Проблемы развития ребенка психологическая помощь

Проблемы развития ребенка психологическая помощь thumbnail

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Наталия Швырева
Работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в развитии

Основной целью работы с проблемными детьми является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого.

Приоритетным направлением становится оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи.В структуре деятельности можно выделить следующие блоки:

• Диагностико-консультативный;

Коррекционно-развивающий;

• Воспитательно-образовательный;

Социально-педагогический.

Диагностическое обследование в условиях детского сада для детей с ЗПР отличается по задачам и методам от обследования на ПМПК. На первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а так же исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющимся у ребенка. Диагностика выступает как необходимый структурный элемент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционные образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Основными задачами обследования являются:

• Изучение качественных особенностей психического развития ребенка;

• Выявление «уровня обученности», то есть степени овладения знаниями, умениями и навыками, в соответствии с возрастными возможностями;

• Определение характера динамики развития и обучаемости;

• Дифференциация сходных состояний на основе длительного психолого-педагогического наблюдения и изучения динамики развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Важным аспектом исследований является выявление качественных особенностей познавательной деятельности (мотивации, волевых усилий и произвольной регуляции, программирования).

Данные, полученные в результате комплексного изучения ребенка позволяют подобрать для каждого воспитанника эффективные методы и приемы психологического и педагогического воздействия, определить задачи и содержание работы.

В течение года проводится обследование в три этапа.

Первый этап (сентябрь).Цель: выявить особенности психического развития каждого воспитанника. Помимо этого собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучается микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в специальную карту. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий, выстраивается «уровневые» программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые 2 недели января).Цель: выявление особенностей динамики развития.

Третий этап (последние недели апреля). Определить характер динамики, оценить результативность работы, составить прогноз относительно дальнейшего развития.

В условиях специального детского сада для детей с ЗПР психолог исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. В сфере интересов психолога находится изучение влияния на развитие ребенка микросоциальной среды (используемые диагностические методики см. в Приложении).

Наблюдения, психологические исследования в начале года показали, что дети имеют потенциально-сохраненные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушение познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций (нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координации движения). Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задания, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного при выполнении последующих заданий. Результаты фиксируются в протоколах обследования, которые совместно с индивидуальными профилями прилагаются.

Коррекционно-развивающий блок.

Своей задачей в этом разделе психолог видит развитиепознавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций:

Развитие сферы образов, представлений;

•Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, конкретно-понятийного (словестно-логического, в том числе элементарного, умозаключающего мышления;

• Совершенствование мнестической деятельности;

Развитие зрительно-моторной координации и формирование графомоторных навыков.

Для решения этих задач используются игры и упражнения (см. Тематические планы коррекционно-развивающих занятий). Так же используются следующие разработки:

1. «Игровые занятии по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников», И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова.

2. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.

3. «Интеллектуально-развивающие занятии со старшими дошкольниками», М. Р. Григорьева.

Что бы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитое мышление (способность к интеллектуальной децентрации) и эмоционально-волевые процессы. Специально-организованная игровая деятельность способствует совершенствованию эмоциональной и интеллектуальной сфер дошкольников. Развитиеи коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:

Развитие и тренировку организма, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

• Профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутичных проявлений, других отклонений в поведении

Развитее социальных эмоций;

• Создание условий для развития самосознания и самооценки;

• Формирование способностей к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

• Предупреждение, преодоление негативных черт личности и формирующего характера.

В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия. Разнообразные подвижные игры, психогимнастические этюды и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией, полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов.Каждое занятее включает:

1. Психогимнастические этюды и упражнения (развитие мимики, жестов, пантомимики, интонации).

2. Игру-сказку (разыгрывание придуманных сюжетов).

3. Беседу о сказке (анализ поступков героев, нахождение творческих решений).

4. Подвижную игру (развитие активности, общей моторики, умение действовать по правилам).

5. Релаксацию (успокоение и расслабление).

Продолжительность каждого занятия 30 минут. После каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры, упражнения, и на их основе стоит свою дальнейшую работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, впоследствии усложняются. Для работыв данном направлении используются следующие материалы:

1. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста», Е. А. Алябьева.

2. «В мире друзей», Е. В. Котова.

3. «Работа психолога с проблемными дошкольниками», И. С. Погудкина.

4. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет», Г. Н. Жучкова.

Тематические планы по развитию эмоций у детей, по адаптации, по общению, «Програма развития ребенка как субъекта общения» см. в Приложении.

Источник

От автора: Эти заметки были написаны для информационного листа, который выпускает отделение педиатрии клиники “Медсервис” для своих посетителей.

Любящие родители много внимания уделяют воспитанию своих детей. Однако процесс этот не простой, временами требующий большого родительского терпения.

В ч м может помочь детский психолог

 Случается, что взрослые оказываются беспомощными при встрече с психологическими проблемами любимого чада. И тогда можно обратиться к детскому психологу.

На какую помощь специалиста можно рассчитывать?

 Во-первых, важно отметить, что детский психолог не является врачом, он не ставит диагнозов и не выписывает лекарств. Психолог помогает родителям ответить на самые разнообразные вопросы, касающиеся развития ребенка и взаимоотношения с ним:

  • Что должен уметь ребенок в определенном возрасте?
  • Нормально ли, что трехлетний мальчик все еще не хочет спать в своей кроватке?
  • А как быть с девочкой, которую не интересуют куклы, она с удовольствием играет в машинки и прочие “мальчишечьи” игрушки?
  • Как поступать, когда ребенок закатывает истерику в публичном месте?
  • Как помочь ребенку с трудностями в учебе?

Очень важный аспект работы детского психолога – поиск причин тех трудностей, которые беспокоят родителей. Иногда это могут быть возрастные кризисы, и, если родители осведомлены о его проявлениях, то могут спокойнее относиться к непослушанию своего чада. Случается, семья переживает сложный этап своей жизни, и ребенок откликается на эти трудности психологическими проблемами. Часто причиной психологических проблем ребенка является стиль родительского воспитания, и тогда психолог привлекает к работе взрослых членов семьи. Словом, психолог поможет вам понять истоки психологических проблем ребёнка и определить возможные способы их преодоления.

С какими проблемами можно обратиться к детскому психологу?

Проблемы развития ребенка психологическая помощьОдин из самых простых поводов для обращения – это психологическое обследование при поступлении в детский сад или в школу.

Почему это не простая формальность, а весьма значимая процедура?

Специалист владеет специальными диагностическими методиками, которые позволяют определить особенности развития вашего ребенка, их соответствие возрастным нормам, и при необходимости, наметить коррекционные мероприятия.

Дело в том, что для развития каждого психического процесса, для усвоения новых форм поведения и знаний есть свои, так называемые, сензитивные периоды. И очень важно не пропустить это благодатное время, действовать с природой заодно, чтобы избежать задержки развития ребенка. Хорошо известная современным родителям Мария Монтессори писала об этом: “Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период”. Так что, не стоит пугаться необходимости проходить психологическое обследование, уважаемые родители. Воспользуйтесь этой процедурой, во-первых, для определения уровня развития вашего малыша, во-вторых, чтобы задать специалисту все волнующие вас вопросы.

Другим поводом для обращения к психологу могут быть эмоциональные проблемы ребёнка: страхи, вспыльчивость, повышенная тревожность, замкнутость, агрессивность, обидчивость, застенчивость…

В зависимости от возраста и семейной ситуации причины, казалось бы, схожих эмоциональных проблем могут быть самыми разными. Например, страхи могут быть нормативными и невротическими. Первые являются естественным спутником определенного возраста и проходят  сами собой, а вторые сигналят об эмоциональном неблагополучии ребенка и необходимости вмешательства специалиста.

Если у вашего сына или дочери есть то, что принято называть “вредными привычками“ (грызет ногти, навязчиво нюхает предметы, онанирует…) – это тоже неблагоприятные симптомы, которые могут стать основанием для обращения за помощью. Какими бы не были симптомы, в арсенале психолога достаточно эффективных методов, способных помочь детям совладать с трудными для них эмоциями, а родителям стать более компетентными в общении с собственными детьми.

Проблемы развития ребенка психологическая помощьДетско-родительские отношения.

Этот достаточно широкий круг психологических проблем требует работы не столько с ребенком, сколько с его родителями. Если вам доводилось сгорать от стыда за то, как ведет себя ваше чадо, приходить в ярость или впадать в бессилие от его непослушания, вы знаете, что я имею ввиду. В ситуациях, когда вы растерянно или гневно взираете на своего отпрыска, не зная, как реагировать на то, что он вытворил, в помощи нуждаетесь, скорее вы, чем ваш ребенок.

В какой бы тупик не зашли ваши отношения с ребенком, психолог может помочь вам наладить с ним контакт, и выстроить отношения таким образом, чтобы они были комфортными для обеих сторон.

Проблемы развития ребенка психологическая помощьКроме того, в компетенцию психолога входят и проблемы, связанные с трудностями в общении с братьями и сестрами, со сверстниками или со взрослыми, вопросы адаптации к детскому саду или школе, психосоматика, низкая самооценка, гиперактивность…

В самом общем виде, визит к психологу поможет вам лучше понять своего ребенка, выяснить, какие его проявления являются нормой, а что в его развитии требует особого внимания или, может статься, и коррекции, и, наконец, унять свою тревогу относительно эффективности ваших воспитательных воздействий.

Источник

Сама трудность психологической помощи и реабилитации детей с нарушениями в психическом развитии в основном зависит от структуры и степени тяжести их дефекта. Это проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная психолого-педагогическая помощь таким детям – одна из важнейших частей организации их реабилитации.

Сейчас проблема психологической помощи детям и подросткам с нарушением в развитии недостаточно распространена. Психологи и педагоги часто используют разнообразные психотехнические приемы без учета формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка [45].

Также на психическом развитии ребенка негативно сказывается отсутствие четко разработанных и структурированных дифференцированных методов психокоррекции и некорректный подбор психотехнических приемов. К тому же, это создает колоссальные трудности в совместной работе педагогов и родителей [45].

Психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями в развитии в первую очередь рассматривается как сложная система психолого – реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, на развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, на формирование системы ценностных установок и ориентаций, а также на развитие интеллектуальных процессов, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка.

Огромную роль играет решение частных задач, таких, как устранение вторичных личностных реакций на имеющийся психический или физический дефект, неадекватный стиль семейного воспитания, госпитализм и пр.

В наше время существует огромное количество различных видов психологической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии. Их различают по характеру задач, которые решает специалист, работающий с ребенком: педагог, дефектолог, социальный работник, врач и т.д. Эти различия составляют определенную модель психологической помощи. Каждая модель имеет собственную теоретическую базу и предполагает определенные методы, используемые в работе [64].

По характеру психологическая помощь может состоять в:

1) рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка (направление в специальные или вспомогательные школы / детские сады или направление на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля);

2) рекомендациях методов воспитания, обучения;

3) рекомендациях в профессиональной ориентации подростков;

4) определении готовности ребенка к нормальному школьному обучению и выявлении причин, вызывающих трудности в обучении;

5) осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все вышеперечисленные виды помощи – психологические, так как направлены на решение проблем, вызванных психологическими причинами, и основанных на психологическом воздействии. Например, может сложиться мнение, что помощь в устройстве умственно отсталого ребенка во вспомогательную школу не содержит в себе ничего психологического и относится к сфере медицины и специальной педагогики. Однако это не так. Объектом помощи в первую очередь оказывается родитель, остро переживающий отставание своего ребенка в умственном развитии или не замечающий его и сопротивляющийся переводу ребенка во вспомогательную школу. Также для определения степени и причин умственной отсталости требуются психологические методы диагностики аномалий развития [61].

Психологическую помощь далеко не всегда оказывают психологи. Также это могут быть врачи психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги и социальные работники [56].

Выделяют следующие модели психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии [4]:

Педагогическая модель – выражается в оказании помощи родителям в воспитании детей с нарушениями в развитии. Педагог-консультант вместе с семьей ребенка анализирует сложившуюся ситуацию и разрабатывает программу, направленную на изменение этой ситуации.

· Диагностическая модель – объектами диагностики чаще оказываются сами дети и подростки с отставанием в развитии, трудностями в учебе и отклонениями в поведении. Процесс диагностики предполагает участие целой группы специалистов для осуществления полной медицинской, педагогической или психологической диагностики. Данная модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, в ходе которых решается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

· Социальная модель – часто практикуется в семейном консультировании. Это может быть знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения и взаимной поддержки или представление родителям имеющихся в городе социальных служб, таких, как родительские ассоциации, семейный клубы и др.

· Медицинская модель – предполагает помощь специалистов, направленную на лечение и реабилитацию детей с проблемами в развитии. Также может использоваться в случае необходимой психологической адаптации здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

· Психологическая модель – предполагает анализ особенностей развития познавательных процессов и формирования личности ребенка или подростка с проблемами в развитии, а также разработку корректных методов психологического воздействия, опираясь на закономерности его психического развития (всестороння психологическая помощь).

Психологическая помощь детям и подросткам с проблемами в развитии заметно отличается от помощи, оказываемой здоровым детям. Разница заключается и в целевой направленности, и в организации и динамике самой помощи [30].

В процессе оказания психолого-педагогической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру и специфичность этого развития, сочетание биологических и социальных факторов развития в их состоянии, характер и особенности социальной ситуации развития, наличие и выраженность изменения личности в связи с заболеванием, особенности взаимоотношений в семье и в социуме.

Психологическую помощь можно рассматривать как в широком, так узком смысле этого понятия.

В широком смысле психологическая помощь – система психологических воздействий, направленных на исправление недостатков и отклонений в развитии психических функций и личностных свойств у детей.

В узком смысле понятия психологическая помощь – это один из немногих способов психологического воздействия, нацеленный на создание условий, при которых происходит гармоничное развитие личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.

Своеобразие и структура психики ребенка, имеющего проблемы в развитии, требует адекватного методологического подхода к процессу психологической помощи [72].

В теории и практике психологической помощи необходима разработка принципов. Они являются основополагающими факторами.

Для ребенка с проблемами в развитии очень важен принцип личностного подхода. В процессе психологической помощи учитываются не какие-либо функции или изолированные отдельные психические явления (например, низкий уровень интеллекта или др.), а сама личность со всеми индивидуальными особенностями. Американский психотерапевт Роджерс [54] является основоположником клиентоцентрированной терапии. Он обозначил три основных фактора этого принципа:

1) каждая личность ценна и заслуживает уважения;

2) каждая личность в состоянии нести ответственность за себя;

3) каждая личность имеет право выбирать ценности и цели и принимать самостоятельные решения.

Психолог принимает каждого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, он признает и уважает их право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

Второй принцип – каузальный. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть направлена не на внешние проявления отклонений, а на причинах, вызывающих эти отклонения. Реализация данного принципа способствует устранению источников отклонений в психическом развитии ребенка. Связь между симптомами и причинами их возникновения, структура дефекта определяют задачи и цели психологической помощи.

Третий принцип – принцип комплексности. Психологическую помощь нужно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической помощи в основном зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Психолог обязан владеть полной информацией о причинах и специфике заболевания ребенка, о предстоящем лечении, сроках госпитализации и перспективах медицинской реабилитации. Также, психолог должен контактировать с медицинским и педагогическим персоналом центра и использовать педагогические характеристики.

Четвертый принцип – принцип деятельностного подхода. Психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка. Если это дошкольник, то в контексте игровой деятельности, если школьник – в учебной. Также психолог должен ориентироваться на тот вид деятельности, который является личностно значимым для самого ребенка или подростка. Особенно в работе с детьми и подростками с выраженными эмоциональными нарушениями. Эффективность психологической помощи зависит от использования продуктивных видов деятельности ребенка, таких, как рисование, лепка, вышивка или другие [64].

Итак, психолого-педагогическую помощь можно назвать видом психологического воздействия, направленного на гармонизацию развития личности человека, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.

Источник