Проект игра в развитии личности ребенка

наталья яковлева
Проект «Игра как средство развития личности ребёнка»

Игра, как средство развития

личности ребёнка.

___

воспитатель:

Яковлева Наталья Владимировна

Полевской, 2017

Тип проекта: педагогический

Участники проекта: воспитатели, родители, дети группы

Объект: психологическое здоровье детей

Продолжительность проекта: 6 месяцев (октябрь – март).

Предмет: игровая деятельность детей

Срок реализации: 2017-2018 год

Актуальность

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на данном современном этапе.

Как нам известно, игра является ведущим видом детской деятельности, но содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников.

Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Одной из важных задач развития ребенка дошкольного возраста является формирование у него механизмов адаптации к условиям окружающего мира, адекватных представлений о социальной действительности, того, что мы, педагоги-дошкольники объединяем в единое понятие «социальное развитие».

Цель проекта: развивать личностные качества детей, формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающих.

Задачи:

образовательные:

– расширять представления детей себе, своей семье;

– учить детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои чувства, впечатления.

развивающие:

развивать инициативу, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе;

– помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, повседневном общении и бытовой деятельности, постепенно развивая опыт общения каждого ребёнка;

воспитательные:

– способствовать установлению добрых отношений между детьми: помогfnm детям лучше узнать друг друга, налаживать контакты, на основе общих интересов и возникающей взаимной симпатии;

Планируемый результат: Личный опыт ребёнка обогащен так, что он естественным путём, в доступных ему видах деятельности самостоятельно осваивает средства и способы познания, общения и деятельности. В группе создан эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми, поддерживается инициатива детей. Сотрудничество с семьей помогает добиваться высоких воспитательных результатов. У ребёнка воспитана любовь к самому близкому – к родной семье, дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап.

Планируя работу по теме с учётом интеграции образовательных областей «Социализация», «Познание» и «Коммуникация»определила задачи подготовительного этапа:

Цель – Создать условия для благоприятного протекания процесса социализации детей младшего дошкольного возраста.

1. Организовать предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста с учётом возрастных и гендерных особенностей.

2. Разработать перспективный план мероприятий по формированию у детей позитивного отношения к себе, сверстникам и взрослым.

3. Учить детей доброжелательно относится к сверстникам, проявляя эмоциональную отзывчивость и интерес в совместной игровой деятельности.

4. Объединять детей для совместной игровой деятельности на основе общих интересов или предпочтений.

5. Формировать чувство принадлежности к группе, развивая навыки социального поведения.

Формирования у ребёнка положительного отношения к сверстникам невозможно без формирования благоприятной психологической обстановки в группе.Поэтому во всех видах деятельности стараемся придерживаться следующих принципов:

• поддерживать теплую и сердечную атмосферу в группе,

• каждого ребёнка называть уменьшительно – ласкательным именем,

• поддерживать значимость каждого ребёнка с помощью проговаривания их положительных личностных качеств,

• поддержанию интереса к совместным делам в группе (разучивание песенок и стихов и др.)

• в процессе образовательной и совместной деятельности наполнять жизнь малышей интересными событиями, занимательными играми, полезными и познавательными игровыми ситуациями.

Эти принципы укрепляет доверие детей к воспитателям, помогают сплотить их в дружный коллектив.

Начиная работать по теме,поставила следующие задачи:

• изучитт методическую литературу,

•провести анкетирование родителей по темам: «Игрушки вашего малыша», «Ваше отношение к играм»;

• провести диагностику игровых, коммуникативных и социальных компетенций детей,

•подготовить наглядный материал для родителей: «Играем дома», «Игрушки учат говорить», «Игры и упражнения для развития речи детей», «Игры и игрушки для мальчиков и девочек», «Во что и как играют современные дошкольники», «Игра – важное средство воспитания детей» и др. ,

• оформить дидактические альбомы «Дружба зверей», «Дети дружат и играют вместе»,

• Пополнить предметно – развивающую среду:

• приобрести яркую посуду в игровой центр

• сделать атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Доктор», «Парикмахерская», «Магазин»,

• приобрести специальные машины для игры в «Строительство», «Дорога», «Спасатели»,

• обновить маски животных для игр – драматизаций,

• изготовить и приобрести картотеки «Сюжетно – ролевые игры», «Безопасные игры», «Игры для задиристых детей», «Игры на развитие навыков общения и уверенности в себе», «Дружные игры», и др.

Структура работы по теме разделила на следующие блоки:

1. Блок «Я сам»,который включает в себя темы:

«Моё имя»,

«Кто такой «Я»?»,

«Мои игрушки», «Мои любимые сказки»,

«Я хочу, могу, умею»,

«Моё настроение»

В этот блок вошли игры, на осознание ребёнком самого себя, своей индивидуальности, на развитие самооценки, предпочтений и возможностей, своей индивидуальности. С помощью игр и упражнений помогать детям узнавать свои отличительные черты, обогащать знания детей о гендерных особенностях мальчиков и девочек, их личностных качествах.

2. Блок – «Я и другие дети»,темы которого:

«Плохо быть одному»,

«Мы разные»,

«Мы веселимся, смеёмся, играем»,

«Говорим руками и телом», «Помогаем друг другу», «Мальчики и девочки».

В этом блоке подобраны игры и упражнения на развитие чувства симпатии по отношению к сверстникам, на развитие способности понимать индивидуальность других детей. Предлагая игры и упражнения, учить детей сочувствовать друг другу, взаимодействовать между собой в игровой деятельности.

3 блок – «Я и культура общения».Сюда вошли темы:

«Мы поссоримся и помиримся»,

«Что такое хорошо, что такое плохо»,

«Давай поговорим»,

«В гостях у сказки»,

«Уроки общения» и др.

Здесь подобраны игры на формирование у детей норм социального поведения, умения договариваться, учитывать интересы друг друга. В этом блоке учила детей игровому взаимодействию на основе доброты, сочувствия, взаимной помощи.

Реализация проекта:

ОКТЯБРЬ

Виды деятельности I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми. Интегрированное итоговое занятие по теме “Игрушки”.

Игра на развитие коммуникативных качеств “Круг доброты”, “Найди игрушку”, “Здравствуйте ребята” ,”Назови имя”

Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям.Консультация для родителей: “Играем дома“, “Полезные игрушки”.Наглядная информация: “Игры для детей осенью” Фотоотчет “В детском садике своем дружно, весело живем”.

НОЯБРЬ

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность “Я мальчик, я девочка” ,”Хорошо быть мальчиком, хорошо быть девочкой”. НОД “Я – человек”.

Игра на развитиекоммуникативных качеств: «Найди девочку, найди мальчика». Игра «Где наши детки». Дидактическая игра «Чего не хватает?».

Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: “Играем для развития речи“.Наглядная информация: “Дыхательная гимнастика” Фотовыставка “С мамой весело гуляем”.

ДЕКАБРЬ

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми “Говорим руками”, “Дружба и друзья” Совместная деятельность “Давай дружить” Игра на развитие коммуникативных качеств. Игра «Подружись», «Кулачки».

Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: “Совместные игры зимой”.Наглядная информация: “Зимние забавы”, “Не болеем мы зимой”

ЯНВАРЬ

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Игра на развитие коммуникативных качеств «Давай дружить».

Работа с семьей. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: “Агрессивный ребенок”.Наглядная информация: “Зимние забавы”

ФЕВРАЛЬ

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми “В гостях у сказки Репка”. НОД “Правила поведения воспитанных детей”, “Карлсон в гостях у детей”. Игра на развитие коммуникативных качеств «До свидания – здравствуй”

Работа с. Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: “Научи ребенка дружить”.Наглядная информация: “Игры для развития общения

МАРТ

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми “Что такое хорошо” ,”Путешествие в мир игрушек. НОД “Ссора”

Работа с семьей Индивидуальные беседы о личных достижениях детей, рекомендации по занятиям дома.Консультация для родителей: “Кризис 3х лет”Наглядная информация: “Если ребенок капризничает”

АПРЕЛЬ

I неделя II неделя III неделя IV неделя

Совместная деятельность с детьми. Итоговое мероприятие «Ребята, давайте жить дружно»

Мониторинг социально-личностного развития детей

Источник

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

– это обязательный спутник детских игр;

– участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

– отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

– помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

– нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

– приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

– помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

– способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

– объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

– они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

– содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

– иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

– соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

– должны быть безопасными и гигиеничными;

– развивать познавательные интересы, активизировать общение;

– приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

– пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Источник