Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенка

Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенка thumbnail

Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенкаСоветы дает наш эксперт – врач-психотерапевт Борис Суворов.

После шести уже поздно?

Сексуальность – это то, что присуще каждому человеку с рождения. Она есть даже у новорожденных младенцев. Разумеется, детская сексуальность отличается от взрослой и вовсе не означает готовности вступать в сексуальные отношения. Речь идет о врожденных проявлениях тела и души, связанных с эротическим влечением, присущим человеческому организму так же, как дыхание или пищеварение.

Сексуальное развитие ребенка неотделимо от психического развития, и то, как оно происходит, непосредственно влияет на его сексуальность и психику во взрослом возрасте. Любые сексуальные наклонности, в том числе и сексуальная ориентация, формируются в возрасте до 6 лет. Все серьезные нарушения, которые могут быть в этой сфере, возникают обычно задолго до вступления в подростковый возраст. Вот почему важно вовремя обратить внимание на сексуальное развитие ребенка.

Шаг за шагом

В своем психосексуальном развитии ребенок проходит несколько стадий.

От рождения до 1 года и 2 месяцев или до полутора лет (граница колеблется)

Совсем маленький ребенок, как известно, познает мир через рот – это для него главный источник ощущений. Когда младенец сосет материнскую грудь, он не только ест, но и получает эротическое удовольствие.

Возможные нарушения. Если младенец получает грудь не по потребности – то есть недостаточно или не вовремя, это формирует у него зависимый сексуальный характер. Повзрослев, в любви такой человек сможет быть только «ребенком», постоянно нуждающимся в заботе. Если же грудь дают насильно, у ребенка зарождается склонность к садо-мазохистским отношениям.

Как правильно? Важно, чтобы кормление происходило по потребности ребенка, в атмосфере спокойствия и любви. Если младенец, находясь у груди, проявляет агрессию, ее можно останавливать, но нельзя отвечать ему тем же.

От 1,2 (1,5) до 3 лет

В этом возрасте ребенок начинает активно познавать собственное тело, и то, как происходит отправление его естественных надобностей, вызывает у него закономерный интерес. Сексуальное развитие ребенка на этом этапе зависит от того, как происходит приучение к горшку.

Возможные нарушения. Если приучение к горшку происходит слишком жестко и за «оплошность» малыша всякий раз наказывают или стыдят (что еще хуже), в его характере могут появиться или усилиться мазохистские черты. Если же ребенка вообще не знакомят с горшком и никак не направляют – из-за отсутствия ограничений формируется, наоборот, склонность к агрессивному, деструктивному поведению или даже к садизму.

Как правильно? Приучать к горшку ребенка нужно, но ненавязчиво, без спешки, спокойно и доброжелательно.

От 3 до 6 лет

Ребенок продолжает исследовать собственное тело. Он осознает свой пол и начинает обращать внимание на противоположный. Первый предмет влюбленности возникает в семье. Для мальчиков таким объектом становится мама, для девочек – папа. Родитель своего пола временно воспринимается ребенком, как соперник. В это время от мальчиков нередко можно услышать слова о том, что они хотят «жениться на маме», а от девочек – фантазии о союзе с папой.

Возможные нарушения. Некоторые родители пугаются эротических проявлений ребенка или начинают всерьез ревновать к нему супруга, забыв, что, проявляя свое детское влечение к папе или маме, малыш ничего «такого» в виду не имеет. Другие, наоборот, легкомысленно смеются над ребенком, не понимая, что он испытывает настоящие и довольно сложные чувства. Если ребенка подвергать насмешкам или осуждению, в будущем это сильно осложнит ему сексуальную жизнь.

Как правильно? На этом этапе чрезвычайно важно постоянное присутствие в жизни ребенка обоих родителей. К чувствам ребенка необходимо отнестись внимательно и серьезно. При этом важно сразу ему объяснить, что папа и мама его любят, но дети на родителях не женятся и замуж за них не выходят. Ребенок должен понять, что папа будет с мамой, а мама – с папой, а сам он, когда вырастет, будет с кем-нибудь другим. Сторонникам совместного сна следует учесть, что ребенку старше 3 лет уже не стоит спать под одним одеялом с родителем противоположного пола.

От 6 лет до начала полового созревания

Жизнь ребенка выходит за пределы семьи, он больше общается со сверстниками. Если раньше преобладал интерес к собственному телу, то теперь возникает интерес к телу других и самопознание продолжается путем сравнения себя с другими. Случаются влюбленности в сверстников и учителей. Ребенок начинает интересоваться мужскими и женскими ролями, а также тем, как устроены сексуальные отношения.

Возможные нарушения. Главный вред ребенку на этом этапе может принести отсутствие доверительных отношений с родителями, особенно с родителем своего пола. Насмешки, осуждение или невнимание вынуждают маленького человека замкнуться в себе и остаться наедине со своими вопросами, что в дальнейшем, безусловно, осложнит ему жизнь.

Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенка

Как правильно? В этом возрасте ребенок утверждается в ощущении себя мальчиком или девочкой, поэтому тут для него в первую очередь важен надежный и эмоционально теплый контакт с родителем (или другим старшим родственником) своего пола, которому можно довериться и принести все свои вопросы и проблемы.

Разговаривать с детьми о сексе можно и нужно уже лет с 6–7. Существуют специальные издания, рассчитанные на разный детский возраст. Но важно понять, что это не литература для детей, а учебные пособия для родителей. Они созданы не для того, чтобы родитель мог, избежав неудобного разговора, молча подсунуть ребенку книжку, но чтобы он просмотрел ее сам, а потом поговорил с ребенком на основании прочитанного.

Половое созревание

С ним развитие детской сексуальности заканчивается. Все сексуальные особенности человека к этому моменту уже сформировались. В это время родители опасаются, что их большой ребенок начнет искать сексуальные приключения. Если подобное случается, то это говорит не о сексуальности, проснувшейся раньше времени (как мы знаем, она свойственна человеку с рождения), а о психологическом неблагополучии, которое было заложено раньше. Это значит, что ребенок чувствует себя одиноким в семье, ему не хватает понимания и любви, которые он и пытается таким радикальным способом найти «на стороне».

Самое главное. Главное условие того, что ребенок будет развиваться нормально и в будущем сможет создать счастливую семью, – присутствие в его жизни любящих и понимающих взрослых.

Читайте в соцсетях!

Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенка

Проблемы связаны с сексуальным развитием ребенка

Источник

С первых дней жизни ребенок начинает интересное путешествие в жизнь. Но прежде чем научиться жить, нужно узнать себя. С начало это сложно, так как его жизнь неотделимо связана с матерью. Но затем наступает тот момент, когда малыш понимает, что он может уже некоторые действия совершать сам. Так из месяца в месяц, обретая новые навыки, он совершает важные шаги – познает мир. Но можно ли познать мир, не познав себя. Нет. И вот ребенок уже знает, где у него голова, уши, рот, пальцы, руки, ноги и т.д. Но разве этого достаточно? Опять нет. Он хочет узнать больше о себе, о том, как он устроен, что он может чувствовать в тот или иной момент жизни. Об этом родители точно не расскажут. Но он этого и не ждет. Он сам исследует, сам экспериментирует и если надо задает вопросы. И многих родителей такое поведение шокирует, но на самом деле ребенок развивается, и он должен очень много успеть.

И так давайте поговорим о сексуальном поведении ребенка, с целью лучше понять его, чтобы вырастить  здоровым и счастливым.

Многих родителей зачастую пугает некоторое поведение их детей, и более того они считают его не допустимым. Было бы прекрасно, если вы научились относиться так к детям, чтобы им хотелось открыться и довериться вам, а не замкнуться в себе. И очень важно с самого начало осознавать, что именно от первых успешных шагов зависит, насколько они будут счастливыми в общении, как супруги и родители.

С момента рождения он может слышать, видеть, ощущать и получать удовольствие. Первые ощущения, которые доставляют удовольствие, ребенок испытывает уже в первые часы после рождения. Именно тогда, когда он сосет грудь матери, во всяком случае, это не только пища, но и общение, а также защита. Фактически он попал в неизведанный и холодный мир, который еще не знает. И именно поэтому материнская забота, которая также проявляется через кормление, дает такое необходимое ощущения защиты и любви.

Нормальное сексуальное поведение от 0 до 2 лет проявляется следующим образом:

Первый интерес к сексуальному поведению у детей возникает в 1.5 – 2 года. Именно в этом возрасте происходит первый сексуальный отклик у них, когда их баюкают, ласкают, обнимают, целуют, прижимают к телу, что необходимо для установления эмоционального контакта с родителями. Сосание материнской груди для малышей это не только способ насытиться, но и получить удовольствие от контакта с матерью.

В 2 года малыши стремятся перед сном поцеловать мать, да и не только перед сном, наверное, при любом контакте, когда хочется побыть с матерью, привлечь ее внимание. В 2 года дети уже различают по одежде и по прическе противоположный пол. В 2.5 года они знают о своих половых органах и начинают играть с ними. Именно это пугает родителей. Отмечу, что этот процесс абсолютно естественный. В этом возрасте дети исследуют свое тело, и что зазорного в том, что они будут исследовать и половые органы тоже. Исследователи отметили, что мальчики играют со своими гениталиями, начиная с 6-7 месяцев, а девочки с 10-11 месяцев. Они трогают их, когда что-то беспокоит и они, таким образом, успокаиваются. Исследуя свое тело интересно, чем отличается одна часть тела от другой. Проявляют интерес к обнаженному телу других людей. В этом возрасте появляется особый интерес к физиологическим отличаем полов. Возникают вопросы о материнской груди. Свой интерес они удовлетворяют тем, что смотрят или трогают других.

Именно в этом возрасте дети получают первые реакции родителей, которые бывают либо положительными, либо отрицательными. И, исходя из этого, можно сказать, что если у ребенка закрепилось в сознании приятные ощущения, и он не получил негативной оценки родителей, то это сыграет положительную роль в интимных отношениях в будущем.

Родители, если вы стали свидетелями такой игры своего ребенка, откажитесь от всякого рода негативного выражения своих чувств. Тем самым вы закрепите уверенность в том, что все, что он делает это нормально.

Если же вы не удержались от высказываний, таких как « хорошие дети об этом не говорят…», «хорошие дети это руками не трогают…», и т.д. И у ребенка закрепилось ощущение, что это плохо. Тем самым взрослые прививают чувства стыда, а это может проявиться в скованности поведения, в снижении чувства самоуважения, неуверенности в себе. Скорее всего, это чревато последствиями в будущем уже для взрослого человека.

Чаще общайтесь телесно со своим ребенком, берите его на руки, целуйте, обнимайте, проявляйте свою любовь. Если ребенок чувствует любовь своих родителей и может сам свободно проявлять ее. Тогда и отношения с другими людьми он сможет выстраивать более легко, уверенно и успешно. Если ребенок будет испытывать дефицит телесных прикосновений с родителями, впоследствии он может испытывать трудности в отношениях с другими людьми, в том числе и интимных.

Нормальное сексуальное поведение от 3 до 5 лет проявляется следующим образом:

В 3 года ребенок дети уже понимают и осознают себя мальчиками или девочками. Детей в этом возрасте продолжает волновать вопрос, чем отличаются мальчики от девочек. Их интересует вопрос, почему мальчики писают стоя, а девочки сидя. Задают вопросы о том, откуда берутся дети, где они были раньше. Их удовлетворяют самые простые ответы на вопрос. В этом возрасте проявляется первый интерес к противоположному полу.

В 4 года появляются игры с обнажением, особенно часто дети любят играть в «дочки-матери», « игра в доктора», « покажи мне твой », где дети демонстрируют гениталии друг другу. В лексиконе детей появляются не приличные слова, которые они любят повторять. Хотя, зачастую не понимают смысл этих слов. Возрастает интерес к беременности и родам, и именно поэтому это прекрасный повод рассказать им о том, как устроено человеческое тело, как происходит зачатие ребенка. Очень важно называть правильно части тела. Например, половой член, влагалище, матка, половые губы и т.д. Удовлетворить любопытство малыша в этом возрасте не простая задача, поэтому запаситесь выдержкой и терпением, а еще знаниями соответствующие этому возрасту.

К 5 годам у них снижается интерес к различиям полов, появляется желание иметь брата или сестру, интересуются детством родителей.

Интерес к различию между полами, повышенный интерес к сексуальным действиям, части тела/неприличные слова, взаимное исследование, вопросы о беременности, сексуальные игры и ролевые игры.

Важно в этот период научить ребенка следующему:

  • Что девочки и мальчики разные
  • Научить правильному названию частей тела
  • Что дети рождаются от мамы
  • Что личное и публичное это разные вещи. Его тело его личное дело (речь идет о том, что ребенок должен знать, что, никто из посторонних не имеет право дотрагиваться до его тела, особенно до половых органов).
  • Простые ответы о теле и его функциях
  • Научить говорить «нет».

Надо помнить, что любые действия, игры, эксперименты наших детей в этом возрасте, они связанны прежде всего с любопытством и желанием ознакомиться со своим телом поближе. Это любопытство несет в себе только познавательный характер. И не имеет сексуального контекста, как думают многие родители.

Источник

Множество проблем, особенно в VII-VIII классах, связаны с ранним пробуждением сексуального чувства и сексуальным опытом подростков. Точную и тонкую характеристику причин этого явления дала Л. И. Божович: «…в этот период впервые появляется и становится предметом сознания и переживания подростка новая и очень мощная биологическая потребность – половое влечение… Вместе с тем надо учитывать, что половое влечение, так же как и все другие биологические потребности человека, приобретает в процессе развития качественно иной, опосредованный характер… Возникая в пубертатный период, оно (половое влечение. – Ред.) входит в структуру уже существующих у подростка психологических новообразований (разнообразных интересов, нравственных и эстетических чувств, взглядов и оценок), формируя вместе с ними такого рода отношение к другому полу, в котором половое влечение не занимает доминирующего положения» (Божович Л. И., 1979, с. 24). Доминирующее положение, таким образом, оно начинает занимать в случае отсутствия столь же сильных конкурирующих потребностей и мотивов. Наибольшие сложности связаны с ранним сексуальным поведением, прежде всего поведением девочек, проявляющимся в сексуально окрашенных контактах со старшими мальчиками и взрослыми людьми, предпочтении девочками игр и ласк, включающих телесный контакт и раздражение эрогенных зон, склонности к усиленному подчеркиванию своих женских достоинств и т. п. Сложность подобных случаев связана с тем, что по внешней картине часто нельзя понять, в чем причина такого поведения: имеет ли место недостаточно осознанное поведение, связанное с ранним половым созреванием и пробуждением соответствующих чувств, или это проявления рано приобретенного сексуального опыта, или же попытка подобным образом утвердить свою «взрослость» и «опытность» вне зависимости от силы собственно сексуальных побуждений. Проблема усугубляется еще и тем, что интерпретация поведения, данная со стороны, как бы толкает подростка в заданном направлении, оформляя и задавая содержание первоначально недостаточно осознанным влечениям. Более того, наказания, тем более физические, к которым нередко прибегают в таких случаях, зачастую не тормозят, а усиливают нежелательные проявления. Подобные интерпретации взрослых могут также вызвать депрессию, переживание собственной испорченности, неуверенность в себе и т. п. Во всех этих случаях работу психолога целесообразно начинать с длительной доверительной беседы с подростком. Следует отметить, что он, как правило, испытывает потребность в таком разговоре и охотно обсуждает свои проблемы с чутким, внимательным, понимающим собеседником. В ходе такой беседы может быть выяснено, как сам подросток осознает и оценивает подобное поведения, каковы его переживания по этому поводу. Это позволяет уточнить причины и правильно организовать работу с таким подростком, дать правильные рекомендации. Так, подросткам, у которых подобное поведение представляет собой недостаточно осознанное выражение потребностей, связанных с интенсивным половым созреванием, можно рекомендовать заниматься такими видами деятельности, где они могли бы демонстрировать себя, свои внешние особенности и вместе с тем разряжать свою энергию – различными видами спорта, танцами, сценическим видами искусства, в том числе пантомимой и т. п. Придумывание историй о своем сексуальном опыте для утверждения собственной взрослости вообще довольно распространено среди подростков и юношей: «…все склонны преувеличивать свой сексуальный опыт. Ни один не желает продемонстрировать безграмотность по части техники и терминологии… Когда речь заходит о сексе, люди врут… Насколько яростно идет это соревнование? Настолько, что мальчики и девочки зачастую выдумывают несуществующих возлюбленных» (Ди Снайдер, 1995, с. 46). Подобная ситуация обычно не требует вмешательства со стороны взрослых. Но когда подросток рассказывает такие истории постоянно и демонстративно, это может свидетельствовать о трудностях и проблемах подростка, о наличии у него переживания неполноценности в этой сфере, о неудовлетворительных отношениях со сверстниками и невозможности утвердить себя другим путем. В таком случае помощь психолога может быть направлена на выявление проблем подростка, нормализацию отношения к себе и отношений со сверстниками, на нахождение сфер самоутверждения.

Наиболее сложными являются случаи, когда подросток рано приобретает сексуальный опыт, а также факты раннего материнства девочки. Опыт показывает, что такие подростки часто остро нуждаются в помощи, в том числе и психологической. При ее оказании особое внимание следует уделить развитию правильного отношения девушки к этому опыту, ее переживаниям по этому поводу, а также ее представлениям о будущем и отношению к себе. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что часто помощи только со стороны школьного психолога бывает недостаточно, необходима совместная работа с другими психологами, сексологами, психиатрами, специализирующимися на указанных проблемах. Подобная работа требует контакта с семьей и с педагогами, однако последние нередко отказываются заниматься такими подростками. Кроме того, хотя и редко но встречаются случаи, когда на путь проституции девочку ориентируют родители, видя в этом способ зарабатывания денег, в том числе и для семьи. Еще более сложны проблемы раннего сексуального опыта подростков, проживающих в интернате. С сексуальным развитием связан и просмотр школьниками этого возраста (чаще мальчиками) порнографических фильмов, а также чтение ими соответствующих газет. Опыт показывает, что запрещения в этом случае не достигают цели, а, напротив, часто ведут к усилению подобного поведения. Хотя ситуативный интерес к подобным фильмам и изданиям проявляют многие подростки, устойчивое увлечение свидетельствует о том, что подросток по той или иной причине не доверяет нормальным источникам получения подобной информации, а также о наличии у него реальных или чаще воображаемых проблем, связанных с половым созреванием, повышенной сексуальной озабоченностью. Если это происходит время от времени и является достаточно ситуативным, то, как правило, не требует особого вмешательства со стороны взрослых. В тех же случаях, когда школьник сам заводит с ними разговор на эти темы, следует вести его достаточно спокойно, без излишнего эмоционального накала. В случаях же устойчивого интереса взрослым следует обратить внимание как на проблемы полового созревания подростка и помочь ему разобраться с ними, так и на его представление о себе. Направления собственно психологической работы в этих случаях часто связаны с развитием и укреплением чувства собственного достоинства, самоуважения, выработкой критериев самооценки. Чрезвычайно важны для подростков разговоры со взрослым своего пола о ценности и значимости сексуальных взаимоотношений, о том, что порнографическая продукция дает о ней ложное, искаженное, обедненное представление. Подростки много думают и говорят о сексуальных проблемах. Современные школьники по телевизору, видеомагнитофонам, в кино видят очень много сцен, которые несут тот или иной сексуальный смысл. Работники телефонов доверия для подростков отмечают, что по вопросам секса к ним обращаются дети 10 и даже 8-9 лет. Однако несомненно, что в 12-13 лет этот вопрос приобретает особую остроту, в первую очередь для девочек. Задача полового воспитания в это время, требующая внимания и практического психолога, – в том, чтобы подросток понимал, что с ним происходит и осознанно решал встающие перед ним проблемы. Поэтому важны разговоры с родителями, беседы с психологами, педагогами на эти темы с тем, чтобы школьник научился смотреть на эту сферу как на одну из значимых для счастливой жизни человека, что полноценно может осуществиться лишь на определенном уровне психологической и физиологической зрелости.

Источник