Проблемы социального развития ребенка дошкольного возраста

Проблемы социального развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

МДОУ детский сад общеразвивающего вида №31 «Алые паруса»

Консультация

«Актуальные проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель старшей группы №4

Черняк Ирина Львовна

Подольск 2018

В период дошкольного детства происходит интенсивное становление личности.

Личность формируется в процессе социализации, которая предполагает усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, а также

выработку социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни. Составной частью социализации является социальное развитие, выражающееся в способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, в осознании ценности собственной личности и других людей, в проявлении своих чувств и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социальное развитие является одной из важных задач современного дошкольного образования и предполагает развитие у ребенка адекватного отношения к самому себе, другим людям, миру, выработку коммуникативной и социальной компетентности.

Ребенок дошкольного возраста нуждается в удовлетворении таких социальных потребностей, как потребность в эмоциональном контакте с другими людьми, в любви, доброжелательном отношении к себе. Блокирование этих потребностей учеными рассматривается как мощный фактор стресса, их реализация, напротив, обеспечивает актуализацию позитивных психических состояний, способствующих оптимизации общения ребенка в социальном пространстве.

Критериями социального развития дошкольника являются:

– хорошая ориентация в новой обстановке;

– способность выработать адекватную альтернативу поведения;

– уважение желания других людей;

– способность включиться в совместную деятельность;

Социальные навыки помогают ему осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться. Обретение коммуникативных способностей обеспечивает ребенку эффективность общения и совместимость с другими людьми.

При благоприятных условиях воспитания ребенок способен к проявлению доброты, внимания, заботы; у него вырабатывается положительное отношение к другим людям и окружающему миру.

Познавая другого, он обретает способность понять его особенности поведения, интересы, потребности. Обладая способностью увидеть возникшие перед собой трудности, ребенок может заметить изменение настроения, а затем учится выбирать адекватные способы общения, обретает этически ценные образцы поведения. Это способствует формированию желания вступать в контакт с окружающими, умения организовать общение. Ребенок овладевает также нормами и правилами, которым необходимо следовать при общении, что приводит к появлению:

-хорошей ориентации в новой обстановке, уважения к желаниям других людей;

-способности включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;

-возможности сдерживать и заявлять о своих потребностях, способности избегать нежелательного общения;

-осознания своего места в обществе других людей, понимания разного характера отношения к нему окружающих.

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Актуальность социально-личностного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Также задачи социально-личностного развития дошкольников вошли в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» и нашли свое отражение в целевых ориентирах ФГОС ДО.

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОС ДО являются следующие:

– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

– формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий:

– использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

– реализация общеобразовательной программы;

– обогащение предметно-пространственной среды.

Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно – развивающий и гуманистический, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.

Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.

Выделяются основные принципы дошкольного образования по формированию социально-коммуникативных качеств, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником  образовательных отношений;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает в себя следующие компоненты:

1.Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

2. Ребенок в семье и сообществе.

Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной принадлежности.

3. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование позитивных установок к различным видам труда.

4.Формирование основ безопасности.

Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.

Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по реализации задач  социально-коммуникативного развития.

Младший дошкольный возраст

– Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;

– Организация сюжетных игр;

– Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;

– Простейшие поисковые и проблемные ситуации;

– Игры с моделированием;

– Литература и игра 

Средний дошкольный возраст

– Организация сюжетно-ролевых игр;

– Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.

– Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.

– Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка по периодам

Старший дошкольный возраст

– Ситуационные задачи, их широкая вариативность.

– Использование метода проектов.

– Использование метода коллекционирования.

– Использование театрализованной деятельности.

– Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)

– Самостоятельная деятельность детей.

Инновационные формы работы с родителями:

– Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

– Вечера вопросов и ответов;

– Родительские гостиные;

– Тренинги по запросам родителей;

– Клубы по интересам;

– Родительские конференции;

– Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

– Творческие выставки и фотовыставки;

– Тематические вечера и викторины;

– Совместные досуги;

– Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

– Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

– Совместное создание мини-музеев.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

– Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;

– Обучение умению слушать и слышать другого;

– Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;

– Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;

– Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;

– Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;

– Формирование чувства симпатии между участниками общения;

– Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;

– Обучение умению детей владеть собой;

– Развитие умения анализировать ситуацию;

– Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное становление личности ребенка. Развивается самосознание и складывается самооценка, обогащается эмоционально-чувственный опыт, появляется осознание своего социального «Я».

Источник

Особенности дошкольного возраста

Дошкольный возраст является важным этапом социализации личности человека. На этот период приходится усвоение основных навыков.

Определение 1

Дошкольный возраст – это период активного формирования психики на основе зачатков, заложенных в раннем детстве.

Особенности дошкольного возраста непосредственно влияют на возникновение социальных проблем у дошкольника, поэтому, прежде всего, рассмотрим возрастные особенности дошкольника.

Замечание 1

Психическое развитие дошкольника осуществляется посредством общения со взрослыми и сверстниками, а также через вовлечение в различные виды деятельности. В период дошкольного возраста происходит становление личности и некоторых ее составляющих элементов, таких как характер и интересы, выявляются склонности и способности. Все это сопровождается одновременным процессом социализации.

Вовлечение дошкольника в общественные формы взаимодействия происходит посредством участия взрослого человека, который проводит организацию, осуществляет контроль и оценивает поведение и деятельность дошкольника.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

В период 2-3 лет совершенствуется понимание речи, активно развивается сама речь ребенка. В этот период дети не осознают мотивы своей деятельности, они импульсивны. Появляются первые попытки самоидентификации, с чем связан кризис, проявляющийся упрямством, негативизмом и нарушениями в общении с окружающими.

В возрасте 3-4 лет происходит развитие памяти и внимания, а также активно развивается воображение при одновременном развитии наглядно-действенного мышления. Этот период связан с развитием самооценки и половой идентификации.

В 4-5 лет в деятельности ребенка, носящей преимущественно игровой характер, появляется ролевое взаимодействие. Дети осваивают навык планирования действий, развивается образное мышление. Для этого возраста характерна повышенная обидчивость. В детских группах появляются первые лидеры.

В возрасте 5-6 лет в игре ребенок осуществляет свою деятельность согласно роли. Ребенок формирует навыки установления социальных отношений и осознает субординацию в деятельности взрослых.

В период 6-7 лет ребенок формирует навыки сложных взаимодействий с людьми. В этот период завершается дошкольный возраст, и ребенок к концу периода дошкольного возраста осваивает формы общения с людьми, происходит окончательная полоидентификация, а также формируется собственная позиция.

Психосоциальные проблемы дошкольного возраста

Социальные проблемы дошкольного возраста связаны с психологическими особенностями этого возраста и психологическими проблемами.

Принято выделять следующие группы психологических проблем дошкольного возраста:

  • проблемы умственного развития (неуспеваемость, нарушения внимания, запоминания и понимания материала)
  • проблемы поведения, такие как агрессивность, склонность ко лжи, неконтролируемость
  • эмоциональные и личностные проблемы, включая тревожность, смену настроения, возбудимость
  • проблемы общения, в том числе замкнутость, заносчивость, обидчивость и прочие.
  • неврологические проблемы, такие как тик, утомляемость, головные боли и т.д.

Рассмотрим наиболее значимые психосоциальные проблемы ребенка дошкольного возраста.

  1. Тревожность.

    Тревожность у дошкольников, как правило, является признаком неблагоприятных отношений с родителями, перенесенного стресса или неправильного воспитания. По сути, тревожность является индикатором социальных проблем ребенка. Тревожность развивается в результате постоянного повторения условий, которые способствуют проявлению высоких показателей тревоги.

  2. Депрессивность

    Проявляется у детей дошкольного возраста приступами беспричинного плача, желанием изолироваться, агрессивностью, усилением страха темноты, одиночества, боли.

  3. Низкая или завышенная самооценка дошкольника

    Самооценка ребенка формируется поэтапно с познания ребенком своих способностей. Дети дошкольного возраста неспособны адекватно оценить себя, поэтому ориентируются на оценку себя окружающими. Соответственно, при детско-родительских конфликтах ребенок неадекватно себя оценивает, что влияет на его взаимоотношения с окружающим миром, порождая для ребенка множество социальных проблем, связанных с необходимостью устанавливать взаимоотношения и существовать в социуме.

Социальные проблемы ребенка

Выделим следующие социальные проблемы дошкольника

  1. Неблагоприятные отношения с родителями

    Они могут быть вызваны неприятием, отвержением родителей своего ребенка, либо проявляться в форме завышенных требований к личности дошкольника, либо результатом гиперопеки. Авторитарный стиль воспитания также является проявлением неблагоприятных отношений с родителями.

  2. Смена социальных отношений

    Большинство детей дошкольного возраста долгое время находятся преимущественно в семье. При достижении определенного возраста, чаще всего детям приходится переживать смену социальных отношений с отношений в семье на отношения в детском дошкольном образовательном учреждении, что вызывает у ребенка значительные трудности.

  3. Агрессивность

    Определение 2

    Агрессия дошкольника – это разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам поведения людей в социуме и наносит вред, подвергшимся нападению.

    Огромную роль в проявлении агрессивности имеет воспитание в семье, характер взаимоотношений с матерью, система применяемых наказаний. Агрессивность дошкольника может проявляться в виде физической расправы, вербальной, защитной форме, в виде угроз и т.д.

  4. Проблема общения детей

    Формирование и применение коммуникативных навыков является актуальной проблемой дошкольника, поскольку они необходимы для его полноценного общения в настоящем и будущем.

  5. Проблема семьи

    В настоящий момент очень много детей-дошкольников воспитываются в условиях неполной семьи, либо в семьях, где родители увлечены работой и заработками, забывая о необходимости воспитания детей и сотрудничестве с дошкольным учреждением, что неблагоприятным образом сказывается на их личностном развитии.

Читайте также:  Социогенетический подход к развитию психики ребенка

Источник

Фоменко Эдита Витаутасовна,

старший воспитатель, МДОУ

«ЯСЛИ-САД №13 Г. ДОНЕЦКА»

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ключевые слова: социально-личностное развитие, социализация, самоутверждение, самореализация, социум.

В настоящее время повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В условиях нестабильности жизни продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперреактивностью, неуверенные в себя дети. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Проблема приобщения к социальному миру, социально-личностного развития детей всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка и является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому, социальное становится индивидуальным”.[2].

На протяжении многих лет исследований учёных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребёнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.

Данный факт находит своё отражение в основных нормативных документах, определяющих деятельность дошкольных образовательных учреждений. В ГОС представлены требования к образовательным программам и содержанию образования: «Программа формируется в Организации как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования» [1].

Главная цель педагогической деятельности по социально-личностному развитию детей – это воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально и эмоционально развитой творческой личности.

Что же такое социально-личностное развитие дошкольника? Это формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания. Процесс довольно сложный и требует немалых затрат труда.

Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, и конечно, родителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

Таким образом, взрослые должны заботиться об эмоциональном благополучии ребенка, уважать и ценить независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливать с детьми доверительные отношения; способствовать развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям и т.д.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Важно отметить, если ребенок находится в положительно-эмоциональных контактах с окружающим, в любви, в поддержке, активном познании, в самостоятельной деятельности по интересам, то социально-личностное развитие ребенка происходит благоприятно. Т.е., чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим – со взрослыми и сверстниками. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е., включения во все моменты образовательного процесса.

Важно отметить, что социально-личностное развитие детей происходит благоприятно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании, самостоятельной деятельности по интересам, самоутверждении, самореализации своих достижений со стороны окружающих. Личный опыт ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей. Предпочтение отдается практическим методам организации детского опыта культуры общения, активному использованию жизненных обстоятельств. Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей. Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий.

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие.

Читайте также:  Развитие активности ребенка выражается в

Основываясь на многолетнем опыте работы в дошкольном образовательном учреждении мы пришли к выводу, что организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо следовать определённому алгоритму:

1.      Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?

2.      Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?

3.      Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.

4.      Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

И очень важно: помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешённой проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников, и порадоваться вместе с ними. (Как хорошо, что мы поддерживаем друг друга! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы!)

Социально-личностному развитию в детском саду уделяется большое внимание. Педагоги работают над решением следующих задач: развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; формирование первичных представлений о труде взрослых;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

Для организации в группе работы по социально-личностному развитию детей, воспитатели оборудуют развивающую среду.

В игровой, трудовой деятельности детей формируются морально-нравственные качества, собственные убеждения, развивается речь детей. Условием социально-личностного развития является наличие социального окружения, общения с детьми и взрослыми, совместная деятельность детей [3]. Следовательно, чтобы обеспечить своевременное и полноценное развитие ребёнка в социальном мире, значимым взрослым важно знать особенности и общие закономерности этого процесса, знакомить его с объектами социальной сферы, социумом ближайшего окружения. Это научит ребёнка свободно ориентироваться в созданном окружении, любить, ценить, уважать и заботиться об его субъектах.

Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.

Необходимо воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду. Это основа нравственного воспитания, первая и важная ступень. Ребенок должен, прежде всего, осознать себе членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, затем – гражданином своей страны, и только потом – жителем планеты Земля. Идем от близкого к далекому.

В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформить альбомы: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениях о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.

Традиционным в дошкольных учреждениях становятся проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я – взрослый, ты – ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.

Развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и способствует становлению его духовной жизни, открывая ему, новые грани внешнего и внутреннего мира, формирует его личность.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что основой социально-личностного развития ребёнка является возникновение у него чувства привязанности и доверия к взрослым, повышенный интерес к окружающему миру и самому себе, превращение требований дошкольника во внутренние мотивы поведения. Значимые взрослые в жизни каждого ребенка в дошкольном возрасте должны формировать представление о многообразии человеческих отношений, знакомить с правилами и нормами жизни в обществе, вооружать моделями поведения, которые помогут ему  в дальнейшем адекватно реагировать на происходящее в определённых жизненных ситуациях.

Таким образом, в процессе реализации данной педагогической технологии социально-личностного развития, успешность данного процесса будет зависеть от уровня профессионализма взрослых, формирующие у детей представления о социальном мире, окружающих людях, о самом себе, природе и рукотворном мире, социальные навыки, уверенность в себе, нравственное сознание, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию, и от собственной мотивации ребёнка, заключающаяся в желании познавать окружающий мир, вступать в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми, проявлять свои способности. Большое значение имеет развитие самостоятельности мышления, коммуникативно-речевых умений и компетенций, активизация познавательной и творческой деятельности. Дошкольник должен быть соучастником происходящих вокруг него событий, уметь рационально разрешать возникшие споры и управлять своими эмоциями, поведением в разных ситуациях.

На основании представленного выше, можем констатировать, что социально-личностное развитие детей дошкольного возраста в настоящее  время является одним  из приоритетных и относится к категории стратегических направлений обновления образования, включая дошкольное, и изучается различными смежными дисциплинами, в том числе педагогикой, психологией, социологией, позволяющие охарактеризовать особенности развития личности ребёнка в социуме.

В заключение хочется призвать педагогов в каждодневной и часто становившейся рутинной для нас работе следовать актуальным как никогда словам великого русского педагога К.Д. Ушинского: «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!».

Список литературы:

  1. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2018 г № 287

  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 2006. – 222 с.

  3. Н.В.Иванова, Е.Ю.Бардинова, А.М.Калинина «Социальное развитие детей в ДОУ»: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

  4. Пятница Т. В. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т. В. Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия,
    2004. – 384 с.

Источник