • Принцип наглядности.
  • Развивающего обучения

Исследовательские методы

 практические методы:  игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).

словесные методы: рассказ, чтение, рассказы и пересказ  детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Читайте также:  Последствия раннего полового развития для ребенка

творческие методы и приёмы:

  • знаковая система обучения
  • моделирование;
  • ситуация «проживания»;
  • противоречий и доказательств;
  • ассоциаций;
  • коммуникативные
  • просмотр видеофильмов;
  • слушание аудиозаписи;
  • словесное рисование;
  • проектов;
  • разговор по телефону
  • нетрадиционные методы рисования и аппликации
  • коллаж из сказок
  • релаксации
  • музыкотерапия

     Основные требования  к организации театрализованной деятельности:

  • содержательность и разнообразие тематики;
  •  постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации воспитательно-образовательного процесса;
  • максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
  •  сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

      Элементы педагогических технологий:

  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей;
  • игровые технологии;
  • интегрированное обучение;
  • взаимодействие с семьёй;
  • творческой технологии – ТРИЗ;
  • групповые;
  • проблемное обучение.

Разнообразные виды театра

Пальчиковый театр:

  • способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • формирует пространственные представления;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
  • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Настольный театр:

  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Вязаный театр:

  • •развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

                      формирует творческие способности, артистизм;

  • •обогащает пассивный и активный словарь.

Театр на перчатке:

  • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с    нарушениями речи, неврозами;
  • помогает справиться с переживаниями, страхами, перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо:

посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Игра-драматизация

целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

способствует самопознанию и самовыражению личности;

создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Этапы и содержание работы

Этапы / цель проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Поэтапные результаты

1-й этап:

подготовительный

сентябрь, октябрь 2017 г.

Цель: диагностика  родителей и воспитанников к реализации проекта, ознакомление с научно-методической литературой, исследование воспитанников, педагогической просвещенности родителей.

– Формулирует проблему

– Вводит в игровую ситуацию

– Формулирует цели и задачи

Вхождение в проблему

Вживание в игровую ситуацию

Принятие задач

Достижение готовности и желания детей, родителей и педагогов на участие в проекте, получение данных  о личностных качествах, уровне знаний, умений, навыков и состояния речевого развития  воспитанников, формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству.

2-й этап:

Основной (практический)

Ноябрь 2017 г. по март  2018 г.

Цель: .организация активного творческого  поиска, улучшение  в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций  у детей через использование разнообразных видов театра,  повышение уровня ответственности родителей за развитие речи  своих детей.

– Направляет и контролирует осуществление проекта

Формирование и развитие опыта по теме проекта  

Повышение уровня профессионализма сотрудников ДОУ, организация активного творческого поиска, развитие речи детей через организацию театрализованной деятельности, повышение уровня знаний, умений и навыков у родителей,

3-й этап:

Заключительный (оценочный)

апрель 2018г.

Цель:  анализ результатов, анализ эффективности проекта путем оценки состояния развития речи детей, обобщение инновационного педагогического опыта  по проблеме

Анализирует результат работы над проектом

Создание инновационной модели работы в ДОУ, оценка результатов проекта, улучшение речевого развития детей и их коммуникативных качеств, издание методического пособия.

4-й этап:

Обобщающий

(презентационный)

май 2018 г.

Цель:  презентация проекта

Сравнивает результаты на начало и конец работы по проекту.

Презентация проекта

Представление  продуктов  деятельности

Обобщение и распространение опыта работы по проекту

Перспективный план работы над проектом-  Приложение1

Мастер-класс «Кукла на пластиковой ложке» Приложение 2

                                        Формы  реализации проекта

   Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, поэтому заинтересовать детей театром не сложно. Безусловно, для получения желаемого результата  театрализованная деятельность должна пронизывать все режимные моменты. И когда мы говорим театрализованной деятельности, конечно, имеем в виду наиболее ее яркие продукты – инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

Также при реализации проекта использовались следующие методы:

  • музыкально-ритмическая разминка;
  • дыхательная и речевая гимнастика;
  • литературно-художественная практика (связная речь);
  • игры, минута шалости, физическая минутка;
  • театрализованная деятельность.

Роль родителей, в реализации велика это организация работы по изготовлению атрибутов и  пособий, а также совместное выступление детей и их родителей.

Оценка эффективности проекта

  1. положительная динамика в развитии речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы детей;
  2. высокий интерес к художественной литературе, театрализованной деятельности;
  3. богатый  игровой опыт детей;
  4. высокая  активность родителей воспитанников, проявляющееся  в участии в жизни детей в  группе (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей);  оптимизация детско-родительские отношения, улучшение  качества воспитательного-образовательного процесса.
  5. Заинтересованность педагогов в продолжении данного проекта.

Теоретическая значимость: результаты реализации проекта позволят  педагогам расширить свои  представления о положительном влиянии театрализованной деятельности на развитие речи детей.

Практическая значимость:  разработанные в ходе реализации проекта  методические материалы могут  быть использованы воспитателями в практической деятельности.

Познавательная значимость : театральная деятельность позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Результативность

Результаты мониторинга показывают.

1. У детей повысился уровень развития речи

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

         4.Повысилась  активность родителей воспитанников, проявляющаяся  в участии в жизни детей в  группе, (сотрудничество, совместная подготовка к спектаклям, пошив костюмов, сопереживание, заинтересованность, понимание значимости развития речи и эмоционального мира детей).

Результаты мониторинга.

На начало проекта

Критерии

низкий

средний

высокий

Выразительность речи

69

26

5

Способность импровизировать при создании образа

68

27

6

Умение общаться с партнёром

79

18

3

дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

82

15

3

       На заключительном этапе проекта.

    Критерии

    низкий

    средний

    высокий

    Выразительность речи

    12

    63

    25

    Способность импровизировать при создании образа

    10

    61

    29

    Умение общаться с партнёром

    13

    67

    20

    дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

    8

    60

    32

       Вывод

      Благодаря проделанной работе  речь детей обогатилась, стала более выразительной. Дети  стали более уверенными, свободно излагающими свои мысли. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей.  С помощью театрализованных игр  можно решать практически все задачи программы развития речи. Коммуникативные навыки приобретенные в театрализованных играх пригодятся детям и в повседневной жизни. 

      Заключение.

                Таким образом, исходя из  результатов мониторинга работу в данном направлении необходимо продолжать, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, закрепляя во всех видах детской  деятельности.

      Список литературы

      1.     Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с.

      2.     Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева,  Зверева, О.Л.  – М.: Просвещение, 1994. – 128с.

      Читайте также:  Скачки развития ребенка baby sleep

      3.     Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с.

      4.     Гончарова О.В.Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания  [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

      5.     Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. [Текст] / Е.В.Мигунова.  –  М.:  ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

      6.     Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. [Текст] / Е.А.Антипина.  – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)

      7.     Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением. [Текст] / Е.А.Антипина.  – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Детский сад с любовью).

      8. Беседы и сказки о семье. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2009 г.

      9. В гости к празднику. Сценарии, стихи, сказки, игры, шутки, загадки и поздравления. А.Лопатина, М.Скребцова. Москва, Амрита-Русь, 2007 г.

      10. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н.В. Краснощекова. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс», 2008

      11. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И. Коваль. Изд. «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород, 2010 г.

      12. От трех до семи. Семейный альбом. Л.Б. Фесюкова. Харьков «ФОЛИО», С-Пб., «КРИСТАЛЛ» 1996 г.

      13. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.

      14. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. п/ред. Б.Б. Финкельштейн. С-Пб., 1999г.

      15. Учимся по сказке. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. Н.А. Гурьева. С-Пб., «Паритет», 2006 г.

      Интернет – ресурсы:

      https://www.maam.ru/ – Сайт международный образовательный портал. https://www.ivalex.vistcom.ru/ – Сайт работников дошкольного образования.

      Источник

                                                  Проект                                                  «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность»

      Постановка проблемы

      Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.  Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для  физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.

      Такая помощь дошкольникам может состоять, например, в организации игры-театрализации, театрализованной деятельности, способствующей развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. Приведу высказывания педагогов об игре:
      «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития» (Д.В. Менджерицкая). 

       «Игра – это школа произвольного поведения» (Д.Б. Эльконин).

      «Заставьте ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется  – раз, море волнуется – два, море волнуется – три. Замри!» ведь замирают и стоят самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке» (С.В. Чиркова). Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его задерживает.

      Театрализованная деятельность, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей воспитанников) и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Поэтому очень важно на сегодняшний день — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. 

      Актуальность

      Данная тема актуальна для работы с дошкольниками в современном детском саду, так как позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Развивает память, мышление, воображение, внимание; позволяет обогащать и активизировать словарь детей, что является важным средством для подготовки детей к обучению в школе.

      В современном мире все чаще живое общение детям заменяют компьютер и телевидение, и эта тенденция растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

      Актуальность  данного проекта определяется  растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. 

            В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.

       Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. 

      Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрализованная деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка с недостаточным развитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.

      Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованная деятельность является благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

      Читайте также:  Центр развития ребенка 58 дзержинск

      Отсюда тема проекта: «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность».

      Есть народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех смыслах. Размышляя над вопросом о развитии речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

      В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

      Вопросы, поставленные детям при подготовке к театрализации, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

      Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие, речевого, литературного и художественного развития.

      Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

      В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

      Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

      Цель: Развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно.

      Задачи:

      • учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
      • формировать грамматический, лексический строй речи;
      • развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
      • продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
      • продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;
      • продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
      • пополнять литературный запас детей за счет инсценировки, драматизации сказок, рассказов, потешек и пословиц;
      • воспитывать чуткость к художественному слову, зачитывать отрывки с наиболее яркими описаниями;
      • развивать мелкую моторику рук;
      • формировать умение воплощать услышанное в инсценировках;
      • создание и совершенствование развивающей предметно – пространственной среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.

      Участники проекта:

      1. Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)

      2. Родители.

      3. Педагоги.

      Тип проекта – творческий

      Срок реализации – январь-март 2018 г.

      Этапы проекта:

      1. Подготовительный этап
      2. Основной этап
      3. Заключительный этап.

      Ожидаемый результат:

       Разработана система развития речи детей через театрализованную деятельность;

      Создана развивающая предметно-пространственная среда;  

      Повышение активности родителей в жизни группы.

      Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста

      включает в себя следующие разделы:

      • игры в кукольный театр;
      • игры- драматизации;
      • игры- представления (спектакли);
      • плоскостные и теневые театры.

      Значение театрализованной деятельности:

      • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
      • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
      • совершенствует артикуляционный аппарат
      • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь
      • дети получают эмоциональный подъём
      • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
      • позволяет формировать опыт социального поведения
      • стимулирует активную речь

      Содержание деятельности:

      • Артикуляционная гимнастика
      • Чистоговорки и скороговорки
      • Упражнения на воображение
      • Упражнения на имитацию движений
      • Упражнения на активизацию словарного запаса
      • Упражнения на интонационную выразительность
      • Упражнения на формирование разговорной речи
      • Упражнения на речевое дыхание
      • Игры со словами и без слов

      Театрализованные игры с героями:

      • Этюды
      • Инсценирование сказок
      • Показ театрализованных представлений

      Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

      Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

      План реализации проекта:

      1. Подготовительный этап:

      – анкетирование родителей;

      – планирование основных мероприятий.

      2.  Основной этап:

      Беседа о театре, о профессиях работников театра

      Чтение сказок, художественных произведений

      Рассматривание иллюстраций о театре

      Беседа с презентацией «Театральный этикет»

      Викторина «Театральные профессии»

      Викторина «Герои сказок»

      Совместная деятельность по изготовлению декораций, атрибутов, реквизитов для спектаклей и драматизаций

      Образовательная деятельность «Смастери сказку» по изготовлению игрушек из бумаги, картона, глины и т.д.

      Подготовка к драматизации: разучивание ролей, подбор и подготовка костюмов и декораций ( изготовление театральных афиш и билетов).

      Индивидуальная работа с детьми по подготовке к драматизации сказок, по развитию интонационной выразительности, пантомимы.

      Показ театра каждой группой более младшим воспитанникам

      Этюды с настольными куклами «Гуси», «Утром дед», «Козлик», «Заинька»;

      Упражнение на внимание и память «Рассмотри и расскажи», «сочини сказку»;

      Этюды на выразительность жеста «Баю-бай», «Сорока –сорока», «Мы шагаем по сугробам», «Гости», «Идет коза рогатая»;

      Конусный театр «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Кот петух и лиса»

      Комплекс игр для развития речи «Наши уточки с утра…»

      Упражнения на внимание и память: «Проверь себя», «Кто пришел?», «Вспомни игрушку»;

      Упражнения на развитие воображения: «Предположим, что…», «Ковер-самолет», «Прогулка в лес»;

      Этюды на выразительность жеста: «Самолеты загудели», «Ох, ох, что за гром»;

      Кукольные спектакли: театр ложек «Колобок», верховые куклы на гапите «Теремок», «Как собака себе друга искала», «Коза – дереза», «Два жадных медвежонка»

      Комплекс народных игр для развития речи «Гуси-гуси…»

      Театр с «живой рукой»;

      Упражнение в управлении куклами;

      Упражнения на развитие внимания: «Не будем скучать», «Будь внимателен», «Сочини сказку»;

      Упражнение на развитие памяти «Художник»;

      Этюды на выражение основных эмоций: «Егорушка-Егор», «Заяц, Заяц, чем ты занят?»

      Комплекс игр на развитие правильной речи «Сказочная страна»

      Этюдный тренаж на воображение  «Слушаем звуки»;

      Этюдный тренаж на мышление: «Друг заболел», «Наш оркестр»;

      Спекта