Прочитайте 63 развитие ребенка после рождения
Вопрос 1. Как ухаживают за новорождённым и грудным ребёнком?
В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным.
Развитие движений необходимо как для физического, так и для психического развития. Пеленать ребенка надо так, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами, но не развертываться. Во время бодрствования ребенка желательно класть на живот. При этом у малыша хорошо формируются естественные изгибы позвоночника, и он хорошо будет держать голову.
Молоко матери — лучший продукт для грудного младенца, но с возрастом потребности ребенка расширяются. С 1,5 — 2 месяцев ребенку дополнительно дают соки, а немного позже — тертое яблоко и овощи. Для предупреждения рахита детям необходимы препараты кальция и витамин И.
Новорожденные и грудные дети не имеют стойкого иммунитета к инфекционным заболеваниям. Поэтому детей надо оберегать от контактов с больными людьми.
Вопрос 2. Что происходит при пубертате?
С 9 — 11 лет у девочек и с 11 — 12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсивно развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увеличиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не требует.
В 12 — 14 лет у девочек начинаются менструации. Это признак того, что в половых железах начинают созревать яйцеклетки. Первое время менструации нерегулярны, но затем менструальный цикл делается устойчивым и обретает свойственную данному организму продолжительность.
Вопрос 3. От чего зависит темперамент и характер?
Темперамент — врождённая особенность человека. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, которые складываются в процессе воспитания, деятельности, общения с людьми и обусловливают типичное для данного человека поведение. Зная характер человека, можно в какой — то степени предвидеть его поступки. Если темперамент является врождённым свойством человека, то характер вырабатывается в процессе жизни путём усиления одних и ослабления других врождённых свойств.
Вопрос 4. Как человек вписывается в общество?
Человек вписывается в общественную группу так. Вначале он приспосабливается к её порядку (адаптируется), потом пытается внести нечто своё в жизнь группы, проявляет свою индивидуальность. Если это получается, роль человека в группе возрастает, и он становится её постоянным членом, а то и лидером. Не всегда личность проходит все эти стадии, но порядок их прохождения обычно такой. В разных группах один и тот же человек может занимать разное положение.
Вопросы после параграфа
Вопрос 1. Как изменяются потребности малыша с возрастом?
Потребности ребенка становятся все более разнообразными. В первый год жизни у ребенка появляется потребность в движении, в период раннего детства формируется потребность к самостоятельному познаванию окружающего мира, он проявляет тягу к самостоятельности, к самоутверждению. В дошкольный период возрастает интерес ребенка к окружающему миру.
Вопрос 2. Какие изменения происходят с юношами и девушками в пубертате?
С 9 — 11 лет у девочек и с 11 — 12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсивно развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увеличиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не требует.
В 12 — 14 лет у девочек начинаются менструации. Это признак того, что в половых железах начинают созревать яйцеклетки. Первое время менструации нерегулярны, но затем менструальный цикл делается устойчивым и обретает свойственную данному организму продолжительность.
Вопрос 3. Какие типы темперамента вам известны?
Ещё древнегреческим врачом и философом Гиппократом люди были разделены по темпераменту на четыре типа: меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики.
Вопрос 4. Какие бывают характеры?
По отношению к другим людям и окружающей обстановке одни люди как бы открыты, нацелены на общение, другие — замкнуты, погружены в себя. Первых называют экстравертами, вторых — интровертами.
Вопрос 5. В чём разница понятий «индивид» и «личность»?
Личность — это человек как член общества, обладающий системой уникальных черт, которые определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, его отношение к окружающим. Личностью человек становится не сразу, а в ходе общения с другими людьми — разными по возрасту, общественному положению, профессии, индивидуальным качествам.
Вопрос 6. Какие этапы проходит человек, входя в какую — либо общность людей?
Человек вписывается в общественную группу так. Вначале он приспосабливается к её порядку (адаптируется), потом пытается внести нечто своё в жизнь группы, проявляет свою индивидуальность. Если это получается, роль человека в группе возрастает, и он становится её постоянным членом, а то и лидером. Не всегда личность проходит все эти стадии, но порядок их прохождения обычно такой. В разных группах один и тот же человек может занимать разное положение.
Задания
1. Перечислите основные этапы развития человека после рождения.
Различают следующие периоды постэмбрионального развития ребенка: период новорожденности, грудной период, раннее детство (ясельный период), дошкольный и школьный периоды. Формирование организма заканчивается к 22–25 годам.
2. Назовите особенности новорождённого, которые необходимо учитывать при уходе за ним.
В двигательной системе ребенка происходит много изменений: в конце 1 — го месяца жизни он пытается распрямить ножки, на 6 — й неделе поднимает и удерживает головку, на 6 — м месяце сидит, в конце 1 — го года жизни пытается делать первые шаги. Интенсивно развивается и психика ребенка. На 2 — м месяце он улыбается при виде ярких предметов, при появлении матери, к 4 — му месяцу берет в рот игрушки, исследуя их, начинает различать взрослых людей. К концу 1 — го года жизни ребенок начинает понимать многие фразы родителей.
3. Попробуйте оценить какие — либо черты собственного характера.
Я целеустремленный, внимательный, добрый, иногда агрессивный.
Источник
Вопросы в начале параграфа.
Вопрос 1. Как ухаживают за новорожденным и грудным ребенком?
В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным.
Развитие движений необходимо как для физического, так и для психического развития. Пеленать ребенка надо так, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами, но не развертываться. Во время бодрствования ребенка желательно класть на живот. При этом у малыша хорошо формируются естественные изгибы позвоночника, и он хорошо будет держать голову.
Молоко матери — лучший продукт для грудного младенца, но с возрастом потребности ребенка расширяются. С 1,5—2 месяцев ребенку дополнительно дают соки, а немного позже — тертое яблоко и овощи. Для предупреждения рахита детям необходимы препараты кальция и витамин И.
Новорожденные и грудные дети не имеют стойкого иммунитета к инфекционным заболеваниям. Поэтому детей надо оберегать от контактов с больными людьми.
Вопрос 2. Что происходит при пубертате?
С 9—11 лет у девочек и с 11—12 лет у мальчиков начинают изменяться пропорции тела и появляются вторичные половые признаки. Это типичное для мужского и женского тела оволосение, изменение голоса (значительно заметнее — у мальчиков). У юношей более интенсивно развивается плечевой пояс. У девушек развивается тазовый пояс и увеличиваются молочные железы. У мальчиков в ходе полового созревания молочные железы могут слегка увеличиваться и болеть. Но это явление временное и лечения не требует.
Вопрос 3. От чего зависит темперамент и характер?
Темперамент — врожденная особенность человека.
Еще древнегреческим врачом и философом Гиппократом (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) люди были разделены по темпераменту на четыре типа: меланхолики, холерики, сангвиники и флегматики.
Характер — это неповторимое сочетание психологических черт личности. Важнейшие психологические черты личности — ее убеждения, идеалы, цели, отношение к себе, к окружающим, к обществу в целом. Особое место в характере занимают волевые черты. В основе характера лежит присущий каждому человеку темперамент. Каждый человек обладает свойственным только ему характером.
Вопрос 4. Как человек вписывается в общество?
Вначале он адаптируется, затем пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет индивидуальность. Если это получается, то человек становится членом этой группы.
Вопросы в конце параграфа.
Вопрос 1. Как изменяются потребности малыша с возрастом?
Потребности ребенка становятся все более разнообразными. В первый год жизни у ребенка появляется потребность в движении, в период раннего детства формируется потребность к самостоятельному познаванию окружающего мира, он проявляет тягу к самостоятельности, к самоутверждению. В дошкольный период возрастает интерес ребенка к окружающему миру.
Вопрос 2. Какие изменения происходят с юношами и девушками в пубертате?
Пубертатом называется период полового созревания. В этот период у юношей и девушек формируются вторичные половые признаки» происходит становление функций половых желез.
Вопрос 3. Какие типы темперамента вам известны?
На основании психофизиологического свойства нервной системы принято выделять четыре типа темперамента: холерик (подвижный» энергичный, общительный), сангвиник (спокойный, устойчивый, чувственный), флегматик (малоподвижный, выдержанный, малообщительный), меланхолик (обидчивый, робкий, необщительный, плаксивый, неэнергичный). Такое выделение темпераментов относительно, в чистом виде таких людей встретить почти не удается. Чаще всего у человека сочетаются черты разных темпераментов.
Вопрос 4. Какие бывают характеры?
Характер — это неповторимое сочетание психологических черт личности. Важнейшие психологические черты личности — ее убеждения, идеалы, цели, отношение к себе, к окружающим, к обществу в целом. Особое место в характере занимают волевые черты. В основе характера лежит присущий каждому человеку темперамент. Каждый человек обладает свойственным только ему характером.
Вопрос 5. В чем разница понятий «индивид» и «личность»?
Индивид — отдельный человек, имеющий все признаки, свойственные виду, и отличающийся некоторыми физическими и психологическими индивидуальными особенностями.
Личность — конкретный человек со своей системой мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, благодаря которым он отличается от других членов общества. Личность неповторима.
Вопрос 6. Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?
Вначале он адаптируется, затем пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет индивидуальность. Если это получается, то человек становится членом этой группы.
Источник
“Биология. Человек. 8 класс”. Д.В. Колесова и др.
Вопрос 1. Как изменяются потребности малыша с возрастом?
Потребности ребенка становятся все более разнообразными. В первый год жизни у ребенка появляется потребность в движении, в период раннего детства формируется потребность к самостоятельному познаванию окружающего мира, он проявляет тягу к самостоятельности, к самоутверждению. В дошкольный период возрастает интерес ребенка к окружающему миру.
Вопрос 2. Какие изменения происходят с юношами и девушками в пубертате?
Половое созревание (также пубертатный период или пубертат) — процесс изменений в организме ребенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Несмотря на значительные индивидуальные колебания, пубертат у девочек в среднем начинается в возрасте 10 лет, у мальчиков — 12, а заканчивается у девочек к 16-17 годам, у мальчиков — к 17-18. У мальчиков основным гормоном полового созревания является андроген тестостерон, который отвечает за все процессы формирования мужчины, и в том числе рост костей в длину. Несмотря на преобладание тестостерона, существенная часть этого гормона в процессе метаболизма превращается в эстрогены, имеющие свойства закрывать зоны роста костей, но уровень эстрогенов у мальчиков нарастает значительно медленнее, чем у девочек, поэтому рост мальчиков идет дольше и интенсивнее. Если перед началом пубертата мальчики в среднем на 2 см ниже девочек, то к концу этого периода юноши становятся в среднем на 13 см выше девушек. В процессе женского пубертата доминирующим является эстрогенный гормон эстрадиол, который вызывает рост и развитие молочных желез и женских половых органов. Эстрадиол у девочек начинает повышаться раньше и достигает более высокого уровня, чем у мальчиков, поэтому девушки достигают половой зрелости и останавливаются в росте раньше, чем юноши.
Вопрос 3. Какие типы темпераментов вам известны?
На основании психофизиологического свойства нервной системы принято выделять четыре типа темперамента: холерик (подвижный, энергичный, общительный), сангвиник (спокойный, устойчивый, чувственный), флегматик (малоподвижный, выдержанный, малообщительный), меланхолик (обидчивый, робкий, необщительный, плаксивый, неэнергичный). Такое выделение темпераментов относительно, в чистом виде таких людей встретить почти не удается. Чаще всего у человека сочетаются черты разных темпераментов.
Вопрос 4. Какие бывают характеры?
Характер – это индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Важнейшие психологические черты личности — ее убеждения, идеалы, цели, отношение к себе, к окружающим, к обществу в целом. Особое место в характере занимают волевые черты темперамент. Каждый человек обладает свойственным только ему характером.
Вопрос 5. В чём разница понятий «индивид» и «личность»?
Индивид — отдельный человек, имеющий все признаки, свойственные виду, и отличающийся некоторыми физическими и психологическими индивидуальными особенностями.
Личность — конкретный человек со своей системой мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, благодаря которым он отличается от других членов общества. Личность неповторима.
Вопрос 6. Какие этапы проходит человек, входя в какую-либо общность людей?
Вначале он адаптируется, затем пытается внести нечто свое в жизнь группы, проявляет индивидуальность. Если это получается, то человек становится членом этой группы.
Источник
220. Прочитайте статью «Размножение организмов» п. 60. Сравните бесполое и половое размножение
Характеристика Бесполое размножение Половое размножение В размножении участвует 1 особь 2 особи Наследственная информация у потомства по сравнению с родительской особью одинаковая комбинация генов родителей Вероятность выживания в меняющихся условиях среды меньше больше
221. Приведите примеры бесполого и полового размножения у растений и животных
Бесполое размножение Половое размножение Растение земляника (усы), картофель (клубни), фиалка (листы) размножение покрытосемянных Животное фораминиферы, гидра амфибии, млекопитающии, рептилии
222. Перечислите этапы, из которых складывается жизненный цикл особи
оплодотворение, деление, рост, развитие, старение, смерть
223. Изучите далее п. 60 и рис. 123, 124 учебника
1) Подпишите названия органов мужской половой системы, указанных на рисунке
1 – семявыносящие каналы
2 – семенник
3 – половая железа
4 – мошонка
5 – семенные пузырьки
6 – предстательная железа
7 – мочеиспускательный канал
2) Подпишите названия органов женской половой системы, указанных на рисунке
1- труба
2 – матка
3 – яичник
224. Прочитайте статью «Образование и развитие зародыша» п. 60. Допишите утверждения
Наличие в сперматозоиде и яйцеклетке половинного набора хромосом позволяет создавать 1 целую составную из 46
Слияние яйцеклетки и сперматозоида называется оплодотворение
Оно происходит в фолопиевых трубках
В результате этого процесса образуется зигота
Она начинает дробиться и превращается в зародыш
В отличие от неоплодотворённой яйцеклетки зародыш может удержаться в матке, потому что зародыш прикрепляется к ворсинкам в матке
225. Прочитайте статью «Закон индивидуального развития» п. 61
Ответьте на вопросы
1) Какие факты говорят в пользу основного биогенетического закона Геккеля-Мюллера?
Для каждого вида и рода есть своя приспособленность к какой-либо среде, т.е. программа развития в той среде
2) Почему наблюдаются отклонения от биогенетического закона?
Органы начинают работу по-разному
226. Прочитайте статью «Развитие плода» п. 61. Напишите, после каких этапов развития зародыш становится плодом
При увеличении объёма зародыша, образуется плацента
227. Прочитайте п. 61 до конца. Ответьте на вопросы
1) Сколько дней, лунных и календарных месяцев длится беременность?
280 суток, 10 лунных месяцев
2) Что происходит с плацентой после рождения ребёнка?
Плацента отторгается
228. Прочитайте статью «Наследственные и врождённые заболевания» п. 62. Заполните таблицу
Наследственные болезни Врожденные болезни Определение заболевания, связанные с нарушением генного аппарата в зародыше заболевания, связанные с повреждением зародыша во время его развития Примеры гемофилия порк сердца, глухота, умственная отсталость Профилактика расшифровка своей генной карты ведение беременной женщиной ЗОЖ
229. Прочитайте статью «Болезни, передаваемые половым путём» п. 62. Систематизируйте материалы в виде таблицы
Название болезни Возбудитель Пути заражения Симптомы СПИД ВИЧ половой контакт, переливание крови, нестерилизованные инстументы слабость, увеличение лимфатических узлов Гепатит В вирус половой контак и через выделения желтуха, темная моча, обесвечивание кала Сифилис бледная спирохера половым и бытовым путем 1 стадия образование язв
2 стадия бледная сыпь по телу, увеличение лимфатических узлов
3 стадия поражение нервной системы
230. Прочитайте п. 63 «Развитие ребёнка после рождения. Становление личности». Укажите временные рамки следующих возрастных периодов развития человека
Новорождённый: приспособление к окружающей среде
Грудной: ребёнок овладевает основами общения
Пубертатный: вторичные половые признаки с 9-11 лет (девочки) с 11-12 лет (мальчики)
231. Прочитайте статьи «Темперамент» и «Характер» п. 63. Сопоставьте эти понятия. Заполните таблицу
Признаки Темперамент Характер Наследуемость врожденный не наследуется Влияние воспитания не влияет влияет воспитание
232. Сведите в таблицу информацию о четырёх типах темперамента, выделенных Гиппократом
Темперамент Особенности нервной системы Примеры известных личностей, обладавших данным темпераментом Меланхолический слабая, легко ранимая Дарвин, Гоголь, Декарт Холерический сильная нервная система, легко возбудимая Суворов Сангвинический легко возбудимая Герцен, Моцарт Флегматический спонтанные резкие процессы возбуждения и торможения Крылов
233. Закончите схему
Типы психической деятельности (по И.П. Павлову):
– сильная уравновешенность
– слабая уравновешенность
– сильная уравновешенность
– слабая уравновешенность
234. Дайте определения понятий
Экстраверт – открытый человек
Интроверт – закрытый человек
235. Прочитайте п. 44. Установите разницу между понятиями интерес, склонность, способность. Запишите свои выводы в таблицу
Интерес Склонность Способность форма проявления познавательной потребности пристрастие к занятиям определенной деятельности индивидуальная психология и физиологические особенности человека
236. Решите кроссворд № 10
По горизонтали:
5. галлюцинация
8. таламус
11. мешочек
12. синапс
15. мозжечок
16. доминанта
17. мост
19. инсулин
20. улитка
21. стресс
По вретикали:
1. иллюзия
2. анализатор
3. тимус
4. микседема
5. гипоталамус
6. гипофиз
7. аффект
9. нейрогормон
10. хрусталик
13. зрачок
14. нейрон
18. склера
Источник