Процесс развития ребенка дискретен или непрерывен
Введение
Переход из одного возраста в другой связан с изменением физических данных и психических характеристик человека, с перестройкой его организма и поведения. Каждый ребенок имеет свой путь развития, свои индивидуальные особенности.
Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен.
Согласно теории непрерывного развития — развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует.
Согласно теории дискретного развития — развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга.
На каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии.
Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период.
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
В работе мы рассмотрим основные теории периодизации развития.
Л.С. Выготский – проанализировал процессы психического развития ребёнка в разные возрастные периоды и разработал общую схему, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов.
Согласно этой схеме каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребёнка новообразование. Возникшее новообразование несёт в себе предпосылки разрушения данной социальной ситуации развития и назревания нового кризиса.
Д.Б. Эльконин – согласно его концепции смена стадий психического развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общества.
Выделил в детском возрасте шесть периодов, каждому из которых соответствует свой тип ведущей деятельности. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.
Ж. Пиаже – основной критерий – интеллект. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растёт, меняется и адаптируется к миру.
Различия между детьми и взрослыми обусловлены не только тем, что дети знают меньше, но и тем, что способ познания детей иной, чем у взрослых. Пиаже высказал предположение, что детям присущи некоторые когнитивные (мыслительные) ограничения. По мере того, как человек растёт и получает больше знаний, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Учёный выделил три главных периода в умственном развитии ребёнка, внутри каждого периода выделяется несколько стадий.
Все дети проходят периоды и стадии развития в определённой последовательности, каждая новая стадия основывается на предыдущей, и этот порядок является неизменным для всех.
Л. Колберг – автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы.
Рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.
Э. Эриксон – одно из центральных понятий теории Эриксона — идентичность личности.
Личность развивается благодаря включению в различные социальные общности (нацию, социальный класс, профессиональную группу и т.д.). Идентичность (социальная тождественность) определяет систему ценностей личности, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения. Идентичность формируется в юношеском возрасте, это характеристика достаточно зрелой личности. До этого времени ребенок должен пройти через ряд идентификаций — отождествления себя с родителями; мальчиками или девочками (половая идентификация) и т.д.
Еще одно важное положение теории Эриксона – кризисность развития. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. Эриксон выделил несколько стадий развития личности:
Возрастная периодизация детства, предложенная профессором психологии В.В. Зеньковским основана на рассмотрении влияния духовного начала в человеке на развитие души и тела. Определяя образ Божий в ребёнке как духовное начало его личности, он показывает, как по-разному проявляется эта «божественная искра» в каждом возрасте.
По мысли Зеньковского, смена возрастов связана именно с изменением проявлений зреющего духа. Источником развития является устремление духовного начала к выражению в материальной жизни человека, которая подчинена путям духа. В соотношении этих двух сфер в каждый период земной жизни и определяется неповторимая судьба каждого человека, его крест. В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости её, скрыт, однако и её крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Логика жизни связана не с внешними событиями, а с внутренними задачами, с духовной стороной жизни.
Период, предшествующий зрелости, Зеньковский называет детством и рассматривает его в широком смысле, захватывая юность. Характеристика каждого периода детства приводится Зеньковским в соответствии с тем, как развивается духовная жизнь в различные периоды детства.
Периодизация психического развития
Автор | Возраст | Особенности развития |
Кризисноворожденности. (0-2 месяцев) Младенческийвозраст (2 месяцев-1 год) | Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. | |
Кризис1 года.Раннеедетство (1-3 года) | Деятельность – «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь. | |
Кризис3 лет.Дошкольныйвозраст (3-7 лет) | Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам». | |
Кризис7 лет. Школьныйвозраст (8-12 лет) | Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. | |
Кризис13 лет.Пубертатныйвозраст(14-17 лет) | Чувство взрослости – ощущение своей личности, развитие самосознания. | |
Д.Б.Эльконин | Младенчество: от 0 до 1 года | Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение, личностное общение с взрослым внутри которого ребёнок учится предметным действиям. Мотивационно-потребностная сфера доминирует. |
Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет | Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, внутри которой ребёнок сотрудничает с взрослым в освоении новых видов деятельности. Преобладает операционно-техническая сфера. | |
Дошкольное детство: от 3 до 6-7 лет | Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра, внутри которой ребёнок ориентируется в самых общих смыслах человеческой деятельности, например, семейной и профессиональной. Мотивационно-потребностная сфера доминирует. | |
Младший школьный возраст: от 6-7 до 10-11 лет | Ведущая деятельность – учёба, дети осваивают правила и способы учебных действий. В процессе усвоения развиваются и мотивы познавательной деятельности. Но преобладает операционно-техническая сфера. | |
Подростковый возраст: от 10-11 до 13-14 лет | Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Воспроизводя межличностные отношения, которые существуют в мире взрослых людей, подростки принимают или отвергают их. В этом общении оформляются смысловые ориентации подростка на его будущее, на взаимоотношения с людьми, появляются задачи и мотивы дальнейшей деятельности. Мотивационно-потребностная сфера доминирует | |
Ранний юношеский возраст: от 13-14 до 16-17 лет | Ведущая деятельность – учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает. | |
Ж.Пиаже | Сенсомоторный период, от 0 до 1,5-2 года | Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения. Дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений – рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др. |
Дооперациональный период, от 1,5-2 до 6-7 лет. | Мышление с помощью представлений. В этом возрасте дети формируют понятия и пользуются символами, но делают это, опираясь на свой опыт. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм) и сосредоточиваться на одном отношении за раз (центрация). Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок вещи считает такими, какими их дает непосредственное восприятие. Например, он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. | |
Период конкретных операций, от 6-7 лет до 11-12 лет. | Возникновение элементарного логического рассуждения. Дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам. Мышление ребёнка на этой стадии учитывает иерархию классов – так «машина» это большая группа, внутри которой есть подгруппы «марок автомобилей», да и внутри этих подгрупп могут быть ещё более мелкие подгруппы. Логические операции успешно применяются к действиям с конкретными объектами | |
Период формальных операций, после 12 лет. | Формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт. | |
Л.Колберг | I. Предконвенционный моральный уровень. Стадии: 1 – ориентация на наказание и послушание. 2 – наивная гедонистическая ориентация. | Дети, обучающиеся в начальной школе, как правило, находятся на предконвенционном моральном уровне. Они ориентируются на авторитет, верят в абсолютность и универсальность ценностей, поэтому понятия добра и зла они перенимают от взрослых. 1. Страх перед правом силы. До 7 лет – страх наказания. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ. |
II. Конвенционный моральный уровень. Стадии: 3 – ориентация на поведение хорошего девочкимальчика. 4 – ориентация поддержания социального порядка. | 13 лет – стыд перед окружающими людьми. 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп. | |
III. Послеконвенционный моральный уровень. Стадии: 5 – ориентация социального соглашения. 6 – ориентация на универсальные этические принципы. | Переход к третьему уровню морального развития, для наиболее быстро развивающихся детей бывает в 15-16 лет. 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей. | |
Э.Эриксон | от 0 до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия) | Возникает доверие или недоверие к миру. При прогрессивном развитии личности ребенок «выбирает» доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряжённости внутренних органов, нормальной работе кишечника. Ребенок, с доверием относящийся к миру, без особой тревоги и гнева переносит исчезновение из его поля зрения матери: он уверен, что она вернется, что все его потребности будут удовлетворены. Младенец получает от матери «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок. В это время ребенок как бы «вбирает» в себя образ матери – это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности. |
от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия) | Резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость, возрастает чувство самостоятельности. Родители ограничивают появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. | |
от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия) | Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, быстро учится всему, приобретает новые обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Когда поведение ребенка становится агрессивным, инициатива ограничивается, появляются чувства вины и тревожности; таким образом закладываются новые внутренние инстанции — совесть и моральная ответственность за свои действия, мысли и желания. | |
от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия) | Предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. | |
от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст) | Период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, завершение этого этапа жизненного пути приводит к формированию идентичности. Объединяются все предыдущие идентификации ребенка; к ним добавляются новые, поскольку повзрослевший ребенок включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют юноше решить задачу самоопределения, выбора жизненного пути. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность идентичности. Она связана с желанием как можно дольше не вступать во взрослую жизнь, с состоянием тревоги, чувством изоляции и опустошенности. | |
В.В.Зеньковский | Раннее детство (0-6 лет). | В раннем детстве дитя свободно, но ещё не ответственно, это как бы прообраз святости, которая свободна, но безответственна ввиду полной связи с Богом. Дитя медленно, шаг за шагом овладевает своим телом, приобретая тем волевой опыт, раскрывающий перед ним путь свободы. Овладение физическими навыками в раннем детстве, развитие интеллекта, овладение культурным наследством создают условия дальнейшего развития в эмоциональной сфере ребёнка. Разобраться в своих чувствах ребёнок ещё не может. Огромное значение в душевной работе ребёнка принадлежит воображению, с этим связано центральное явление в раннем детстве ребёнка – игра. В игре дитя устремлено к реальности, но свободно от её давления, – и это важно для того, чтобы первая в жизни человека деятельность носила характер свободного творчества, помогающего проникать в смысловую сферу происходящего. |
Второе детство (7-11 лет) | В этом возрасте происходит духовный поворот к миру. Наступает пора реализма, трезвости, пора приспособления к миру и людям. Духовная жизнь в этот период становится более определённой и понятной ребёнку через моральную сферу. Ребёнок воспринимает идеи и представления о «законе», «норме», «долге». В этом возрасте оформляются моральные идеи и правила. Перемещение духовных интересов к миру отражается на творчестве детей, оно становится более схематичным и менее образным, «поток творчества входит в определённые берега». Вся устремлённость ребёнка к тому, что «нужно» делать, в наслаждении в приспособлении, послушании и следовании авторитетам, в «радостном отказе от случайностей своих моральных выдумок в пользу правил и идей, воплощаемых в ярких героических образах». | |
Отрочество (12-16 лет) | Напитавшись «погружением» в порядок природы, социальной и моральной жизни, ребёнок испытывает порой некоторое телесное и психическое увядание. Ослабевает память, внимание, отходят прежние интересы, происходит отторжение от всего того, чего хотят окружающие. Так начинается беспокойная и противоречивая пора полового созревания. В этом периоде растущий человек по-новому обращается к своему внутреннему миру. Душа вновь осознаёт себя перед лицом безграничной перспективы, которая, в отличие от раннего детства, осознаётся уже не вне, а внутри самого человека. В этом обращении к своему внутреннему миру подросток может одинаково выказать как начатки страстных порывов к самопожертвованию, так и проявления неприкрашенного эгоизма. | |
Юность (после 16 лет) | Последний возраст детства, синтетически соединяющий все предыдущие периоды, с тем, чтобы дать возможность личности вступить в фазу зрелости. В этот период происходит единение внешних увлечений и внутреннего вдохновения, энтузиазма и доверчивого отношения к миру и людям. Вдохновение юности, по его мысли, есть художественный замысел, предваряющий творческую работу. Кдетству период отнесён в связи с тем, что юность ограничена, и редко сознаёт, чем на самом деле живёт её душа. В этой духовной слепоте обнаруживается несовершенство юности и трагическая неустроенность человека, общая повинность греху. |
Список используемой литературы
выготский периодизация психолог возрастной
1. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В.Зеньковский. – М.: Академия, 1996. – 346 с.
2. Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А.Кураев, Е.Н.Пожарская. – Ростов-на-Дону: РГУ, 2002. – 146 с.
3. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е.Сапогова. – М.: Аспект пресс, 2001. – 460 с.
4. Хухлаева О.В. Психология развития. Молодость, зрелость, старость / О.В.Хухлаева. – М.: Академия, 2006. – 208 с.
Источник