Проект на развитие лидерских качеств ребенка
Название проекта: «Школа лидеров»
Актуальность. Одной из важнейших задач современного российского общества является социальное становление личности ребенка.
В настоящий момент особую актуальность приобретает понятие «активная гражданская позиция». Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.
До определенного времени воспитание лидерских качеств в нашей стране не поощрялось. В почете были коллективизм и умение подчиняться. Времена изменились. Многие родители хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха.
Большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерства в детских коллективах.
Дошкольный возраст – это возраст, когда закладывается фундамент развития личности ребенка, в том числе развитие лидерских качеств.
Лидер-дошкольник – это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.
Уже в три-четыре года дети стремятся к самостоятельному достижению результата в деятельности и, достигнув желаемого, они тут же хотят продемонстрировать свои успехи взрослому. Получив желанное одобрение, ребенок испытывает гордость за свои достижения, что, в свою очередь повышает его инициативность, уверенность в способность действовать самостоятельно. Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения, тем более интенсивно идет процесс формирования лидерского поведения.
Чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, при которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Например, чтобы ленивый ученик стал прилежным, он должен быть поставлен в такую ситуацию, при которой он имел бы успех от прилежания, пережил бы чувство удовлетворения и тем самым изменил бы свою позицию. Таким образом основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности.
Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то мы решили организовать в нашем детском саду «Школу лидеров».
«Школа лидеров» – это проект, который призван целенаправленно развивать лидерский потенциал детей, считая его одной из важных черт развития ребенка, для будущей жизни ребенка и особенно для его будущей успешной учебной деятельности.
Содержание проекта. Ребенок, с помощью родителей (взрослых) разрабатывает и реализовывает какой-либо творческий или исследовательский проект. Затем, ребенок с помощью родителей (взрослых), защищает свой творческий проект, в своей группе детского сада, далее в других группах детского сада.
Таким образом, в рамках проекта «Школа лидеров», ребенок получит первый опыт публичного выступления перед детьми. Выступая перед детьми, ребенок почувствует себя в центре внимания, получит положительную оценку со стороны взрослых, поддержку и уважение сверстников, что приведет к повышению его самооценки.
Разрабатывая свой творческий или исследовательский проект, ребенок имеет возможность расширить свой кругозор, развить свои творческие и интеллектуальные способности, повысить креативность и инициативность.
Огромная роль в нашем проекте отводится родителям. По нашему мнению, именно совместное творческое дело, пример родителей, их поддержка помогут ребенку посеять в своей душе лидерское начало. Взаимодействие с семьей, с родителями является значительной формой работы для реализации проекта «Школа лидеров».
Цель проекта: создание условий для формирования лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
– развитие организаторских и коммуникативных, творческих способностей детей;
– обучение навыкам разработки, организации и защиты творческого или исследовательского проекта;
– развитие познавательной, интеллектуальной активности детей;
– развитие связной речи детей;
– укрепление детско-родительских отношений, посредством работы над проектом;
– повышение самооценки детей, развитие уверенности в себе;
План работы по реализации проекта.
- Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь 2015г):
- Информирование детей и родителей о «Школе лидеров»;
- Выявление желающих принять участие в «Школе лидеров»;
- Подбор тематики для творческих или исследовательских проектов; выдвижение гипотез; создание проблемных ситуаций, для активизации мыслительной деятельности детей;
- Продумывание форм работы по реализации проекта;
- Сбор информационно-наглядного материала для реализации проекта.
- Практический этап (декабрь – март)
- Совместная работа родителей (взрослых) и детей по теме проекта:
– проведение исследований, экспериментов;
– изучение явлений, объектов, предмета исследования;
– изготовление творческих работ;
– наблюдения за явлениями, объектами и т.п.
- Совместно с родителями (взрослыми) изготовление коллажей, альбомов, фотографий, рисунков, поделок, плакатов, игр по теме проекта;
- Самостоятельная деятельность ребенка в поисках выхода из поставленной проблемной ситуации;
- Совместная работа ребенка и родителей (взрослых) по подтверждению или опровержению поставленной гипотезы;
- Совместно с родителями (взрослыми) оформление портфолио, мультимедийной презентации, тематической выставки по теме проекта;
- Выступление ребенка, совместно с родителями (взрослыми), перед детьми своей группы с рассказом о своем творческом или исследовательском проекте;
- Выступление ребенка, совместно с родителями (взрослыми), перед детьми другой группы детского сада, с рассказом о своем творческом или исследовательском проекте;
- Заключительный этап (апрель-май):
- Подведение итогов работы «Школы лидеров»
Ожидаемый результат. Ребенок имеет опыт и представление о разработке и реализации творческого или исследовательского проекта. Ребенок имеет опыт публичного выступления перед аудиторией сверстников. Ребенок чувствует себя лидером, человеком, которого слушают, человеком, который может повести за собой. Ребенок уверен в себе, проявляет активность и инициативность. Посредством совместной деятельности работы над проектом укреплены детско-родительские отношения.
Участником проекта «Школа лидеров» может стать любой ребенок, в возрасте 6-7 лет, посещающий МАДОУ Детский сад №122 городского округа город Уфа.
Участники проекта «Школа лидеров» получают «ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ», в которой даны инструкции по оформлению и представлению творческих проектов.
Родителям, даются следующие наставления:
Организовывая деятельность, требующую от детей проявления поисковой активности, следует помнить о следующем:
- В ходе работы над проектом избегайте отрицательной оценки детских идей, проявляйте терпимость к ошибкам детей.
- Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, умейте видеть за нескладными выражениями ребенка активную работу его мысли.
- Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность своего поиска.
- Воспитывайте настойчивость в выполнении задания, доведения до конца любого дела.
- Работайте над проектом не более 30 минут в день, заканчивайте работу до того момента, как ребенок начнет уставать.
- Подводите итоги вашей работы над проектом.
- В конце работы поинтересуйтесь у ребенка:
– Что тебе понравилось делать больше всего?
– Что было самым трудным?
– Что нового ты узнал?
– Хотел бы ты сделать еще какой-нибудь проект?
1 слайд
Название проекта: «Школа лидеров»
2 слайд
Актуальность. Одной из важнейших задач современного российского общества является социальное становление личности ребенка.
В настоящий момент особую актуальность приобретает понятие «активная гражданская позиция». Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств личности.
До определенного времени воспитание лидерских качеств в нашей стране не поощрялось. В почете были коллективизм и умение подчиняться. Времена изменились. Многие родители хотели бы видеть своих детей активными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успеха.
Большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создание условий для развития лидерства в детских коллективах.
Дошкольный возраст – это возраст, когда закладывается фундамент развития личности ребенка, в том числе развитие лидерских качеств.
Лидер-дошкольник – это, прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.
Чтобы сформировать у ребенка новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию, при которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности.
Так как лидерство связано с коллективными формами деятельности, то мы решили организовать в нашем детском саду «Школу лидеров».
3 слайд
«Школа лидеров» – это проект, который призван целенаправленно развивать лидерский потенциал детей, считая его одной из важных черт развития ребенка, для будущей жизни ребенка и особенно для его будущей успешной учебной деятельности.
4 слайд
Содержание проекта. Ребенок, с помощью родителей (взрослых) разрабатывает и реализовывает какой-либо творческий или исследовательский проект. Затем, ребенок с помощью родителей (взрослых), защищает свой творческий проект, в своей группе детского сада, далее в других группах детского сада.
Таким образом, в рамках проекта «Школа лидеров», ребенок получит первый опыт публичного выступления перед детьми. Выступая перед детьми, ребенок почувствует себя в центре внимания, получит положительную оценку со стороны взрослых, поддержку и уважение сверстников, что приведет к повышению его самооценки.
Разрабатывая свой творческий или исследовательский проект, ребенок имеет возможность расширить свой кругозор, развить свои творческие и интеллектуальные способности, повысить креативность и инициативность.
Огромная роль в нашем проекте отводится родителям. По нашему мнению, именно совместное творческое дело, пример родителей, их поддержка помогут ребенку посеять в своей душе лидерское начало. Взаимодействие с семьей, с родителями является значительной формой работы для реализации проекта «Школа лидеров».
5 слайд
Цель проекта: создание условий для формирования лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
6 слайд
Задачи проекта:
– развитие организаторских и коммуникативных, творческих способностей детей;
– обучение навыкам разработки, организации и защиты творческого или исследовательского проекта;
– развитие познавательной, интеллектуальной активности детей;
– развитие связной речи детей;
– укрепление детско-родительских отношений, посредством работы над проектом;
– повышение самооценки детей, развитие уверенности в себе;
7 слайд
План работы по реализации проекта.
- Подготовительный этап (сентябрь – ноябрь 2015г):
- Информирование детей и родителей о «Школе лидеров»;
- Выявление желающих принять участие в «Школе лидеров»;
- Подбор тематики для творческих или исследовательских проектов; выдвижение гипотез; создание проблемных ситуаций, для активизации мыслительной деятельности детей;
- Продумывание форм работы по реализации проекта;
- Сбор информационно-наглядного материала для реализации проекта.
8слайд
- Практический этап (декабрь – март)
- Совместная работа родителей (взрослых) и детей по теме проекта:
– проведение исследований, экспериментов;
– изучение явлений, объектов, предмета исследования;
– изготовление творческих работ;
– наблюдения за явлениями, объектами и т.п.
- Совместно с родителями (взрослыми) изготовление коллажей, альбомов, фотографий, рисунков, поделок, плакатов, игр по теме проекта;
- Самостоятельная деятельность ребенка в поисках выхода из поставленной проблемной ситуации;
- Совместная работа ребенка и родителей (взрослых) по подтверждению или опровержению поставленной гипотезы;
- Совместно с родителями (взрослыми) оформление портфолио, мультимедийной презентации, тематической выставки по теме проекта;
- Выступление ребенка, совместно с родителями (взрослыми), перед детьми своей группы с рассказом о своем творческом или исследовательском проекте;
- Выступление ребенка, совместно с родителями (взрослыми), перед детьми другой группы детского сада, с рассказом о своем творческом или исследовательском проекте;
9 слайд
- Заключительный этап (апрель-май):
- Подведение итогов работы «Школы лидеров»
10 слайд
Ожидаемый результат. Ребенок имеет опыт и представление о разработке и реализации творческого или исследовательского проекта. Ребенок имеет опыт публичного выступления перед аудиторией сверстников. Ребенок чувствует себя лидером, человеком, которого слушают, человеком, который может повести за собой. Ребенок уверен в себе, проявляет активность и инициативность. Посредством совместной деятельности работы над проектом укреплены детско-родительские отношения.
11 слайд
- «Какой мусор может принести пользу?»
- «Строение тела человека»
- «Электробезопасность для детей»
- «Что мы знаем о хлебе»
- «Животные Африки»
- «Вода и ее значение для человека»
- «Мы и космос»
- «Правила – наши помощники»
- «Мы – внуки Мустая Карима»
- «Со спортом дружить – здоровым быть!»
Участники проекта «Школа лидеров» получают «ПАМЯТКУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ», в которой даны инструкции по оформлению и представлению творческих проектов.
Родителям, даются следующие наставления:
Организовывая деятельность, требующую от детей проявления поисковой активности, следует помнить о следующем:
- В ходе работы над проектом избегайте отрицательной оценки детских идей, проявляйте терпимость к ошибкам детей.
- Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, умейте видеть за нескладными выражениями ребенка активную работу его мысли.
- Предлагайте свою помощь только в тех случаях, когда ребенок начнет чувствовать безнадежность своего поиска.
- Воспитывайте настойчивость в выполнении задания, доведения до конца любого дела.
- Работайте над проектом не более 30 минут в день, заканчивайте работу до того момента, как ребенок начнет уставать.
- Подводите итоги вашей работы над проектом.
- В конце работы поинтересуйтесь у ребенка:
– Что тебе понравилось делать больше всего?
– Что было самым трудным?
– Что нового ты узнал?
– Хотел бы ты сделать еще какой-нибудь проект?
Источник
Автор: Анастасия Рыбакова
Сегодня мы обсудим важную и интересную тему воспитание лидерских качеств у ребенка. Разговоры об этом особенно популярны в последнее время – сейчас бум в плане книг на про лидерские навыки, бесчисленное количество статей и дискуссий на ряде форумов, разговоры между собой в родительских, учительских, психологических, и многих других кругах.
Родители, заботящиеся о благополучии своих чад, бьют во все колокола – как же сделать моего ребенка лидером?! Привейте уже наконец ему те самые качества лидера!
Но вот понимания, зачем это лидерство ребенку и что оно даст и в итоге у большинства людей нет.
Лидерство стало своего рода трендом.
Все примерно об одном – лидерство, мотивация, личная эффективность – а вот о чем это и причем тут наши дети, остается вопросом, ответ на который знает мало кто.
Что такое лидерство?
И все-таки, что же такое лидерство? Я постараюсь максимально детально расписать значение данного термина, очень важного для последующего понимания основной части статьи и дам общие теоретические сведения о нём.
Если говорить в общем, лидерство – это возможность оказывать какое-либо влияние на человека или группу лиц, использующаяся для достижения определённых целей благодаря личным качествам.
В любой группе лидеры бывают формальными и неформальными.
Формальное лидерство – история больше про власть.
В неформальном на первый план выходят способности лидера, его авторитет и степень доверия к нему, уровень эмоциональной связи в коллективе. Одним словом, «психологические преимущества».
Людей никто не принуждает делать выбор, он происходит сам собой.
7 основных качеств лидера:
- Активность – умение проявлять свою энергию
- Инициативность – одна из «вариаций» предыдущего пункта, но более творческая – генерирование и предложение различных идей, готовность идти вперед
- Общительность, открытость – готовность и даже скорее потребность во взаимодействии с людьми
- Самостоятельность – умение брать на себя ответственность и решать многие вопросы
- Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить начатое дело до конца, сюда же можно отнести в некоторой степени и работоспособность
- Организованность – способность грамотно планировать свое время на необходимый «фронт работ»
- Самообладание – умение контролировать себя, свои желания, эмоции, поведение, особенно в напряженных ситуациях
Работа над перечисленными личными качествами как минимум делает человека чуть лучше, чем он есть.
Как максимум – превращает вас из, скажем так, «обычного человека» в того, кто способен видеть чуть дальше, чуть больше, разбираться в людях, делать правильные выводы в тех или иных жизненных обстоятельствах, а значит, быть лидером.
Кому нужно быть лидером?
Ну а теперь переходим к самому интересному: причем тут вообще дети, как это к ним относится?
Ведь это такие взрослые понятия – лидерство, работоспособность, организованность… Термины, относящиеся ко взрослой жизни… Вроде.
На самом деле не только ко взрослым это имеет отношение.
Все взрослые в детстве были детьми.
Рассказывать детям о взрослой жизни нужно. А еще лучше – показывать примеры в жизни.
Но перед этим запомните одну важную вещь: не каждый ребенок способен быть лидером и не всем это нужно.
Представьте, что бы произошло, если бы все были лидерами?…
Так что, даже если ребенок способен быть лидером, он не всегда им становится. А еще наличие лидерских задатков в детстве проявляются далеко не всегда, поэтому без паники, если вы не обнаружили их в вашем ребенке.
Однако, сделать акцент на развитии именно ряда навыков, которые характерны для лидеров, стоит. В дальнейшем ему помогут – как в лидерстве, так и в жизни – стоит.
Воспитывать их необходимо каждый день, в семье. Однако надёжный способ развить эти самые качества – курсы для детей по развитию необходимых навыков для будущей жизни.
Детское лидерство: возрастные нюансы
Лидерам порой переживать кризисы бывает сложнее, чем их ровесникам.
Что делать родителям? Объяснить, что хорошим для всех никогда не станешь, нужно помнить о своих желаниях, и о том, что важно для тебя.
Важно родителям отличать проявление лидерских качеств от попыток манипуляции вами
Для ребенка с лидерскими способностями редко характерно устраивать истерики в попытках чего-либо добиться. Хотя, многое зависит от воспитания. Он доминирует не только дома, но и в детском саду, школе. Он не старается выделиться каким-то изощренным способом, но при этом заметен среди остальных ребят.
Первые проявления лидерства можно заметить в возрасте приблизительно 3х лет. Особенно если ребенок ходит в детский сад. Он стремится к самостоятельности, организовывает ребят, на детском уровне, но все же. Он наблюдателен, легко общается и проявляет инициативу, его любят в группе. Детский сад – первое место, где ребенок оказывается в обществе.
Важно вовремя заметить задатки лидера и начать их развивать. А еще работать над ними. Так как если не контролировать развитие личности, все лидерские качества в будущем могут проявиться с худшей стороны.
5-7 лет – время перехода из детского сада в школу, где лидерские качества начинают проявляться уже более явно.
Важно помнить – учителя порой назначают «командира класса» самостоятельно по разным причинам. А другой ребенок может стать неформальным лидером. Как и во взрослой жизни.
В подростковом возрасте управлять каким-то количеством людей становится сложнее – это очень неоднозначный период жизни каждого человека. И в первую очередь, психологически для подростка с лидерскими задатками.
Он начинает бояться ошибиться даже в мелочи, становится более зависимым от мнения окружающих, а это в принципе характерно для подросткового возраста. И самое страшное, во всем этом он начинает терять себя.
Как развить в ребенке лидерские качества
Ну а теперь: как же конкретно воспитать лидера в ребенке?
- Как можно больше времени уделяйте общению с ребенком, интересуйтесь его увлечениями.
- Уважайте мнение своего ребенка, а в спорных ситуациях учитесь идти на компромисс и учите этому чадо.
- Развивайте способность выступать публично – это умение чрезвычайно важно в современном мире в целом.
- Объясняйте, что поражения – это нормально, не все всегда получается с первого раза. Не вышло сейчас – попробуй начать заново. И не забывайте хвалить малыша, это поможет ему быть терпеливым и усидчивым.
- Давайте ребенку больше самостоятельности. Пусть он учится сам принимать решения, хоть в малом, но планирует свой распорядок дня и так далее. Направляйте, советуйте, предлагайте несколько вариантов, но не совершайте выбор за него – это ключ к воспитанию лидерских навыков.
Советы психологов по воспитанию ребенка – лидера
- Распознать, выявить лидерские качества в раннем возрасте помогут различные игры – именно в них, проявляя организаторские способности, видно будущих лидеров.
- Интересуйтесь у воспитателей, учителей, как ваш ребенок ведет себя при общении с другими детьми, может, у него проявляются какие-то особенности – все это поможет вам и понять ребенка лучше, и скорректировать свои методы воспитания, поведение по отношению к нему.
- Держите под контролем учебный процесс, мнение, что ребята-лидеры обязательно отличники, неверно. Дети больше обращают внимание на окружающих, управление, если так можно сказать, ими, а учеба от этого может страдать.
- Поддержка ребенка очень важна, в школьное время особенно. Быть лидером в школьном коллективе со временем становится нелегко, и кому как не родителям нужно помогать ребенку преодолеть все эти трудности
- Без чего точно не обойдется ребенок – так это без вашей любви. И я не устану это повторять, потому что это важнее всего
Вдохновляйте своего ребенка на достижение новых вершин!
Курсы по развитию лидерских качеств в центре К.О.Т.
Как мы уже обсудили, лидерство – это не только особенность характера, это совокупность навыков. И если на характер и особенности ребенка влиять сложно, да и не всегда нужно, но развитые навыки лишними не будут никогда. Будущему лидеру они безусловно необходимы, но и другим ребятам развитие этих качеств поможет добиться успеха в будущем.
В нашем центре разработаны специальные курсы по Soft Skills – гибким навыкам, которые помогают человеку каждый день.
Курс Я-лидер поможет ребятам лучше понять себя, суть самого понятия лидерство, осознать, кем они хотят быть в будущем и какое место занимать в коллективе.
И знаете, наверное, совсем неважно, станет в дальнейшем ребенок лидером или нет – ведь если у него будут любящие родители, все можно преодолеть, со всем справиться.
От вас зависит ключевая дилемма жизни вашего чада – станет он счастливым или нет. Помогите ему сделать правильный выбор.
подписаться
на новости
заказать тренинг
для группы
связаться
с нами
Источник