Проблемы развития ребенка с зпр
ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.
ЗПР: что это такое
ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое – подробно расскажет врач-невролог или психиатр.
ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже
Отставание становится заметным в разном возрасте:
- у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
- в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).
Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.
Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.
Симптомы задержки психического развития: характеристика детей
Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.
У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.
Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:
- Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
- Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
- Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная – ЗПР.
ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.
Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников
Причины задержки психического развития
У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:
- вредные привычки матери, прием медикаментов;
- инфекции и хронические болезни женщины;
- неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.
Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:
- родовые травмы;
- продолжительный безводный период;
- затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
- экстренное кесарево сечение;
- асфиксию в родах.
Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:
- дефицит внимания родителей;
- напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
- обучение под психологическим давлением;
- физическое насилие над малышом;
- редкие прогулки на улице;
- недостаток общения со сверстниками.
На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.
К редким причинам относят:
- приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
- сердечно-сосудистые нарушения;
- нарушение мозгового кровообращения и др.
Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.
Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом
Постановка диагноза
Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.
Для поиска причины назначают:
- аудиометрию;
- КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
- доплеровское сканирование сосудов;
- электроэнцефалограмму;
- электрокардиограмму и пр.
Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.
Что делать родителям: методы лечения
В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:
- прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
- занятия с логопедом;
- курсы психотерапии;
- массажи;
- лечебная гимнастика;
- физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.
Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).
В домашних условиях родителям необходимо:
- регулярно пополнять словарный запас ребенка;
- вместе учить стишки;
- читать интересные рассказы;
- выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
- показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
- уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.
Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.
Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз
Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.
Упражнения
Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.
Упражнения для совместного выполнения:
- разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
- показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
- положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
- назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.
Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.
Вероятные осложнения
Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:
- дебилизм;
- имбицилизм;
- идиотизм.
При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.
У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.
Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии
Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.
Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.
Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает
Источник
Трудности в обучении детей с задержкой психического развития
Сек Людмила Сергеевна,
Учитель
ГБОУ школа 565
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в развитии ребёнка. Именно в этот период под влиянием педагогического воздействия происходит становление учебной деятельности, в частности, базовых учебных навыков.
Однако в современной школе возрастает количество детей, которые испытывают значительные трудности в начальных классах. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усвоить программный материал за отведённое время, и среди них преобладают дети с задержкой психического развития. Есть данные, что более 50% неуспевающих в общеобразовательной школе составляют дети с ЗПР.
В настоящее время неуспевающих детей стало много, так как переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением социальной защищённости и здоровья детей. Это приводит к следующим отрицательным последствиям. При поступлении в школу и в условиях школьного обучения всё большее количество детей характеризуется ослабленным здоровьем, обнаруживает признаки социально-педагогической запущенности, пограничных нарушений в развитии высших психических функций, значимых для обучения. Не имея интеллектуального недоразвития, такие дети всё же испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, теряют веру в себя и надежду на достойное место в жизни. В условиях массовой школы ребёнок с ЗПР начинает осознавать свою несостоятельность, которая ведёт к попыткам личной компенсации в другой сфере, чаще всего, в нарушениях поведения. Именно поэтому дети с этим нарушением развития нуждаются в особом внимании и помощи со стороны учителей и родителей.
Общими чертами для ЗПР различного происхождения являются: повышенная истощаемость, низкая работоспособность, ограниченный запас общих сведений и представлений, обеднённый словарный запас, несформированность навыков умственной деятельности, эмоциональная неустойчивость, двигательные нарушения (возбудимость или, наоборот, заторможенность), частыми сопровождающими диагнозами могут быть дислексия, дискалькулия и дисграфия. Неустойчива у этих детей и самооценка, им также свойственны зависимость от внешних обстоятельств, повышенная внушаемость, необоснованные притязания и др. Эти недостатки действительно сильно усложняют жизнь и учебную деятельность детей с ЗПР, но всё же их положение не безнадёжно. При благоприятной обстановке в семье и умелом педагогическом подходе дети со слабо выраженной ЗПР преодолевают своё отставание и удовлетворительно, хотя и с трудом, усваивают программу общеобразовательной школы. Особого внимания требуют дети с ЗПР значительной выраженности, которая может привести к стойкой неуспеваемости, негативному отношению к учению и школе, срывам в поведении.
Ребёнок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса своей наивностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований. Поведение детей с ЗПР в зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона характеризуется двумя крайностями: неустойчивое – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения, импульсивностью; и тормозимое – с пониженным фоном настроения, боязливостью. В то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость убежать от трудной для него учебной деятельности. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и её целей, такой ребёнок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же её перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развёрнутости инструкций. В массовой школе такой ребёнок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
Во время обучения таких детей, имеющих ЗПР, необходимо придерживаться следующих правил:
- Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- Предотвращать наступление утомления, используя разнообразные средства (чередование видов деятельности, преподнесение знаний небольшими частями, использование интересной и красочной наглядности и т. д.) ;
- Использовать методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развить их речь и сформировать у них необходимые навыки;
- Предусмотреть проведение занятий, обеспечивающих подготовку детей к усвоению различных разделов программы, а также обогащение их знаниями об окружающем мире;
- Уделять внимание коррекции деятельности детей;
Она осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях: общеразвивающих (коррекция памяти, внимания, речи, словарного запаса и др.), занятиях предметной направленности (подготовка к восприятию трудных тем, восполнение пробелов в знаниях), занятиях по формированию содержательной учебной мотивации, развитию познавательных интересов.
В завершении, хочется отметить, что дети с задержкой психического развития нуждаются в сугубо индивидуальном подходе с самого начала, как только обнаруживаются трудности в их обучении и поведении. Учитывая их особенности, полезно вводить игровые элементы в процесс обучения их грамоте и счёту, пользоваться красочно оформленным наглядным материалом. При этом виды занятий должны быть более разнообразными, эмоционально насыщенными. Иногда следует уменьшить объём заданий, надо подводить такого ученика к выполнению школьных заданий постепенно. В воспитательной работе большое значение имеет преодоление негативного отношения детей к учению, создание доверительных отношений со взрослыми, формирование дружного ученического коллектива, привлечение каждого ученика к общественно полезной деятельности. ЗПР – сложное нарушение развития, которое проявляется по-разному в каждом отдельном случае. В одних случаях задержки развития оказываются более лёгкими и касаются главным образом незрелости эмоционально-волевой сферы – детская непосредственность в поведении, несформированность школьных интересов, неумении сосредоточиться при выполнении школьных заданий; в других – к этому присоединяется ещё и некоторая задержка в развитии мышления. Все эти особенности часто усугубляются педагогической запущенностью. Изучая нарушения в учёбе у конкретного ребёнка, надо принимать во внимание все факторы. Учебная деятельность может быть нарушена потому, что нет рабочей установки, нет желания учиться или роль этих моментов крайне незначительна, и вместо положительного отношения выступает равнодушие или даже негативизм. Учебный процесс может также нарушаться, если не сформировались умения и навыки работы; он может быть нарушенным, если по уровню трудности требует более высокого психического развития (в частности, развития интеллекта), чем имеется у ученика, и предъявляет чрезмерные требования к физической выносливости. Однако своевременное и правильное педагогическое вмешательство может привести в дальнейшем к компенсации состояния таких детей. Понимание характера отклонений у ребёнка само по себе даёт учителю возможность найти наиболее правильные пути педагогического воздействия. В этих случаях педагогу важно иметь тесный контакт с детским врачом-психоневрологом, а также с семьёй ребёнка, которая при правильной и вдумчивой помощи со стороны педагога может играть большую роль. При этом очень важно, чтобы и учитель, и родители знали, что трудности в обучении не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Источник