Процесс наблюдения в психическом развитии ребенка

Процесс наблюдения в психическом развитии ребенка thumbnail

Роль наблюдений в развитии детей дошкольного возраста.

Роль и значение наблюдения как метода познания, используемого в дошкольном образовательном учреждении, определяется особенностями детского восприятия и мышления. Накопление дошкольниками информации, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта происходит прежде всего в ходе непосредственного восприятия различных явлений и объектов рукотворного мира, природы и социума. Основными инструментами, способами восприятия являются манипулирование, рассматривание и наблюдение, а итогами- представления (образы воспринятого) и опыт взаимодействия с окружающим миром. От яркости образов и осознанности представлений во многом зависит их дальнейшее включение в систему знаний, значение в практической и познавательной деятельности детей.

Как писал В. Сухомлинский «Прежде чем давать знания, надо научить ребенка думать, воспринимать, наблюдать».

Наблюдением в детском саду нередко называют родственные ему виды деятельности – созерцание, рассматривание, экспериментирование. Для того, чтобы правильно организовать каждый из них, педагогу необходимо четко понимать общие и различающиеся моменты в их содержании и назначении, знать возможности использования в разных возрастных группах.

Созерцание, рассматривание и наблюдение построены на визуальном контакте ребенка с неким явлением или объектом, не предполагают их преобразования, изменения свойств. Каждый из этих видов деятельности связан с эмоционально-эстетической сферой детей. Но если для созерцания пробуждение эмоционального отклика и эстетических впечатлений, является основной задачей, то организация рассматривания и наблюдений в ДОО преследует другие цели.

Рассматривание организуется как вариант познавательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста. Его цель- выявить характерные особенности внешнего вида растений, грибов, животных. Можно рассматривать реальные объекты, их модели и изображения. Организуя рассматривание педагог привлекает внимание дошкольников к определенным существам или предметам и помогает запомнить. Наблюдение- это целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. В образовательном процессе наблюдение позволяет решать и другие задачи : развитие у дошкольников наблюдательности, познавательных потребностей.

Цель наблюдения- формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений. Таким образом, возможности наблюдения много шире, чем потенциал рассматривания.

Очень важна правильная организация наблюдения, соответствующая логике его использования как метода познавательно- исследовательской деятельности, имеющего определенную структуру.

Цель. Как и у всех видов деятельности и форм их организации у наблюдения должна быть цель. Оптимальным является возникновение цели из познавательных потребностей детей. Роль взрослого состоит в том, чтобы помочь четко сформулировать на их основе цель.

Мотив. Дети дошкольного возраста любознательны, но познавательный мотив не всегда является для них доминирующим. Мотивом включения в наблюдение могут быть интригующий вопрос, игровая ситуация, эмоциональный отклик на слова или действия педагога или персонажа.

План. В старшем дошкольном возрасте воспитателю необходимо учить детей составлять план наблюдения, решения познавательной задачи. В подготовительной группе он составляется с учетом необходимости соблюдения правил безопасного для человека и природы поведения.

Осуществление наблюдения. Особенности данного этапа связаны с тем, какая разновидность наблюдения организуется.

Подведение итогов. Главным результатом наблюдения как метода познания становится достижение цели, нахождение ответа на поставленный вопрос.

Содержание наблюдений.

Каждое наблюдение состоит из 3-х структурных компонентов, функции которых различны.

1) Начало наблюдения. Задача данного этапа- концентрация внимания детей. В конце данной части воспитатель ставит цель наблюдения.

2) Основная часть. Задача данного этапа- обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения. Основная часть наблюдения должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать длительным пояснением или рассказом.

3) Завершение наблюдения. Задача данного этапа- подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний. Завершающий этап должен быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении.

Классификация наблюдений.

По продолжительности наблюдения делятся на кратковременные и длительные. Кратковременные или распознающие наблюдения используются для формирования у детей представлений о разнообразии объектов живой и неживой природы. Они позволяют сделать как бы фотоснимок, выявить состояние объекта в определенный момент. Длительные наблюдения проводятся с целью выявления особенностей роста и развития растений, ознакомления с сезонными изменениями в живой и неживой природе, с жизненными циклами растений и животных. Чтобы отследить происходящие изменения организуется серия наблюдений, по итогам каждого этапа фиксируются результаты : выполняются рисунки, создаются модели, делаются фотографии. Это позволяет выявить произошедшие изменения, на основе последовательности рисунков составить рассказ. Длительные наблюдения способствуют развитию наблюдательности, умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста рефераты

По форме организации наблюдения делятся на индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

По степени активности : по инициативе воспитателя или по инициативе детей.

По этапам усвоения знаний : на первичные, повторные, сравнительные и итоговые.

По характеру познавательных задач на распознающие и воссоздающие. Воссоздающие- это восстановление картины целого по отдельным признакам. Распознающие- это формирование представлений о разнообразии растений, животных, объектов живой и неживой природы.

Виды наблюдений :

1) Наблюдения за окружающим (неживыми предметами) .

2) Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники) .

3) Наблюдения за транспортом (младшая и средняя группы- на территории д/с, старшая, подготовительная группа- экскурсия) .

4) Наблюдения за живым объектом.

5) Наблюдения за трудом взрослых (младшая и средняя групп- на территории д/с, старшая и подготовительная-экскурсия) .

Специфика организации наблюдений в разных возрастных группах определяется особенностями психических процессов, уровнем познавательной деятельности.

В младшей группе дети уже могут по итогам рассматривания или распознающего наблюдения ответить на вопросы педагога, назвать характерные признаки и действия объекта наблюдения, сравнить два объекта. После наблюдения целесообразно продумывать формы работы, позволяющие систематизировать и выразить полученные впечатления, стабилизировать эмоциональное состояние дошкольников.

В средней группе дети обладают некоторым запасом представлений о природе, мире предметов. Дети пятого года жизни принимают задачу. Поставленную воспитателем, могут сконцентрировать внимание на любом объекте, сравнивать два объекта, опираясь на вопросы воспитателя. В этом возрасте могут быть организованы длительные наблюдения.

В старшей группе дети способны не только воспринимать поставленную задачу наблюдения, но и самостоятельно ставить ее, намечать элементарный план наблюдения и следовать ему. Объект рассматривается не отдельно, а в системе связей с окружающим миром. Большое внимание необходимо уделять формированию умения устанавливать связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания.

Наблюдения в подготовительной группе должны отвечать стремлению детей седьмого года жизни к обобщению. Основными задачами наблюдения становятся формирование элементарных обобщающих понятий. Педагогу необходимо выбрать материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки, выявить общие закономерности. Таким образом в старшем дошкольном возрасте наблюдение используется как адаптированный научный метод познания.

Источник



В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Ключевые слова: исследование, психология, наблюдение, интерпретация, навыки, общение.

Дети дошкольного возраста — самые уязвимые в плане воздействия на психику. Путем многочисленных исследований было установлено, что в сознании детей до шести лет прочно отпечатывается всё то, что происходит вокруг них, весь его позитив, и, наоборот, негатив. Это возраст, когда ребёнок начинает осознавать в себе первые признаки будущей личности, когда начинается проглядывать сущность, из которой складывается в будущем тип его характера. Так как это ещё ранний возраст, имеется возможность для того, чтобы помочь ребёнку перебороть в себе негативные наклонности, которые в будущем могут создавать определённые трудности для становления его характера, в свете которой ребёнок мог бы вырасти во всесторонне развитую личность. Как известно, в современном обществе ребёнок имеет возможность посещать детские дошкольные учреждения, общаться со сверстниками и через игры с ними самовыражаться. Ребёнок в таких учреждениях чему-то учится у своих друзей и в свою очередь делится с ними своими сокровенными желаниями и мыслями.

Читайте также:  Карточки для развития ребенка дикие животные

В современных детских садах последнего поколения, в штате сотрудников обязательно присутствие детского психолога. Какие задачи перед собой ставит, работая с различными детьми, входящими в разные группы данного учреждения? Детский психолог ставит целью наблюдение за психологическим состоянием детей и замечать малейшие изменения или отклонения в его развитии. Для этого в его арсенале имеются много различных методов и подходов.

Одним из таких методов является метод наблюдения. Он имеет некоторые преимущества. Психика ребёнка, его изучение- всё это является сложной задачей для учёных, а также воспитателей. Средствами такого исследования выступают определённые пути отбора научных фактов, которые потом служат предметом теоретического анализа. Исследователь, который выбрал для своей деятельности метод наблюдения, должен меть охватывать своим изучением весь психический факт, раскрывая внутреннее «Я» наблюдаемого объекта. Наблюдатель может отметит вербальные и невербальные проявления поведения, действия, движения, мимические реакции ребёнка, в которых преимущественно и выявляются (уточняются) психические явления (процессы, состояния, свойства). Эти внешние проявления являются как бы показателями внутренних процессов, влияющих на психологическую составляющую наблюдаемого объекта, в данном случае воспитанника детского дошкольного учреждения.

Надо особо отметить, что метод наблюдения является ведущим в дошкольной психологии, он предусматривает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.

Наблюдатель должен уметь тщательно планировать своё исследование: определяется его цель, гипотеза, схема проведения, критерии отбора фактов. Как показывают исследования, дети в возрасте с трёх до семи лет наиболее удобны в плане наблюдения, потому что они в это время доверчивы и открыты по отношению к исследователю, они не осознают своей роли как испытуемых. Они воспринимают исследование как обычное общение, беседы не обременительные для детского восприятия. Кроме всего этого, пока ещё не совершенное самосознание и жизненный опыт ребёнка отмечаются ограниченными возможностями, которые не позволяют полностью понять свою роль испытуемых.

Наблюдение может иметь несколько видов:

– полное и частичное;

– включенное и выключенное.

Полное наблюдение предполагает исследование всех психических проявлений характера испытуемого ребёнка. При полном наблюдении характер детей изучается всесторонне, и выводы делаются на основе обобщения всех полученных результатов. Частичное же наблюдение предполагает под собой исследование одного из психических проявлений, это может быть речь ребенка или его поведение во время игры. Наблюдатель может стать членом группы детей и взаимодействовать с ними, одновременно наблюдая, или находиться вне детской деятельности, наблюдая за ними извне. Исследователь фиксирует внешние проявления детской психики. Эти проявления отмечаются своим богатством и рискованностью. Важно, чтобы во время наблюдения ребёнок вёл себя свободно и непринужденно, занимался привычными для него делами, что облегчает для исследователя вопрос получения разносторонних и достоверных фактов для создания целостного представления о психологическом состоянии конкретного ребёнка или детской группы. Вместе с этим важно отметить, что на результаты и выводы исследования, на его объективность значительно влияет позиция самого исследования. Важно понять, что первое попавшее проявление не может быть интерпретировано как закономерное и устойчивое. Для того, чтобы не допускать такой ошибки, наблюдения нужно проводить систематически. Потому что в данном процессе перед наблюдателем встает много разнообразных фактов, в этом случае исследователь должен владеть навыками отделения характерного и существенного от случайного или второстепенного.

Систематичность наблюдения позволяет раскрыть истинные причины поведения испытуемого ребёнка. Важно отметить то условие, что для получения объективных результатов наблюдения важно, чтобы исследователь занимал непредвзятую позицию по отношению к испытуемому. Он должен по возможности максимально освободиться от социальных стереотипов, которые могут помешать ему правильно воспринимать и интерпретировать полученные психологические факты и положения. Очень важно также избавиться от лишнего эмоционального отношения к ребенку: положительного, или наоборот, отрицательного. Потому что, общеизвестен тот факт, что ребенок, который вызывает у взрослого в данном случае исследователя, симпатию, оценивается им более снисходительно, чем те дети, которые таким качеством не обладают. Чтобы избежать субъективизма, необходимо свои впечатления чётко разделять с фактами, выводы всегда подтверждать доказательствами. Объективность исследования можно повысить, применив приём, который называется «Стереоскопичностью взгляда» на ребенка, который предусматривает обращение к мнению родителей и других взрослых, работающих с детьми.

Читайте также:  Развитие личности ребенка серия книг

Процесс наблюдения за поведением дошкольника требует от исследователя достаточно сложных навыков, в частности, при выполнении задании фиксации проявлении детского поведения в различного вида протоколах. Одной из возможных форм ведения протокола является «Фотог8рафическая запись», которая дает возможность подробно описывать мимические, пантомимические проявления эмоции со стороны наблюдаемых детей; оно имеет возможность довольно, без изменений передавать речь ребенка в прямой форме, отличать паузы, интонации, силу голоса и его темп. Запись детально отражает все операции, из которых состоят действия ребенка. Данный метод раскрывает перед исследователем целостную картину ситуации, поэтому в данном случае возникает необходимость отмечать в протоколе реплики и действия взрослых, сверстников, направленных на наблюдаемого ребенка. Специальные навыки требуются и для обработки полученных сведений, отмеченных в протоколе наблюдения. При этом необходимо широко использовать математическую оставляющую обработки полученных результатов. Как видим, метод наблюдения имеет ряд преимуществ при изучении психического состояния ребенка. Известно очень много случаев, когда при использовании данного метода были обнаружены много психологических проблем, влияющих угнетающе на неокрепшую еще психику ребенка дошкольного возраста. Например, наблюдая за поведением ребенка в процессе общения с другими детьми можно многое узнать о психологическом климате, который царит у него дома, о нравственном или культурном воспитании людей его семьи, и прежде всего, его родителей. Ребенок старается копировать не только их привычки, движения, но даже его своеобразную технику речи и речевые обороты, применение которых в данной семье уже давно является чем то объединенным. Также наблюдатель может судить об насилии агрессии, которая была применима по отношению к наблюдаемому ребенку. Это, конечно же, вовремя выявленное явление, может существенно облегчить жизнь ребенку. Важно при этом помнить, что дети в таких случаях предпочитают, чтобы о проблемах, имеющих место быть в его семье, не знали другие. Значит, исследователь должен быть максимально осторожен в своих действиях, создать вокруг проблемы ребенку такую ситуацию, при которой ребенок не стал бы чувствовать себя виноватым в том негативном положении, в котором окажут все его близкие и родные люди после обнаружения и предания огласки семейных проблем.

Как было отмечено выше, метод наблюдения за детьми подразумевает проведение исследования в привычной для ребенка среде, когда ни что не может заставить покинуть зону душевного комфорта. Но, данный метод допускает создание искусственной ситуации, которая необходима для получения целостной картины характера испытуемого ребенка. Потому что, некоторые жизненные ситуации в жизни повторяются очень редко, и если его воспроизведение важно для исследования, то оно обязательно повторяется.

Конечно, метод наблюдения может иметь и некоторые недостатки. Он может замедлять отбор значительного по объему фактического материала, поскольку одновременно удается наблюдать только за одним ребенком или небольшой их группой (2–5 человек). При наблюдении исследователь занимает пассивную и выжидательную позицию, потому что данный метод не подразумевает вмешательство в детскую деятельность, не может вызвать нужное ему психическое явление, это также может замедлять динамику исследования. Именно в детской психологии наряду с методом наблюдения широко применяются и другие различные методы исследования. Все они направлены на то, чтобы максимально точно изучить детскую психику во всех его проявлениях с тем, чтобы в нужный момент помочь ребенку правильно ориентироваться в жизненных ситуациях, которые могут возникнуть на заре его жизни.

Основные термины (генерируются автоматически): метод наблюдения, ребенок, испытуемый ребенок, детская деятельность, детская психология, детский психолог, дошкольный возраст, наблюдаемый ребенок, полное наблюдение, речь ребенка.

Источник