Проблемы рисков социального развития ребенка
ИВАНОВА И.В.,
г. Елабуга, МБОУ ППМС ЦДК «Шанс-Омет»
ГАЙСИНА Г.Р.
г. Елабуга, МБОУ «Средняя школа № 9»
РИСКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В современном мире происходит интенсификации темпа жизни человека, что ведет к отчужденности и усложнению межличностных отношений. Телевизор и интернет заменил детям живое общение. Это неблагоприятно отражается на эмоциональном развитии детей.
В данных условиях психологическое консультирование педагогов и родителей заключается в том, чтобы в понятной и доступной для взрослых форме объяснить особенности развития ребенка и предложить практические рекомендации в первую очередь по проблемам общения в семье и школе, проблемам развития ребенка. Остановимся на наиболее часто встречающихся запросах, поступающих со стороны педагогов и родителей, так называемых рисках развития: таких как агрессивность, гиперактивность, воровство, уходы из дома и т. д.
I. Агрессия является прежде всего отражением внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Причинами появления агрессивности могут быть самыми разными: некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, сцены насилия, демонстрируемые в кино или на телевизионных экранах, игнорирование личности ребенка родителями или педагогом. Возникновение агрессивности у подростков связано с воспитанием в семье. Если родители не прислушиваются к мнению ребенка, не обращают внимания на его чувства и нужды, уверены, что лучше знают, что нужно их детям, они неосознанно провоцируют сопротивление, которое вырывается наружу агрессивным поведением. Если родители часто наказывают детей, дети могут перенять такую манеру поведения, не представляя себе другой. Попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Если подавлять ребенка, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, хотя это не будет гарантировать от проявления агрессии в другой ситуации. Выяснилось также, что родители почти никогда не задают ребенку вопросов, почему он совершил тот или иной поступок, чтобы понять его мотивы. Чаще говорят «это плохо» и наказывают. Рекомендации могут быть следующими: задавать ребенку вопросы, чтобы понимать причины его поступков. Оговорить правила семьи, где запреты должны быть конкретны и немногочисленны. Важно научить ребенка: задавать вопросы своим родителям и сверстникам, говорить о своих чувствах (мне обидно, неприятно, я сержусь). Управлять своим состоянием с помощью дыхания. Обучать способам выражения гнева в приемлемой форме (рвать ненужную газету, бить по мягкой поверхности, топать ногами в отдельной комнате и пр.). Обучать приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Отрабатывать навыки общения, используя технику «Я-высказывания». Например: «мне это неприятно», «меня это злит», «я с тобой ругаться не хочу, я хочу дружить», «не кричи на меня». Объяснять детям, что существует большая разница между отстаиванием своего мнения и агрессивностью. Формировать такие качества, как эмпатия и доверие к людям. Родителям необходимо понимать, что скрывается за поведением ребенка, уметь выслушать и понять его чувства. Научить ребенка выражать свои желания и мнения без ненужных эмоций и показывать примеры того, как добиваться цели, не нанося вреда окружающим. Не стыдить детей за испытываемые им чувства, научить спокойно их выражать и самим проявлять эмоциональную теплоту по отношению к детям.
II. Гиперактивный ребенок. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у таких детей может превышать показатели возрастной нормы. Причины возникновения гиперактивности: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни. Необходимо анализировать каждую конкретную ситуацию и вырабатывать индивидуальную линию поведения: обучать ребенка не только слушать, но и слышать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Совместно с ребенком выработать систему поощрений и наказаний, которая поможет ему лучше адаптироваться в детском коллективе. Хороши подвижные игры, в которых он обучится контролировать свои движения; игры на развитие внимания, мышления. Рекомендуется учитывать, что периоды продуктивной работы мозга составляют 15 минут, потом необходим короткий перерыв. Можно записать ребенка в спортивную секцию, кружок, где он сможет выплеснуть излишки энергии.
Родителям необходимо общаться с ребенком мягко, спокойно, без криков, приказов и эмоциональных всплесков, дети чувствительны к любому настроению. Ребенку для уверенности в себе необходимы похвала и одобрение, поэтому желательно хвалить его за удачно выполненное задание, аккуратность, усидчивость, но не слишком эмоционально. Указания взрослого должны быть немногословны и содержать не более 10 слов. Задания следует давать по порядку, они должны быть выполнимы и физически, и по времени, иначе ребенок «выключится». Чтобы этого не случилось, достаточно привлечь внимание ученика, повторив предложение. В семье должны быть правила. В их принятии должен принимать участие и ребенок. Запретов должно быть немного, их надо заранее оговорить с ребенком и сформулировать в четкой форме. Ребенок должен знать, какие санкции последуют за нарушением. При трудностях переключения на новую деятельность лучше предупредить ребенка за несколько минут до ее начала. Следует соблюдать режим дня.
III. Страхи у детей и подростков. Чаще распространены так называемые внушаемые страхи, источником которых являются взрослые. Телевидение — многие фильмы, мультфильмы и даже реклама также могут спровоцировать возникновение страхов у детей. Причинами страхов у детей могут быть: недостаток ощущения защищенности; страх быть оставленным при латентных (скрытых) супружеских конфликтах у родителей; отвергнутая, вытесненная агрессия; перенятый у родителей страх (например, уколов, пожара и др.).
Родителям необходимо, общаясь с ребенком быть последовательными в своих действиях, не запрещать без видимых причин ребенку то, что разрешалось ранее, не требовать от него того, что он не может выполнить. Если ребенку что-то дается с трудом, лучше помочь ему и оказать поддержку. Чаще использовать телесный контакт, демонстрировать образцы уверенного поведения, способствовать повышению самооценки ребенка, чаще хвалить его.
IV. Школьная неуспеваемость. Причины школьной неуспеваемости: несформированная мотивация к учению или не сформированы психические процессы, в первую очередь — мышление; если ребенок не владеет способами и приемами учебной деятельности, а так же авторитарный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе. Когда родители предъявляют к ребенку завышенные требования, постоянно сравнивают его с другими детьми, и это приводит к появлению у него чувства неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычки надеяться на помощь по любому поводу. Дети начинают панически бояться сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски. Очень часто родители неуспевающих детей выполняют вместо них все задания, не зная, как научить детей учиться. Детей запугивают: «Ты сделал ошибку — тебе поставят двойку!». Такое психологическое запугивание приводит к тому, что ребенок начинает бояться отрицательного отношения родителей к себе за полученную оценку, этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственнее моменты: когда нужно писать контрольную или неожиданно ответить с места. Тревожность по поводу учения стремительно возрастает.
V. Детское воровство. Родителям чаще всего становится неловко и стыдно за то, что их ребенок украл деньги или присвоил чужую вещь и обычно применяют крутые меры: наказывают, стыдят, подвергают «домашнему аресту». Но осуждение и наказание часто только ухудшают ситуацию, так как работают на уже случившееся, а не на устранение причин, приведших к воровству. Можно выделить несколько основных причин детского воровства. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести. Серьезная психологическая и эмоциональная неудовлетворенность, здесь кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства жизни, эмоциональную холодность родителей по отношению к нему. Ребенок либо чувствует, что его не любят, не ощущает поддержки и эмоционального принятия со стороны близких, либо он в детстве пережил развод родителей и видит отчужденность, даже враждебность между ними и в настоящее время. У ребенка недостаточно развиты нравственные представления и воля. Воровство для него является способом самоутверждения: он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо различными угощениями, он «покупает» любовь и дружбу. Взрослым необходимо понять, что дети часто воруют, потому что это для них единственный способ получить желаемое. Если потребности ребенка кажутся вам слишком большими, лучше оговорить срок, когда вы сможете удовлетворить его просьбу, или найти альтернативный вариант удовлетворения данной потребности. Ребенку лучше ждать, чем знать, что желаемое никогда не исполнится. Если ребенок не «пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешить его обвинять. В спокойной беседе обсудить ваши чувства и совместно с ребенком найти решение проблемы. Ребенку надо иметь деньги на карманные расходы для удовлетворения своих потребностей. Детям важно ощущать, что они могут спасти репутацию и исправить ошибку, не теряя любви и уважения родителей; что их материальные затруднения важны для родителей, и они могут рассчитывать на помощь, не прибегая к воровству.
VI. Дети-изгои. В любом коллективе, детском или подростковом, есть популярные дети, а есть непопулярные, их игнорируют или терпят, но не принимают. Порой видимой причины и нет, запустить процесс может все что угодно. Но прежде всего это те, кто «не такой, как все». Это могут быть дети: чрезмерно опекаемые в семье; те, кто не может за себя постоять; с внешними недостатками; слишком агрессивные; слишком неопрятные или наоборот; те, кто слишком плохо учится, часто пропускает занятия, или любимчики учителей; болтуны или те, кто не умеет общаться; а так же ябеды.
Проблемы отверженных детей в первую очередь должны решать педагоги, которым должны помогать родители и психологи. Причем это та проблема, которую гораздо легче предотвратить, чем решить. Педагоги могут: поговорить отдельно с зачинщиками, чтобы пресечь появление и использование обидных прозвищ и поступков в классе. Устроить классный час на тему сплочение и взаимоотношения в коллективе. Учить детей играть вместе. Обсудить с пострадавшим, почему, по его мнению, его обзывают (обижаются на него, хотят привлечь его внимание?). Всегда важно выслушивать и обиженного, и обидчика. Объединять ребят совместными мероприятиями (поездками, походами, постановками спектаклей). Обращать внимание на всякие мелкие происшествия в классе, не пренебрегать детскими жалобами и пресекать насмешки. Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всем классом, высмеивать и сравнивать детей между собой.
VII. Уход из дома — это сигнал эмоциональной нестабильности подростка. Причинами ухода из дома могут быть: либо протест против конфликтных, неблагополучных взаимоотношений; либо ограничение свободы, контроль и гиперопека, неудовлетворение потребности в независимости, самостоятельности; либо ухудшение положения в группе сверстников, отчуждение от коллектива, пренебрежение и изоляция.
В работе с подростком, собирающимся уйти из дома, необходимо принять сторону подростка, поддержать его. Важно, чтобы он почувствовал, что не одинок, его понимают и готовы ему помочь. Сделать привлекательным пребывание подростка в учебном заведении: вовлекать его в интересную и полезную деятельность, предоставлять возможность для реализации потребности в свободном самовыражении. Помочь подростку не поддаваться возникающим чувствам, а искать пути согласия с окружающими.
Родителям необходимо избегать прямо или косвенно провоцировать ребенка на уход из дома, не использовать фразы типа «В моем доме этого не будет», или «Когда будешь жить самостоятельно, тогда и будешь делать что захочешь». В некоторых ситуациях подросток может последовать этим предложениям и убежать, чтобы заставить родителей пожалеть о сказанном и об их методах воспитания. Если подросток выражает намерение или имеет склонность уйти из дома, следует принимать это всерьез. Во многих случаях такие слова не более чем замаскированный крик души о том, что ему необходимо больше внимания, нежности, уважения.
Когда родители слышат подобные угрозы, следует сказать ребенку, что его любят и не хотят, чтобы он уходил. Говорить честно, и открыто о тех проблемах, которые беспокоят подростка. Главная задача родителей — выслушать ребенка и дать ему почувствовать свою поддержку и внимание.
Взрослым следует помнить, что в основе многих проблем ребенка лежит его заниженная самооценка. Закладывается она в раннем детстве, когда ребенок узнает о себе только из слов и отношения к нему близких. Есть выражение: «Единственное, что родители должны сделать для своего ребенка, — это дать ему высокую самооценку. Остальное ребенок сделает сам». А для этого он должен расти в атмосфере любви и уважения. Именно в такой атмосфере вырастают уверенные в себе, любимые другими и способные на многое в жизни люди.
Литература:
- Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. – М.: Хрестоматия, 2000. – 624с.
- Гингер С., Гингер А. Гештальт — терапия контакта/ Пер. с фр. Е. В. Просветиной.— СПб.: Специальная Литература, 1999.—287с.
- Гипенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?»: М.: Сфера; 2003.-240с.
- Риман Ф. Основные формы страха/Пер. с нем. Э.Л. Гушанского. — М.: Алетейа, 1999. — 336с.
Статья опубликована в брошюре Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика: Материалы регионального научно-практического семинара. Выпуск 6. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2013. – 116 с.
Источник
УДК 159.9: 373.2 ББК 88.8 | Тютюнникова Л.А. |
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена особенностям развития современного детства и дошкольного образования. Проблемы, возникающие в процессе воспитания и личностного развития ребенка, говорят о необходимости своевременной и целенаправленной работы по профилактике социальных рисков в системе дошкольного образования.
Социальные риски, дошкольное образование, амплификация, акселерация, социализация
Tyutyunnikova L.A.
SOCIAL RISKS PREVENTION IN THE PROCESS OF EDUCATION AND PERSONAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
The article is devoted to the features of modern childhood’s development and preschool education. Problems during the process of education and personal child development demand the necessity of timely and targeted social risks preventive work in the system of preschool education.
Social risks, preschool education, amplification, acceleration, socialization
Дошкольный возраст является уникальным периодом в жизни человека, начальным этапом формирования личности. В этот период происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку, закладываются основы для психических процессов и личности.[1] Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания, нахождение своего места во взрослом мире, интенсивное освоение смыслов и целей человеческой деятельности. Одновременно, дошкольный возраст – это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей (законных представителей), педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Ряд особенностей развития современного детства и дошкольного образования вызывает обоснованное чувство тревоги не только у родителей, психологов и педагогов, но и в обществе в целом. В связи с этим важна работа не только по прогнозированию, но и по своевременной профилактике социальных рисков.
Одним из социальных рисков дошкольного возраста современные педагоги и психологи считают групповые различия в траекториях развития детей.
Ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий влечет за собой групповые различия в развитии детей из разных социальных слоев. Как подчеркивает О.Карабанова, наблюдается поляризация психического развития детей – наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается количество детей с осложнёнными вариантами развития.[2] Каждый такой ребёнок должен обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающем, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Особенности поведения этих детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействию со сверстниками. С родителями данной категории детей необходимо проводить беседы по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, обучению эффективным методам помощи, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими.
Говоря о различиях в развитии детей, необходимо указать и на другую потенциальную группу риска – одарённые дети, которые также нуждаются в особых условиях развития, особой образовательной среде, особой программе воспитания. Ведь воспитание по типу искусственной акселерации, как можно более раннее обучение одарённых детей, игнорирование их индивидуальности, проблем в отношениях со взрослыми и сверстниками зачастую приводят к дисгармоничности познавательного и личностного развития. В итоге общество лишается возможности воспитания незаурядных, креативных, творческих личностей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от учреждения образования, задача которого – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому одной из главных проблем совершенствования системы дошкольного образования является раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей, разработка системы мероприятий, направленных на выявление и стимулирование разных видов детской одаренности, т.е. создание условий для развития способностей каждого ребенка. Среди форм работы, стимулирующих проявление детской одаренности, являются: конкурсы-выставки детского творчества разной тематики, выставки самостоятельных творческих работ детей, спортивные соревнования по разным видам спорта, поэтические и литературные гостиные, викторины, интеллектуальные игры, концерты, организация работы кружков по интересам. Данные формы работы дарят воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников, привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей также является одной из задач ДОУ. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка. Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» ребенка, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития одаренности ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем интересами и склонностями ребенка. Нередко чрезмерная обучающая деятельность негативно сказывается на одаренности ребенка. Поэтому основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Педагоги ДОУ занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, осуществлением взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования.
Говоря о социальных рисках в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на влияние института семьи на формирование личности ребёнка. Роль семьи в становлении личности исключительна. Разрушение семейных связей неизбежно ведет к нарушениям нормального развития детей и накладывает неизгладимый отпечаток на их последующую жизнь. Как подчеркивает А.И. Антонов, «семья действительно является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, душевного сострадания и сопереживания».[3]
К сожалению, ряд современных ученых и политиков справедливо характеризуют нынешнее состояние семьи в России как кризисное. Данное состояние института семьи нашло свое воплощение в распространении «свободных союзов», снижении уровня рождаемости, росте числа неполных семей, усложнении межличностных отношений, неудовлетворенности многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, насилии в семье, «отложенном родительстве», социальном сиротстве. В обществе появилась еще одна проблема, отмеченная многими философами, педагогами и психологами – это потеря семьей своего воспитательного потенциала. К сожалению, в семьях формируется позиция «пассивного воспитателя». Всё более широкое распространение института нянь как заместителей близкого взрослого уже на самых ранних этапах развития ребёнка увеличивает риски, обусловленные невосполнимой ролью семьи в формировании личности.[4] Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), современные семьи разобщены, родители мало общаются с детьми.[5] Это приводит к тому, что у ребёнка не формируется чувство оптимизма, защищённости, уверенности в себе и в поддержке его начинаний значимыми другими людьми. Следствиями такого обеднения являются ограничение любознательности ребёнка, его готовности к экспериментированию, к бескорыстному исследованию мира.[6]
К сожалению, как показывает практика, родители хотя и признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги же нередко недооценивают роль семьи, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
Поэтому одним из условий успешного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно строиться на принципе сотрудничества, успех которого зависит от того, насколько обе стороны осознают целенаправленность воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно-аналитические (выявление интересов родителей, потребностей, запросов, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги и праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные (просвещение родителей); наглядно-информационные. Проведение дней открытых дверей дают возможность продемонстрировать методы и приемы работы с детьми. Родителей регулярно приглашают к участию в жизни группы. На информационных стендах для родителей в каждой группе есть рубрики, освещающие визитную карточку группы, режим дня, расписание непосредственной образовательной деятельности; регулярно создаются тематические фотогалереи. С целью профилактики и оздоровления детей родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
На базе детских садов все чаще создаются консультативные центры, работа которых позволяет обеспечить единство и преемственность семейного и общественного воспитания, оказать психолого-педагогическую помощь родителям (законным представителям), поддержку всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения. Основными формами деятельности консультативного центра является организация лекториев, теоретических и практических семинаров для родителей, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей, организация заочного консультирования по письменному обращению, телефонному звонку и т.д.
Работа детского образовательного учреждения должна строиться на основе запросов и интересов родителей, которые выясняются в процессе анкетирования, что позволяет корректировать работу в течение года. Тестирования одновременно помогают родителям сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей и дополнить представления о них как о родителях.
Введение федерального государственного стандарта направлено на вытеснение тенденции форсирования интеллектуального развития детей в форме искусственной акселерации, замещения типично дошкольных видов деятельности псевдоучебной, что также является одним из социальных рисков современного детства. Дошкольников начинают тренировать, требуя от них активного обучения. В детском саду подготовка к школе фактически вытеснила типичные для дошкольников формы деятельности – игру, сказку, рисование, лепку, конструктивную деятельность, что приводит к обеднению общения. А общение детей, кооперация и сотрудничество в игре, продуктивных видах деятельности – основа морального развития, формирования компетентности в коммуникации, важнейших социальных навыков и умений.
Альтернативой должна стать амплификация (обогащение) детского развития – всемерное использование тех возможностей, которые предоставляет стадия дошкольного детства. Не допустить трансформацию дошкольного образования в предшкольное обучение, которое строится по типу уроков начальной школы, сохранить приоритеты развития дошкольного возраста – актуальная задача современного дошкольного образования. Необходимо сохранить уникальность и самоценность детства, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период является периодом подготовки к следующему периоду. Поэтому одним из принципов дошкольного образования является возрастная адекватность – соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития. При составлении основной образовательной программы дошкольного образования недопустимо как искусственное ускорение, так и искусственное замедление развития детей. В связи с вышеизложенным содержание должно включать в себя, прежде всего, использование форм, специфических для детей данной возрастной группы – игры, познавательной и исследовательской деятельности, форм творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка.
Одним из социальных рисков дошкольного возраста выделяется также и акцент на социализацию.
Перенос акцента на социализацию изменяет наше представление о результате дошкольного образования. Нередко понимание социализации сводят только к освоению ребёнком социальных ролей, норм и правил. В результате может создаться ложное впечатление о том, что стандарт дошкольного образования, провозглашающий социализацию ключевой целью дошкольного образования, берёт курс на формирование послушного, удобного ребёнка, действующего строго по правилам и потому вполне предсказуемого, легко управляемого и соответствующего ожиданиям учителей, родителей, воспитателей. Целью же дошкольного образования является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, сохранение физического и психического здоровья. Этим результатом должно стать присвоение ребёнком базовой культуры мира, которая выражается как в духовных, так и в материальных ценностях, окружающих ребёнка и кристаллизующих его познавательные и личностные способности. Это умение читать и писать, различать цвета и формы, мыслить, видеть и чувствовать прекрасное, сопереживать чувствам другого человека.[7]
Говоря о социализации, необходимо обратить внимание на освоение системы базовых ценностей культуры и морально-этических норм, которое осуществляется в процессе реальной совместной деятельности, когда дети прислушиваются друг к другу, помогают друг другу, делятся друг с другом и тем самым осваивают нормы общения. Осознавая свою принадлежность к определенной группе, чувствуя прочную связь с ней и доверие, ребенок не ощущает одиночества, потерянности.[8]
Помимо традиционных уголков, использующихся при сюжетно-ролевых играх («Салон красоты», «Больница», «Магазин» и т.д.), в настоящее время в группах ДОУ все чаще оформляются тематические центры, способствующие сенсорному развитию, развитию любознательности, поддержанию интереса детей к явлениям и объектам окружающего мира (центры «Песок – вода», «Наука и природа», «Искусство», «Кулинария», «Литература», «Маленькие строители» и т.д.). В основе работы таких центров лежит, прежде всего, исследовательская деятельность, которая всегда вызывает огромный интерес у детей. Ребенок задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать. Создание центров дает возможность ребенку думать, пробовать, экспериментировать и главное – самовыражаться.
Акцент дошкольного образования на социализацию решает задачу формирования таких навыков как умение в новой, нестандартной, часто неопределенной ситуации, в условиях дефицита информации быть готовым к поиску решений, не бояться ошибок и неудач и ориентироваться на социальные знания, полученные в семье и детском саду.[9]
В заключение хотелось бы отметить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Рост социальных рисков говорит о необходимости организации своевременной поддержки детей в системе дошкольного образования. Разрабатываемый сегодня стандарт дошкольного образования нацеливает на развитие самостоятельности, активности, познавательной инициативы через типичные для дошкольного возраста творческие виды деятельности и формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века [Текст] / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. – М.: Грааль, 2000. – 415 с.
Горшкова Е.Б. Актуальные направления развития ценностных отношений у младших школьников [Текст] / Е.Б. Горшкова // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 2 (06). – С. 29 – 33.
Карабанова О. Социальные риски современного детства [Текст] / О. Карабанова // Интернет-издание «Просвещение». – 2013. – май : [Электронный документ] – Режим доступа: https://prosvpress.livejournal.com/70042.html, свободный. – (Дата обращения : 21.11.2014)
Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / М.С. Мириманова // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». – 2013. – №1 : [Электронный документ] – Режим доступа: www.psyedu.ru, своодный. – (Дата обращения : 22.11.2014).
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г.
Выходные данные статьи:
Тютюнникова Л.А. Профилактика социальных рисков в процессе воспитания и личностного развития детей дошкольного возраста // Социальные риски и управление ими в современном обществе: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 05 декабря 2014 года / отв. ред. Е.Н. Шовина. – Мурманск: МГГУ, 2015. – С. 220-227
[1] Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – С. 23
[3] Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. – М.: Грааль, 2000. – С. 5 – 6.
[5] Горшкова Е.Б. Актуальные направления развития ценностных отношений у младших школьников // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 2 (06). – С. 29 – 33.
[8] Мириманова М.С. Раннее прогнозирование социально-психологических рисков и их профилактика в дошкольных образовательных учреждениях //
Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 1. // URL: www.psyedu.ru (дата обращения : 22.11.2014).
Источник