Проблемы воспитания ребенка с особенностями развития

Проблемы воспитания ребенка с особенностями развития thumbnail

Выступление на педагогическом совете

«Проблема воспитания и обучение детей с ограниченными возможностями в развитии».

                                                                       Придачина Н.В.

                                     г.Суджа – 2018 г.

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации».

На заседании педагогического совета мы постараемся рассмотреть такие вопросы, как:

  • Кого этот закон относит к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья?
  • Как строить работу с детьми с ОВЗ в ДОУ?
  • Каким образом организовать обучение детей с ограниченными возможностями в дошкольных организациях? 

         Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. 

        По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.  

        Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того,  чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

       Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

        Внедрение инклюзивного образования в ДОУ выявляет ряд проблем.

       Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

      Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

      К сожалению многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп , как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды и тд.

      Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов(дефектологов, сурдологов и тд), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

      Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей « особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей специалистов ДОУ.

       Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.

       Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

    Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

     Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, дефекты данных детей побудили нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние. По решению данной проблемы в настоящее время педагогом-психологом и учителем-логопедом ведется активная работа по проекту «Будь со мной, хоть я другой».

         Хотя все мы должны понимать, что эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией – объединением усилий и специалистов, воспитателей и родителей.

И педагог психолог, и учитель-логопед, и дефектолог, и воспитатель  решают свои задачи, но цель в конечном итоге у всех одна – развитие личности ребенка с ОВЗ, социализация его в обществе. Достигнуть её можно только согласовывая свои действия посредством интеграции.

В рамках проекта «Будь со мной, хоть я другой», обозначены основные и эффективные методы психосоциальной помощи детям с ОВЗ. Эти методы в своей работе могут использовать и воспитатели и специалисты.

Сказкотерапия. Это  совместное с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Игротерапия. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Основной задачей игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.

Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода  лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование,  визуализация,  лепка, монотипия,  музыка,  аудиальное развитие,  литература и пр.

Источник

План лекции

1) Цели и задачи семейного воспитания.

2) Значение родительской любви в жизни человека.

3) Уровни сформированности «Образа Я Родителя».

4) Семейные и коллективные игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.

5) Примеры некоторых совместных игр и упражнений для эмоционального сближения ребенка и взрослых.

Цели и задачи семейного и общественного воспитания детей едины. И родители (социально сохранные) желают, чтобы их дети выросли всесторонне развитыми, гармонически сочетающими в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Однако осуществить это желание весьма сложно. Здесь родителям необходима помощь со стороны общества: такая помощь предусмотрена Конституцией РФ и другими государственными документами, где указывается, что важную роль в улучшении семейного воспитания сыграет развертывание системы педагогического всеобуча родителей.

Особое значение в процессе семейного воспитания младшего школьника имеет связь семьи с образовательным учреждением. Чтобы сам уклад семьи был организован педагогически правильно, учителя и педагоги, если есть в этом необходимость, должны дать родителям в тактичной форме советы по оборудованию уголка ребенка, установлению определенного режима работы в домашнем хозяйстве, использованию средств культуры, по участию родителей в общественной работе, по организации досуга семьи и многим другим вопросам семейной жизни.

Эффективность всей работы по совершенствованию семейного воспитания повышается, если при этом выполняются следующие условия: образовательное учреждение (школа) систематически использует весь комплекс указанных выше путей позитивного воздействия на процесс семейного воспитания; коллектив педагогов глубоко осознает этико-педагогиче- ские требования к стилю взаимодействия с семьей; органы и общеобразовательные учреждения сами инициаторы широкого и постоянного привлечения к этой работе общественности, всячески поощряют ее деятельность.

Особое значение семейное воспитание приобретает при воспитании детей с отклонениями в развитии.

Грамотное воспитание ребенка с отклонениями в развитии возможно только в том случае, если родители и педагоги понимают его проблемы и при этом семья, и особенно родители, сохраняет душевное равновесие. Только спокойные, любящие своего ребенка родители становятся активными помощниками педагогу и прежде всего своему ребенку.

Для развития здорового и особенно больного ребенка большое значение имеет его общение с матерью, в ходе которого у ребенка формируется эмоционально-коммуникатив-ное поведение, имеющее важное значение для всего дальнейшего психического развития.

Рождение ослабленного, больного ребенка, как правило, изменяет уклад и психо-логический климат в семье. Все члены семьи, и особенно мать, находятся в состоянии эмоционального стресса. Состояние длительного стресса приводит к повышенной раздра-жительности членов семьи, нарушению взаимоотношений между супругами, что крайне неблагоприятно отражается на психическом здоровье ребенка.

Длительный эмоциональный стресс, который испытывают родители ребенка с ограниченными возможностями, формирует определенные особенности их личности, такие как повышенная чувствительность и тревожность, неуверенность в себе, внутренняя противоречивость. Родители скованны, напряжены, они редко улыбаются, крайне непоследовательны в общении с собственным ребенком. Все это мешает установлению нормальных внутрисемейных взаимоотношений. В результате в этой ситуации не только затруднено проведение лечебно-педагогических мероприятий, направленных на коррекцию имеющихся нарушений и отклонений в развитии, но у ребенка еще и формируются вторичные невротические реакции, он может вырасти нервным, возбудимым, у него могут еще в большей степени проявляться отставание в развитии, особенно задерживается развитие речи и моторики.

Для того чтобы родители могли быть хорошими помощниками педагогу, важно, чтобы они не замыкались в своем горе, а оставались активными членами общества, постепенно вводили в него ребенка, расширяли его контакты с окружающим миром.

Важно, чтобы особый ребенок не чувствовал своей исключительности или обделенности. Также необходимо, чтобы мать не чувствовала себя виноватой или неполноценной, оставалась привлекательной и общительной, сохраняла свои интересы и увлечения, знакомых и друзей.

В процессе воспитания детей с нарушениями в развитии важную роль играет правильное отношение родителей к проблемному ребенку. Опыт работы педагогов образовательных учреждений показывает, что одни родители чрезмерно опекают больного ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Такое отношение родителей создает почву для возникновения у детей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрямство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происходящему вокруг.

В этих случаях у детей резко снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками самообслуживания, желании заниматься игровой, учебной и любой другой деятельностью.

Таким образом, родители, имея самые добрые побуждения, должны стараться максимально помочь своему ребенку, но чрезмерная гиперопека приносит ему зачастую непоправимый вред.

Другие родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в воспитании ребенка с нарушениями в развитии. Эти родители требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его психических и физических возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. Как следствие, у детей отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела и даже возникновение судорог.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье родителям прежде всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка, а также его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т. д. Большое значение имеет правильный распорядок дня: строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Немаловажную роль в воспитании детей играет организация систематических, целенаправленных занятий по развитию речи и двига-тельных навыков и умений. Наличие определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных требо-ваний. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни ребенка расширяется его кругозор, обогащается память, фор-мируется наблюдательность. Ежедневно перед ребенком возникают различные проблемы, решить которые можно только при активном использовании своих умственных и физических возможностей, формирующихся на специализированных занятиях и в быту.

Помимо выработки правильного отношения к больному ребенку у самих родителей и соблюдения ими вышеперечисленных требований огромное значение имеет формирование у детей с нарушениями в развитии адекватной самооценки, адекватного отношения к дефекту и развитие у них необходимых в жизни волевых качеств.

Источник

Библиографическое описание:


Тасбаева, Г. М. Воспитание детей с особенностями психического развития / Г. М. Тасбаева, М. К. Ержанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/242/56014/ (дата обращения: 04.03.2021).



В статье рассмотрены особенности работы воспитателя с детьми дошкольного учреждения, в котором обучается ребенок с особенностями психофизического развития. Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые имеют нарушения психофизического развития.

Ключевые слова: воспитатель, социально-педагогическая работа, ребенок с особенностями психофизического развития.

Введение. На сегодня в мире наблюдается четкая динамика роста количества детей с особенностями психофизического развития. Для успешного вхождения таких детей в систему современных общественных отношений осуществляется организация их обучения и воспитания в интегрированных условиях для того, чтобы дети с особенностями психофизического развития стали полноценными участниками социальной жизни.

Основными задачами интеграции в дошкольном учреждении является воспитание ребенка с особенностями психофизического развития как самодостаточной личности, обеспечения ее прав на получение в образования в условиях дошкольного учреждения с комплексным сочетанием коррекционно-реабилитационных мероприятий, всестороннее развитие индивидуальности ребенка путем активизации его личностных ресурсов и имеющегося адаптационного потенциала, формирования ценностных интересов и потребностей, развитие и формирование необходимых трудовых навыков.

Учитывая это, воспитатель дошкольного учреждения должен способствовать социокультурному развитию ребенка с особенностями психофизического развития, оказывать помощь в адаптации к образовательной среде, налаживать дружеские взаимоотношения между детьми в группе.

Воспитание в обычных дошкольных учреждениях детей с особенностями психофизического развития, с одной стороны, помогает им адаптироваться к нормальным жизненным ситуациям, интегрироваться в общий социум, избавиться от чувства изолированности, отчуждения, способствует исчезновению социальных барьеров и сегрегации, с другой стороны — это учит других детей общаться и работать вместе, формирует у них чувство ответственности за товарищей, которые нуждаются в помощи, эмпатии и сочувствии.

Итак, детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в дошкольном учреждении, необходимо обеспечить оптимальные условия для развития путем учета «качества жизни», учитывая следующие основные аспекты их жизнедеятельности: физический (уровень физической активности ребенка, подвижность), психологический (эмоциональное состояние, психологические проблемы), социальный (общение, взаимоотношения со сверстниками, воспитателями, социальный статус).

Воспитателю в интегрированном дошкольном учреждении необходимо осуществлять профессиональную деятельность дифференцированно с учетом психофизического состояния, индивидуальных особенностей и возможностей детей с нарушениями. Именно поэтому более подробно рассмотрим характеристику индивидуальных особенностей различных групп детей, имеющих нарушения психофизического развития.

У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата может наблюдаться частичная ограниченность в произвольных движениях, возникать несостоятельность в полном контроле координации движений и мышечной силы, могут появляться мышечные напряжения (спазмы), иногда такому ребенку присуща застенчивость и ранимость. Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата может иметь некоторые трудности в восприятии формы, в соотношении в пространстве объемных и плоских величин, в усвоении письма, чтения, счета; такой ребенок не сразу идет на контакт с незнакомыми людьми, адаптируется к новым условиям постепенно, а также может потребовать использования различных вспомогательных средств: инвалидных колясок, костылей, тростей или ходунков.

Ребенку с эмоционально-волевыми нарушениями свойственно наличие некоторых трудностей абстрактного мышления, незначительные нарушения внимания и памяти, недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители, нестандартная реакция на сенсорную информацию, например: громкий шум, свет, определенные продукты, ткани, вещи. У такого ребенка может отмечаться эмоциональная инфантильность, однообразие игры, выраженная отстраненность от внешнего мира, погружения в мир внутренних болезненных переживаний и фантазий, страх всего нового.

Также у ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями может наблюдаться слабость контактов с окружающими, дефицит потребности в общении.

У ребенка с нарушениями речи может отмечаться незначительное нарушение памяти, внимания, фонематического слуха, некоторые трудности при овладении грамотой, нарушение чтения, не совсем правильное понимание обращенной речи, недоразвитие связной речи, нарушение согласования слов в предложении, запоздалое появление фразовой речи, искажение произношения отдельных или нескольких звуков, наличие небольшого количества искаженных слов, неправильность в употреблении предлогов, наличие некоторых специфических ошибок при письме. Иногда такому ребенку присуща утомляемость, но наблюдается стремление к усвоению программного материала.

Вывод. Вполне закономерно, что воспитанию толерантного отношения к людям с нарушениями развития уделяется больше времени в работе воспитателя с детьми с типичным развитием, ведь в процессе такой работы обычные сверстники учатся ценить достоинство, понимать проблемы и возможности, милосердно, гуманно относиться к особенностям ребенка, имеющего нарушения в развитии.

Кроме семьи, ближайшим микросоциальным окружением ребенка, важную роль в формировании его мировоззрения играет также коллектив сверстников. В интегрированной среде дошкольного учреждения дети с особенностями психофизического развития учатся взаимодействовать со здоровыми сверстниками, познают сложности социальных отношений, приобретают социальный опыт и тому подобное.

Воспитатель должен помогать детям с особенностями психофизического развития осознать свою индивидуальность и особенность, раскрыть внутренний потенциал, а в группе обеспечить доброжелательное отношение, взаимотерпимость, взаимопонимание для того, чтобы толерантность стала нормой поведения и взаимоуважения среди детей.

Литература:

  1. Власова Т. А., О детях с отклонениями в развитии / 2-е изд., испр. и доп. — М.: 1973.
  2. Соколова Н. Д., Калинникова Л. В., Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / М.: 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): психофизическое развитие, ребенок, дошкольное учреждение, особенность, воспитатель, нарушение, опорно-двигательный аппарат, различная группа детей.

Источник