Процесс развития ребенка детская педагогика

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого

собственной деятельностью,

собственными силами,

собственным напряжением.

А. Дистервег

Человек не может жить один.

Высшее счастье и радость человеческая –

общение с другими людьми.

В.А. Сухомлинский

Глава 6. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

Развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования и обучения, если его деятельность основана на глубоком понима­нии возрастных этапов развития человека.

Великие педагоги прошлого придавали возрастному подходу в воспитании и обучении большое значе­ние. «Учитель подобно ремесленнику должен знать качества, свойства человека, которого он формирует» (Я.А. Коменский). «Прежде чем учить ребенка, нужно знать его во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).

Воспитатель добьется успехов в воспитании и обу­чении дошкольников, если будет знать этапы возраст­ного развития детей, видеть их внутренний мир, пони­мать их отношения, взгляды, суждения, переживания, чувства.

Критериями возрастного развития являются ана­томические, физиологические, психологические, педа­гогические, физические показатели состояния организ­ма ребенка.

Анатомические показатели: развитие костной, мышечной, нервной, мозговой, сердечно-сосудистой, половой систем организма.

Физиологические показатели: деятельность орга­нов дыхания, кровообращения, внутренних желез, нервной системы и др. Воспитатель должен знать, что у детей при однообразной работе понижается актив-

ность нервных клеток, наступает торможение, что при­водит к быстрой утомляемости, пассивности.

К психологическим критериям возрастного разви­тия относятся особенности’ощущения, восприятия, пред­ставлений, памяти, воображения, внимания, мышления, речи, темперамента и характера, навыков и умений, а также других психологических черт и свойств личнос­ти. Например, ведущей формой познавательной актив­ности шестилетнего ребенка является чувственное по­знание, конкретно-образное мышление. Это нужно учитывать при определении содержания и методов обу­чения дошкольников и первоклассников.

Физические показатели для каждого возрастного периода не являются постоянными, они относительны и изменяются в зависимости от социальных и природ­ных условий жизни ребенка, а также иных причин, например, акселерации. К этим показателям относят­ся: рост ребенка, масса, объем грудной клетки, сила мышц, двигательные умения и др.

Педагогические критерии возрастного развития характеризуют возможности воспитания, образования и обучения в разные периоды жизни ребенка.

В возрастной периодизации развития человека используется весь комплекс названных выше показа­телей. Некоторые показатели являются ведущими в данном возрастном периоде, другие зависимы. Так, в период новорожденности ведущими являются показа­тели физического состояния ребенка. Психологические и педагогические критерии являются ведущими в ха­рактеристике детей дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика возрастных периодов

Период новорожденности

Новорожденный ребенок– от рождения до 1 – 2 месяцев. Воспитание в этот период преимущественно сводится к заботе о физическом развитии ребенка, о его здоровье.

Правильно организованное питание, закаливающие процедуры, соблюдение режима сна и бодрствования, гигиенически целесообразная одежда – основы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Однако уже в этот период ребенок начинает контакти­ровать с окружающим миром посредством ощущений: обонятельных, зрительных, слуховых, кожных, двигатель­ных. Особенно развиты сосательный, ориентировочный, хватательный рефлексы, т.е. те, которые обеспечивают, его преимущественно органические потребности. Поэто­му не менее важной задачей воспитания в этот период является создание условий для активного функциони­рования органов чувств. Это обеспечивает развитие нервной системы, мозга, будет способствовать формиро­ванию познавательных процессов. Быстрее развивается тот ребенок, которому обеспечен контакт с многообрази­ем действующих на него раздражителей: речевых, зри­тельных, музыкальных, двигательных, слуховых – при условии, что эти раздражители вызывают эмоционально положительную реакцию.

К 2 – 3 месяцам у ребенка появляется особая эмо­ционально-двигательная реакция на взрослого, которую называют «комплекс оживления». Ребенок совершает активные движения руками и ногами, улыбается, про­износит звуки. С этого момента ребенок вступает в другой период своего развития – младенческий. Мла­денческий возраст – с 2 – 3 месяцев до года. В этом периоде ребенок научается держать головку, садиться, ползать, принимать вертикальное положение, соверша­ет первые шаги. Активно формируются психологичес­кие процессы и свойства личности. Ребенок тянется к предмету, пытается схватить игрушку. Движения его становятся более координированными, что приводит к простейшим манипуляциям с предметами. Ребенок бро­сает предмет или игрушку, потряхивает, постукивает, тем самым знакомится с его свойствами, признаками. Мир предметов и игрушек выступает как независимый от него. Он стремится познать этот мир. Возникает пред­метность и константность восприятия.

Важнейшим новообразованием в этом возрастном периоде является речь. Первые слова ребенка вводят его в контакт с окружающим миром, переводят позна­ние на более перспективный, хотя и более противоре­чивый и трудный уровень. Механизмы речи формиру­ются в течение всего первого года жизни.

Воспитывающее, образовательное, обучающее влияние на ребенка в этот период оказывают действия с предметами, игрушками, общение со взрослыми и совместная деятельность. Ребенок овладевает умени­ями слушать, видеть, наблюдать, запоминать, действо­вать. Ему свойственны подражательность, копирова­ние действий взрослых; Возникает предметное мышление. В младенческом возрасте формируются предпосылки для всестороннего развития личности. Смысл воспитания сводится к тому, чтобы обеспечить возможности такого развития и создать условия для реализации этих возможностей.

Раннее детство

Раннее детство– от года до 3 лет. В этот период происходит качественный скачок в развитии и форми­ровании личности ребенка. Речь становится ведущим фактором духовного становления личности, расширяя границы познания и общения. Забота о развитии речи ребенка – важнейшая задача воспитания в этот пери­од, так как речь ребенка развивается не спонтанно, а в результате внешних воздействий, контактов. Харак­тер общений существенно влияет на количество и раз-, нообразие слов ребенка, технику речи, формирование потребности говорить, слушать, понимать.

В этом возрасте закладываются основные черты характера. Отношения, складывающиеся с родителя­ми и другими взрослыми, со сверстниками, способству­ют пониманию того, что можно делать, а чего нельзя. В общении, в поведении, в разнообразных видах дея­тельности ребенок уже в этом возрасте усваивает мо­ральные нормы. От организации поведения и деятель­ности ребенка зависит содержание тех моральных требований и норм, которыми он овладеет.

Первые признаки самостоятельности в поведении, в действиях, выражающиеся в желании действовать по своей инициативе, являются основой формирования воли, работоспособности, трудолюбия. И если слепая любовь родителей ведет к подавлению этих рождаю­щихся качеств, если ребенок говорит «я сам», а его продолжают одевать, раздевать, кормить и т. д., то не­избежно возникают капризы, непослушание, лень, раздражительность, неуверенность. И это трудно в буду­щем исправить.

Забота родителей и воспитателей состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю деятельность в этом возрасте, многообразие форм общения и позна­ния, способствуя проявлению инициативы и самосто­ятельности. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится личностью, выделяет себя из окружающе­го мира; у него закладываются все те качества, кото­рые характерны для взрослого человека. Поэтому некоторые психологи утверждают, что середина пути развития человека от момента рождения до взросло­го – трехлетний возраст.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст– от 3 до 6 – 7 лет. В этот период деятельность анализаторов, развитие представ­лений, воображения, памяти, мышления и речи в ком­плексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуж­дений. Дошкольник стремится представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он склонен расце­нивать как реальность. Дошкольник будет умственно более развит, если его научили обобщать и системати­зировать чувственные образы предметов окружающе­го мира. Он легко и свободно запомнит созвездия, названия и виды растений, животных, птиц, насекомых, если их показать ребенку в реальной природе.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы до­школьных образовательных учреждений предусматри­вают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех ва­риантах программ самое серьезное внимание обраща­ется на игровую деятельность дошкольника.

Игра – лучшее средство удовлетворения его ин­тересов и потребностей, реализации его замыслов, же­ланий, стремлений.

Через игровую деятельность ребенок познает нрав­ственные требования, учится общению со сверст­никами, овладевает трудовыми умениями и навыками.

Часто в ходе игры проявляются такие качества ребен­ка, как жадность, эгоизм, агрессивность. Поэтому ес­тественно, что игрой детей надо умело управлять и направлять ее в нужное русло.

Дошкольное детство делится на младший дошколь­ный возраст (3–5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Одна из задач в работе с дошкольниками, особен­но 5–7 лет, – разрешение противоречий между же­ланиями ребенка и его реальными возможностями. Здесь и играет важную роль сюжетно-ролевая игра. Здесь для воспитателя важно поддерживать и направ­лять самодеятельную игру детей. Именно в таких играх развивается умение планировать игру, разрабатывать ее замысел, устанавливать правила игры. Все это впо­следствии благоприятно скажется в становлении ре­бенка как ученика.



Источник

Миюсская Лидия Захаровна

Воспитатель ГДОУ № 24

Приморского района г.Санкт-Петербурга

Дошкольная педагогика и ее функции

В данной статье описывается дошкольная педагогика как наука, ее функции и влияние на формирование и развитие дошкольника

      Развитие и воспитание каждого маленького человека должно начинаться с первых лет жизни, ведущая роль в которых принадлежит дошкольным образовательным учереждениям – первой ступени образования.

      Детство – это этап в развитии человека, предшествующий взрослению, характеризующийся как интенсивным ростом организма, так и активным формированием высших психических функций. Дошкольное детство – это особенный период развития личности, когда формируется не только психическая жизнь ребенка, но и отношение к окружающему миру, а также внутренняя регуляция его поведения. Сделав уже первые шаги, малыш совершает открытия. Ознакамливаясь с окружающими предметами, действуя ими, рассматривая их, прислушиваясь к издаваемым ими звукам, маленький открыватель познает их свойстава и качества, что формирует наглядно-действенное и нагладно-образное мышление.

      Дошкольная педагогика – это многосторонний, многозначный, многофункциональный термин, под которым понимается отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания, начального обучения детей в возрасте, который предшествует школьному образованию; это наука о воспитании, обучении, образовании детей с первых лет жизни до поступления в школу; это особенная область общественной жизни, определяющаяся своеобразием возраста детей и отношением общества, вцелом, к детям данного возраста.

      Новейшая дошкольная педагогика изучает процесс воспитания и обучения, его задачу, цели, содержание, формы организации, методы, приемы и средства их осуществления, а также влияние этого процесса на развитие ребенка и формирование его личности. Кроме практической функции, дошкольная педагогика выполняет и прикладную функцию, разрабатывая новые, более совершенные программы, методы воспитания и обучения. Дошкольная педагогика, связанная с требованиями современного общества, является социальной наукой. Также велика прогностическая роль педагогики в формировании дошкольного образовательного процесса.

      Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до школы.

      Выделяются закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональноые особенности; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

      В дошкольном возрасте у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений. Двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной. Значительно повышаются физические и умственные способности.

      Умственное развитие характеризуется очень высоким темп. В этом возрасте происходит совершенствование чувственных, наглядных способов познания. Основными формами мышления у ребенка являются наглядно-действенное и наглядно-образное. Начинается формирование основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и пр. Развивается словесно-логическое мышлению. Формируются и совершенствуются познавательные процессы: память, восприятие, внимание. Умственная деятельность ребенка преобразуется из игровых интересов к познавательным, когда ребенок обучается умению принимать решения или ставить задачи, находить способы их решения, оценивать результаты

      Дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи, когда обогащается словарь, формируется правильность произношения звуков, развивается связная речь.

       Ведущая деятельность дошкольника – игра, являющаяся своеобразным способом переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре проявляются особенности мышления ребенка, его эмоциональнные и характериологические особенности, воображение и т.д. Игра является социально значимым процессом, так как осуществляемое в процессе игры общение со сверстниками формирует у ребенка навыки взаимодействия с социумом. Ребенок учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с ролью, оказывать помощь другим участникам и т.д.

      Кроме игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности, направленность которых обуславливает возросший уровень физического и умственного развития.

      В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

      Предметом дошкольной педагогики является процесс воспитания и всё, что с ним связано – закономерности, противоречия отношений, технологии организации и осуществления воспитательного процесса, которые определяют развитие личности ребёнка: средства, содержание, методы воспитания и обучения.

      Основными категориями дошкольной педагогики являются: воспитание, развитие, формирование, обучение.

      Воспитание – это целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности маленького человека.

      Развитие – это процесс количественных и качественных изменений, которые происходят с возрастом и осуществляются под руководством взрослого.

      Обучение – это целенаправленный, специально организованный процесс непосредственной передачи опыта поколений, знаний, навыков, умений во взаимодействии педагога и ребенка.

      Формирование – процесс развития личности под влиянием внешних воздействий, а именно, воспитания, обучения и социальной среды в целом.

      В новейшей истории дошкольной педагогики, кроме основных категорий, вводится понятие субкультура детства, характеризующая особую систему бытующих у современных детей представлений о мире, его ценностях, которая проявляется во взаимоотношениях со сверстниками, играх, рисунках, размышлениях, разнообразных видах детского фольклора и творчества.

      Сущность деятельности дошкольного педагога выделяет ряд определенных профессиональных функций, выполнение которых обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса.

      Развивающая функция, являющаяся ведущей в деятельности педагога, сама объединяет ряд функций: – познавательную, исследовательскую, информационную, побудительную.

      Конструктивно-организаторская функция, направленная на организацию педагогического процесса, обеспечивающую его максимальную эффективность, а именно, планирование педагогического процесса, подбор материала, методов, приемов, средств для педагогической деятельности.

      Диагностическая функция, направленная на определение состояния воспитуемых и корректировки педагогического процесса в целях определения правильной стратеги и тактики воспитательно-образовательной работы.

      Координирующая функция, нацеленная на согласование содержания и направленности педагогического воздействия на ребенка, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания.

      Коммуникативная функция, проявляющихся в умении быть в общении с детьми доброжелательным, тактичным, приветливым и вежливым, тем самым давая детям образец для подрожания.

      Преобразовательная функция, которая требует от педагога проявления творческого подхода к организации любого учебно-воспитательного процесса.

      Неприменным условием построения оптимального учебно-воспитательного процесса в любом дошкольном образовательном учреждении является реализация всех педагогических функций в совокупности, что поможет ребенку вырасти в гармонически развитую личность, способную реализовать все свои возможности.

Список используемой литературы

1.Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Изд-во «Просвещение», 1983.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А Куликова – М., 2000.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб, 1997.

Источник