Процесс физиологического созревания и развитие ребенка и их влияние

Процесс физиологического созревания и развитие ребенка и их влияние thumbnail

Период полового развития мальчиков и девочек: этапы созревания

Процесс физиологического созревания и развитие ребенка и их влияние

Генетически заложенные особенности организма проявляются ещё в младенчестве. Мальчики и девочки дифференцируются не только по половым органам, но и по манере поведения, внешнему облику.

Когда наступает половое созревание, подобные различия становятся очевидными, поскольку в переходный период организм находится под интенсивным гормональным воздействием.

Описание

Половое созревание – процесс активного функционирования половых желёз, который приводит к преобразованию половых органов. Начинают проявляться вторичные половые признаки.

Данное явление характеризуется серьёзными трансформациями в эндокринной системе, которые влияют на деятельность как нервной, так и сердечно-сосудистой системы. Результатом подобных преобразований организма становится начало стадии физиологической зрелости.

Второе название процесса – пубертатный период, который у каждого ребёнка проходит индивидуально. Однако в основе данного этапа единый механизм. Первые признаки полового созревания проявляются в виде пигментации гениталий, появления волосяного покрова в области лобка.

У девочек возраст полового созревания наступает в среднем в 13 лет, что на пару лет раньше, чем у мальчиков. Время вступления подростка в пубертатную фазу зависит от таких факторов, как:

  • пол ребёнка;
  • национальность;
  • условия жизни и питания;
  • климат.

Когда половое созревание наступает, существенные перемены поведения и трансформации во внешности затрагивают всех подростков.

Подобные изменения неизбежны и естественны, ведь они дают возможность продолжить род в будущем.

Когда начинается созревание у мальчиков, первыми симптомами взрослости считаются поллюции, у девочек – менструация.

Активная гормональная выработка вызывает выраженное ухудшение характера: подросток становится агрессивным, вспыльчивым, замкнутым. Помимо этого, возникает желание привлекать внимание и нравиться противоположному полу.

Важно! В моменты острых психологических и физиологических перемен взрослеющий человек нуждается в помощи и поддержке родителей.

Особые гормоны влияют на формирование вторичных признаков. Зачастую диагностируется нарушение полового развития: преждевременное либо позднее.

Позднее созревание обусловлено неправильным функционированием гипофиза и эндокринных желёз. Раннее – характеризуется преждевременным возникновением вторичных признаков, интенсивным ростом.

Половые признаки

Развитие половых признаков и генитального формирования у мужчин и женщин не идентично и наступает в разные временные промежутки.

Женские яйцеклетки развиваются уже в эмбрионе, но начинают активироваться лишь по достижении девочкой 12-летнего возраста. У мальчиков в 13 лет запускается процесс выработки сперматозоидов.

Определённые гормоны контролируют и воздействуют на развитие признаков гендерной идентификации. В мужском организме доминирует тестостерон, который отвечает за мощь и силу. В женском – эстроген, прогестерон. Эти гормоны обеспечивают фертильность (плодовитость).

Первичные половые признаки представляют собой генетически определённые индивидуальные особенности, присущие организму, – половые органы.

Ha восьмой неделе беременности происходит выделение женских либо мужских половых гормонов. Это и является ключевым моментом в гендерной идентификации.

У женщин первичными признаками являются:

  • матка;
  • фаллопиевы трубы (маточные);
  • яичники;
  • клитор;
  • влагалище;
  • половые губы.

Интересно! Пол будущего ребёнка возможно установить на 12 неделе внутриутробного развития.

Мужской организм характеризуется наличием таких признаков:

  • пениса;
  • мошонки;
  • простаты;
  • яичек;
  • семенных пузырьков;
  • семявыводящих протоков.

Развитие вторичных половых признаков зависит от генитального формирования.

Мальчики

Здоровое половое созревание у мальчиков приходится на возраст 10-13 лет. Данный этап характеризуется яркими гормональными всплесками, провоцирующими изменения во внешности.

Гипоталамус начинает интенсивно вырабатывать гонадолиберин, который контролирует синтез мужских гормонов. У подростка происходит гормональный сбой.

Половое развитие у мальчиков не является неожиданным, организм готовится к нему постепенно.

  1. 1,5-2 года. Ребёнок начинает осознавать принадлежность к мужскому полу.
  2. 4-6 лет. На бессознательном уровне копирует привычки и действия мужчин.
  3. 7-8 лет. Заметно выражен мужской образец поведения.
  4. 10-11 лет. Начало переходного периода.

Взросление характеризуется первыми существенными соматическими (телесными) и психологическими переменами, происходящими в пубертате.

Репродуктивная система ребёнка начинает претерпевать особенно значимые изменения. Фиксируется существенный рост члена и мошонки. Также увеличиваются в размерах яички, активно функционируют семенные пузырьки.

Именно в этот период у подростка появляется истинная эрекция и первые поллюции – симптомы зрелости. Эрекция сопровождается ночным неконтролируемым семяизвержением, что является нормой.

Обратите внимание! Поллюции – факт здорового роста мальчика. Они не являются следствием мастурбации или сексуального контакта.

Ещё одна особенность периода полового созревания у мальчиков – формирование волосяного покрова в зоне гениталий, в районе подмышечных впадин, груди, на лице.

Помимо этого, андрогены влияют на рост гортани, вследствие чего происходит утолщение и мутация ых связок. Параллельно наблюдается окостенение щитовидного хряща – кадыка.

При половом созревании у мальчика происходят и физические изменения: мышечная система растёт, укрепляются плечи. Кожа претерпевает неприятные процессы из-за усиленного функционирования сальных желёз.

Эпидермис со временем жирнеет, проявляются прыщи. Черты лица удлиняются, увеличивается нижняя челюсть. Запах пота становится резким.

Источник: https://endometriy.com/sekret/sozrevanie

Источник

Генетически заложенные особенности организма проявляются ещё в младенчестве. Мальчики и девочки дифференцируются не только по половым органам, но и по манере поведения, внешнему облику.

Когда наступает половое созревание, подобные различия становятся очевидными, поскольку в переходный период организм находится под интенсивным гормональным воздействием.

Процесс физиологического созревания и развитие ребенка и их влияние

Описание

Половое созревание – процесс активного функционирования половых желёз, который приводит к преобразованию половых органов. Начинают проявляться вторичные половые признаки.

Данное явление характеризуется серьёзными трансформациями в эндокринной системе, которые влияют на деятельность как нервной, так и сердечно-сосудистой системы. Результатом подобных преобразований организма становится начало стадии физиологической зрелости.

Второе название процесса – пубертатный период, который у каждого ребёнка проходит индивидуально. Однако в основе данного этапа единый механизм. Первые признаки полового созревания проявляются в виде пигментации гениталий, появления волосяного покрова в области лобка.

Процесс физиологического созревания и развитие ребенка и их влияние

У девочек возраст полового созревания наступает в среднем в 13 лет, что на пару лет раньше, чем у мальчиков. Время вступления подростка в пубертатную фазу зависит от таких факторов, как:

  • пол ребёнка;
  • национальность;
  • условия жизни и питания;
  • климат.

Когда половое созревание наступает, существенные перемены поведения и трансформации во внешности затрагивают всех подростков.

Подобные изменения неизбежны и естественны, ведь они дают возможность продолжить род в будущем.

Когда начинается созревание у мальчиков, первыми симптомами взрослости считаются поллюции, у девочек – менструация.

Читайте также:  Индивидуальная карта маршрута развития ребенка

Активная гормональная выработка вызывает выраженное ухудшение характера: подросток становится агрессивным, вспыльчивым, замкнутым. Помимо этого, возникает желание привлекать внимание и нравиться противоположному полу.

Важно! В моменты острых психологических и физиологических перемен взрослеющий человек нуждается в помощи и поддержке родителей.

Особые гормоны влияют на формирование вторичных признаков. Зачастую диагностируется нарушение полового развития: преждевременное либо позднее.

Позднее созревание обусловлено неправильным функционированием гипофиза и эндокринных желёз. Раннее – характеризуется преждевременным возникновением вторичных признаков, интенсивным ростом.

Половые признаки

Развитие половых признаков и генитального формирования у мужчин и женщин не идентично и наступает в разные временные промежутки.

Женские яйцеклетки развиваются уже в эмбрионе, но начинают активироваться лишь по достижении девочкой 12-летнего возраста. У мальчиков в 13 лет запускается процесс выработки сперматозоидов.

Определённые гормоны контролируют и воздействуют на развитие признаков гендерной идентификации. В мужском организме доминирует тестостерон, который отвечает за мощь и силу. В женском – эстроген, прогестерон. Эти гормоны обеспечивают фертильность (плодовитость).

Первичные половые признаки представляют собой генетически определённые индивидуальные особенности, присущие организму, – половые органы.

Ha восьмой неделе беременности происходит выделение женских либо мужских половых гормонов. Это и является ключевым моментом в гендерной идентификации.

У женщин первичными признаками являются:

  • матка;
  • фаллопиевы трубы (маточные);
  • яичники;
  • клитор;
  • влагалище;
  • половые губы.

Интересно! Пол будущего ребёнка возможно установить на 12 неделе внутриутробного развития.

Мужской организм характеризуется наличием таких признаков:

  • пениса;
  • мошонки;
  • простаты;
  • яичек;
  • семенных пузырьков;
  • семявыводящих протоков.

Развитие вторичных половых признаков зависит от генитального формирования.

Мальчики

Здоровое половое созревание у мальчиков приходится на возраст 10-13 лет. Данный этап характеризуется яркими гормональными всплесками, провоцирующими изменения во внешности.

Гипоталамус начинает интенсивно вырабатывать гонадолиберин, который контролирует синтез мужских гормонов. У подростка происходит гормональный сбой.

Половое развитие у мальчиков не является неожиданным, организм готовится к нему постепенно.

  1. 1,5-2 года. Ребёнок начинает осознавать принадлежность к мужскому полу.
  2. 4-6 лет. На бессознательном уровне копирует привычки и действия мужчин.
  3. 7-8 лет. Заметно выражен мужской образец поведения.
  4. 10-11 лет. Начало переходного периода.

Взросление характеризуется первыми существенными соматическими (телесными) и психологическими переменами, происходящими в пубертате.

Репродуктивная система ребёнка начинает претерпевать особенно значимые изменения. Фиксируется существенный рост члена и мошонки. Также увеличиваются в размерах яички, активно функционируют семенные пузырьки.

Именно в этот период у подростка появляется истинная эрекция и первые поллюции – симптомы зрелости. Эрекция сопровождается ночным неконтролируемым семяизвержением, что является нормой.

Обратите внимание! Поллюции – факт здорового роста мальчика. Они не являются следствием мастурбации или сексуального контакта.

Ещё одна особенность периода полового созревания у мальчиков – формирование волосяного покрова в зоне гениталий, в районе подмышечных впадин, груди, на лице.

Помимо этого, андрогены влияют на рост гортани, вследствие чего происходит утолщение и мутация голосовых связок. Параллельно наблюдается окостенение щитовидного хряща – кадыка.

При половом созревании у мальчика происходят и физические изменения: мышечная система растёт, укрепляются плечи. Кожа претерпевает неприятные процессы из-за усиленного функционирования сальных желёз.

Эпидермис со временем жирнеет, проявляются прыщи. Черты лица удлиняются, увеличивается нижняя челюсть. Запах пота становится резким.

Девочки

Длительность пубертата у девочек составляет два года, результат биологической зрелости – день первой менструации. Физиологическое формирование может начаться как в 9, так и в 13 лет.

Это варианты нормы. Но в случае отсутствия признаков созревания у 15-летней девочки, нужно задуматься о задержке полового развития и обратиться к врачу. Данное состояние провоцирует серьёзные патологии.

В современном медицинской практике всё чаще диагностируются случаи раннего взросления. Это зависит от дисфункции половых желёз. При такой патологии вторичные гендерные признаки проявляются до десяти лет.

Основной симптом начавшегося созревания – наличие менструаций. Следует понимать, что цикличность устанавливается не сразу, а по прошествии года. Поэтому месячные могут быть нерегулярными.

К женским признакам здорового полового развития относят:

  1. «Скачки» роста. Ребёнок может прибавлять до 10 см за год, затем этот показатель и вовсе прекращает увеличиваться. После появления первой менструации рост девочки неожиданно замедляется.
  2. Прибавка веса. В возрасте 11 лет у ребёнка появляется хороший аппетит, следствием чего становится прибавка веса, равная 9 кг за год.
  3. Увеличение молочных желёз. Первоначально сосок вытягивается, ареолы расширяются, а железа становится конусообразной. В норме к периоду первой менструации форма груди становится физиологически правильной.
  4. Изменения во внешности. Пубертат у девочек характеризуется ростом волосяного покрова на лобке, в области подмышек. Кроме того, волосы под влиянием гормонов могут структурно измениться и стать крепче. Фигура подросшей девочки приобретает женские очертания.

Для родителей также наступает тяжёлый жизненный этап. Им необходимо стать терпимыми из-за возможного недопонимания с ребёнком.

Помимо этого, важный момент – заранее подготовить девочку к предстоящему процессу созревания и первым месячным.

Подростки

Во время постепенного превращения в мужчин и женщин наблюдаются физиологические перестройки под влиянием процесса выработки половых гормонов.

Исходом данных преобразований становится биологическая зрелость, возникновение сексуального влечения и возможность репродукции. Но это не является фактом полного взросления подростка.

Для становления сознательной личности необходимо как полноценное физическое развитие, так и психическое. Причём последнее доминирует.

Процесс полового созревания подростка во многом зависит от образа жизни и психологической атмосферы в семье: частые депрессии замедляют процесс.

Интеллект по-прежнему детский, это не позволяет повзрослевшему ребёнку полноценно социализироваться в обществе. Психологически подросток не готов к продолжению рода.

Значимым событием в жизни девушки и признаком её созревания является первая менструация. Однако данный факт не означает готовность к зачатию и вынашиванию плода, поскольку месячные непостоянны.

Естественным признаком пубертатного периода у мальчиков-подростков являются поллюции, спонтанное выделение спермы.

Длительность процесса полового развития составляет около семи лет. У ребят, которые взрослеют медленнее сверстников, зачастую случаются эмоциональные проблемы, возникают комплексы.

Родители должны быть деликатны, их задача – разъяснить взрослеющей личности все нюансы пубертатного периода.

Задержка полового созревания

Задержка полового развития (ЗПР) диагностируется тогда, когда отсутствуют физические проявления и симптомы взросления: у девочек после 13 лет, у мальчиков – 14 лет.

Читайте также:  Развитие речи ребенка при ознакомлении с окружающим миром в средней группе

При задержке полового развития у девочек не происходит увеличения груди, отсутствуют месячные. Наблюдается остановка формирования вторичных признаков.

К причинам задержки взросления относят:

  • эндокринные нарушения;
  • хромосомный дисбаланс;
  • наследственный фактор;
  • опухоли;
  • хронические заболевания;
  • сахарный диабет;
  • астма.

Позднее половое созревание зачастую сопровождается патологиями роста, неправильным функционированием внутренних органов.

Наряду с этими дисфункциями, происходит задержка психических преобразований, ослабляется эмоциональная сфера.

Следует обратиться к врачу для выявления причин нарушения. Обязательное лечебное мероприятие – контроль за ежегодным приростом, симптомами здорового формирования, возрастом костной ткани, гормональным уровнем.

Что такое пубертатный период

Пубертатным считается период переходного возраста у подростков, когда с ребёнком случаются процессы взросления. Это отрезок жизни от детства к биологической зрелости. Пубертат совпадает со временем созревания: 12-15 лет у девочек, 13-16 – у мальчиков.

В пубертатной фазе помимо физических преображений начинается этап сексуального влечения. Подростка одолевают желания эротической направленности, телесного контакта.

Из-за гормонального воздействия гениталии становятся более чувствительными, что вызывает гиперсексуальность и зацикленность на противоположном поле.

Однако организм ребёнка не готов к немедленной реализации сексуальной функции. Родителям следует контролировать действия подростка, чтобы он не навредил своему здоровью, поскольку в это время дети податливы и подвержены влиянию со стороны.

В современном мире наблюдается тенденция к скорейшему развитию ребёнка. Установлено, что пубертат у мальчиков и девочек наступает раньше, чем век назад. Причинами акселерации считаются урбанизация, другой рацион, переизбыток сахара и белка в продуктах.

Половое созревание происходит индивидуально у каждого ребёнка. В этот сложный период необходимо установить с подростком доверительные отношения и всячески поддерживать его.

Источник

Понятие о созревании и развитии, их влияние на формирование личности подростка

Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата – короче говоря, сложным периодом, связанным с кризисами развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Все телесное постепенно приобретает черты мужского или женского организма. Изменения касаются созревания всех структур мозга, и как следствие развитие и формирование личности претерпевают большие изменения. Выше, давая периодизацию подросткового развития на основе биологического подхода, где созревание и развитие являются основными понятиями, мы рассматривали некоторые их показатели. Остановимся подробнее на этих вопросах.

Понятия созревания и развития тесно связаны с другим понятием – ростом. Обычно под этим имеют в виду биологические изменения, увеличение массы организма за счет увеличения числа и размеров клеток и внеклеточных образований. Рост организма зависит от времени суток, сезонов года и характеризуется биологической ритмичностью. Когда говорят о росте человека – в нашем случае подростка – имеют в виду физические изменения, т. е. длину и массу тела. Это показатели физического развития человека. Обычно физический рост имеет цикличность, определяется наследственностью, зависит от внешнесредовых факторов и определяется многими веками эволюции. Например, авария на Чернобыльской АЭС, по данным исследований, задела южные районы Тульской области. Школьники–подростки стали медленнее расти, у них отмечена недостаточная масса тела по сравнению со своими сверстниками из других регионов России (Екимова, 2002). Физический рост завершается у мужчин в18–20 лет, ауженщин – в 16–18. Особенно бурно рост тела проходит с 12 до 15 лет. Девочки–подростки ниже своих сверстников–мальчиков на 8–11 см.

Не случайно бурные изменения во внешнем облике и в физиологии ребенка ученые предпочитают описывать в выражениях «гормональная буря», «скачок роста», «эндокринный шторм» и т. п.

Созревание – постепенное раскрытие физических, физиологических, конституциональных признаков, заложенных еще до рождения человека как биологического существа. Оно начинается во внутриутробном развитии и заканчивается с наступлением биологической зрелости. Созреванию подвержены различные структуры организма: происходят изменения в больших полушариях мозга (он покрывается миелиновой оболочкой), в легких и сердце (увеличиваются объем легких и масса сердца). Вместе с тем на этот процесс влияет не только наследственная программа, но и питание, режим, внешние условия и пр.

Рост и созревание – неразрывные процессы – становятся основой для развития. Развитие – это процесс изменения психических функций в частности и личности в целом под влиянием взаимодействия с другими людьми и при овладении ведущей деятельностью.

К примеру, подростки бурно начинают расти, у них увеличивается окружность грудной клетки. Но масса тела увеличивается медленнее, хотя пропорции тела сохраняются. Поэтому подросток выглядит неуклюже: длинные руки, большие ступни, сутулый, с нарушенной осанкой. Вследствие развития лицевой части черепа изменяется лицо, но выделяется нос. У мальчиков выдается кадык, и голова по сравнению с телом кажется маленькой. С точки зрения подростка, это не вполне привлекательные черты, но они влияют на его поведение и самооценку: в новой обстановке он чувствует себя неуверенно, а потому застенчив. Конечно, подросток начинает сравнивать себя с другими и страдает от несоответствия идеалу.

Физиологическими изменениями, накладывающими отпечаток на развитие подростка, обусловлены противоречия в его личности (о них будет сказано ниже).

Примерно полвека назад был впервые отмечен сдвиг в физиологическом развитии и половом созревании подростка – акселерация (ускорение). Если в прежние времена деятельность гипофиза, передняя доля которого вырабатывает гормоны, отвечающие за рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной, половых, надпочечников), активизировалась в 11–13 и 1315 лет у девочек и мальчиков соответственно, то сейчас это происходит на три года раньше: в 8–10 лет у девочек и 10–12 – у мальчиков. Однако имеет место и противоположный процесс – ретардация,т. е. замедление физиологического развития примерно на 2–3 года.

Все физиологические изменения в организме подростка стали предметом обсуждения ученых различной теоретической ориентации. С точки зрения социологизаторского подхода можно сформировать любую черту личности, если только создать необходимые условия для ее появления. Те, кто придерживаются другого подхода – биологизаторского, полагают, что в личности детерминантой всего является только биологическое, врожденное. Второе утверждение присуще психоанализу. Но и первое и второе мнение не совсем верны. Тем не менее игнорировать значение бессознательного, т. е. врожденного, в формировании личности ребенка и подростка, на чем настаивали представители биологизаторского подхода, не целесообразно. Обратимся к некоторым исследованиям.

Читайте также:  Пособие по развитию мышления у ребенка

Основатель психоанализа З. Фрейд все изменения в личности подростка объяснял биологическими законами, которые, с его точки зрения, и создают кризисы, приводят к непослушанию. Поэтому трудности взросления обойти невозможно. Любопытно, что некоторые из представителей фрейдизма доказывали: бурление страстей служит признаком нормальности подростка, а отсутствие такого бурления становится признаком задержки психического развития. Например, А. Фрейд считала, что само по себе аномально быть нормальным в подростковый период. Очень многие реакции в подростке фрейдизм объяснял инстинктами. Например, агрессивность понималась как проявление инстинкта донатос (смерти и разрушения), если подросток не находил достойного сексуального замещения.

За рубежом и в нашей стране в последнее десятилетие стала популярной идея о том, что агрессивность подростка влияет на его социальное развитие и имеет последствия во взрослой жизни.

В Швеции были проведены исследования школьников–подростков в возрасте 10–15 лет. Мальчики с ранней агрессивностью и непоседливостью (гиперактивностью) совершали больше правонарушений и антиобщественных действий при переходе в юность – следующий жизненный период. Кроме того, раннее непослушание оказалось связанным с другими проблемами уже взрослых людей. Выяснилось, что существует прямая зависимость между ранним непослушанием и неуживчивостью (или другими взрослыми проблемами, такими как алкоголизм, суицидальные намерения и иные психиатрические диагнозы).

Другой подход, также традиционный, перепады настроения и непредсказуемость поведения подростка объясняет иначе. Представители культурной антропологии М. Мид и Р. Бенедикт доказали, что в культурах, где подростки рано принимают на себя обязанности взрослых, не происходит кризисов, нет и непредсказуемости в их поведении. К примеру, китайские подростки из Гонконга имеют меньше конфликтов с родителями, чем их сверстники из западных культур. Ученые объясняют это особенностями культурных традиций и хорошей адаптацией. У подростков, которые плохо приспосабливаются к меняющимся условиям, «буря и натиск» проявляются и на следующем этапе. Кроме того, Мид показала, что наличие кризисов и конфликтов не является неизбежным. Существует гармонический, бесконфликтный переход от детства к взрослости. Изучив подростков Самоа, она описала условия жизни и воспитание девочек. Наступление половой зрелости не является для них важным фактом, поскольку племя решает, стоит ли готовить их к брачной церемонии.

С точки зрения Р. Бенедикт, есть два типа перехода от детства к взрослости: 1) между детскими обязанностями и способами поведения взрослых существует разрыв; 2) нормы и требования к детям и взрослым схожи.

Представляет интерес портрет современного нормального подростка, составленный американскими психологами Р. Герригом и Ф. Зимбардо. Они просили подростков выразить согласие с предложенными утверждениями. На первом месте оказалось утверждение «При нормальных обстоятельствах я чувствую себя спокойно». C ним согласились 91 % подростков. Довольны жизнью и обычно владеют собой – по 90 %. Чувствуют себя сильными и здоровыми 86 % подростков, счастливы 85 %, способны радоваться любой шутке, когда плохое настроение, 83 %.

Немецкий психолог и философ Э. Шпрангер рассматривал подростка в культурном аспекте. Он стремился доказать, что переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в деятельности «Я». Подросток в этой связи движется к объективному духу истинности, полезности, самовыражению, общественной деятельности, власти как к ценностям и смыслу жизни. Подросток «врастает» в культуру тремя способами. Первый – резкий, бурный, кризисный. Это своего рода второе рождение подростка, когда он понимает свое «Я». Второй – плавный, постепенный, бескризисный. Подросток приобщается к культуре и взрослой жизни без потрясений. В третьем случае он начинает воспитывать себя сам, так как обладает высокой сознательностью.

Исследования других ученых, например М. Мид, показали, что биологические факторы у всех подростков в разных культурах остаются неизменными, а изменениям подвержены прежде всего интересы и направленность личности. Было установлено, что подростки в культурах Запада и Востока значительно различаются психологически Б. Заззо, изучая подростков–буржуа и подростков–рабочих, обнаружила существенную разницу между ними: вторые взрослели иначе, их беспокоило и тревожило совсем не то, что их сверстников из обеспеченных семей. Это беспокойство было обусловлено разным социальным положением подростков.

Исследования М. Кле также показали, что процессы развития обусловлены обществом и связаны с развитием тела, мышления, с социальной жизнью и самосознанием. Ученый отождествлял развитие подростка с развитием юноши и полагал, что это последовательное изменение тела, мышления и его самосознания.

Таким образом, социальные обстоятельства определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей взросления и особенности перехода от детства к взрослости. То есть в личности подростка чисто природное наполняется социальным и психологическим содержанием, а чем становится та или иная природная особенность, зависит от выполняемой деятельности (например, высокий рост может побудить заняться баскетболом).

Итак, главное в подростке одни ученые видели в биологических, естественных особенностях, другие – в социальных условиях его жизни. Между тем независимо друг от друга они не проявляются. На это обращала внимание Л. И. Божович, полагавшая, что биологическая особенность на каждом этапе выступает с приобретаемой социальной в единстве и по–новому.

Что лежит в основе периодизации подросткового возраста и какие особенности подростка непременно следует отметить? Мы будем опираться на критерии, разработанные отечественными психологами.

Психология bookap

Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский выделил основные новобразования подростков, выявил социальную ситуацию развития, где происходит формирование личности в ведущей деятельности, каковой является учение, сделал акцент на отношениях взрослых и подростков, занимающих в мире взрослых определенное место. На последнее положение следует обратить особое внимание, потому что путь к взрослому состоянию лежит через обретение определенных прав и выполнение конкретных взрослых обязанностей.

Обратимся к особенностям развития всех систем организма подростка.

Источник