Проект по эмоциональному развитию ребенка
ПРОЕКТ
«В мире эмоций»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
№ | Наименование | Стр. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Актуальность темы, проблемы, проблемные вопросы. Паспорт проекта «В мире эмоций» План реализации проекта. Литература. Анализ результатов проекта. Приложения | 3 4 |
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в детском саду, так и в семье.
Очень часто, наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека.
А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому, надо больше уделять внимания развитию эмоциональной сферы ребенка.
Не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем, подготовиться к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
В настоящее время взрослые зачастую забывают о важности эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
Проблемные вопросы:
Что влияет на мое настроение?
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«В мире эмоций»
Авторы: Мринская Д.И.
Вид проекта: информационно – творческий, коллективный.
Сроки реализации: краткосрочный (20.09-27.09)
Участники проекта: педагоги, дети второй младшей группы, родители.
Цель проекта: Создание условий для знакомства детей с миром эмоций, развитие умений их различать и понимать, обучение способам адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Задачи: Закрепить у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, страх, гнев, испуг и др.
Учить распознавать эмоционального проявления (свои и других людей) по различным признакам: мимика, пантомимика, голос, жесты.
Развивать у детей желание проявлять положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
– формирование темы проекта, его цели и задач;
– подбор и анализ методической литературы;
– подбор наглядного материала (пиктограммы «Эмоции» )
– разработка плана занятий с детьми.
Основной этап.
В основе всего проекта лежит игровая деятельность и развитие эмоциональной сферы по средствам музыки, стихов, сказок.
Игровая деятельность «Раз, два, три! Эмоция замри»:
Материалы: картинки с эмоциями.
«Кто громче крикнет»:
Методика направлена на снятие эмоционального напряжение, высвобождение внутренней тревоги.
«Покажи свой страх»:
Методика направлена на освоение навыка контроля эмоционального состояния, релаксацию и подавление страхов.
«Тишина»:
Релаксационная методика, направленная на снятие внутреннего напряжения.
«Зеркало»:
Методика направлена на освоение навыка узнавания эмоционального состояния людей.
Знакомство с художественной литературой: чтение сказок отражающих различные эмоциональные состояния. Беседа с вопросами о повторение прочитанного.
Р. н. с. «Теремок”
Р. н. с. “Заюшкина избушка”,
Р. н. с. “Волк и семеро козлят”
К. И. Чуковский “Краденое солнце”
К. И. Чуковский “Мойдодыр” и другие
Слушание музыки
Грустное настроение:«Грустный дождик», «Дождь идет» муз. И. Арсеева, «Плач куклы» муз В. Потапенко.
Радостное настроение: «Весною» муз. «Дождик и радуга», муз. Г. Свиридова; «Детская полька» муз. В. Семенова, «Веселая прогулка» муз. П. Чайковский, «Веселый танец» муз. Г. Левкодимова и др.
Раскраски по данной теме.
Завершающий этап.
Развлечение для детей «Осень грустная пришла».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника»
Краткое руководство для родителей
«Простые слова имеют глубокий смысл …»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети: дети стараются правильно выражать свои чувства;
проявляют интерес к дидактическим пособиям по теме, стремятся находить выход из проблемной ситуации, обращают внимание на эмоции и чувства других людей, выражают сочувствие, стараются улучшить настроение расстроенных людей.
Родители: Вовлечение родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность.
Педагоги: улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация родителей как участников педагогического процесса.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Содержание | Сроки | |
Подготовительный | ||
1.Разработка плана реализации проекта с детьми 2.Сбор и анализ литературы 3. Подбор материала 4.Оформление картотеки «игры на развитие эмоциональной сферы». | В течение недели | |
Практический | ||
Игровая деятельность «Раз, два, три! Эмоция замри»: Р. н. с. «Теремок” Слушание музыки Грустное настроение:«Грустный дождик», «Дождь идет» муз. И. Арсеева, «Плач куклы» муз В. Потапенко. Раскраски по данной теме. | Понедельник | |
«Кто громче крикнет»: Р. н. с. “Заюшкина избушка”, Слушание музыки. Радостное настроение: «Весною» муз. «Дождик и радуга», муз. Г. Свиридова; «Детская полька» муз. В. Семенова, «Веселая прогулка» муз. П. Чайковский, «Веселый танец» муз. Г. Левкодимова и др. | Вторник | |
«Покажи свой страх»: Р. н. с. “Волк и семеро козлят” Раскраски по данной теме. | Среда | |
«Тишина»: К. И. Чуковский “Краденое солнце” Слушание музыки Грустное настроение:«Грустный дождик», «Дождь идет» муз. И. Арсеева, «Плач куклы» муз В. Потапенко. Радостное настроение: «Весною» муз. «Дождик и радуга», муз. Г. Свиридова; «Детская полька» муз. В. Семенова, «Веселая прогулка» муз. П. Чайковский, «Веселый танец» муз. Г. Левкодимова и др. Раскраски по данной теме. | Четверг | |
«Зеркало»: К. И. Чуковский “Мойдодыр” и другие Раскраски по данной теме. Развлечение для детей «Осень грустная пришла». | Пятница | |
Заключительный | ||
Досуг «Царство эмоций». |
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Дети научатся понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние; будут иметь представление о способах выражения собственных эмоций; смогут управлять своими эмоциями и чувствами. Проект способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих способностей, а, главное, приобретению навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Царство эмоций»
Цель: Развитие эмоциональной сферы детей.
Задачи: Воспитывать доброжелательность, совершенствовать коммуникативные навыки детей. Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
Материал:
магнитофон и кассеты с записью разной по настроению музыки.
волшебная палочка.
волшебный дождь.
фотографии детей с разными эмоциями. Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида).
– проведение упражнений, способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения.
– прослушивание музыкальных произведений, вызывающих разные эмоции у детей.
– разыгрывание этюдов и сценок.
– проведение психологических игр и упражнений (К.Фопель).
– проведение авторских психологических игр и упражнений.
Ход занятия:
Дети входят в группу приветствуют, прикасаясь ладонями, друг друга, отмечают свое настроение на стенде.
Воспитатель:
Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением.
1. Игра-упражненпе «Передай улыбку по кругу»
Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (воспитатель улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).
Что чувствуете вы сейчас?
(Ответы детей)
2. Стихотворение «Король Боровик» (В. Приходько)
Воспитатель: Читает стихотворение.
Шел король Боровик
Через лес напрямик
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Воспитатель: Какое у короля настроение?
(Ответы детей)
А как вы догадались?
(ответы детей)
Воспитатель. Читает стихотворение, а детям предлагает действовать согласно тексту.
Воспитатель. Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет?
(Ответы детей)
Волшебная палочка!
3. Игра-упражнение «Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись».
Воспитатель.
Воспитатель прикасается волшебной палочкой к плечу каждого ребенка и говорит: «Леша, Леша повернись, повернись и улыбнись»,
Леша поворачивается на 180 градусов и улыбается.
4. Игра-упражнение «Поменяются местами»
Воспитатель. Скучно, скучно так сидеть, друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться и местами поменяться?
Дети и Воспитатель сидят на стульчиках в круге.
Воспитатель говорит: «Поменяются местами все, у кого есть косички (кто добрый, кто защищает девочек и т.д.)».
5. Игра «Эмоции».
Воспитатель. А сегодня утром я зашла в группу и увидела Настю (показываю фотографию девочки с эмоцией злости). Она сидела на диване совсем одинокая. Какое у нее настроение?
(ответы детей)
Воспитатель. Как бы вы поступили на моем месте?
Дети предлагают варианты помощи сердитой девочке.
В центр кладется фотография Насти с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых фотографии с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую.
Воспитатель. Как вы думаете, почему случилось чудо?
(Ответы детей)
(Ответы детей)
6. Сюрпризный момент.
Звучит музыка
Воспитатель.
Поднимите вверх глаза.
Это что за чудеса?
Здесь волшебные дождинки,
Они дарят нам смешинки,
В вальсе мы закружимся,
Улыбнемся и подружимся.
Сверху летит мелко нарезанная фольга.
Звучит вальс, дети двигаются под музыку.
Дети вместе с воспитателем танцуют под веселую музыку.
8. Игра – упражнение “До свидания”
Воспитатель:
Вот и подошло к концу наше занятие, и я предлагаю вам попрощаться по разному.
Дети встают парами.
Воспитатель: «Попрощаемся ладонями» (локтями, коленками, спинами, лбами и т.д.)
Источник
Сроки реализации: с 1.09.2017 г. по 31.05.2018 г.
Разработчик проекта:
воспитатель
Название проекта
Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника
Образовательные области ООП ДО
– Социально-коммуникативное развитие
– Художественно-эстетическое развитие
– Речевое развитие
– Познавательное развитие
– Физическое развитие
Тип проекта
Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный
Актуальность, проблема
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. (Л.С. Выготский)
Само понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные. Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Наши мозги устроены таким образом, что мы являемся в первую очередь эмоциональными существами, поэтому наша первая реакция на происходящее с нами событие всегда будет эмоциональной. Никто из нас не может контролировать эту часть процесса. Но мы способны контролировать мысли, возникающие после появления эмоции, и именно от нас зависит, как мы будем реагировать на эту эмоцию — после того, как поймем, в чем она состоит.
Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Отсутствие должного внимания к этому вопросу в современных программных документах для дошкольных образовательных учреждений ведет к тому, что мы педагоги часто выпускают его из поля зрения своей профессиональной деятельности или решаем фрагментарно, бессистемно.
Участники проекта
Воспитатели, педагогические работники ДОУ, дети 5-6 лет, семьи воспитанников
Цель проекта
Формирование социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста через различные культурные практики
Задачи проекта
Для детей 5-6 лет:
– уметь поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
– проявлять такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
– уметь проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;
– овладеть способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;
– учиться распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.
Для педагогов:
– развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
– повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
– повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
– создать условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды
– экран настроения;
– доска детской активности;
– копилка «Добрых дел»;
– портфолио группы «Солнышко»;
– календарь интересных событий в группе;
– театр эмоций;
– книга впечатлений;
– картотека игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта;
– картотека творческих игр по методу сторителлинг;
– тактильная книга «Наши сказки»;
– авторское дидактическое пособие «Интерактивный пластилиновый куб»;
– дидактическое пособие «Трогательный театр»;
– создание тематической видеотеки;
– тематическая прогулочная территория «Детский парк».
Мероприятия в рамках проекта
Для детей:
– семейные посиделки «Семья вместе»;
– утренний ритуал «Круг друзей»;
– пятничный ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел»;
– игровые занятия «Путешествие в картину» в «Музее одной картины» ДОУ;
– игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ;
– игры-драматизации по прочитанным произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик», Ю. Владимиров «Чудаки», Э. Успенский «Разгром», О. Пройслер «Маленькая баба-яга»;
– слушание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Зима», М. Глинка «Жаворонок», С. Майкапара «Тревожная минутка», С. Прокофьев «Раскаение».
– литературно-музыкальные гостиные: «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы»;
– тематические выставки творческих работ и рисунков: «Что нам осень подарила», «К нам зима пришла серебристая»;
– квест-игра «По следам осени», «Путешествие по соловьиному краю», «Поиски сокровища»;
– итоговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений».
Для педагогов:
– создание картотеки по формированию эмоционального интеллекта;
– совместная разработка игр и упражнений на развитие эмоционального интеллекта;
– создание библиотеки художественных произведений, направленных на развитие чувства эмпатии;
– совместная работа по формированию фонотеки.
Для родителей (законных представителей):
– практикум по народным играм «Игры нашего детства»;
– практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»;
– консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»;
– мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»;
– заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»; «Щи да каша пища наша», «Искусство быть родителями»;
– экологическая акция «Встречаем птиц»;
– семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк».
Ожидаемые результаты
Для детей:
– умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
– проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
– умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;
– овладели способностью оценивать свои поступки и поступки сверстников;
– научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей.
Для педагогов:
– создана доброжелательная атмосфера в коллективе;
– повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развитие эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей (законных представителей):
– повысилась родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
– созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Продукты проекта
– тактильная книга «Наши сказки»;
– тематический альбом «Коллекция впечатлений»
– РППС «Детский парк»
Форма представления проекта
– Фотоотчет о результатах проекта на официальном сайте ДОУ в сети «Интернет»;
– семейный праздник «Ярмарка эмоций» на территории развивающего пространства «Детский парк»
Оценка эффективности
– наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;
– беседы с детьми;
– анализ детских рисунков;
– анкетирование родителей.
Этапы проекта
Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап – подготовительный
(сентябрь 2017 г.)
– Изучение информации по теме проекта (познавательная литература, презентации, тематические альбомы, изучение опыта работы коллег из других регионов, видеоролики, и др.)
– Определение цели и задач проекта.
– Разработка конспектов занимательной деятельности (игровые занятия: «Путешествие в картину В. Васнецова «Аленушка», «Путешествие в И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ, «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ; «Помоги Мише», «краски волшебной сказки», «Путешествие в страну эмоций»).
– Разработка сценариев («Нет ее дороже», «Осень в городе моем», «Приглашаем Вас по сумерничать», «Этот день победы», «Ярмарка эмоций»).
– Картотека игр и упражнений по формированию эмоционального интеллекта.
– Картотека творческих игр по методу сторителлинг.
2 этап – организационно-практический
(сентябрь 2017 -май 2018 г.)
– Организация различных видов детской деятельности, по теме проекта (выставка детских творческих работ, занимательная деятельность, игры-драматизации, творческие игры, народные игры, квест-игры, прослушивание музыкальных произведений, ознакомление с живописью, сюжетно-ролевые игры и т.д.).
– Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями по проекту (квест-игра «Путешествие по соловьиному краю», семейный праздник «Ярмарка эмоций»).
3 этап – итоговый
(май 2018 г.)
– Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений.
– Семейный праздник «Ярмарка забав».
-Создание РППС «Детский парк»
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Интегрированное занятие «Путешествие в страну эмоций»
Сентябрь
воспитатель
2.
Семейные посиделки «Семья вместе»
Сентябрь
воспитатель, муз. работник
3.
Игровое занятие «Путешествие в картину В. Васнецова «Алёнушка» в «Музее одной картины» ДОУ
Сентябрь
воспитатель
4.
Игры-драматизации по прочитанному произведению: В. Катаев «Цветик-семицветик»
Октябрь
воспитатели
5.
Мультлекторий «День рождения популярного героя мультфильма»;
Октябрь
воспитатели, сетевой клуб отцов
6.
Занимательная деятельность «Краски волшебной сказки»
Октябрь
воспитатель
7.
Консультация-практикум для родителей «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в семье»
Октябрь
воспитатели, педагог-психолог
8.
Совместное создание с детьми дидактической игры «Настроение сказочных героев»
Ноябрь
воспитатель
9.
Праздник ко дню матери «Нет ее дороже»
Ноябрь
воспитатели
10.
Интегрированная занимательная деятельность «Помоги Мише»
Ноябрь
воспитатели
11.
Праздник народных игр «Заря», «Горелки», «Ручеек»
Ноябрь
воспитатели
12.
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковского «Зима»
Ноябрь
воспитатель
13.
Практикум для родителей по народным играм «Игры нашего детства»;
Декабрь
воспитатели
14.
Игры-драматизации по прочитанному произведению: Ю. Владимиров «Чудаки»
Декабрь
воспитатели
15.
Творческая игра «Сделай коллаж и расскажи»
Декабрь
воспитатели
16.
Квест-игра совместно с родителями «Путешествие по соловьиному краю»
Январь
воспитатели
17.
Творческая игра «Сказочный город»
Январь
воспитатели
Консультация специалиста «Эмоциональный мир мальчика и девочки»;
Февраль
педагог-психолог
18.
Занимательная деятельность «Уроки добра»
Февраль
воспитатели
19.
Слушание музыкальных произведений: С. Прокофьев «Раскаение»
Февраль
воспитатели
20.
Игровое занятие «Путешествие в картину И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» в «Музее одной картины» ДОУ
Март
воспитатели
21.
Игры-драматизации по прочитанному произведению: О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга»
Март
воспитатели
22.
Практикум «Куклы из бабушкиного сундучка»
Март
воспитатель
23.
Игровое занятие «День рождение Чебурашки» в «Музее игрушки» ДОУ
Апрель
воспитатели
24.
Квест-игра «В поисках сокровищ»
Апрель
воспитатели
25.
Экологическая акция «Встречаем птиц»
Апрель
воспитатель
26.
Игры-драматизации по прочитанному произведению: Э. Успенский «Разгром»
Апрель
воспитатели
27.
Заседание в клубе отцов «Детская игрушка – не детские проблемы»
Май
Сетевой клуб отцов
28.
Анкетирование родителей по вопросам оценки результатов проекта
Май
воспитатель
29.
Итоговое досуговое мероприятие создание тематического альбома «Коллекция впечатлений»
Май
воспитатели
30.
Семейное досуговое мероприятие «Ярмарка эмоций»
Май
Воспитатели, муз.работник
Источник