Проект индивидуального развития талантливого ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Образовательный проект

по комплексному выявлению и развитию детей

с признаками одарённости

«Одарённый ребенок»

Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)

Разработчик: воспитатель

Борисова Т. А.

Дорогобуж, 2016

Содержание

Пояснительная записка

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

1.2.Цель и задачи проекта

1.3.Планируемые результаты освоения проекта

  1. Этапы реализации проекта
  1. Мероприятия в рамках реализации проекта

Список используемой литературы

  1. Пояснительная записка
  • условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность  в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.

  Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие – нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.

   Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

   Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).

Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
  • Закон РФ «Об образовании».

•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав ДОУ.
  • ФГОС ДО
  • Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
  • Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».

1.1.Концептуальные подходы к построению проекта

Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):

  1. Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.

Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.

  1. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
  1. Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.
  1. Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Читайте также:  Характеристика речевого развития ребенка с первым уровнем онр

Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна. 

   Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший

  • тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-

бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).

Виды одарённости

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
  • Степень сформированности.
  • Форма проявлений.
  • Широта проявлений в различных видах деятельности.
  • Особенности возрастного развития.
  1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
  • Общие интеллектуальные способности;
  • Конкретные академические способности;
  • Творческое или продуктивное мышление;
  • Лидерские способности;
  • Художественные и исполнительские искусства;
  • Психомоторные способности

Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • Теоретическая (для детей – познавательная);
  • Практическая;
  • Художественно-эстетическая;
  • Коммуникативная;
  • Духовно-личностная.

2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;
  • потенциальную одаренность.

3.По критерию «Формам проявления»

  • явная
  • скрытая

4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»

  • общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
  • специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
  1. По критерию «Особенности возрастного развития»
  • ранняя
  • поздняя

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:

  • непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
  • признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;
  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;
  • защита интересов ребенка;
  • индивидуальный путь развития ребенка;
  • учет специфики возрастного и индивидуального развития;
  • принцип диалогичности;
  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики.

1.2. Цель и задачи проекта

Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с

признаками одарённости

Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-

тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.

Задачи:

  1. Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).
  1. Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
  1. Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками

одарённости.

  1. Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;
  1. Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
  1. Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.

1.3. Планируемые результаты освоения проекта

  1. Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
  1. Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
  1. Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
  1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
  1. Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
  1. Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
  1. Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.

8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.

  1. Этапы реализации проекта
Читайте также:  Кризисные ситуации в развитии ребенка

АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).

Итог этапа:

  1. Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
  1. Создание базы данных детей с признаками одарённости;
  1. Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.

Диагностический инструментарий. Используемые методики:

  • детьми:
  1. Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
  1. Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
  1. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
  • родителями:
  1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
  1. Методика «Определение склонностей ребенка»

3 этап реализации проекта

ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.

Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.

Итог этапа:

Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.

4 этап реализации проекта 

Развивающий

Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.

Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

    Итог этапа:

Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2016 – 2019 год)

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными (с признаками одаренности) детьми

2016

воспитатели

2.

Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности

2016

воспитатели

3.

Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми

2016

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики)

ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей»

2016-2019

Воспитатели, узкие специалисты

  1. Система работы с воспитанниками

№ пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста

1 раз в год

Воспитатели, узкие специалисты

2.

Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования)

Ежегодно 

воспитатели

3.

Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

4.

Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

5.

Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности

В течение года

Воспитатели, узкие специалисты

6.

Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

7.

Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

8.

Участие в деятельности кружков по интересам

Ежегодно

Воспитатели, узкие специалисты

3.  Система работы с родителями

№пп

Содержание деятельности

Сроки исполнения

исполнители

1.

Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей

1 раз в год

Воспитатели,

2.

Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок»

Сентябрь 2016

воспитатели

3.

Анкетирование  по  выявлению  статуса  семьи,  достижений детей в семье

Октябрь 2016

воспитатели

4.

Групповые консультации на  тему: «Талантливые дети – заслуга родителей»

Ноябрь 2017

воспитатели

5.

−  индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость;

−  размещение  в  родительских  уголках  групп  статей,

−  выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск)

Весь период

воспитатели

6.

– совместные  праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты;

–   открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей

Весь период

воспитатели

7.

Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать»

Ноябрь 2018

воспитатели

8.

   Анкетирование  родителей  по итогам  реализации  проекта

Май  2019

воспитатели

Список литературы:

  1. Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты заня-

тий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.

  1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
  1. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  1. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,

2002.

  1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.
  1. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.

Источник

Составитель: Воробьева Г.В.

                                                   г. Саратов

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

Читайте также:  Индивидуальные тифлопедагогические карты развития ребенка

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1

Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

школьный психолог  Краснова С.В.

2

Опросник  Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

классный руководитель Воробьева Г.В.

3

Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

школьный психолог  Краснова С.В.

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

школьный психолог

Краснова С.В.

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.

3-4 неделя

ноября

школьный психолог  Краснова С.В.

6

Социометрия. Автор –  Дж. Морено.

3-4 неделя

декабря

школьный психолог

Краснова С.В.

Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута

1

Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.

1 неделя октября

учитель-предметник Воробьева Г.В.

2

Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, математике

1 неделя октября

учитель – предметник Воробьева Г.В.

3

Выбор темы исследовательской работы по русскому языку

2 неделя октября

руководитель  

Воробьева Г.В.

4

Составление плана учеником для учета желаний ребенка.

2 неделя октября

Психолог  Краснова С.В.

5

Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.

2 неделя октября

классный руководитель

Воробьева Г.В.

Прогнозирование – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты

Русский язык

1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах

2.Выраженный интерес к предмету

Индивидуальные и дистанционные консультации.

1.Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады

2.Участие в интеллектуальном марафоне «Любопытный бобрёнок»

Математика

1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах

2.Выраженный интерес к предмету

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады.

«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем МОУ и учителями – предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогом Воробьева Г.В.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов, предметных олимпиад (внутришкольные, муниципальные)

октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом

, Краснова С.В.

руководителем МОУ,

педагогом Воробьева Г.В.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии.

Классный руководитель Воробьева Г.В.

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка,

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и математике

1. Работа с учителем.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»

4. Посещение занятий кружка «Риторика»

1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.

2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -участие

Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах, онлайн-олимпиадах и конкурсах по русскому языку, математике

1. Индивидуальные консультации.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»

4. Посещение занятий кружка «Риторика»

1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место

2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место

3.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» – 1 место

«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»

1.Стать отличником по всем предметам

2.Заявить о себе на различных уровнях

3.Опробовать новый для меня вид обучения

1.Я внимательно слушал педагогов на индивидуальных консультациях.

2.Я усиленно занимался самостоятельно.

3.Я строил свой день в соответствии с режимом и спланированным графиком

4.Я не останавливался на достигнутом

5.Я корректировал свою работу в соответствии с обстоятельствами

6.Я занимался спортом, укрепляя здоровье и готовя организм к большим нагрузкам

Я научился:

1.не отступать от составленного плана

2.преодолевать трудности

3.добросовестно работать над собой

4.общаться с разными людьми в процессе обучения

5.адекватно оценивать свои достижения и корректировать деятельность в изменяющихся обстоятельствах

6.адекватно воспринимать как поражения, так и победы

6.прислушиваться к своему организму и реагировать на его запросы

Мне необходимо:

1.бороться с ленью

2.стать более собранным

3.активнее участвовать в жизни класса

4.повышать уровень своих знаний

5.активнее участвовать в новых для меня конкурсах, олимпиадах

6.расширить поле деятельности, добавить к углублённому изучению предмет «окружающий мир»

7.продолжить укреплять здоровье

Портфолио за 2016-2018 учебный год

Олимпиады:

1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.

2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -лауреат

3.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место

4.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место

Городские конкурсы, форумы:

1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место

2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место

3.Международный математический конкурс «Ребус» – диплом 2 степени

4.Школьный тур интеллектуального марафона «Любопытный бобрёнок» – 3 место

4.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» – 1 место

5. Школьный конкурс чтецов  «Литературная беседка» – 1 место

Подпись           Воробьева Г.В.

Источник