Процесс развития высших психических функций ребенка

Процесс развития высших психических функций ребенка thumbnail

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы

Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.  

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.   

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).     

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.  

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка 1 месяца

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом  в круг, все буквы «Б» – синим карандашом в квадрат, все буквы «В» – зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.  

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.  

Рекомендуем посмотреть:

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Источник

Дошкольный возраст является самым восприимчивым для развития ВПФ.
 

Рассмотрим возраст 1-5 лет и развитие ВПФ в данный период времени.
 

В раннем возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Всю поведение ребёнка зависит от восприятия им окружающего мира. Память также целиком зависит от восприятия знакомых предметов.
Ребёнок внимателен только к тому, что в зоне его восприятия и устанавливает мыслительные связи с этими предметами.
Развивается восприятие в рамках предметной деятельности.

Сначала дети акцентируют внимание на

одинаковой форме предметов

, затем в поле их восприятия и внимания попадает

величина

и лишь потом уже

отличия по цвету

. Это важно учитывать при знакомстве ребёнка с предметами и его характеристиками.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное

.

Мышление- это процесс формирования представлений об окружающем мире на основе накопленного личного опыта и способности на основании этого опыта делать прогнозы.
Мышление даёт возможность получать информацию об объектах окружающего мира, которая не может быть воспринята органами чувств, а именно эта информация будет о свойствах предметов и закономерностях.
Мышление тесно связано с памятью.

Примерно с года ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи. Может мыслить перспективно: поели, значит скоро гулять, проснулись, значит будем завтракать.
И ретроспективно: я недавно покушал, я только что был на улице.
 

В этом возрасте можно замечать склонность ребёнка к определённым способностям.
 

Мыслительные операции включают в себя:
Анализ- исключать лишнее.
Синтез- объединять по признаку.
Обобщение- находить общее, группировать по признакам.
Абстрагирование- находить косвенные признаки.
 

Уже с 2,5 у ребёнка вполне может быть цельная, связная  картина мира.

   В этом возрасте преобладают действия. Поэтому часто ребёнка можно застать за такими действиями как открывать-закрывать, стучать, выдвигать-задвигать, хлопать, перемещать предметы.
   Действия дают ребёнка очень важный чувственный опыт, который в дальнейшем приведёт к более сложным формам мышления.
Мышление развивается в познавательной активности, эксперементировании и в удовольствии от проделанных действий.

В основе развития мышления лежит проба.

Внимание в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы.
Память  зависит от восприятия предметов.
Воображение развивается через замещение одного предмета другим. Важная роль игры где ребёнок как раз и знакомится с предметами-заместителями.
2,5 года у ребёнка возникают страхи.

 5-7 лет. Дошкольный возраст.

  Основная психическая функция от восприятия переходит к памяти. Хотя ещё в 5-6 лет активно развивается воображение.
Память бывает краткосрочная и долгосрочная.
Тренировать память лучше всего при заучивании стихотворений, игр на запоминание ряда слов, предметов, которые нужно воспроизвести сразу, потом через 10 минут, 40 минут.
 

Восприятие в возрасте 5-7 лет опирается на сенсорику.

Мышление  наглядно-образное.

  Полностью наглядно-образное мышление может быть сформировано к 7 годам. Ребёнок начинает оперировать абстрактными понятиями без опоры на наглядность и предмет.

Читайте также:  Какие группы есть при оценке развития ребенка

Мышление развивается в наглядном конструировании и эксперементировании.

Особый интерес проявляется к схемам, планам, предметам-заместителям в игре.

Формируется смелость, гибкость мышления, креативность.

Внимание ребёнка на 6 году приобретает специфику самостоятельного управления.
Выделяют произвольное- формируется через указания ,просьбы родителей, в игре, когда нужно выполнить что-то по плану, по сценарию, в спортивных состязаниях.

    Непроизвольное внимание- ребёнок уже вполне может сам сосредоточиться на чём-то, что представляет интерес, может быть важным для него  и нужным.

Объём внимания к 6 годам значительно возрастает. Ребёнок уже может воспринять и назвать  не 1 предмет, как это было в 3-5 лет, а гораздо больше.
 

  Устойчивость внимания- это уровень сосредоточенности на объекте.
Игру у 6 леток может продолжаться до 2 часов, так как внимание включает более сложные действия и отношения людей. Всё это носит интеллектуально значимый характер. Интересны становятся загадки, головоломки.
6 летки активно могут заниматься одним делом не более 10-15 минут Поэтому для занятий рекомендовано время не более 35 мину и перерыв 20 минут.
 

Воображение в возрасте 6-7 лет тесно связано с развитием речи.

Для развития воображения применяются игры в ассоциации, театральные постановки, шахматы, пересказ, чтение ребёнку, различные творческие занятия по изготовлению поделок, рисование, лепка и т.д.

 Очень важным моментом при развитии воображения является возможность научить, показать ребёнку нечто большее в предмете, чем кажется на первый взгляд.

 Речь эгоцентрична, обращена к самому себе, для себя. Такая речь выступает как средство мышления ребёнка- говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, речь, обращённая ни к кому конкретно, с вопросами и не обязательными ответами. Такая речь полностью  исчезает к концу дошкольного периода.
 

Воображение выполняет две функции:
Познавательную- достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений.
Аффективная- выступает в качестве защиты «Я», реализуется через многократное повторение травмирующего события, ребёнку требуется воссоздать ситуацию для самоутверждения и успокоения.
 

В 6-7 лет у ребёнка появляется воображаемые герой, выдуманный мир, в уме ребёнок проигрывает различные сюжеты. И только в этом возрасте

к 7 годам появляется целенаправленность и планирование.

Ребёнок может предвидеть сюжет игры, действия. Рисовать по плану.

   Выбор родителя как и где развивать ребёнка.На сегодняшний день огромное количество детских центров, клубов, предлагающие свои методики раннего развития. С моей стороны хотелось бы обратить внимание насколько та или иная методика подходит именно вашему ребёнку. Совершенно очевидно, что не каждый малыш в 3 года сможет начать читать и не будет рисовать картины на радость родителям. Однако я уверна, что в каждом ребёнку есть свои способности и своё время их открытия. Возможно, задача родителя как раз в том, чтобы грамотно внимательно наблюдать за своим ребёнком и предлагать ему то или иное действие, игру, занятие для большего и лучшего раскрытия его потенциала. 
Работая с детьми, я вижу большое количество родителей, жадно стремящихся увидеть нечто особенное и уникальные способности его ребёнка или же хотя бы соответствие “нормам”. Хочется преостановить пыл таких родителей и порекомендовать им мягко подходить к вопросу раннего развития детей. Каждый ребёнок уникален по своей природе и каждому умению свой час. Подерживайте и будьте вместе с детьми в их развитии, начинаниях. Пробуйте разное, но выбирайте то, что подходит именно вашему ребёнку. 

Источник

Говоря о понимании детского развития Л. С. Выготским, нужно сказать о его подходе в целом. Он понимал развитие психики не как внутренний процесс, а как взаимодействие ребенка с обществом, в ходе которого ребенок присваивает выработанные в ходе исторического развития и хранящиеся в социуме формы психической деятельности. Ребенок не просто социализируется, приспосабливаясь к социальным обстоятельствам, а присваивает систему общественных отношений. Ребенок с точки зрения способа своего существования рождается как предельно социальное существо. Взрослый организует социальную ситуацию развития, проживая которую у ребенка формируются высшие психические функции.

Высшая психическая функция обладает двумя главными свойствами – произвольностью и осознанностью. Развитие высших психических функций обеспечивается в процессе овладения средствами психической деятельности, в качестве которых выступают знаки. Знак представляет собой орудие, направленное на организацию поведения человека. Поэтому в знаке выделяется две стороны – материальная оболочка знака и значение. Общий ход развития состоит в том, что в силу материальности знака имеется возможность (реализуемая взрослым) помещения этого знака в поле взаимодействия ребенка и взрослого. В этом случае знак выступает как элемент этого поля. Однако логика оперирования знаком отличается от естественной (натуральной) логики организации этого ноля. Знак структурирует взаимодействие не по натуральным законам, а по законам культуры, что и позволяет в итоге сделать психические функции ребенка произвольными и осознанными. Наиболее важным знаком для Л. С. Выготского выступает слово.

Развитие любого психического образования, опирающееся на использование знаков, проходит ряд стадий. На первой (примитивной) стадии осваиваемая операция осуществляется так, как она сложилась на примитивных ступенях поведения. Ребенок как бы натурально воспринимает знак. Если, например, рассматривать развитие речи, то на этой стадии можно говорить только о доинтеллектуальной речи и, соответственно, о доречевом мышлении. Затем наступает вторая стадия, или “стадия наивной психологии”. Ребенок уже начинает использовать знак, но неадекватно. В области речевого развития эта стадия проявляется в том, что ребенок использует формы придаточных предложений (“потому что”, “так как”, “когда” и т.п.), но освоение логических операций, соответствующих этим формам, происходит значительно позднее. Третья стадия (стадия внешнего знака) характеризуется тем, что ребенок использует знак внешним образом. Например, это может быть счет на пальцах. В случае развития речи в качестве стадии внешнего знака выступает эгоцентрическая речь, которая адресована к самому ребенку и выполняет функцию планирования поведения. Затем наступает четвертая стадия (стадия вращивания), на которой внешняя операция уходит внутрь. В качестве примера можно привести счет в уме, логическую память. В области речи четвертой стадии соответствует внутренняя речь.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка великий новгород

Системная организация высших психических функций определяет строение развивающегося сознания ребенка. На каждом возрастном этапе определенная психическая функция выступает на первый план и организует смысловую систему всего детского сознания, что находит отражение в особенностях значений слов.

Давая оценку культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, следует отметить, что он основан не только на преобразовании базовой ассоциативной теории, но и на расширении пространства психологического знания за счет объединения социологической и собственно психологической точек зрения. Например, принцип дискретности, характерный для ассоциативной психологии, проявляется при анализе слова и образа. Кроме того, сама проблематика исследования мышления и речи заимствуется Выготским из ассоциативной психологической теории. Принцип сознательности выражается в том, что в понимании Л. С. Выготского психика и есть сознание, которое определяется системой высших психических функций.

Объединение социологии, уделявшей особое внимание коллективным, а не индивидуальным представлениям, и ассоциативной психологии позволяет Л. С. Выготскому сформулировать ряд новых принципов. В первую очередь это принцип структурности, противоположный принципу дискретности, который Выготский использует при анализе строения психики. Помимо этого следует назвать принцип опосредствования, т.е. представления психики с помощью средств (знаков). С этим принципом тесно связана идея интериоризации – развития по типу присвоения культурных средств. Принцип опосредствования закономерно приводит к таким понятиям, как социальная ситуация развития и зона ближайшего развития. С точки зрения теории Выготского, развитие понимается, с одной стороны, как саморазвитие (т.е. собственно процесс созревания), а с другой стороны, как внешне обусловленное развитие, связанное с взаимодействием ребенка и взрослого и процессом передачи культурных средств.

Все это существенно обогащает психологию в целом, в том числе детскую психологию. Поскольку теория Л. С. Выготского относится к теориям базового порядка, она выступает равномощной психологической теорией, как и ассоциативная психология, и обладает многими возможностями теоретического развития.

Одно из следствий, которое вытекает из подхода Л. С. Выготского, состоит в том, что все психологические теории детского развития могут быть разделены на две группы: теории, рассматривающие процесс развития ребенка естественным образом, т.е. натуралистические теории, и теории, рассматривающие психическое развитие не только как социально обусловленный процесс, но и как процесс опосредствованного развития. В этом случае именно взрослый выступает носителем средств развития, организатором социальной ситуации. Таким образом, взрослый ведет за собой развитие, формой которого выступает обучение. Подход Выготского оказывается принципиально выигрышным в сравнении с натуралистическими взглядами. Сама идея развивающего обучения ставит взрослого в принципиально иную позицию: взрослый становится не сторонним наблюдателем и аналитиком детского развития, а организатором и разработчиком этого процесса. Подход Л. С. Выготского открывает широкие перспективы как для анализа, так и для построения эффективных образовательных систем, позволяющих решать задачи развития творческой детской личности.

Высшая психическая функция – функция, формирующаяся при жизни индивида, обладающая произвольностью и осознанностью; возникает за счет освоения ребенком психических средств.

Закон детского развития – закономерность, согласно которой для каждого возрастного периода существует доминирующая психическая функция, которая развивается в первую очередь и обусловливает развитие других психических функций.

Зона ближайшего развития – область психических процессов, находящихся в стадии формирования. Поскольку всякая психическая функция первоначально выступает как функция, “передаваемая” взрослым ребенку, то зону ближайшего развития можно определить теми задачами, которые ребенок оказывается в состоянии решить с помощью взрослого.

Кризис развития – состояние, при котором возросшие психические возможности ребенка не соответствуют исходной социальной ситуации развития.

Новообразование – то новое в психическом и социальном строении личности, что впервые возникает на данном возрастном этапе и определяет психическую жизнь ребенка.

Психическое средство – орудие, направленное на овладение собственным поведением или поведением другого. В качестве такого орудия выступают знаки.

Системное строение сознания – подчинение всех психических функций доминирующей функции на конкретном возрастном этапе.

Социальная ситуация развития – характерные для данного возрастного периода отношения между ребенком и его социальным окружением.

Источник