Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в соц среду

Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в соц среду thumbnail

Тема: «Социализации детей с нарушениями в развитии»

Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок.

Социализация происходит как стихийно, так и в условиях целенаправленного воспитания личности. Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении. Социализация связана с тремя критериями, по которым определяется психическое и личностное здоровье человека:

  • реакция на другого человека как на равного себе;

  • реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, т.е. выделение этих норм и стремление следовать им;

  • характер переживания своей относительной зависимости от других людей.

Изменения в обществе могут превратить уже сформированную социализацию в неудачную, если человек не научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Успешная социализация зависит от:

  • способности к изменению ценностных ориентации;

  • умения находить баланс между ценностями и внешними требованиями;

  • ориентации не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.

Иными словами, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе. Личность, адаптированную в обществе и неспособную противостоять ему, можно рассматривать как жертву социализации, неадаптированную — такой же жертвой, человеком с девиантным поведением.

Однако существуют специфические особенности социализации данной категории детей. Знание этих особенностей необходимо для обеспечения эффективности социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Успешность этих процессов напрямую связана с социальной макро- и микросредой, которые выступают для ребенка с ограниченными возможностями источником его социального и психофизического развития.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века.

На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу «включения в общий поток», или интеграции. Эксперты ЮНЕСКО на совещании по специальному образованию (1980) утверждают: «главное – содействовать максимальной интеграции инвалидов в общество. В противном случае возникают нежелательные явления и психологические барьеры».

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. 

Читайте также:  Тесты для определения развития ребенка внимание мышление

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включения их в общество.

У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Без подготовки им трудно вписываться в привычный для нас ход жизни. Поэтому необходима работа по социализации детей с умственной отсталостью. В которую входят различные направления.

Нравственное направлениеРегулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеучебной деятельности. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Формирование уважения к старшим, родителям.

Знакомство с правилами общения на уроках, специальных мероприятиях. Классные часы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята». Организация в классах взаимопомощи и взаимоконтроля.

Национально-патриотическое направлениеВоспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знакомство с терминами “гражданин”, “патриот” и т.п. Осознание себя представителем русской нации, гражданином России. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства.

Экономическое направлениеЗнакомство с понятиями “деньги”, “цена”, “стоимость”, формирование правил поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды.

Экскурсии в магазин, на рынок, почту, тематические беседы о поведении в торговых учреждениях, ролевые игры, связанные с покупками.

Правовое направлениеЗнакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей ученика школы-интерната.

Заучивание правил поведения в школе, на улице, в транспорте и др. общественных местах. Чтение поучительных рассказов, сказок. Беседы о правилах поведения.

Трудовое направлениеОсвоение начальных учебных навыков, приучение к дисциплине во время урока и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда в жизни человека. Рассказы родителей о своей профессии. Организация самообслуживания, уход за комнатными растениями, поддержание порядка на рабочем месте, в классе. Изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина и других материалов.

Эстетическое направлениеЗнакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности. Украшение класса перед праздниками. Посещение концертов.

Физическое направлениеЗнакомство с основами гигиены. Включение в распорядок дня обязательных гигиенических, закаливающих процедур. Организация подвижных игр.

Обеспечение соблюдения правил личной гигиены. Динамические часы, игровые занятия. “Веселые старты”, соревнования по игровым видам спорта.

Таким образом, для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо включать их в процесс активной практической деятельности. Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих.

В перспективе развития специализированных социальных и образовательных сервисов нетипичным детям и их семьям представляются наиболее важными следующие направления организационной деятельности по улучшению их качества:

I. Образование будущих специалистов социального профиля:

– пересмотр профессиональных образовательных программ, включение теоретических и практических курсов социального профиля;

– повышение уровня информационной готовности к сотрудничеству в ранней интеграции.

II. Повышение квалификации профессионалов по работе с детьми дошкольного возраста имеющими отклонения в развитии:

-просветительская работа по деятельности служб ранней интервенции;

– инициация разработок программ абилитации;

– Участие в научно-исследовательской работе;

– расширение возможностей знакомства с зарубежным опытом.

III. Проведение образовательной работы с родителями детей дошкольного возраста имеющих отклонения в развитии:

Читайте также:  Развитие и игры ребенка полутора лет

– образовательные программы для родителей;

– расширение контактов между родителями детей с отклонениями в развитии;

– ориентация на сотрудничество с профессионалами в процессе социально-реабилитационной работы.

Для успешности и эффективности процесса абилитации на всех уровнях нам представляется необходимым выделить иновационные направления развития специального (коррекционного) образования:

1. Разработка программы и проведения междисциплинарного тренинга оценивания (диагностики) интервенции для профессионалов.

2. Разработка институциональной модели координации услуг на протяжении развития ребенка с учетом переходов из одной институциальной в другую.

3. Интенсификация исследований, направленных на разработку методологии и технологий социального включения детей имеющих отклонения в развитии в общественную систему с учетом культурных, гендерных, возрастных, психологических особенностей их развития.

4. Формирование информационной готовности общества к социальному включению детей имеющих отклонения в развитии, предоставление широкого спектра информационных услуг о нуждах детей с отклонениями в развитии в рамках всего социума.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество, по мнению автора, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Результативность социализации зависит от того, в какой мере задачи развития в данной биографической и социальной ситуации связаны с умением ребенка с отклонениями в развитии действовать, с представлением о самом себе и своим образом идентичности. Если структура и сфера поведения недостаточно развиты, существует риск появления психически или социально девиационных форм действий и поведения, осложняющих дальнейшее развитие личности. Организация контроля и поддержания оказания своевременной помощи специалистов детям, имеющим отклонения в развитии и их семьям, образовательная и социально-реабилитационная работа с детьми, семьями и обществом в целом может предотвратить возникновение девиационных форм действий и способствовать успешности социализации.

Источник

№ п/п

Новые понятия

Определения

1

2

3

1

Дефектология

наука, которая исследует психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся у детей дефектов в умственном и физическом развитии

2

Коррекционная педагогика

отрасль педагогики, изучающая сущность и закономерности образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении

3

Объект коррекционной педагогики

личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно – двигательной, соматической, интеллектуально – речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию

4

Депривация

лишения, перенесенные в раннем детстве

5

Дезадаптация

нарушения в приспособлении

6

Девиация

отклонения в поведении

7

Предмет коррекционной педагогики

является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков

8

Коррекция

может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, а также выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка

9

Коррекционно – воспитательная деятельность

охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении

10

Коррекционно – развивающее обучение

система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации

11

Компенсация

сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма

12

Адаптация школьная

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира

13

Реабилитация социальная

Читайте также:  Развитие личности ребенка на первом году жизни

процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно – полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками

14

Реабилитация

своего рода итог всей коррекционно – педагогической деятельности

15

Я.А. Коменский (1592–1670)

педагог, философ, который впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения

16

И.Г. Песталоцци (1746–1827)

известный швейцарский педагог. Ему принадлежат первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях

17

Мария Монтессори (1870–1952)

известный итальянский педагог. Создала ортофеническую школу для отсталых детей, где применяла систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики

18

Психометрия

направление в изучении интеллектуальной недостаточности – система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью методов тестов

19

В.П. Кащенко (1870–1943)

создал школу – санаторий для дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии АПН (1943), а затем в институт коррекционной педагогики РАО

20

Г.И. Россолимо (1860–1928)

известный невропатолог, в начале века предложил свой оригинальный метод тестирования, который получил название «Метод психологических профилей»

21

Л.C. Выготский (1896–1934)

им были разработаны и обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка

22

Девиантное поведение

отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, стандартов и норм

23

Критерий девиации

нарушение норм, принятых в данном обществе

24

Социальная норма

исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций

25

Упрямство

одно из ранних проявлений нарушения поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью

26

Внушаемость

важнейшее человеческое качество, «ворота души», открытость другому, способность верить

27

Эмоции

это система быстрого реагирования на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды

28

Гиперактивный ребенок

основные характеристики: расторможенность, отвлекаемость, импульсивность. Эти нарушения поведения могут сопровождаться и серьезными вторичными нарушениями – слабой успеваемостью и трудностями в общении с другими людьми

29

Замкнутость

нарушение, которое называется застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных отношений с окружающими людьми

30

Застенчивость

детально изучал профессор Стенфордского университета США Ф. Зембардо. Это явление он называет социальным заболеванием, последствия которого могут быть разрушительными для личности

31

Социальная дезадаптация

проявляется в социально неодобряемых формах поведения

32

Лживость

одно из проявлений нарушенного поведения, пагубно сказывается на формировании личности

33

Инфантилизм

психическая незрелость, характеризуется преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту

34

Дисгармонический инфантилизм

наиболее типичными проявлениями являются легкая взрывчатость, возбудимость, слабоволие, несамостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации

35

Доброкачественная агрессия

имеет инстинктивную природу, т.е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу

36

Злокачественная агрессия

проявляется в деструктивности, жестокости и не является защитой от нападения и угрозы

37

Экзистенциальные потребности

это психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо для сохранения физической жизни

38

Акцентуации характера

т.е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления (Личко А.Е., 1983)

39

Самооценка

оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения

40

Возрастные кризисы

рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе из одного периода возрастного развития в другой

41

Психический дизонтогенез

различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез)

42

Аутизм

проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир

43

Задержка психического развития (ЗПР)

это нарушение нормального психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов

44

Класс коррекционно – развивающего обучения

для детей с задержкой психического развития, которые обучаются в массовой общеобразовательной школе

45

Коррекционное учреждение VII вида

осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования. 1 – я ступень – начальное общее образование ( нормативный срок освоения – 3–5 лет); 2 – я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет )

Источник