Проблемы в воспитании и развитии ребенка

Проблемы в воспитании и развитии ребенка thumbnail

Динамичный темп современной жизни диктует свои условия: технологии стремительно развиваются и меняются, многовековые традиции остаются в прошлом, гаджеты меняют психику человека и существенно влияют на его жизненный уклад. Поэтому нет ничего странного или удивительного в том, что современные дети значительно отличаются от тех детей, которые росли 15 – 25 лет назад.

Правильное воспитание подрастающего поколения в семье – важный и большой вопрос, ответ на который напрямую зависит от реалий сегодняшнего дня. С какими же проблемами сталкиваются современные родители в процессе воспитания сыновей и дочерей? Можно ли быстро, эффективно и безболезненно решить эти проблемы?

Почему в процессе воспитания детей у родителей возникают проблемы?

Очень часто на детских площадках можно услышать от приличных, спокойных, уравновешенных с виду мам и пап такие фразы, которые они адресуют своим детям:

• «Не думай никуда убегать, иначе позову дядю полицейского и он заберет тебя в тюрьму!»;

• «Если мы сейчас же пойдем домой, то я угощу тебя вкусной конфеткой»;

• «Не смей лезть в эту лужу, иначе мы сейчас же уйдем отсюда и быстро пойдем домой!»;

• «Не прыгай (не бегай), иначе упадешь и все кости себе сломаешь»;

• «А ну быстро извинись, а то я с тобой больше никогда разговаривать не буду!»;

• «Надень эту теплую куртку, иначе ты заболеешь и попадешь в больницу. Будешь в палате один лежать, я к тебе приходить не буду»;

• «Если ты дома быстренько съешь суп, то я дам тебе твое любимое печенье!»;

• «Не смей так громко орать, иначе сейчас же здесь появится злая ведьма и съест тебя»;

• «Если ты не будешь кушать творог и сыр, то у тебя совсем скоро все зубы выпадут»;

• «Будешь много бегать и прыгать – сломаешь себе нос и свернешь шею!»;

• «Если ты не будешь нормально кушать, то завтра заболеешь, а послезавтра умрешь»;

• «Будешь со мной спорить – накажу!».

Что родители запрещают детям

Эти страшные фразы, изобилующие ужасающими подробностями и яркими эмоциями, вызывают у подрастающего поколения только негативные чувства. Сначала дети удивляются, когда им говорят такие вещи самые родные люди, от которых они физически и эмоционально зависят. Страх, паника, отчужденность, враждебность – вот какие чувства испытывают сыновья и дочки, когда родители пытаются их воспитывать с помощью вышеперечисленных фраз.

В нашем обществе принято думать, что ребенок – это живая кукла, с которой можно обращаться без должного уважения и понимания. Сказали бы вы своему деловому партнеру, от которого зависит ваше финансовое положение, что у него выпадут зубы, если он не будет правильно питаться? Тогда почему же родители позволяют себе общаться таким образом со своими детьми?

Большинство проблем воспитания современных детей появляется из-за того, что родители не считают своих отпрысков разумными существами, к которым необходимо относиться как к равноправным членам семьи. Родители всегда думают, что они намного лучше знают, что именно необходимо их ребенку для счастья. А считаться с желаниями самого отпрыска и прислушиваться к его мнению многие мамы и папы не удосуживаются.

На возникновения проблем воспитания детей влияют следующие факторы:

  • малоподвижный образ жизни;
  • неправильный режим питания;
  • постоянное давление школы;
  • негигиеничный режим дня;
  • бредовые и глупые телевизионные передачи;
  • гаджеты.

Все это приводит к тому, что родители не воспитывают здорового, самодостаточного, верящего в свои силы полноправного члена общества, а манипулируют ребенком, обтесывают его и подчиняют своей воле, формируют удобные для себя модели поведения, которые представителю подрастающего поколения могут совсем не нравиться и не подходить.

Ребенок и гаджеты

Немного статистики и фактов

Статистические данные психических расстройств несовершеннолетних за последние 15 – 17 лет заставляют ужаснуться и задуматься о последствиях неправильного воспитания:

  • У каждого 5‑го ребенка наблюдаются психические расстройства;
  • уровень распространенности СДВ (синдрома дефицита внимания) повысился на 43%;
  • уровень распространенности депрессии у подростков повысился на 37%;
  • частота суицидов среди детей от десяти до четырнадцати лет выросла на 200%.

Некоторые родители, которые не хотят брать ответственность за свои действия и поступки по отношению к собственным детям, посмотрев на эти ужасающие цифры, будут утверждать, что во всем виновата экология, школа, государство. Но дети практически никогда не рождаются с такими проблемами и не зарабатывают психические проблемы в школе.

Как бы ни хотелось родителям верить в то, что они правильно воспитывают своего ребенка, в большинстве случаев именно папа и мама виноваты в том, что их малыш превратился в несносного и неуправляемого тирана.

Основные проблемы воспитания современных детей

Человек устроен так, что в детстве ему просто необходимо правильное родительское воспитание. И обмануть заложенные самой природой потребности не получится.

Воспитать здоровое и полноценное подрастающее поколение можно только в здоровых условиях.

Большинство современных детей страдают от:

  • отвлеченных, вечно занятых, эмоционально недоступных родителей;
  • родителей, которые балуют своего ребенка и все ему позволяют;
  • вседозволенности и ощущения, что все вокруг им что-то должны;
  • бессонницы и несбалансированного питания;
  • малоподвижного образа жизни;
  • мгновенного удовлетворения любой потребности;
  • бесконечной и непродуктивной стимуляции;
  • гаджетов и технологических забав.

Если лишить ребенка нормального детства, то он вырастет глубоко несчастным человеком, который не знает, что такое эмоциональное благополучие.

Проблемы воспитания современных детей

Чтобы избежать возникновения проблем в процессе воспитания отпрысков, родителям необходимо запомнить, что основами здорового детства являются:

  • эмоционально доступные папа и мама;
  • четко установленные границы;
  • мудрые наставления;
  • подходящие по возрасту обязанности;
  • нормальный сон;
  • сбалансированное питание;
  • свежий воздух;
  • физические упражнения и активный образ жизни;
  • общение со сверстниками;
  • творческие игры;
  • свободное и интересное времяпрепровождение.

Если родители будут воспитывать ребенка, учитывая все вышеуказанные аспекты, то никаких проблем в будущем у малыша возникнуть не должно!

Что нужно делать родителям?

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос здоровым и счастливым. Чтобы мечта превратилась в реальность, следует посмотреть правде в глаза и вернуться к основам правильного воспитания детей.

Если хотите избежать возникновения проблем воспитания современных детей, то вам нужно следовать рекомендациям высококвалифицированных детских психологов, психиатров, терапевтов и других специалистов. Вот основных рекомендации:

✔ Вы – родитель, а не товарищ! Быть папой или мамой – это огромная ответственность, от которой никак нельзя отказаться. Когда-то вы решили создать новую жизнь, и это прекрасное решение! Но чтобы воспитать здорового и полноценного члена общества, вам следует помнить о том, что именно вы устанавливаете ограничения. Не забывайте и о том, что ограничения должны быть мудрыми и логичными.

Давайте детям то, что им реально нужно. Иногда очень сложно провести грань между тем, чего ребенку хочется в данный момент и тем, что ему нужно на самом деле. Но не стоит бояться отказать ребенку, если он просит какую-то очередную безделушку, о которой забудет через пару дней. Сначала вам следует удовлетворить потребности отпрыска, а потом можно подумать и решить, есть ли смысл в том, чтобы удовлетворять все его капризы и обычные желания.

Тщательно следите за питанием ребенка. Чем меньше представитель подрастающего поколения будет есть вредную еду и снеки, тем лучше. Питание должно быть сбалансированным и здоровым!

Почаще гуляйте на свежем воздухе. Хоть раз в день проводите с ребенком время на свежем воздухе в течение 60 – 90 минут. Малыш должен активно двигаться, а не вести малоподвижный образ жизни и постоянно смотреть в монитор компьютера, планшета, телефона.

Читайте также:  Диагностики эмоционального развития ребенка и его нарушений

Семейный ужин без гаджетов! Если во время ужина мама и папа едят и сидят в интернете, то ребенок будет думать, что это нормальное положение вещей. Пусть ужин без гаджетов и прочей электроники станет вашей семейной традицией! Наслаждайтесь обществом друг друга, рассказывайте, как прошел ваш день, задавайте вопросы своему чаду и интересуйтесь его делами. А в интернете можно и потом посидеть, он никуда не денется.

Семейный ужин без гаджетов

Не забывайте о настольных играх. Ни одна компьютерная или видеоигра не заменит старых добрых настольных игр, на которых выросло не одно поколение детей. Купите ту настолку, которая вызывает неподдельный интерес у ребенка, и почаще используйте её по назначению.

У ребенка должны быть домашние обязанности. Если вы будете жалеть свое чадо и ограждать его от решения бытовых вопросов, то в будущем вы станете родителем незрелого, инфантильного и несамостоятельного взрослого человека, который без посторонней помощи не сможет завязать себе шнурки на ботинках. Малыш должен уметь раскладывать свои игрушки, разбирать сумки, мыть посуду, убирать одежду в шкаф и т.д. Чем старше становится ребенок, тем больше обязанностей у него должно появляться.

Здоровый и полноценный сон. Представитель подрастающего поколения обязан четко знать, когда ему нужно идти в кровать. Следите за тем, чтобы отпрыск не нарушал установленный режим. И не позволяйте брать ему с собой в кровать любимый гаджет.

Независимость и ответственность! Чем раньше ребенок научиться брать на себя ответственность за свои действия и поступки, тем раньше он узнает, что такое настоящая независимость! Не запрещайте малышу пробовать что-то новое и экспериментировать. Не бойтесь, что у него что-то может не получиться с первого раза. От мелких неудач никто не застрахован. Иначе ребенок не научится правильно преодолевать жизненные препятствия.

Самостоятельность! Пусть ребенок сам носит свой портфель в школу, следит за тем, взял ли он обед и сложил ли тетради в сумку и т.д. Не делайте всю работу за малыша, иначе он так и не узнает, что такое самостоятельность. Ваша задача – научить сына или дочку терпеливо выполнять всю рутинную работу. Ребенок должен понимать, что жизнь – это не сплошные развлечения и игры.

Ребенок носит сам портфель

Чередуйте развлечения и рутину. Когда ребенок сделает все свои рутинные дела, он сможет проводить свободное время так, как ему этого хочется. Это правило должно стать аксиомой для вашего отпрыска.

Гаджет – не лекарство от скуки. Если малыш требует от вас внимания, найдите несколько свободных минут и удовлетворите его потребность в общении. Не стоит давать представителю подрастающего поколения планшет, телефон или другой гаджет лишь для того, чтобы он отстал от вас и не мешал вам заниматься своими делами. Использование гаджетов во время еды, поездок, в магазине, кафе, парке развлечений – это очень плохо. Ребенок должен научиться развлекаться без использования электронной техники.

✔ Родители должны быть эмоционально доступными для своего ребенка. Если малыш задает вам какой-то вопрос – старайтесь как можно честнее на него ответить. Не забывайте учить отпрысков социальным навыкам.

Сдержанность! Ваш малыш должен уметь контролировать свои эмоции, справляться с раздражением, гневом, злобой, другими негативными чувствами.

Ребенок и эмоции

Вежливость! Чтобы вырасти полноценным членом общества, ребенок обязан уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, сочувствовать, делиться с другими, уступать, знать основы этикета.

Следуйте этим простым правилам и ваш ребенок вырастет здоровым, самодостаточным, мудрым и толерантным человеком без психических проблем.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Многие родители и учителя говорят о печальной тенденции: современный ребенок не хочет учиться и общаться со сверстниками, ему больше интересен компьютер или планшет, чем живое общение. Также дети легко получают желаемое, но быстро теряют к нему интерес. Зачастую у них совершенно отсутствует мотивация, а уровень неприспособленности к жизни порой просто шокирует? Попробуем разобраться в причинах.

С самого рождения каждый из нас развивается индивидуально. Невозможно изобрести универсальный метод воспитания, который бы подходил абсолютно каждому малышу. Но есть общий ряд факторов, мешающих детям развиваться правильно:

Недостаток общения

Очень часто родители вручают ребенку смартфон или планшет, чтобы он развлекался, пока они занимаются своими делами. Это приводит к тому, что дети мало контактируют со взрослыми, между ними не выстраиваются доверительные отношения. Современные технологии часто отдаляют ребенка и родителей друг от друга.

Коммуникабельность – необходимый навык успешного человека. Она формируется с самого раннего детства, когда малыш общается с семьей и сверстниками. Если раньше ребенок много времени проводил на улице, учился заводить знакомства, дружить, то сейчас он все чаще выбирает компьютерные игры или социальные сети, а не живое общение. Это делает его социально неприспособленным, тяжело адаптирующимся в коллективе. Умение контактировать с другими людьми не придет само, его надо развивать.

как научить ребенка быть самостоятельным

Технологии

Они так плотно вошли в нашу жизнь, особенно в сфере развлечений. Современный человек проводит много времени в телефоне или компьютере, смотрит смешные видео в интернете и общается в мессенджерах. Дети – не исключение. Зачастую современный ребенок с малых лет проводит время за видеоиграми. Их динамичность и спецэффекты захватывают его воображение, информация, показанная на экране, легко усваивается.

Проблемы начинаются, когда ребенок приходит в школу. Учебная и художественная литература не несет в себе той яркости, которой обладает монитор компьютера, а учеба дается гораздо сложнее, чем прохождение уровней в любимой игре. Из-за этого детям быстро надоедают занятия, а интерес, появившийся на первых порах из-за смены обстановки, быстро угасает.

Привычка полагаться на высокие технологии расслабляет детей, понижает их мотивацию узнавать новое. Ведь когда ребенок может получить любую информацию, нажав несколько клавиш, он перестает ценить ее.

Изобилие благ

Современные дети растут в комфортных условиях. Вкусная еда, красивая одежда, новейшие гаджеты – родители, познавшие времена дефицита, хотят максимально дать все лучшее своим чадам. Ребенку достается все легко, не за какие-либо заслуги, а просто так. Поэтому он не может оценить по достоинству усилия, которые прилагают взрослые, чтобы его порадовать.

Также обстоят дела и с нематериальными потребностями ребенка – зачастую его желания исполняются сиюминутно и по первому требованию. Мы берем детей на руки на прогулке, хотя они не могли устать за пять минут медленной ходьбы, чуть ли не бежим домой, если ребенок сказал, что немного проголодался. Это приводит к тому, что дети привыкают к повышенному комфорту, им трудно перенести малейшую стрессовую ситуацию.

Способность отложить свои потребности на второй план очень важна во взрослой жизни. Без нее сложно представить себе успешного человека.

Отсутствие дисциплины

Многие родители считают, что у современного ребенка большие нагрузки: сложная программа в школе, кружки и секции, репетиторство и домашние задания. Отчасти это так, но чаще всего ребенок устает не от своих обязанностей, а от неправильного распорядка дня и отсутствия дисциплины.

Читайте также:  Методики развития эмоциональной сферы ребенка

Дети еще не умеют самостоятельно расставлять приоритеты, что часто негативно сказывается на их самочувствии. Если бы ребенок сам выбирал, как ему провести свой день, то, скорее всего, он бы предпочел провести его у компьютера, питаться вкусной, но нездоровой едой, лечь спать под утро, а проснуться к обеду. Недосыпание, отсутствие спорта, полезной пищи и свежего воздуха разрушают здоровье детей.

как отучить детей от компьютера

Несамостоятельность

Естественно, родитель желает своему ребенку только добра, стремится оградить его от самых различных неприятностей. Но вот дети растут, а взрослые не перестают их опекать. Двойка в школе – родитель спешит договориться с учителем о пересдаче, не получается домашнее задание – делает его за ребенка.

Конечно, влияние взрослых важно для детей, но не менее значимым является умение решать свои проблемы самостоятельно. Родитель должен быть опорой, а не глухой стеной между ребенком и окружающим его миром.

Неприспособленные, полагающиеся во всем на взрослых, неуверенные в своих силах дети только преумножают эти негативные стороны по мере своего взросления. Отсутствие самостоятельности ведет к тому, что ребенок вырастает инфантильным.

Советы по воспитанию современных детей:

  • Ограничьте использование телефона или компьютера. Приучайте детей к тому, что такого рода развлечения не право, а поощрение за заслуги: помощь по дому, усердную учебу, хорошее поведение. Так у ребенка появится мотивация к труду, вы приучите его к монотонной, но важной работе, воспитаете в нем помощника и самостоятельного человека.
  • Начните с себя – чаще общайтесь со своими детьми: ходите вместе гулять, прочитайте с ними книгу, рисуйте, лепите из пластилина, покатайтесь в парке на роликах – что угодно, главное найти тот вид деятельности, которым понравится заниматься и малышу, и взрослому. Ребенок растет очень быстро, не теряйте времени зря – дарите ему возможность проводить время с Вами, пока он в этом особенно нуждается.воспитание детей
  • Введите режим дня, ведь дисциплина – это основа здоровья. Недосыпание, неправильное питание, сидячий образ жизни, отсутствие прогулок на свежем воздухе – все это негативно сказывается на растущем организме ребенка и на его психологическом состоянии. Дети всегда знают, что хотят получить, но у них еще не выработана сила воли, чтобы ограничивать себя от того, что им мешает или вредит. Эта задача ложится на плечи взрослых.
  • Стимулируйте ребенка больше проводить времени на прогулке – техника не заменит ему живого общения. Социальные навыки в современном мире очень важны, человеку трудно прожить без умения знакомиться с новыми людьми, общаться, спорить, договариваться. Коммуникабельность закладывается в ребенка с самого раннего возраста и улучшается по мере его взросления.
  • Научите детей различать «хочу» и «надо». Не все наши желания будут исполняться по щелчку пальцев, чем раньше малыш это усвоит, тем лучше. Есть то, что нам делать не хочется, но необходимо, «не нравится» или «скучно» – не должны стать аргументами для того, чтобы избегать своих обязанностей.

Источник

Виктория Шевелева
Актуальные проблемы современного дошкольного воспитания

«Детство есть та великая пора жизни,

когда кладётся основание всему будущему

нравственному человеку».

Н. Шелгунов

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста,в самостоятельных сюжетно-ролевых играх: «Семья», «Магазин» и просто в общении детей между собой, а так же с родителями,можно часто услышать такие фразы:

– Мама, дай мне много денег, я куплю себе планшет и не буду тебе мешать;

– Мама, пойдем, погуляем? – Вот, пойдешь в детсад, там нагуляешься утром и вечером;

– Мама, забери меня пораньше домой, ты же дома? – Играй лучше в саду до вечера, а то дома опять будешь сам с ума сходить и других сводить;

– Мам, я хочу к папе? – На выходных пойдешь в семью отца, пусть он с тобой занимается;

– Папа, научи меня вырезать ножницами? – В детском саду и в школе тебя всему научат.

Отсюда можно выявить три основных проблемы современного общества, которые, так или иначе, отражаются на детях, в их игровой деятельности, общении между собой и с родителями. Сегодня, происходящие в мире социально-экономические изменения актуализировали стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом. «Техносфера» – это термин, который чаще всего употребляют при описании современной цивилизации, уровня развития техники и научных методов преобразования действительности, определяющих основной фактор развития общества. Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, игровые приставки и другие разновидности гаджетов. Отсюда проблемуномер один можно определить как: сокращение времени для общения родителей с детьми.

Опорой и поддержкой воспитателям, в введение в мир детей, должны быть родители.Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Разрушение и кризис семьи, низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребенка. Поистине вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!». Ускоренный ритм жизни, желание заработать побольше денег, нехватка свободного времени – вот основные причины упадка семейных ценностей. Родители слишком рано желают видеть своего ребенка самостоятельными, отсюда ребенок часто остается предоставлен сам себе, с ним некому из взрослых пообщаться, поиграть, сходить погулять. Бывает, что ребенка некому забрать вечером из детского сада, так как родители пропадают на работе, а бабушки и дедушки живут в другом городе. Тогда выручают платные няни, подруги, которым, по большому счету, чужие дети не нужны. И, самое обидное, и самому ребенку и воспитателю, что все это понимают, а помочь ничем не могут.

Многие родители специально дают своим детям гаджеты.Причины и цели этого могут быть разные:

– выкроить для себя немного времени;

– для развития ребенка через специальные развивающие и обучающие детские игры и программы;

– во время ожидания в очередях;

– пресечения истерик и капризов детей.

Если гаджеты занимают все сознание ребенка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребенка с родителями отодвигается на второй план, ребенок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером. Ребенок не знает чем себя занять в свободное время, игрушки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. В компьютерных играх преобладают ненатуральная яркость цветовой гаммы, громкая возбуждающая нервную систему музыка, многократный повтор действий, малоосмысленное продвижение вперед с обязательным преодолением всех препятствий. Такие игры современных детей не требуют умения разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Отсюда проблему номер два можно обозначить, как утрату социально-нравственных ориентиров. Это вызвано, прежде всего, тем, что современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, преобладания прагматического в целеполагании подрастающего поколения. А ведь социально-нравственное развитие и воспитание дошкольников – основа всех основ. От того, что вложили родители и педагоги в ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Замечательные краткие и емкие слова великого педагога А.Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова. Все чаще невольно приходиться слышать из уст детей и подростков крайне неуважительные и обидные слова в адрес родителей, учителей, пенсионеров и просто прохожих. Мне кажется, что современная молодежь несколько больше озлоблена, равнодушна к окружающим людям, их чувствам. Чтобы не допустить упадка нравственности общества, нужно в первую очередь, обратить внимание на совсем маленьких детей – дошкольников, постараться не упустить благодатное время воспитание их чистых душ, вложить в них и попытаться сохранить все самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Читайте также:  Участие семьи в развитии ребенка

Немаловажной проблемой сегодня является проблема политической направленности. Государство, призванное выполнять важную функцию в просвещении и воспитании людей, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет властвовать суррогатам и продуктам западной массовой культуры. Средства массовой коммуникации и информации призваны выполнять функцию не только информативную, развлекательную, но и воспитывающую, просветительскую. А с экранов телевизоров мы смотрим американские блокбастеры и китайские мультфильмы с непроизносимыми именами героев, и непропорциональными формами тела, а на витринах магазинов мы в огромном количестве видим и покупаем детям, по их просьбе, роботов-трансформеров и Барби-зомби. Навязывание таких игрушек на прилавках магазинов, вызывает у многих людей, думающих о настоящем и будущем своих детей, настороженность и опасение.

Актуальность вышеобозначенных проблем можно объединить в одну большую проблему – проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

В утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17 октября 2013 г. N 1155 федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования включен ряд обязательных требований к дошкольному образованию,которые основаны на основных принципах:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание того, что происходит с ребенком сейчас, этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Предложенные варианты решения существующих проблем тесно вплетаются в образовательную программу дошкольного образования согласно ФГОС.

Пути решения обозначенных выше проблем я вижу в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. И какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов.

I. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих самостоятельность детей для того,чтобы:

– помочь обрести уверенность,

– подкрепить положительное начало в личности,

– удержать от того, что мешает развитию.

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально-коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании,приоритетно использовать такие технологии личностно-ориентированного обучения как:

• Разноуровневое обучение,

• Модульное обучение,

• Развивающее обучение,

• Обучение в сотрудничестве,

• Метод проектов,

• Коллективное взаимообучение.

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимы для развития личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребенка свое предназначение. Так вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребенку на протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности).

II. Предлагаю в условиях ДОУ в совместной деятельности воспитателя с детьми, независимо от проведения непосредственной организованной деятельности уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой приоритетов социальных, нравственных, семейных ценностей.

Включить в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

Проектная тематика может быть разнообразной:

«Традиционная русская игрушка»,

«Здоровье нации в наших руках»,

«Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку»

с целью осознания возможностей своей страны, гордости родиться и жить в России, современное патриотическое воспитание

«Наша дружная семья»

Для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников.

– Семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.

– Совместные чаепития в группе детского сада,где можно поделиться разными секретами: от лично подобранных приемов и «рабочих фраз» при столкновении с детскими капризами и истериками, до красиво оформленных и аппетитно поданных простых блюд для детей-малоежек.

Работу с родителями, как для проектной, так и других видах деятельности, можно использовать в нетрадиционной форме общения. Порой, из-за нехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника. Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями.

• Для этого создаются специальные сайты групп детского сада, куда в любое удобное родителям время они могут зайти и ознакомиться с обновленной на сайте информацией – объявлениями, домашними заданиями, рекомендациями, прочитать консультации педагогов, посмотреть фотографии игровой и образовательной деятельности своих детей.

• Целесообразно завести ячейки «почтового ящика» для миниконсультаций, вопросов и ответов педагогов и родителей о промежуточных итогах обучения и воспитания детей.

III. Можно использовать в практике ДОО Концепцию и программу социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра», разработанную пермским доктором педагогических наук Коломийченко Людмилой Владимировной.

В ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей. Цель социального воспитания детей дошкольного возраста – формирование базиса социальной культуры, проявляющейся в совокупности отношений (гуманного – к людям, бережного – к достояниям культуры как результатам человеческого труда, уважительного – к истории семьи, детского сада, страны, толерантного –ко всему иному в человеке: возрасту, полу, национ