Проблемы развития ребенка в семье

Проблемы развития ребенка в семье thumbnail

Фото из открытых источников

Несмотря на то, что на #развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями/сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.

То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.

Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.

Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.

Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.

Рассуждая о влиянии родителей, А. Адлер уделял большое внимание анализу прототипа, который формируется в возрасте четырех-пяти лет.

Исследователя интересовали эмоции именно этого периода, которые могут быть настолько разными и сильными, что взрослые со своей точки зрения даже не могут себе представить.

Одним из наиболее распространенных влияний в этом возрасте А. Адлер считал чувство подавленности, вызванное излишними родительскими наказаниями или неадекватным отношением к детям.

Это вынуждает искать ребенка облегчения своих страданий, что часто выражается в установке избегания общения с родителями.

В современном обществе с развитием интереса к психологической литературе, жизненного уклада цивилизованных стран большинство родителей отвергают физическое наказание как способ воспитания.

В.А. Ильин по этому поводу пишет, что для подавления автономии и свободы воли родители используют «гуманные» способы, не связанные с физическим наказанием.

Наиболее распространенные в нашей культуре способы подавления индивидуальности ребенка – застыдить и тем самым вызвать чувство вины.

Если очень часто использовать этот метод, ребенку будет не только стыдно показывать другим свои переживания, но и чувствовать внутри себя определенные эмоции.

Такое поведение родителей также способствует формированию у ребенка мотивации избегания общения с родителями. А соответственно, лишает возможности получить в достаточной мере необходимый опыт взаимодействия с родителями во время которого у ребенка активно развиваются представления о самом себе, жизненных ценностях, мире, добре и зле, разнообразии ролевых взаимоотношений как в семье, так и вне ее.

Часто при воспитании родители ориентируются на идеальный образ ребенка, наполняя его всеми возможными способностями и качествами, которые хотели бы сформировать у своего чада, не желая видеть и считаться с тем, какой их ребенок на самом деле.

В этом и состоит значительная разница между «формированием» и «развитием».

Если #родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.

#Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми.

Большинство родителей на вопрос, какими бы они хотели видеть своих детей, ответят, что хотели бы видеть их успешными, счастливыми, благополучными, честными, образованными и т. п.

При этом они не редко забывают, что в развитии позитивных качеств ребенка главным примером выступают они сами. Встречаются семьи, где родители пытаются научить своих детей тому, чего сами не умеют.

Не умея достойно вести себя и решать конфликтные ситуации, вполне естественно, что родителям будет сложно научить детей адекватно вести себя во время конфликтного столкновения.

Э. Эриксон по этому поводу указывал, что один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни – ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя.

Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой.

Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы.

#Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания.

Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью.

Исследования показывают, что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.

Тревожной является обстановка в семье, когда #родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми.

Как отмечает Э. Фромм, атмосфера «корректности» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у детей чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.

Сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания.

Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности.

Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.

Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие что должен доктор комаровский

В значительной мере на детско-родительские отношения влияет то, насколько родители любят друг друга. Родители используют проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь.

Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях, в стилях воспитания детей, родительское программирование, также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми.

_______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии

Флюидный интеллект

Способности ребенка: как их понять?

Умеет ли ваш ребенок дружить?

Детская ревность

Влияние отца на личность ребенка

Адаптация ребенка в замещающей семье

Разница между воспитанием и требованием непременного послушания

Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?

Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос

Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?

Как выявить творческий потенциал подростка?

________________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Источник

Семья является важным социальным институтом, который состоит из людей, сопереживающих друг другу, поддерживающих друг друга в социальном, экономическом, психическом плане. Это организм, существующий по своим законам, выполняющий ряд важных функций, нарушение которых приводит к проблемам семейного воспитания.

Важнейшими функциями семьи, которые обеспечивают жизнеспособность общества, являются следующие:

  1. Репродуктивная. На семье как ячейке общества отражаются все современные невзгоды, население не только стареет, но вымирает.
  2. Воспитательная. Причин снижения этой роли сегодня множество. Вошедший в «моду» индивидуализм содействует разобщению, разрушению традиционной семьи.
  3. Восстановительная, поддерживающая. Низкий уровень духовной, нравственной культуры приводит к тому, что семья не обеспечивает своим членам психологического комфорта, ослабляет их жизненный тонус.

Семейные ценности в современных реалиях

Для детей семья – это то место, где развивается характер, закладываются жизненные принципы, основы физического, эмоционального, интеллектуального развития. Семья для каждого из ее членов может выступать как положительным, так и отрицательным фактором. Ребенок нигде не получит столько заботы и внимания. Одновременно с тем, ни один иной социальный институт не способен нанести столько вреда.

Еще сто лет назад благополучие семьи подкреплялось традициями, церковью, законом. В современной семье произошли значительные изменения, она находится в менее защищенном положении, многие можно назвать «трудными».

Из-за тяжелого прессинга экономических и политических проблем, снижения уровня жизни отцовские и материнские роли перераспределились. Урбанизированный образ жизни придает семье новый характер, эмоциональный контакт между младшими и старшими нарушается. Внутрисемейные отношения характеризуются повышенной конфликтностью, следствием чего является высокий уровень разводов.

Важно

Культура семейной жизни «варваризируется», разводы приводят к тому, что дети остаются с одним из родителей, перегруженным работой. На нравственном развитии ребенка сказывается отсутствие опеки отца или матери, образцов их позитивного поведения.

Распространенные причины кризиса – алкоголизм, противоправные действия супругов, сопутствующий этому низкий культурный уровень, что негативно отражается на воспитательном потенциале семьи. Раннее вступление молодых людей в брак, проблемы с жильем, нехватка денег, нежелательные дети делают положение семьи неустойчивым. Около трети новорожденных в стране появляются на свет в неполных семьях, большой процент детей имеет врожденную умственную, физическую патологию.



Проблемы воспитания в неполной семье

Уход одного из родителей ребенок часто расценивает как свою вину. Он чувствует себя покинутым обоими, т.к. один далеко, а второй (чаще это женщина) вынужден больше быть занятым на работе.

Хорошие отношения с оставившим семью родителем рождают недоверие к тому, с кем ребенок живет. Плохие взаимоотношения порождают чувство вины, которое усугубляется еще и выяснениями, кто прав или виноват между взрослыми.

Сплетни, вопросы доброхотов, непонимание сверстников отражаются на психологическом состоянии ребенка. Иногда дело осложняется еще и обвинениями родителя, который «жертвует всем», упрекает малыша в своей несостоявшейся жизни. Кто-то наоборот, навязывает чрезмерную заботу, чем портит характер и взаимоотношения.

Любящие родители не будут доводить дело до разрыва и станут для своего чада образцом дружной семьи.

Ошибки семейного воспитания – причины проблем

Специального кодекса, помогающего воспитать идеального ребенка, не существует, но можно выделить типичные ошибки, ведущие к проблемам в воспитании.

Непонимание

Родители предъявляют к отпрыску требования, которые не согласуются с его характером, «давят» на ребенка, заставляя соответствовать каким-то своим представлениям. Это вызывает упрямство, способствует развитию замкнутости, отстраненности.

Ожидания родителей должны отвечать возможностям ребенка. Он не должен заниматься музыкой или усиленно изучать английский только потому, что этого хотят амбициозные родители.

Неприятие

Может происходить из-за несвоевременной беременности или потому, что родители хотели мальчика, а родилась девочка. Неприятие может появиться на фоне раннего отлучения от груди, когда малыша отдают в ясли или поручают няне. У него снижается жизненный тонус, возникают страхи, если с ним строги не по возрасту, проявляют недостаточно ласки и нежности, в общении акцентируют внимание на отрицательных чертах, не замечают положительных качеств.

Отсутствие гибкости

Часто наблюдается у родителей авторитарного склада. Они предвзяты по отношению к ребенку, навязывают свое мнение, не допускают альтернативных решений.

Непоследовательность

Встречается между родителями, когда требования отца и матери не совпадают или родители наказывают, а бабушка с дедом жалеют и попустительствуют. Непоследовательным может быть поведение одного взрослого, когда в обращении с детьми допускаются крайности: обещания и их невыполнение, тотальный контроль и полное безразличие.

Чрезмерная эмоциональность

Недовольство родителей обрушивается на ребенка, что в дальнейшем приводит к возбудимости или наоборот, к заторможенности. Излишне тревожные родители паникуют по любому поводу, страдают навязчивыми страхами, опекают, вмешиваются с советами и предостережениями.

Доминантность

Властные родители требуют безоговорочного подчинения, категоричны, не приемлют самостоятельности, все контролируют, применяют физические наказания. Такая тактика не приводит к порядку, лишь к усталости, грозит нервными срывами.

Гиперсоциальность

Отношения в семье испытывают дефицит тепла, эмоциональности. Ребенка боятся испортить, поэтому выдвигают множество требований, которым он должен соответствовать. Ему не прощают слабости и оплошностей, детская жизнь лишена непосредственности, веселья. Все идет по плану, расписано до мелочей, подвергается тщательному анализу.

Читайте также:  Задачи развития сенсорики у ребенка

Как вырастить здорового и счастливого ребенка

Характер формируется, начиная с раннего возраста, у дошкольников уже складывается определенный образ поведения. Все семейные проблемы, по мнению не только З. Фрейда, родом из детства. Воспитание потребует от родителей много усилий, а результаты родительского влияния не проявляются немедленно.

От чего любящие родители должны оградить своего ребенка:

  1. Применение насилия не только демонстрирует авторитет, оно заставляет бояться, создает негативную обстановку. Психика малыша травмируется, во взрослом возрасте возможны проявления агрессии, демонстрация силы без причины.
  2. Некоторые родители нарочито холодны, боясь развить в своем чаде эгоистичность и избалованность. Детские психологические проблемы требуют родительского внимания и любви. Не встречая понимания, ребенок замыкается в себе, теряет уважение к старшим.
  3. Обилие родительской любви тоже вредно. Выполнение любой прихоти ведет к рождению эгоиста. Сын или дочь не станут меньше любить отца или мать, если иногда будут слышать от них твердое «нет».
  4. Неаргументированные запреты на повышенных тонах – типичная ошибка. Любителю таскать конфеты из вазочки нужно объяснить, почему этого делать нельзя. Если не понял – еще раз терпеливо объяснить.
  5. Отсутствие запретов – другая крайность. Избалованность в будущем доставит массу проблем окружающим. Дети, которые не слышат дома слово «нет», ведут себя везде так, как считают нужным, а дома попросту манипулируют взрослыми.
  6. Унижение, оскорбления за провинности, встреча в штыки любого увлечения делает ребенка неуверенным, нерешительным. От родителей требуется выдержка и терпение, уважение к личности и ее интересам.

Значение семьи в воспитании

Многие родители принижают или оценивают очень узко роль семьи в воспитании своих отпрысков. Они считают, что достаточно обеспечить их всем необходимым, отвести рабочее место, место для отдыха, помочь в затруднительных случаях. Но детская жизнь заполнена массой впечатлений, поэтому важно создать дома такую атмосферу, которая поддерживала бы и активизировала внутреннюю жизнь ребенка. Взрослых не должны интересовать только отметки, любящие родители вникают в эмоциональную сферу, беседуют, помогая дать правильную оценку событиям.

Обратите внимание

Чувства говорят о том, что происходит в душе, от их здоровья зависит духовное здоровье человека. Если дети полны мелких и ядовитых чувств, они не смогут жить правильной духовной жизнью.

Актуальная проблема воспитания – найти грань между любовью и строгостью. Главная родительская забота – вырастить самостоятельную личность, которая будет находиться в гармонии с окружающими и со своим внутренним миром. Основная цель воспитания – сформировать разностороннего человека, полезного людям. Путь решения этой задачи состоит в проявлении внимания друг к другу, несмотря на занятость, усталость. Если упустить момент, когда еще есть возможность что-то исправить, выстроить правильные отношения будет очень сложно.

Источник

 Семья в развитии Этапы и проблемыЗадумывались ли вы когда-нибудь, что семья в начале отношений и семья, например, через десять лет – это совсем разные системы, системы людей, системы отношений. Меняются люди в своем развитии, меняются и отношения между ними. Часто семьи становятся более дружными, особенно с появлением детей, но столь же часто и разрушаются. Какие этапы в своем развитии проходит семья? Какие проблемы стоит ожидать? Попытаюсь кратко ответить в этой небольшой статье.

     Какие же стадии развития проходит семья? На этот счет существует множество мнений, приведу одно из них. Итак, жизнь семьи включает шесть стадий:

добрачный период,

заключение брака и образование семьи,

семья с маленькими детьми,

семья с детьми подросткового возраста,

период взросления детей и их отделение,

период жизни семьи после отделения детей.

     Давайте рассмотрим более подробно каждую из этих стадий, что происходит и возможные проблемы.

    Добрачный период. В этот период люди знакомятся друг с другом, составляют представление о другом человеке, возникает симпатия и влюбленность. Многие пары начинают жить совместной жизнью. Важными вопросами в этот период являются развитие способности любить и быть любимым, отделение от родителей, становление собственной самостоятельности, принятие ответственности за свою жизнь на себя, способность жить самостоятельно без советов родителей. Если какие-то из этих вопросов не решены в этот период, они переносятся в следующие стадии.

     Образование семьи. Он один из самых важных, многие пары так и не завершают его и расходятся. Формируются общие семейные ценности, весь уклад жизни, распределяются роли и обязанности, определяется порядок ведения семейного бюджета, вопросы проживания, проведения досуга, определяются общие цели. Важным вопросом является, насколько семья смогла стать самостоятельной от родителей. При совместном проживании с родителями к собственным проблемам отношений, в этом случае, будут еще добавляться проблемы отношений с родителями.

     Проходит влюбленность и супруги начинают более реально смотреть на своего избранника. Более отчетливо видны привычки, которые или не замечались, или не были видны. Это и «разбросанные носки», и время для друзей с пивом и футболом, и долгие подкрашивания перед зеркалом, долгие разговоры по телефону и т.д. Теперь эти привычки начинают вызывать раздражение, но если об этом ничего не говорится, то раздражение постепенно начинает накапливаться.

    Обнаруживаются черты характера, которые, мягко говоря, не совсем приятны. Раньше они скрывались за идеализацией партнера, за выделением как раз наиболее приятных черт характера. Таким образом, перед супругами стоит выбор: или принять другого супруга в его уникальности или пытаться как-то повлиять с целью изменений. Второй путь кажется более легким, да и опыт родительской семьи влияет, и многие начинают идти по второму пути. Сейчас многие знают, что человека без его желания изменить нельзя, значит нужно вызвать желание. И тогда в ход идут различные манипуляции, например ограничение секса. О том, что возможны другие пути, многие и не подозревают. По сути дела, в этом периоде самым главным можно назвать этап принятия друг друга каждого в своей уникальности. Важнейшим условием, что это станет возможным, является любовь друг к другу.

Читайте также:  Во что играть с ребенком в 4 месяца для развития

    Семья с маленькими детьми. Мне кажется, наиболее важным этапом здесь является рождение первого ребенка. Семейная система из двух человек должна измениться и адаптироваться к включению в нее ребенка, который с первых дней начинает занимать главное место в ней. Соответственно приходиться пересматривать многие вопросы, особенно удовлетворение своих потребностей, с учетом ребенка. Нужно сформировать позиции матери и отца как родителей, которые абсолютно новые для молодых супругов и часто пугают своей ответственностью, выработать свои вопросы воспитания ребенка.

     Уход за ребенком очень сильно ограничивает возможности мама по ее прежнему образу жизни, в то время как у отца сохраняется внешне его прежний уклад. Молодой отец часто чувствует себя отодвинутым на второй план в интересах жены, но, с другой стороны, он становится единственным «кормильцем» семьи, и он берет на себя дополнительную ответственность. Но, в тоже время, молодая мама как раз иногда и не чувствует этой ответственности, в связи с чем возможны взаимные упреки.

     Кроме того, часто супруги обнаруживают, что имеют разные взгляды на воспитание и насколько в этом каждый должен участвовать как отец и мама общего ребенка. Во многом связано это с взглядами, сложившимися в родительской семье, и часто к этому расхождению примешиваются советы по воспитанию от родителей (бабушек и дедушек). Возникают конфликты по воспитанию ребенка, и важно, как молодая семья сможет их разрешать.

     Становление своей роли как родителей – процесс непростой, можно сказать переломный, кризисный для отца и мамы, он в большой степени определяет судьбу развития детей в семье, дальнейший характер отношений между детьми и родителями и дальнейшее развитие личности самого родителя.

     Семья с детьми подросткового возраста. В этом периоде одним из основных выступает необходимость пересмотра прежних сложившихся отношения между детьми и родителями в связи с потребностью подростков во взрослении, необходимостью предоставить им некоторую независимость и самостоятельность. Кажущаяся родителям несерьезность этого взросления вызывает серьезные конфликты между родителями и детьми. Потребность подростков в самостоятельности и в тоже время их незрелость вызывает очень большую тревогу у родителей. Но если родителями не решаются их проблема в самостоятельности, то подростки начинают это право добиваться демонстративными поступками.

      В тоже время сами родители вступают в период кризиса середины жизни, пересмотра достижений, карьеры, смыслов и ценностей, потребности в дальнейшем личном развитии. В супружеских отношений происходит часто переживание утраты любви и разочарование, «обесценивание» партнера, снижение чувства удовлетворенности браком.

     На этой стадии часто бывают супружеские измены, которые отражают стремление супругов пересмотреть итоги жизненного пути. С новым партнером связываются новые жизненные цели и новые возможности, установление с ним боле близких эмоциональных отношений. Отношений, которые теперь будут свободны от прежних ошибок, чувства вины и горечи переживаний. При этом, как правило, поиск нового партнера — это не столько разочарование в бывшем муже или жене, сколько попытка переосмысления итогов жизненного пути с негативной точки зрения и рассматривается как возможность «начать жизнь с белого листа». Как правило, кризис середины жизни, только обнажает и обостряет давно назревшие противоречия внутри семейной системы, и если не пытаться разрешать эти противоречия, то они приводят к разрушению семьи и прекращению супружеских отношений.

     Период взросления детей и их отделение. Взрослые дети могут жить вместе с родителями или отдельно, в другом городе, состоять в браке или оставаться холостыми и незамужними. Формируется новая система отношений по принципу «взрослый-взрослый». Происходит включение в семью новых людей (супруги или супруга взрослых детей), это организует новые отношения и изменяются прежние. Родители начинают осваивать новые роли – бабушек и дедушек. Между супругами на первый план, опять, как и вначале образования семьи, выходят отношения между ними. Отделение взрослых детей часто приводит к возникновению чувства утраты смысла жизни, охлаждению в супружеских отношениях (утрачена общая цель — воспитание детей), стремлению играть в семье детей роль наставника. Это приводит к попыткам родителей войти в семью взрослых детей на правах главенства и лидерства (они еще ничего не понимают, им надо подсказать), или к стремлению стать «незаменимым» членом новой семьи, присваивая, например, роль воспитателя детей. Часто это приводит к серьезным конфликтам, к которым добавляются незавершенные детские конфликты.

     Некоторые супруги, оставшиеся без детей, начинают заново открывать друг друга, строить супружеские отношения на основе опыта радости и огорчений прежней семейной жизни, пробовать что-то новое, в том числе и в сексуальном плане. Однако возможен и другой сценарий развития семьи, когда супруги после отделения детей обнаруживают рядом с собой чужого человека, нет общих тем, общих интересов, нет интереса заново строить отношения, и они расстаются.

     Период жизни семьи после отделения детей. Супруги входят в пенсионный период, старения и старости. Многие сохраняют еще долгие годы активность, однако она часто переориентируется, например, на дачные заботы. Если супруги успешно прошли предыдущий период, то у них остаются теплые супружеские отношения, связанные с заботой о здоровье друг другу, выполнением роли дедушек и бабушек. Но, в тоже время, в этот период возможна смерть супруга, друзей, ровесников, братьев, переживание их утраты, возникает необходимость перестроения жизни после смерти супруга, происходит «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти.

     Эти стадии или периоды отражают основные кризисы в развитии семьи. Проходя их благополучно, семья крепнет и развивается, в такой семье каждый ее член чувствует себя уютно и защищенно. Но к сожалению, статистика показывает, что многие семьи не могут преодолеть эти кризисы, они становятся непреодолимым барьером на ее пути. Желаю Вам все же преодолеть их благополучно.

Источник