Процесс управления развитием личности ребенка

Процесс управления развитием личности ребенка thumbnail

Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.

Перед системой образования России стоит очень важная и сложная задача – вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом демократическом государстве в условиях рыночной экономики. Решение этой задачи требует новой идеологии, важнейшим направлением которой является воспитание патриотизма и гражданственности.

Время, в котором мы живём – это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного духовно – нравственного потенциала общества. Современное российское общество требует кардинальных изменений в социальном заказе на образование. В Законе «Об образовании», нормативных документах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

  Школа – важнейший социальный институт, через который проходят все

граждане России. Именно в школе сосредоточена интеллектуальная,

гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.

    Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней: оно осуществляется во время труда, игр, в быту, в общении с людьми. Дети развиваются в каждый момент жизни также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события, чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, чем живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения.

   Фундаментальную основу имеют слова Ш.А. Амонашвили для всех классных руководителей: «Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки Педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя». Следовательно, хочешь работать с детьми – воспитай в себе такие качества:

1. Любовь к детям, умение общаться с ними, доверие, понимание, терпение, отзывчивость, доброжелательность, искренность во взаимоотношениях.

2. Высокий уровень культуры, широкий кругозор, личное обаяние, чувство юмора, находчивость.

3. Твердость и решительность характера, уверенность в себе, сила воли, самоотдача.

По моему мнению  – воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности.

В идеале человек, живущий в современном обществе должен уметь самостоятельно строить свою жизнь, неся ответственность за нее и транслируя гуманистические ценности. Значит, наша цель – воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.

В концепции модернизации российского образования, определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

У педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем – организатором и координатором деятельности учеников в классе.

Исходя из всего вышесказанного, я, классный руководитель 6 а класса, поставила перед собой цели:

  1. Организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка.
  2. Создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка;

и  задачи:

1.  Изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания.

2.Планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания, контроль и рефлексия деятельности.

3. Формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности.

Ребёнку необходимо почувствовать свою значимость. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

Умение ученика управлять собой осознанно. Управление самим собой – это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы.

4.Воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам.

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.

Читайте также:  Факторы и механизмы личностного развития ребенка

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как направить их познавательную активность в нужное русло?

Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.

           В центре организации учебно-воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя – создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам.

Сотрудничество родителей, школы и детей, организация совместной работы, классно – семейное проектирование становится реальностью.

          Современное российское общество требует кардинальных изменений в социальном  заказе на образование. В Законе «Об образовании», нормативных документах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

     Приоритетным направлением   в воспитательной  работе считаю духовно – нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять впереди и вести за собой интеллект.

           В своей деятельности в качестве классного руководителя  вопросы патриотического  воспитания подрастающего поколения я пытаюсь  решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, Уставом школы, Программой развития школы, программой   развития воспитательной системы « Школа здоровья и успеха».

   Систему патриотического воспитания в классе  строю  с учетом   умения учащихся самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Особое внимание уделяю детям  «группы риска». Стремлюсь создать условия для развития  у детей творческой инициативы, гражданской позиции,  ответственности. Стремлюсь    к эффективной результативности  воспитательного мероприятия. При реализации любой воспитательной концепции важно видеть   ее результаты. Для  анализа  результатов ,  с дальнейшей корректировкой  воспитательной деятельности использую следующие методики: анкетирование, диагностика, мониторинг.   Считаю, большая роль в воспитании детей патриотами принадлежит их родителям, с которыми   системное взаимодействие.

   Деятельность классного руководителя непроста: поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещаю тематические курсы, уделяю большое внимание самообразованию.

Источник

О воспитании написаны сотни книг на всех существующих языках мира. Ему посвящали свои труды величайшие ученые мужи всех периодов и столетий. Еще бы, дело-то не шуточное. Цель воспитания всегда зависела от того, чего ждало от человека общество: гражданина, глубоко верующего человека, послушное робкое дитя или сурового воина. Результат почти всегда оправдывал ожидания – воспитательный процесс с лихвой влиял на формирование личности.

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, моделирование ее качеств, поведенческих навыков, привычек, эмоциональных реакций. Оно оказывает огромное влияние, но все же не является единственным фактором, под напором которого формируется маленькая личность. Процесс сей осуществляется учителями, наставниками, и, конечно, родителями.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Читайте также:  Социализация и развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

  1. Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
  2. Личность. Вот предмет нашей беседы. Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
  3. Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Факторы развития личности

На развитие личности влияет различные факторы. Сказать, что какой-то из них влияет в большей или меньшей степени – сложно. Генетика – фактор природный. Еще не рожденный малыш уже имеет темперамент, предпосылки к определенных способностей, наследует от родителей черты характера. На генетическом уровне передаются определенные знания, накопленные народом (генетическая память). Но одной только наследственности с врожденными способностями мало, чтобы стать личностью. Вспомните истории детей-найденышей, которых вырастили животные. Несмотря на то, что они были людьми, все навыки и умения дети переняли у животных. Даже оказавшись потом среди людей, демонстрировали заметное отставание от сверстников, Это доказывает то, что огромную роль играет среда обитания. Под средой мы понимаем жизненные условия и обстоятельства.

Среда может быть:

  1. Домашняя (семья, дом, близкие);
  2. Географическая (страна, город, народ, народная культура);
  3. Социальная.

На развитие влияет не все, с чем сталкивается человек, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждой личности ситуация развития индивидуальна. Воспитывающий эффект дает не внешний воспитывающий раздражитель, а его личное восприятие.

Воспитание, как фактор личностного развития

Воспитание не является единственным фактором развития, но его значение первостепенно. Оно поднимает личность на новые ступени развития, моделирует ее, потому является основным фактором развития.

Мы воспитываем наших детей с рождения. Как говорят в народе, дети начинают впитывать «с молоком матери» информацию об окружающем мире, постепенно складывая в своих головках идею и отношение ко всему. Воспитание – педагогический процесс. Под воспитанием мы понимаем обучение вместе с личным примером. Первыми воспитателями становятся родители (исключая случаи с детьми-сиротами или отказниками). Затем в сей процесс включается школа – учителя (воспитатели) реализуют свои программы, установленные государством.

Влияние воспитания на развитие личности – запуск механизмов саморегуляции, движения саморазвития. Воспитывая извне, невозможно слепить «готовый продукт» – индивид создает себя сам, а воспитание оказывает прямое воздействие на этот процесс.

Важно

Следует помнить, что не все люди поддаются официально признанным воспитательным методам, развивающим воздействиям, которые диктуют базовые теории воспитания и развития. Генетика берет свое – каждый индивидуален с рождения. Поэтому не существует единственно верного способа, метода или стимула. К каждому нужен индивидуальный подход. Это следует помнить, как родителям, так и педагогам!

Воспитание, как управление развитием личности

Задача воспитателя – реализовать комплекс средств, помощью которых достигается желаемый результат. Они упорядочивают и формируют методы воздействия на него. Это и есть – управление развитием личности. Воспитание реализует всю гамму функций управления: постановка цели, планирование, мотивация, организация, анализ результатов. В этом смысле мы можем сказать, что воспитание, есть процесс управления развитием личности, которое делится на:

  • Физическое развитие (физическое воспитание). Управление этим процессом, это организация способов, навыков, знаний, необходимых для совершенствования физической формы и физического здоровья. Развиваясь физически, человек укрепляет здоровье, вбирая знания об упражнениях, естественных сил природы, правилах гигиены и о собственном теле, которые передаются от поколений к поколениям.
  • Психическое развитие. Оно неразрывно связано с физическим, поэтому не может существовать отдельно. Психическое развитие формирует все сферы личности: мотивационная, интеллектуальная, эмоциональная, волевая, предметная, экзистенциальная и саморегулирующая. Все эти сферы в комплексе представляют целостное формирование, гармоничность, индивидуальность и разносторонность.
Читайте также:  Социальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

Воспитывая ребенка, стоит помнить о том, что мы воспитываем личность. Помнить, что это такое. Помнить о ее индивидуальности. Организуя воспитательный процесс, стараться именно направлять ребенка, а не вкладывать в его сознание всю ту воспитательную кашу, что вы, конечно же, читали в книгах и в интернете. Основные формы воспитания – пример, беседа, воздействие, стимулирование – используйте их в равных долях, добавляя в каждый воспитательный момент самый главный фактор – любовь. Только с любовью мы можем вырасти действительно гармоничную, развитую личность.

Источник

Данный аспект
воспитания предполагает, что этот
процесс должен быть направлен на развитие
человека, оказание ему макси­мальной
помощи в реализации потенциальных
возможностей, должен спо­собствовать
тому, чтобы человек достиг собственной
«вершины».

Развитие
личности представляет собой процесс,
в котором происходят как количественные,
так и качест­венные преобразования.
Процесс предполагает разрешение
различ­ного рода противоречий, которые
являются источниками развития. Речь
идет о следующих противоречиях:

  1. между
    потребностями детей и возможно­стями
    их удовлетворения;

  2. между
    потенциалами ребенка и возможно­стями
    их реализации;

  3. между
    целями, которые ставит перед собой
    ребенок, и условиями их достижения.

Эти
противоречия проявляются по-разному
на различных воз­растных этапах
развития человека.

Л.С.
Выготский выделил два уровня развития
детей:

  1. «уровень
    актуального развития» – отражает
    наличные особенности психических
    функций ребенка, которые сложились на
    сегодняшний день;

  2. «зона
    ближайшего развития» – отражает
    возможности достижений ребенка в
    условиях сотрудничества со взрос­лыми.
    Педагоги должны видеть завтрашний день
    развития ребенка; то, что он сегодня
    может делать с помощью взрослых, завтра
    он должен делать сам.

Задача
педагога – способствовать развитию
орга­низма ребенка (физическое
развитие), психики (психическое развитие)
и личности (социальное развитие). Развитие
это начинается с самого начала жизни.
Ему способствует уверенность воспитателя
(родителя, учи­теля), а затем и ребенка,
что всего можно добиться, если проявить
достаточную настойчивость и упорство.
Конфуций сказал: «Если я буду ежедневно
приносить по корзине земли и не отступлюсь
от этого, то создам гору».

Воспитатели
реализуют комплекс средств, направленных
на достижение оптимального результата
в развитии ребенка. Они как бы упорядочивают
разнообразные воздействия на него. Этот
про­цесс можно назвать управлением.
В нем реализуется весь спектр оперативных
функ­ций управления: целеполагание,
планирование, организация, анализ и
т.п.

Таким
образом, в рамках данного подхода
воспи­тание
можно
рассматривать как
управление процессом разви­тия
личности и индивидуальности.

Управление
процессом физического развития
(физическое воспитание)
предполагает организацию передачи от
поко­ления к поколению способов и
знаний, необходимых для физиче­ского
совершенствования.

В
процессе управления физическим развитием
про­исходит укрепление здоровья
человека на основе использования
комплекса упражнений, использования
естественных сил природы, соблюдения
правил гигиены (личной, трудовой, быто­вой
и т.п.).

Тесно
связано с физическим психическое
развитие.Оно
способствует формированию всех сущностных
сфер человека, в ко­торых отражается
его индивидуальность. К ним относятся
следующие сферы: интеллектуальная,
моти­вационная, эмоциональная,
волевая, предметно-практическая,
эк­зистенциальная и сфера саморегуляции.
Эти сферы в развитом виде характеризуют
целостность, гармоничность индивидуально­сти,
свободу и разносторонность человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник