Проблемы развития ребенка дошкольника по фгос
Любовь коренева
Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС
«Социально – коммуникативное развитие дошкольников.
Актуальность проблемы и задачи в соответствии с ФГОС ДО»
«Умение ребёнка позитивно
общаться позволяет ему
комфортно жить
в обществе людей…»
Л. С. Выготский
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами социально – коммуникативного развития в соответствии с ФГОСДО являются следующие:
– присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
– формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитиеспособности вступать в общение и поддерживать его).
Для решения поставленных задач необходимо соблюдать ряд условий
– использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;
– реализация общеобразовательной программы;
– обогащение предметно-пространственной среды.
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как – личностно- развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Выделяются основные принципы дошкольного образования,
направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму:
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
– учёт этнокультурной ситуации развития детей;
ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
Содержание направлено:
– на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
– формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
– формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Выделяется ряд требований к условиям реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»:
1. Требования ФГОСДО к основным компетенциям педагога:
– Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
– Поддержка индивидуальности и инициативы детей;
– Установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных ситуациях;
– Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника;
– Организация сотрудничества с родителями воспитанников.
2. Рекомендуемые инновационные формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
по ФГОС:
Младший дошкольный возраст
– Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
– Организация сюжетных игр;
– Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
– Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
– Игры с моделированием;
– Литература и игра (чтение);
Средний дошкольный возраст
– Организация сюжетно-ролевых игр;
– Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
– Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
– Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Старший дошкольный возраст
– Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
– Использование метода проектов.
– Использование метода коллекционирования.
– Использование театрализованной деятельности.
– Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
– Самостоятельная деятельность детей.
3.Инновационные формы работы с родителями:
– Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;
– Вечера вопросов и ответов;
– Родительские гостиные;
– Тренинги по запросам родителей;
– Клубы по интересам;
– Родительские конференции;
– Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
– Творческие выставки и фотовыставки;
– Тематические вечера и викторины;
– Совместные досуги;
– Видеоинтервью и мультимедийные презентации;
– Выпуск семейных газет и книжек-малышек;
– Совместное создание мини-музеев.
4. Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным,при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
– Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
– Обучение умению слушать и слышать другого;
– Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
– Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
– Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
– Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
– Формирование чувства симпатии между участниками общения;
– Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
– Обучение умению детей владеть собой;
– Развитие умения анализировать ситуацию;
– Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
ФГОС направлены на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
Источник
Актуальность проблемы реализации ФГОС ДО
Шепилова Е.С.
старший воспитатель МБДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад №50»
Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, обеспечением ее соответствия требованиям XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Среди последних нормативных правовых документов в сфере образования детей дошкольного возраста ФГОС ДО выступает основным. В нем задаются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества.
Впервые в государстве провозглашается теория политического детоцентризма – когда принятие любых государственных решений связывается с детством. Дать ребенку наиграться, создать для него достойную развивающую среду, помогать в ней развиваться, находясь при этом не над ребёнком, а вместе, рядом. Развить в ребёнке главную мотивацию – «Хочу узнать»! Позволять детям говорить, мыслить самостоятельно, искать ответы на вопросы. Прививать детям жажду открытий в получении знаний – вот главная задача дошкольного образования, ставшего отныне первой ступенью образования.
В настоящее время основная задача системы дошкольного образования – это реализация федеральных образовательных стандартов. С вопросом «Что делать?» казалось бы, разобрались: педагоги ознакомились со стандартом и обсудили его. А вот вопрос «Как делать?» остается открытым, так как на практике возникает целый ряд задач технологического характера: каким образом должна быть организована деятельность ДОУ, чтобы осуществить внедрение стандарта в практику работы дошкольных педагогов, специалистов, руководителей? Как организовать современный образовательный процесс без проведения занятий? Кроме того, возникает ряд противоречий, связанных с требованиями, предъявляемыми государством к организации образовательного процесса и низким уровнем профессиональной компетентности педагогов ДОУ, то есть неготовностью педагогов осуществить эти требования.
Для реализации ФГОС ДО требуется решить ряд конкретных задач:
– проанализировать и уяснить суть целевых установок и ориентиров;
– определить направления повышения профессиональной компетентности педагогов;
– составить план работы методической службы ДОУ;
– проанализировать условия, созданные в каждой организации, каждой дошкольной группе;
– выявить существующие проблемы, находящиеся в ведении ДОУ.
В ФГОС ДО предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства;
– обогащение (амплификация) детского развития;
– индивидуализация дошкольного образования;
– учет этнокультурной ситуации развития детей и др.
Изучение этих принципов становится одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.
Как показывает практика, по отношению к ФГОС ДО у педагогических коллективов наблюдается сейчас очень настороженная позиция. В стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям ее реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, у многих снизилась мотивация к изменениям, готовность к принятию инноваций, появилось недоверие к их качеству.
Как должен перестроиться педагог? Не просто давать знания и прививать навыки, не наталкивать, не давить своим авторитетом, а пробуждать активное мышление, любознательность, воображение, активизировать речь, растить личность. Научиться перестраивать модель воспитательно- образовательного процесса – не дети для нас, а мы для детей.
Всё должно работать на личностное развитие ребёнка, на достижение целевых ориентиров, т.е. личностных качеств, всего того, что останется навсегда.
Современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:
– в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
– организации различных видов деятельности воспитанников;
– осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
– методическое обеспечение образовательного процесса;
– реализации информационно-коммуникационных технологий;
– обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми
образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
Руководителю ДОУ стало необходимым проанализировать кадровые условия и ответить на вопросы:
– какой опыт и квалификация требуются от педагогов ДОУ для реализации ФГОС;
– хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение,
повышение квалификации, переподготовка.
Методическая работа в ДОУ также должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.
Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Поэтому, особое значение приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.
В ФГОС ДО особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей, при этом в качестве обязательного, выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды. Основная задача педагогов ДОУ на этапе введения ФГОС ДО осуществить детальный анализ требований по каждой группе и выявить, какие условия уже имеются в детском саду, какие необходимо создать и что для этого нужно предпринять. Кроме того, следует определить, что нужно сделать дополнительно, исходя из особенностей функционирования самой организации.
Период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложная, кропотливая, постепенная работа по принципу: не навреди. Это период информирования, разъяснения, целеполагания, поиска совместных решений, воспитания кадров, готовых работать по-новому, используя современные инновационные технологии и программы. А методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
2. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ методическое пособие М.: ТЦ Сфера, 2012.
3. Савченко В.И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
Источник
Инфоурок
›
Дошкольное образование
›Презентации›Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Итоговая практико-значимая работа Презентация программы 4-старшей группы дошкольной организации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей с учетом регионального компонента. «Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» Адамова Эльмира Чупановна Воспитатель МАДОУ Детский сад №2 «Колобок» Московская обл. г.Видное 8(925)521-24-09 4661249@mail.ru Москва 2017 г.
2 слайд
Описание слайда:
Информация о дошкольной организации г.Видное МАДОУ №2 «Колобок» Заведующий ДОО – Николаева Я.Г. Воспитатель группы – Адамова Э.Ч. 4-старшая группа
3 слайд
Описание слайда:
Возрастные особенности В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых. Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.
4 слайд
Описание слайда:
Количественный и качественный состав группы Общее количество детей в группе – 36 чел. Мальчиков – 21 чел. Девочек – 15 чел. Группа здоровья: I -11 чел., II – 23 чел., III – 2 чел.
5 слайд
Описание слайда:
Образовательная программа дошкольного образования в ДОО Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой программы «От рождения до школы. Ведущая цель программы –создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,формирование основ базовой культуры личности,всестороннее раз-ие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
6 слайд
Описание слайда:
Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие : Самостоятельно соблюдает элементарные правила поведения. Соблюдает правила поведения в различных помещениях и на участке ДОО. Формируется модель взаимодействия и поведения с чужим (не родным) человеком в основном методом подражания взрослым. Углубление интереса к сверстнику как партнёру по играм, предпочтения в общении при обмене своими знаниями и впечатлениями. Умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, используя для этих целей театрализованные игрушки и атрибуты костюмов. Умеет самостоятельно организовать знакомые подвижные игры, придумывает с помощью взрослого игры на заданные темы. Условия реализации: сюжетно-ролевые и дидактические игры ; наблюдения; беседы, разговоры, чтение, решение проблемных ситуаций; совместная деятельность педагога и ребёнка; самостоятельная деятельность ребёнка.
7 слайд
Описание слайда:
Познавательное развитие Познавательное развитие : Способы познания – общение со взрослыми, сверстниками, самостоятельная деятельность. Условия успешности – оценки взрослого, собственный широкий кругозор и хорошо развитая речь. Мышление – наглядно-образное, начало формирования образно-схематического; развивается интерес к чтению и математике. Может решать простые геометрические задачи. Развиваются целенаправленное запоминание, произвольность всех психических процессов. Развивается соподчинение мотивов (отказ от игры в пользу другого). Развивается самоинструктирование при выполнении или планировании деятельности. Условия реализации: занятия по познавательному развитию; тематические прогулки, наблюдения, экскурсии; оборудование уголков по познавательному развитию; наличие наглядного материала; проведение экспериментальных занятий; наличие программного обеспечения по познавательному развитию; интеллектуальные игры, дидактические игры; уголок наблюдения за природой.
8 слайд
Описание слайда:
Речевое развитие Речевое развитие включает Способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу». Сострадание, сочувствие, радость, печаль стали регуляторами поведения и общения ребёнка. Может входить в устойчивые игровые объединения детей, использует в общении речевые и неречевые средства эмоциональной реакции. Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткий рассказ. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности. Улавливает в звучащем слове отдельные звуки. Условия реализации: занятия по развитию речи; музыкально-речевые игры и занятия; наличие программного обеспечения по развитию речи; наличие наглядного материала; пальчиковые и дыхательные гимнастики; оборудована уголки по развитию речи; участие в праздниках, конкурсах и спектаклях.
9 слайд
Описание слайда:
Художественно-эстетическое развитие Художественно-эстетическое развитие предполагает – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; – становление эстетического отношения к окружающему миру; – формирование элементарных представлений о видах искусства; – восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; – стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; – реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Условия реализации: занятия по художественно-эстетическому развитию; наличие программного обеспечения; наличие наглядного материала; дидактические игры; организация уголков продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация), уголка ряженья и театрального уголка; проведение вечеров досуга и тематических вечеров; участие в конкурсах и выставках, в театральных постановках и праздниках.
10 слайд
Описание слайда:
Физическое развитие Физическое развитие включает Появляется лёгкость, ритмичность бега, исчезают боковые раскачивания. Увеличивается длина прыжка, улучшается координация движений (детям доступны сложные игры, где требуется умение поддерживать равновесие как на месте, так и в движении). Ходит и бегает легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп со сменой направления. Метает предметы правой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м. Отбивает мяч рукой не менее 10 раз. Выполняет упражнения на статическое и динамическое р-ие Перестраивается в колонну по трое, четверо, выполняет повороты. Знает исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимает их оздоровительное значение. Условия реализации: режим дня, приём и зарядка ( с весны по осень)на улице; комплексные занятия; НОД по физкультуре(в физ.зале и на прогулке);насыщение физ. уголка спортинвентарём; подвижные игры на прогулках; физкультминутки; физ.досуги, спорт.праздники.
11 слайд
Описание слайда:
Мероприятия по оптимизации взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей «Социально-коммуникативное развитие» Консультации для родителей: «Возрастные особенности старшего возраста». Помощь родителей в организации праздника « 1 сентября» , « Осень к нам пришла», «День воспитателя» , в оформлении уголка «ПДД» «Познавательное развитие» Консультации: «Здоровье и профилактика заболеваний», « Правила дорожного движения», «4 ноября день единства». Родительские собрания на темы: «Возрастные особенности детей старшей группы» . «Речевое развитие» Кукольный театр 2 раза в месяц. Пополнение книжного уголка книгами: русские народные сказки,стихи «Художественно-эстетическое развитие» Участие во всех праздниках сада: «1 сентября –день знаний», «День воспитателя», «Осень к нам пришла», Изготовление поделок на выставки: «Подарки Осени», «4 ноября день единства», Участие в конкурсе рисунков « День города» «Физическое развитие» Работа родителей по благоустройству прогулочного участка
12 слайд
Описание слайда:
Развивающая предметно-пространственная среда группы
13 слайд
Описание слайда:
Достижения группы В течение первых месяцев старшей группы все дети развиваются согласно возрасту.
14 слайд
Описание слайда:
Разное Масленица. Мамин день 8 марта. Праздник осени День именинника. Открытое занятие «Дары осени»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1093290
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник