Проект по развитию детей в доме ребенка

Проект по развитию детей в доме ребенка thumbnail

Инна Михайлова
Проект «Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в доме ребенка»

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

В начале 2015г., в рамках проекта по эмоциональному развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, под руководством педагога – психолога Гальцовой П. С. была создана творческая группа, в которую вошли воспитатели: Гусева Л. А., Михайлова И. А., Мешкова Г. И.

Целью творческой группы было создание условий для социализации детей, воспитывающихся в доме ребенка, расширение их представлений об окружающем мире и эмоциональных состояниях.

В течение года нами были изучены теоретические работы и экспериментальные исследования известных психологов Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Г. Мещерякова и др. Они утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности.

Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.

К большому сожалению, приходится согласиться, что в условиях закрытого учреждения, с его ограниченной социальной, эмоциональной и сенсорной средой, наблюдаются неблагоприятные предпосылки в поведении детей, что значительно влияет на их дальнейший социальный прогноз.

Но, в то же время, период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.

Учитывая выше сказанное, мы поставили задачу найти на практике эффективные пути реабилитации эмоциональной сферы, создать условия для социализации и развития коммуникативных связей детей 1 –ой группы д/р №7.

Для обогащения восприятия и расширения кругозора детей мы разработали и провели цикл досуговых развлечений на свежем воздухе в соответствии с временами года.

Во время проведения досугов мы стремились:

Эмоционально вовлекать детей в игровую ситуацию,

• Знакомить детей с сезонными развлечениями,

• Активизировать речевую активность детей,

• Расширять и закреплять представления о разнообразии эмоций

Было разработано 4 конспекта посвященных временам года.Проведено 3 тематических досуга: весна, лето, осень

Мероприятия были составлены с учетом особенностей интеллектуального и эмоционального развития детей 2-3 лет. Для этого мы воспользовались психолого – педагогическими методиками Н. Ф. Губановой, М. Б. Зацепиной, М. Ю. Картушиной, Н. П. Метлова, Е. Н. Соляник, С. Н. Теплюк, а также консультациями воспитателей, работающих с данными детьми, музыкального и физкультурного руководителей. Были выполнены необходимые условия для благоприятной эмоциональной обстановки, соблюдены нормы и правила межличностного общения. Использовались игры и упражнения, направленные на расширение представлений об эмоциональных состояниях.

Таким образом,были достигнуты следующие результаты:

– небольшое количество детей позволило полностью вовлечь каждого в игровую ситуацию и дать возможность индивидуально каждому ребенку проявить свои эмоции;

– успешный результат игры доставлял детям громадное удовольствие, вызывая эмоциональное вдохновение, бурную радость, и самое главное – требование повторения игры;

– проявление детьми сопереживания игровым персонажам дало возможность познакомиться им с новыми эмоциональными состояниями,такими как: симпатия, сочувствие, гордость и стыд;

– всплеск эмоций стимулировал проявление речевой активности детей в соответствии с переживаниями;

– количество и интенсивность коммуникативных проявлений увеличивалось;

– наблюдалась настойчивость в стремлении к контактам со взрослыми и сверстниками.

В последующем наблюдении за детьми в процессе их самостоятельной деятельности отмечалось повышенное проявление инициативы к совместным действиям и общению. Наблюдался более яркий эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие у детей самого себя и окружающей действительности.

Выводы, планы

Занятия получили положительные отзывы специалистов дома ребенка и воспитателей 1 группы

Запланировано продолжение разработки и проведения досуговых мероприятий на свежем воздухе, углубление знаний детей о природных явлениях, расширение представлений об окружающем мире на фоне опыта совместной деятельности со взрослым в эмоционально насыщенных ситуациях.

Источник

Несмотря на то, что все усилия команды фонда «Дети ждут» сосредоточены на том, чтобы как можно больше детей нашли любящие семьи, увы, дома ребенка остаются нашей реальностью. Над тем, чтобы дети получали в них достаточно заботы, работают специалисты проекта «Дом для ребенка».
Главное условие для развития ребенка- это любящая и заботливая семья. Как сделать пребывание в учреждении наименее травматичным для детей раннего, самого уязвимого, возраста? Как не дать развиться последствиям семейной депривации (ситуации, когда не удовлетворяется базовая потребность ребенка в установлении безопасных и доверительных отношений со значимым взрослым)?
Более 20 лет назад учеными – исследователями факультета психологии СПбГУ, совместно с коллективом Дома ребенка № 13 началась разработка семейно-ориентированной модели организации жизни детей в Доме ребенка, с целью ранней реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей. Эта модель была опробована в реальных условиях дома ребёнка. За счёт создания домашней атмосферы, соблюдения принципов заботы с уважением и внимания к потребностям ребёнка, малыши меньше отстают в развитии от своих сверстников, которые воспитываются дома, развиваются гораздо лучше, чем те младенцы, которые воспитываются в стандартных условиях Дома ребенка, а также легче адаптируются в новой семье.
Эта модель легла в основу Постановление N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» от 24.05.2014. С 2015 года этот законодательный акт начал действовать на территории всей страны. Положением закреплены требования к содержанию, воспитанию, обучению детей, лишенных попечения родителей. Из этого Постановления следует, что в Домах ребенка должны создаваться разновозрастные группы из 6 детей, а основным принципом работы персонала должен стать принцип «Забота с уважением». Учреждения, работающие по новым стандартам, смогут обеспечить детям наиболее комфортные условия жизни, максимально приближенные к семейным, а значит, предотвратить возникновение сложностей в психическом развитии малыша и облегчить процесс адаптации ребенка при попадании в семью.
Благодаря финансовой поддержке Благотворительного фонда поддержки образования, здравоохранения и культуры Дмитрия Коробкова нам удалось начать реализацию проекта «Дом для ребёнка», направленного на помощь сотрудникам и администрации сиротских учреждений в переходе на новые формы работы, согласно Постановлению № 481.
Главные задачи проекта в Домах ребенка:
• Снятие тревожности персонала перед предстоящими изменениями;
• Формирование понимания ответственности взрослого, ухаживающего за ребенком, за психическое здоровье детей;
• Смена приоритетов взрослого с выполнения инструкций на внимание к чувствам, эмоциям и состоянию ребенка;
• Знакомство персонала с принципами заботы с уважением и помощь внедрению их в ежедневную работу;
• Обучение инициативной группы сотрудников учреждения навыкам работы с коллективом Дома ребенка, в том числе и в ситуации внесения системных изменений.
В рамках проекта с персоналом Домов ребенка работают сотрудники кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, Института раннего вмешательства.
Для педагогического и медицинского персонала Домов ребенка проводятся следующие учебные модули:
«Психическое здоровье ребенка и влияние на него условий интернатного учреждения»
«Сигналы и эмоции»
«Принципы заботы с уважением»
«Социально-эмоциональное развитие детей в раннем возрасте»
«Сотрудничество с ребенком и алгоритмы заботы».
Для работы со всем персоналом учреждения готовится группа тренеров из числа наиболее компетентных и активных сотрудников, участвующих в модульном обучении «Тренинг для тренеров Домов ребенка».
Участниками образовательного проекта «Дом для ребенка» являются более 30 Домов ребенка из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Воронежа, Ельца, Ярославля, Белгорода, Волгоградской области, Московской области, Владимирской области, Новосибирска, Архангельска, Тверской области, Республики Карелия, Республики Калмыкия.
В 2018 году была запущена программа «Развитие услуг раннего вмешательства для детей от 0 до 4-х лет и ухаживающих за ними взрослых на базе Домов ребенка».
Задачи обучения — внедрение методики раннего вмешательства в работу Домов ребенка, отработка технологий для организации на базе Домов ребенка отделений, работающих с семьями, имеющих детей с ОВЗ.
Проект финансируется БФ Дмитрия Коробкова.

Читайте также:  Нормы психического развития ребенка до года

Источник

Елена Заец
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка

Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.

В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:

• Здесь нет близких им людей;

• Круг получаемых впечатлений ограничен;

• Постоянное пребывание в коллективе;

• Недостаточное общение со взрослыми.

Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т. д.).

Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.

У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.

У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.

У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.

Читайте также:  Развитие речи ребенка в норме по леонтьеву

Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.

Для развития эмоций, нужно учить детей:

• Проявлять любознательность к происходящему вокруг.

• Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.

• Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.

• Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.

• Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.

• Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.).

• Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).

• Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).

• Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах

Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).

• С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.

• Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.

• Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.

•Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).

•Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.

• Спокойно играть вместе с другими детьми.

• Выражать свою симпатию детям и взрослым.

Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т. е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).

Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.

Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.

Источник

Организация жизни детей в доме ребенка «Семейного типа».

Для ребенка общение с близким взрослым является одним из важнейших факторов его психического развития (в сфере эмоциональных переживаний, овладения речью, развития самосознания). С общением связано становление его внутреннего мира. Когда говорят о детях, воспитывающихся в доме ребенка, часто звучит проблемы госпитализма, который связывают с разрывом отношений ребенка его биологической матерью. Но после различных исследований и на практике в доме ребенка «Семейного типа» доказалось, что ребенку его биологическую маму может заменить не родной для него человек. Главное, чтобы у ребенка с первых дней жизни, рядом был близкий человек, и не было недостатка в контакте с ним, который понимал его потребности.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка в средней группе

В каждой группе живут 6 детей разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Постоянно с детьми в группе находятся воспитатель и медсестра. График воспитателя составлен так, чтобы он стал близким для ребенка человеком, сформировать  у детей привязанность. Воспитатель работает 5 дней в неделю: в первую смену приходит к подъему детей, а после второй сены уходят, когда дети ложатся спать на ночь. На двоих взрослых шесть детей – это и так маленькое количество. Если ещё учесть, что дети в группе разного возраста, значит  они на разных режимах  и все вместе в течении дня проводят редко. Этим создается условие для индивидуального общения взрослого и ребенка, в диалоге взаимопонимания. Дети сначала поступления и до конца пребывания в доме ребенка живут в одной группе. Близкий взрослый на протяжении нескольких лет – это значит единство требований, методов, приемов в общении с ребенком. И от этого жизнь малыша становится менее тревожным. У ребенка, который имеет возможность тесно общаться с постоянными близкими людьми, появляется стремление подражать ему, действовать по образцу. У детей после такого общения обогащается личный опыт, лучше развивается речь, формируется инициативное поведение, направленное на самовыявление и на получение оценки от окружающих людей. Ребенок от такого общения получает особенное удовлетворение – ощущения своей важности от окружающих, своего значения для них. Он ощущает, что кому – то нужен, его услышат и выслушают.

Для развития ребенка важно кроме удовлетворения социальных потребностей конечно же и удовлетворение его биологических потребностей. Прежде всего это полноценный уход за ним, его безопасность, охрана жизни и здоровья, физическое развитие. Условие жизни в семейном доме ребенка позволяют оптимально – комфортно осуществлять уход за детьми. Во время проведения служебных моментов, воспитатель имеет возможность, не спеша, не волнуя ребенка, ждать проявления готовности к контакту с его стороны. Давать малышу возможность проявлять самому инициативу, самостоятельность. Под воздействием стабильности, благожелательности со стороны взрослого у ребенка быстрее формируется навыки и умения. Такой уход за ребенком можно назвать сотрудничеством взрослого и ребенка. В группе живут дети не только разного возраста, но и разного уровня развития, с разным медицинским диагнозом. Эти дети отличаются особой ранимостью. Взрослые стараются создать все условия, чтобы в групповом коллективе они ощущали себя полноправными членами, были социально – адаптированы. Воспитатели так строят  общение в группе, чтобы  дети с ограниченными возможностями не замечали, что они другие. Эти дети по возможности вовлекаются в совместные игры и в любой дугой вид деятельности доступный для них

Дети в семейном доме ребенка живут в большую часть дня в своей группе, но это не значит, что они ведут обособленный образ жизни. Они ходят на занятия к разным специалистам. У них также есть возможность встречаться и общаться с другими детьми на прогулка, на различных выездных мероприятиях (прогулки в парке, экскурсии, посещение театра).

В связи с тем, что в группе живут дети разного возраста, воспитатели вместе с дефектологом создают окружающую среду с учетом всех видов возрастной деятельности детей. В группе созданы условия для свободного  «безбарьерного» передвижения. На стеллажах игрушки, дидактический материал взрослый располагает так, чтобы они были доступны для детей определенного возраста. Высота полок, где лежат пособия, зависит от возраста детей, которым предназначен. На нижних полках стоят пособия для детей, которые не смогут вставать по возрасту или по специфике своего заболевания. Этим соблюдается один из принципов построения окружающей среды – доступность для ребенка того материала, который бы стимулировал его развитие. Позволял закреплять уже полученные знания в самостоятельной деятельности, создавал для ребенка эмоциональную комфортность.

Совместную работу на группе о воспитателя и медсестры нет особых разделений по уходу за детьми. В организации всех видов деятельности главное помогать и дополнять друг друга. Хотя, конечно, функциональные обязанности есть у каждой категории персонала. Воспитатель: уход за ребенком, осуществление воспитательно – образовательного процесса. Медсестра: уход за ребенком, медицинское обслуживание и ответственность за организацию питания ребенка.

Командная работа ведется не только в группах, но и во всем доме ребенка. Воспитатель участвует поддержанию программ по корректировке развития ребенка, предложенных специалистами. В повседневной работе с детьми ему помогает рекомендации дефектолога, психолога, врачей и педагогов дополнительного образования. Они, в свою очередь, тоже всегда прислушиваются к мнению персонала группы.

Растя ребенка проблем всегда много. Главное, чтобы взрослые (близкое окружение) работали для индивидуального подхода к каждому малышу, обеспечивая ему комфортную и безопасную жизнь, как психическую, так и  физическую.

Источник