Процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении

Социальная реабилитация в рассматриваемом контексте представляет собой процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Процесс реабилитации детей с дефектами в развитии – это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение ребенка в социум происходит через:

· медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта);

· психологическую реабилитацию (снятие психологических комплексов, восстановление психических процессов);

· педагогическую реабилитацию (восстановление утраченных учебных умений, познавательных навыков, формирование индивидуальных личностных качеств).

Социальная реабилитация детей с дефектами в развитии становится возможной в процессе коррекционно-педагогической деятельности. Коррекционная педагогика в современной педагогической науке обрела официальный статус совсем недавно. На дефектологических факультетах педагогических вузов изучалась дефектология (лат. defectus – недостаток и греч. logos – учение) как наука, которая исследовала психофизиологические особенности развития аномальных детей (греч. anomalos – неправильный), закономерности их обучения и воспитания, определяла условия, способствовавшие преодолению имеющихся у детей дефектов в умственном и физическом развитии.

В состав дефектологической науки входят различные отрасли специальной педагогики и психологии:

· олигофренопсихология;

· логопедия и психология речевых нарушений;

· отрасли специальной педагогики и психологии, изучающей сложные дефекты, умственную отсталость, нарушения моторно-двигательной сферы.

Вместе с тем, как в общей и специальной педагогике, так и в современной педагогической практике существует немало моментов, когда бывает трудно дать однозначный диагноз отклонениям в развитии и поведении ребенка. Это происходит тогда, когда дефект неярко выражен, а аномалии в развитии имеют негрубые формы, когда имеющийся недостаток находится в пограничной зоне между нормой и патологией. Это может быть тогда, когда ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы в общеобразовательной массовой школе, но резко опережает детей в развитии и обучении во вспомогательной школе, когда в ликвидации его дефекта нужны не специальное медицинское лечение, не активное вмешательство дефектологов, логопедов и психологов, а обычная коррекция его познавательных возможностей, изменение условий общего и семейного воспитания, предупреждение и частичное исправление его поведения и помощь в освоении социальных норм и нравственных ценностей. В связи с этим наряду с понятиями «специальная психология», «лечебная и реабилитационная педагогика» все чаще стало появляться унифицированное понятие «коррекционная педагогика».

Данным понятием в одних случаях заменяют существовавшее ранее понятие «дефектология» или используют как адекватный ей термин. В иных случаях коррекционная педагогика охватывает не только область специальных научных знаний, но и основы психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.

Основные цели как коррекционной педагогики, так и социальной реабилитации детей едины. Это выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Объектом как коррекционной педагогики, так и социальной реабилитации детей является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали, что объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре «Д». Это дети, имеющие:

· дефект (неярко выраженный);

· депривацию (лат. deprivatio – лишение), перенесенную в раннем возрасте;

· дезадаптацию в школе (фр. des… – от…, нарушение, лат. adapto – приспособление);

· девиацию (лат. deviatio – отклонение) в поведении.

Предметом коррекционной педагогики является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач (Никуленко, Т.Г., Самыгин С.И., 2009, С. 24-25):

Читайте также:  В онтогенезе развитие руки ребенка начинается

1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.

2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.

3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.

4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.

5. Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы.

6. Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.

7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.

Основными методами и в то же время категориями как социальной реабилитации детей, так и коррекционной педагогики являются следующие:

· воспитание, т.е. специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования (реабилитации) в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств. Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. В воспитании используются как общепедагогические методы и приемы, так и специальные меры воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении в зависимости от степени и структуры дефекта, сущности и характера аномалии, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей. Важной особенностью воспитания ребенка с отклонениями в развитии и поведении является оптимизм, уверенность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение из воспитательного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей, в то же время формирование умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки;

· обучение, т.е процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества. Во время социальной реабилитации ребенка оно носит специфический характер, определяемый глубиной и характером дефекта ребенка. Причем общедидактические методы и приемы, организация учебного процесса дифференцируются в зависимости от отраслей специальной педагогики (сур-до-, тифло- или олигофренопедагогики);

· развитие детей с дефектами и отклонениями в поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Л.С. Выготскому), тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка учителя помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие;

· коррекция, т.е. система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков. Это специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения отдельных звуков, исправление недостатков зрения). Коррекция также может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка. Коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности. Коррекционно-воспитательная деятельность направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей. Коррекционно-развивающее обучение в качестве главной цели предполагает систематизацию знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала

Читайте также:  Методы комплексной оценки физического развития ребенка

· компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме ребенка происходит формирование новых динамических систем и условных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усиливаются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинестетических анализаторов). Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей

· адаптация – приспособление ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира. Дети, имеющие недостатки в психофизическом развитии и отклонениями в поведении зачастую не готовы к школе, к изменениям своей жизнедеятельности, к требованиям педагогов в силу своего общего развития (точнее, его недостатков) или же ошибок и неблагополучия семейного воспитания. Так возникает проблема школьной дезадаптации, результатом которой являются хроническая неуспеваемость, отставание по ряду предметов в освоении школьной программы, сопротивление педагогическому воздействию, негативное отношение к учению, пропуски занятий, побеги из школы и дома, педагогическая запущенность, асоциальное поведение.

Таким образом, социальная реабилитация детей с отклонениями в развитии осуществляется в процессе коррекционно-педагогической деятельности, которая направлена на их адекватное развитие не только с помощью традиционных для педагогики методов обучения и воспитания, но и методов коррекции и адаптации.

Источник

№ п/п

Новые понятия

Определения

1

2

3

1

Дефектология

наука, которая исследует психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их обучения и воспитания, определяет условия, способствующие преодолению имеющихся у детей дефектов в умственном и физическом развитии

2

Коррекционная педагогика

отрасль педагогики, изучающая сущность и закономерности образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении

3

Объект коррекционной педагогики

личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно – двигательной, соматической, интеллектуально – речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию

4

Депривация

лишения, перенесенные в раннем детстве

5

Дезадаптация

нарушения в приспособлении

6

Девиация

отклонения в поведении

7

Предмет коррекционной педагогики

является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков

8

Коррекция

может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта, а также выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребенка

9

Коррекционно – воспитательная деятельность

охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении

10

Коррекционно – развивающее обучение

система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и школьной адаптации

11

Компенсация

сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма

12

Адаптация школьная

процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям, к активной познавательной деятельности, усвоению необходимых учебных знаний и навыков, полноценному освоению картины мира

13

Реабилитация социальная

процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно – полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками

14

Читайте также:  Психолого педагогического сопровождения развития ребенка

Реабилитация

своего рода итог всей коррекционно – педагогической деятельности

15

Я.А. Коменский (1592–1670)

педагог, философ, который впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребенка и его поведения

16

И.Г. Песталоцци (1746–1827)

известный швейцарский педагог. Ему принадлежат первые попытки обучения детей с легкими формами отсталости в специальных учебных заведениях

17

Мария Монтессори (1870–1952)

известный итальянский педагог. Создала ортофеническую школу для отсталых детей, где применяла систему сенсомоторного воспитания слабоумных детей как основу лечебной педагогики

18

Психометрия

направление в изучении интеллектуальной недостаточности – система измерения умственных и других способностей ребенка с помощью методов тестов

19

В.П. Кащенко (1870–1943)

создал школу – санаторий для дефективных детей, которая переросла в НИИ дефектологии АПН (1943), а затем в институт коррекционной педагогики РАО

20

Г.И. Россолимо (1860–1928)

известный невропатолог, в начале века предложил свой оригинальный метод тестирования, который получил название «Метод психологических профилей»

21

Л.C. Выготский (1896–1934)

им были разработаны и обоснованы основы социальной реабилитации аномального ребенка

22

Девиантное поведение

отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, стандартов и норм

23

Критерий девиации

нарушение норм, принятых в данном обществе

24

Социальная норма

исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций

25

Упрямство

одно из ранних проявлений нарушения поведения. В клинической психологии упрямство связывается с внушаемостью

26

Внушаемость

важнейшее человеческое качество, «ворота души», открытость другому, способность верить

27

Эмоции

это система быстрого реагирования на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды

28

Гиперактивный ребенок

основные характеристики: расторможенность, отвлекаемость, импульсивность. Эти нарушения поведения могут сопровождаться и серьезными вторичными нарушениями – слабой успеваемостью и трудностями в общении с другими людьми

29

Замкнутость

нарушение, которое называется застенчивостью и проявляется в трудностях установления эмоциональных отношений с окружающими людьми

30

Застенчивость

детально изучал профессор Стенфордского университета США Ф. Зембардо. Это явление он называет социальным заболеванием, последствия которого могут быть разрушительными для личности

31

Социальная дезадаптация

проявляется в социально неодобряемых формах поведения

32

Лживость

одно из проявлений нарушенного поведения, пагубно сказывается на формировании личности

33

Инфантилизм

психическая незрелость, характеризуется преобладанием черт, свойственных более младшему возрасту

34

Дисгармонический инфантилизм

наиболее типичными проявлениями являются легкая взрывчатость, возбудимость, слабоволие, несамостоятельность, неспособность довести до конца любое дело, неспособность к самоконтролю и самоорганизации

35

Доброкачественная агрессия

имеет инстинктивную природу, т.е. является биологической адаптацией, способствующей поддержанию жизни, и возникает как реакция на угрозу

36

Злокачественная агрессия

проявляется в деструктивности, жестокости и не является защитой от нападения и угрозы

37

Экзистенциальные потребности

это психические потребности человека, удовлетворение которых необходимо для сохранения душевного здоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо для сохранения физической жизни

38

Акцентуации характера

т.е. временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления (Личко А.Е., 1983)

39

Самооценка

оценка человеком своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения

40

Возрастные кризисы

рассматриваются как условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе из одного периода возрастного развития в другой

41

Психический дизонтогенез

различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез)

42

Аутизм

проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в «уходе» в свой внутренний мир

43

Задержка психического развития (ЗПР)

это нарушение нормального психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов

44

Класс коррекционно – развивающего обучения

для детей с задержкой психического развития, которые обучаются в массовой общеобразовательной школе

45

Коррекционное учреждение VII вида

осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования. 1 – я ступень – начальное общее образование ( нормативный срок освоения – 3–5 лет); 2 – я ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет )

Источник