Проект пальчиковые игры в развитии речи ребенка
Елена Морозова
Проект «Пальчиковые игры как средство формирования речи у детей 3–4 лет»
Длительность проекта: долгосрочный (1.10.19– 31.05.20)
Тип проекта: – игровой;
-творческий;
Участники проекта:
Дети младшей группы (14 человек)
Педагоги
Родители.
Актуальность.
Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Пальчиковые игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми от полутора лет. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки.
Пальчиками можно воспользоваться в любое время – их можно посчитать, превратить в зайку, побегать ними по столу и многое другое. Упражнения и игры для детских пальчиков – это очень эффективное средство для развития правильной речи ребенка в дошкольном возрасте. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.
Пальчиковые игры для развития речи приносят огромную пользу и одновременно радостное общение. Такие упражнения, совмещаемые с разучиванием текстов, стимулируют не только развитие речи, но и пространственное мышление, фантазию, внимание и быстроту реакций. А самое главное, что все тексты представлены в стихотворной форме, которая запоминается маленькими детьми лучше и легче всего. Ритм и особое построение слов воздействуют на них магически, успокаивают и утешают.
Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Поэтому я и выбрала тему моей работы «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».
Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Для воспитателя
1. Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
2. Создать подборку методической литературы по теме.
3. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.
4. Разработать картотеку дидактических игр по развитию речи.
Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.
Ожидаемый результат. –
– увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
– возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
– родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми;
– родители получат необходимые знания по данной теме;
– предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
– формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями;
– кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.
Формы и методы реализации проекта.
1. Активное использование в совместной деятельности игр для развития мелкой
моторики рук.
2. Поощрение (за самостоятельную организацию игры, привлечение детей в игру, соблюдение правил, умение проследить за выполнением правил
товарищами) – как прием активизации интереса к играм.
3. Организация фотовыставки для родителей «Весёлые пальчики!».
4. Консультации для родителей «Развиваем мелкую моторику рук», «Речь детей раннего возраста»
5. Памятка для родителей «Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые игры»
6. Использование ИКТ.
Этапы проекта:
1-й – подготовительный:
1. Изучение литературы по заданной теме.
2. Обогащение предметно-развивающей среды настольными дидактическими играми.
3. Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
4. Провести мониторинг по развитию речи детей.
5. Разработать картотеку пальчиковых игр.
6. Подобрать художественную литературу по возрасту детей.
7. Разработать перспективный план для работы по проекту.
2-й – организационный.
Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через организованно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка, через режимные моменты: художественная литература, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.
3-й –заключительный.
Подведение итогов проекта.
Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет наиболее эффективно построить работу при реализации проекта в течение текущего учебного года и определить перспективу работы на следующий учебный год.
Работа над проектом.
На первом этапе мною была изучена литература по данной теме: 1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]. – М., 2012. – 228 с. 2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]: // Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильев. – М: Мозаика – Синтез, 2014г. – 375с.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. [Текст] И. А. Ермакова – СПб: Изд. дом «Литера», 2008 г. – 54с,
4. Купренчук О. И. Пальчиковые игры. [Текст] О. И. Купренчук – СПб: Изд. дом. «Литера», 2008 г – С6-8.
Разработала картотеку пальчиковых игр и словесных игр на развития у детей связной речи, звуковой культуры речи и на развития словаря.
Также я изготовила лепбук по развитию речи
И лепбук «Пальчиковые игры по лексическим темам»
Разработала перспективный план по данной теме (см. в приложении) и провела мониторинг детей младшей группы по развитию речи
1 балл 0%
2 балла 14,2%
3 балла 35,5%
4 балла42,6%
5 баллов 7,1%
Из расчёта 1 человек-7,1% (подробно см. приложение).
Подготовила консультацию для родителей «Развиваем мелкую моторику рук».
Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта. Работа над проектом ведётся и через организованно образовательную деятельность (рисование, развитие речи, конструирование, лепка, музыка, через режимные моменты, художественную литературу, различные дидактические и подвижные игры, прогулки.
Заключительный этап.
Подведение итогов проекта.
Проведение мониторинга в конце учебного года (май) помогает отследить успех каждого ребёнка и уделить особое внимание детям, которые показали низкий результат. Это позволяет определить перспективу работы на следующий учебный год.
1 балл 0%
2 балла 7,1%
3 балла 14,2%
4 балла 56,8%
5 баллов 21,3%
Заключение.
Веселые пальчиковые игры для дошкольников прекрасно развивают мелкую моторику, а ее развитие замечательно влияет на развитие речи. Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Приложение.
Перспективный план.
ОКТЯБРЬ
1. Дидактическая игра «Надень колечки»
Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
2. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»
Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками одной руки с другой, начиная с большого пальчика.
3. Дидактическая игра «Цветные вкладыши»
Цель: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом и величиной.
4. Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
5. Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес».
6. Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т. д.).
7. Пальчиковая гимнастика «Компот», «Семья», «Строим дом”.
8. Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
НОЯБРЬ
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
2. Пальчиковая игра «Овощи»
Цель: Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.
3. Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
4. Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
5. Пальчиковая гимнастика «Мы идём в осенний лес», «Осенний листок», «На базар ходили мы», «Фонарики», «Капуста»
6. Игры с разрезными картинками – предложить сложить ребенку картинку (овощ, фрукт, растение, предмет, игрушку и т. д.).
7. Проговаривание чистоговорок со звуком «Т», «Ть».
ДЕКАБРЬ
1. Перекладывание фасоли из одной емкости в другую.
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
2. Дидактическая игра «Сухой бассейн»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
3. Пальчиковая игра «Фрукты», «В огород ходили вы»
Цель: Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.
«Перед нами ёлочка», «Подарки», «Замок».
4. Проговаривание чистоговорок со звуком «М», «Мь».
5. Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
6. Слов. игра «На птичьем дворе»
Цель игры. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, воспитывать правильное звукопроизношение.
7. Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
ЯНВАРЬ
1. Дидактическая игра «Мозаика»
Цель: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
2. Пальчиковая игра «Новогодние игрушки»
Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
3. Дидактическая игра «Бусы для елочки»
Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук.
4. Проговаривание чистоговорок со звуком «Б», «Бь».
5 Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
6. Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
7. Пальчиковые игры «Пылесос», «Компот», «Помощники», «Игрушки»
8. Слов. игра «Петушок»
Цель игры. Развивать речевую активность детей, упражнять их в правильном звукопроизношении, закрепить знания о петушке.
ФЕВРАЛЬ
1. Пальчиковая игра «Наша армия»
Цель: Учить детей поочередно «шагать» указательным и средним пальчиками правой и левой руки.
2. Дидактическая игра «Разноцветные бусы»
Цель: Развивать у детей движения всей кисти и пальцев рук. Знакомить с цветом.
3. Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
4. Проговаривание чистоговорок со звуком «Б», «Бь».
5 Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
6. Слов. игра «Птички»
Цель игры. Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.
7. Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки», «Вышел дождик погулять», «Пальчик – мальчик».
МАРТ
1. Пальчиковая игра «Помощник»
Цель: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.
2. Дидактическая игра «Спрячь в ладошке»
Цель: Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
3. Пальчиковая игра «Моя семья», «Есть у каждого свой дом», «Где обедал воробей», «Ласточка», «Птичка».
Цель: Учить детей поочередно разгибать пальчики, начиная с большого пальчика.
4. Проговаривание чистоговорок со звуком «В», «Вь».
5 Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
6. Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
7. Слов. игра «Уточка»
Цель игры. Приучать детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубить их знания об уточке.
АПРЕЛЬ
1. Выкладывание из палочек геометрических фигур.
Цель: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание.
2. Пальчиковая игра «Домашние птицы»
Цель: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.
3. Игра с прищепками «Солнышко»
Цель: Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук.
4. Пальчиковые игры: «Апельсин», «Есть у каждого свой дом», «Машина каша»
5. Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
6. Словесн. игра «Курочка-рябушечка»
Цель игры. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
7. Игры с мозаикой, кубиками и пазлами, вкладышами.
8. Артикуляционная гимнастика.
МАЙ
1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.
2. Выкладывание узора из белой и красной фасоли.
Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.
3. Пальчиковая игра «Клен»
Цель: Учить детей согласовывать движения с текстом.
4. Пальчиковые игры «Весна», «Кормушка», «Кап-кап»
5. Артикуляционная гимнастика.
6. Игра «Игра в поезд»
Цель игры. Закреплять знания детей о таком транспорта, как поезд, вызвать воспоминания о поездках детей на поезде, упражнять в правильном произношении звуков.
7. Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Источник
Амплеева Рахиля
Педагогический проект «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»
Пояснительная записка
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль.
Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Основной проблемой младшего дошкольника: низкий уровень развития речи, общей и мелкой моторики.
Тип проекта: педагогическое проектирование
Сроки реализации: среднесрочный (3 месяца)
Возрастная группа: дети от 2-3 лет
Цель проекта: развитие мелкой моторики руки при помощи пальчиковых игр
Задачи:
– обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности;
– способствовать развитию речи детей,
– развивать мелкую моторику руки
– обогатить словарный запас;
– вызывать положительные эмоции;
– прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Участники проекта: педагог, дети и их родители (лица их замещающие)
План реализации проекта:
Этап проекта Мероприятия Цель Сроки
организационный этап Изучение проблемы, диагностическое обследование, определение цели, задач. Поиск решения задач проекта, формирование предпосылок игровой деятельности. Август, 2019 г.
этап апробации Работа с детьми
Проведение пальчиковых игр, направленных на умственное развитие и развитие речи детей 2-3 лет. Развитие речи и пополнение словарного запаса. Развитие коммуникативных отношений. Развитие мимики, моторики пальцев рук.
Август, 2019 г. Октябрь, 2019г.
Работа с родителями
Теоретическая и практическая осведомленность родителей по проблеме развития речи детей в раннем возрасте Повышение уровня педагогической компетентности родителей по проблеме проекта Сентябрь, 2019г. –Октябрь, 2019г.
этап аналитический Диагностическое обследование (вторичное) Определить эффективность проектной деятельности. Октябрь, 2019г.
заключительный этап Выступление на педагогическом совете (презентация) Апробация передового опыта среди коллег Октябрь, 2019г.
Размещение информации и фотографий на сайде ДОУ Апробация передового опыта среди общественности
Colnyshko.caduk.ru
Октябрь, 2019г.
Перспективный план работы с детьми
по проекту «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»
Месяц
Цель
Деятельность
Август.
– знакомство с пальчиками;
Разучивание игры “Дом”
Закрепление игры «Дом»
– учить разгибать пальчики;
– слушать и понимать речь воспитателя. Разучивание игры «Моя семья»
Закрепление игры «Моя семья»
-научиться ориентироваться в таких понятиях, как “вверх-вниз”
– формировать умение зажимать пальчики в кулачок. Разучивание игры «Ладошки»
Закрепление игры «Ладошки»
-учить менять положение пальцев рук, слушая текс стихотворения;
-развитие внимания. Разучивание игры «Моя ладошка»
Закрепление игры «Моя ладошка»
Сентябрь.
-учить выполнять действия по тексту;
– развивать умение сжимать поочередно пальчики в своем кулачке. Разучивание игры «Пальчики»
Закрепление игры «Пальчики»
-активизировать моторику рук;
-формировать умение управлять своими движениями;
– развивать способность согласовывать движения и речь. Разучивание игры «Маленькая мышка»
Закрепление игры «Маленькая мышка»
-развивать умение понимать речь воспитателя и действовать в соответствии с текстом. Разучивание игры «Капустка»
Закрепление игры «Капустка»
– развивать умение менять положение пальцев рук и кистей;
-расширить представления ребенка об окружающем мире Разучивание игры «Еж»
Закрепление игры «Еж»
Октябрь.
– развивать умение играть с пальчиками, действуя по образцу, в соответствии с текстом Разучивание игры «Поросята»
Закрепление игры «Поросята»
– учить «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке
– формировать умение сгибать к ладошке и разгибать пальчики Разучивание игры «Приходите мыши»
Закрепление игры «Приходите мыши»
– развивать умение слушать и понимать текст,
– побуждать повторять звуки Разучивание игры «Комар»
Закрепление игры «Комар»
– развитие умение менять положения пальцев рук и кистей;
– имитировать и проговаривать текст Разучивание игры «Червячки»
Закрепление игры «Червячки»
Перспективный план работы с семьями воспитанников
по проекту «Пальчиковые игры как средство развития речи у дошкольников»
№ Мероприятия Сроки
1 Консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры» Август 2019г.
2 Буклет ” Как правильно проводить пальчиковые игры” Август 2019г.
3 Оформление стенда «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?» Сентябрь 2019г.
4 Консультация на тему ” Развиваем мелкую моторику в домашних условиях” Сентябрь 2019г.
5 Памятки «Пальчиковые игры: учите вместе с нами» Октябрь
Формы подведения итогов реализации проекта: Обыгрывание сказки “Репка” в пальчиковом театре.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Дети от 2 до 3 лет должны:
– проявлять интерес к пальчиковым играм;
– пополнить словарный запас;
– развить мимику, моторику пальцев рук, внимание, память, воображение
Предполагаемый результат проекта для родителей:
– родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
– родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Возможности проекта для воспитателей:
– улучшение отношений между детьми;
– укрепление связи с родителями.
Приложение 1
Название игры Содержание игры
«Дом» Стук -стук- постук,
раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат-
вот с такою крышей, (ладошки над головой)
вот с такими стенами, (ладошки около щечек)
вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
и вот с таким замком! (сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли!
«Моя семья»
Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,
Этот пальчик – дедушка начиная с большого)
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)
«Ладошки»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
«Моя ладошка» (1) Моя ладошка – это пруд,
По ней кораблики плывут.
(2) Моя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок.
(3) Моя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать
(4) Моя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно.
(5) Моя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки.
1 – медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке
2 – дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки
3 – указательным пальцем «нарисовать» солнышко и др.
4 – потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак
5 – осторожно переступать пальцами обеих рук
«Пальчики»
(1) Наш массаж сейчас начнём,
Каждый пальчик разотрём:
Этот – всех красивей,
Этот – всех ленивей,
Этот пальчик – всех длинней,
Этот пальчик – всех умней,
(2) Вместе – это пять друзей
(3) Пальцы растянуть хочу,
Каждый пальчик покручу,
Этот – всех красивей,
Этот – всех ленивей и т. д.
(4) Каждый пальчик мы возьмём
И сожмём, сожмём, сожмём.
Этот – всех красивей, и т. д.
(5) Каждый пальчик мы возьмём,
На подушечку нажмём
Этот – всех красивей, и т. д.
1 – растирать каждый палец, начиная с мизинца, от основания пальца к кончику
2 – погладить сразу все пальчики
3 – взяв палец за кончик и приподняв, осторожно вращать
4 – сжимаем поочерёдно пальчики в своём кулачке
5 – нажимаем кончиком указательного пальца на кончик пальца
«Маленькая мышка» Маленькая мышка
По городу бежит, Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.
Глядит ко всем в окошки, Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него или в два окошка
И пальчиком грозит: Грозим пальчиком
“А кто не лёг в кроватку? Руки прижать ладонями друг к другу и положить под щеку
А кто не хочет спать? Переворачиваем руки на другой “бок”, под другую щечку
Такого непослушного
Я буду щекотать!” Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку
«Капуста»
(1) Мы капустку чистим, чистим, мы капустку чистим, чистим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(2) Мы капустку рубим, рубим, мы капустку рубим, рубим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(3) Мы капустку давим, давим, мы капустку давим, давим
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
(4) Мы капустку солим, солим, мы капустку солим, солим,
Мы всех просим не зевать и немножко помогать.
1 – лёгкие скользящие движения всех пальцев, как бы рвать траву
2 – попеременное постукивание рёбрами обеих ладоней
3 – нажимаем осторожно ладонью с небольшим вращением
4 – легко постукиваем кончиками расслабленных пальцев
«Ёж»
– Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)
на пригорке (показать руками жест – горку)
– Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)
устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)
– А под листьями шуршат
пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)
«Поросята»
Этот толстый поросёнок (Мизинцы)
целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок (Безымянные)
спинку об забор чесал.
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)
поросяток я люблю
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)
поросяток я люблю
Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)
носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)
что-то сам нарисовал.
Ля-ля-ля-ля …
Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)
– лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец
и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)
«Приходите, мыши»
(1) Приходите, мыши, и не бойтесь кошки,
Вот для вас площадка на моей ладошке.
(2) Вот вам карусели – можно покружиться,
Вы держитесь крепче, чтобы не свалиться.
(3) Вот висят качели, можно покачаться,
Вы не упадёте, нечего бояться.
(4) А ещё есть горка, для мышей бесплатно,
Покатайтесь мышки, это так приятно!
(5) Есть для вас песочек, можно покопаться,
Можно на песочке мышкам поваляться.
(6) А домой пойдёте, я вам на прощанье
Помашу рукою: мышки, до свиданья!
1 – махать ручкой
2 – «рисовать» указательным пальцем кружочек на ладошке
3 – сгибать к ладошке и разгибать пальчики
4 – гладить ручку малыша от ладони к сгибу локтя
5 – пощекотать ладошку
6 – махать ручкой
«Комар»
Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб – оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его – хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)
«Червячки»
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять (ручки лежат на столе, ладошками вниз, сгибаем и разгибаем пальчики)
Вдруг, ворона выбегает, (пальчики “бегут” по столу)
Каркает:”Вот и обед”
(указательный и большой пальчики “каркают”.)
Глядь (разводим ручками,
а червячков уж нет (сжимаем пальчики в кулачки).
«Черепаха» Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)
«К Кате гости прибежали» К Кате гости прибежали,
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора,
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна (большой и средний)
Рад, Серёжа (большой и безымянный)
Рад, Снежана, (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)
Может коржик? (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок? (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!
«Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла,
Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Гнездо в ней устроив,
Складываем ладоши “ковшом”
Мышат позвала.
Сгибаем – разгибаем пальцы (“зовущий” жест)
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков.
Погладила (отшлёпала) всех
Большим пальцем гладим (“шлёпаем”) остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать.
Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
«Котята»
Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их.
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
«В комнате»Наша-то Катюша умная была:
В комнате работу всем зверям дала.
Чашечки собачка моет язычком,
Левая рука – чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение “от себя” тыльной стороной пальцев.
Мышка подбирает крошки под столом.
Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой.
Кошка коготками лавочку скребёт,
Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки.
Курочка рябая пол крылом метёт.
Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой.
Катя варит кашу для зверят своих
Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки.
Кашки наварила, с ложки кормит их
“Зачерпываем кашку из кастрюльки” левой рукой (ложкой, протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят).
«Радуга»Гляньте: радуга над нами,
Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).
Над деревьями,
Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.
Домами,
Руки сложены над головой крышей.
И над морем, над волной,
Нарисовать волну рукой.
И немножко надо мной.
Дотронуться до головы.
«Дом»
Я хочу построить дом,
Руки над головой “домиком”.
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в “окошко”.
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял,
Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.
Одна рука “пёс”, мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл,
“Стряхивающие” движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
«Дружные пальчики» Эти пальчики щипают,
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
Указательный и средний “идут” по другой руке.
Эти – любят поболтать,
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти – тихо подремать,
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.
Приложение 2
Конспект занятия: «Пальчиковый театр Репка».
Цель:
Развитие речи детей средствами устного народного творчества.
Задачи:
1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к национальной культуре;
2. Продолжить знакомство с фольклорными произведениями;
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчикового театра;
Мат?