Проблемы развития двигательной сферы ребенка

                    Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость,

                     которая появляется от удовлетворения естественной потребности

 ребенка в двигательной активности, от познания им

 окружающего  мира, от сознания, что тело подчинено разуму и воле.

Важным компонентом любого вида деятельности ребенка (игровой, изобразительной, учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость изучения двигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития.

Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Хорошее здоровье — один из основных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается. В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития. Благоприятное воздействие на организм ребенка оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Как при гиподинамии (низкой двигательной активности), так и при гиперкинезии (чрезмерно высокой, интенсивной двигательной активности) нарушается принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой целый ряд негативных проявлений в развитии различных систем и функций организма ребенка. В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и методики проведения занятий по физической культуре.

В основу разработки этих занятий М.А.Руновой положен ряд основных принципов. Перечислим их:

  1. естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;
  2. оздоровительный характер (подбор упражнений направлен на всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка, преобладание занятий на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических условий);
  3. адекватность физической нагрузки возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям;
  4. индивидуализация (учет характера поведения детей в двигательной деятельности, особенности состояния их здоровья и психофизического развития).

Среди вышеперечисленных принципов важное место занимает индивидуально-дифференцированный подход к детям, который направлен на развитие двигательных функциональных возможностей ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности. Любая двигательная деятельность только тогда обретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится «сознательной и произвольной», и параллельно с развитием моторики, обогащением двигательного опыта ребенка особое внимание обращается на различные стороны развития личности (компетентность, эмоциональность, креативность, инициативность и самостоятельность). Формируя сознательное управление движениями, педагог помогает становлению личности ребенка-творца, а не исполнителя чьих-то замыслов. Одно из важнейших условий совершенствования режима двигательной активности детей на занятии по физической культуре — комплексное изучение ее возрастных, индивидуальных особенностей и осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В его основу легли концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии о формировании личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова).Важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Родители хотят видеть своего ребенка здоровым, жизнерадостным, активным и физически крепким. Поэтому в дошкольном  учреждении крайне необходимо создать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторной сферы — движений, физических качеств, двигательных способностей, позаботиться об удовлетворении потребности ребенка в движении, которое  является  важным условием  формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания окружающего мира и ориентировки в нем, а также средством  его всестороннего развития. В санитарно–эпидемиологических правилах и нормативах от Минздрава России сказано, что следует предусмотреть объём двигательной активности воспитанников 5 – 7 лет в организованных формах оздоровительно – воспитательной деятельности до 6 – 8 часов в неделю с учётом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ.

Наша модель двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста состоит из нескольких блоков.

1. Физкультурно-оздоровительные занятия.

2. Учебные занятия.

3. Самостоятельные занятия.

4. Физкультурно-массовые занятия.

5. Дополнительные занятия.

6. Совместная физкультурно–оздоровительная работа ДОУ и семьи.

Содержание и построение занятий ДОУ разное, каждое из них в той или иной мере имеет своё специфическое назначение.

Положения:

1. Условием превращения двигательной активности дошкольника в его двигательную деятельность является такое обучение двигательным навыкам, которое ориентировано на формирование у обучающихся способности быть субъектами выполняемых движений (двигательных действий).

  2. Теоретическая (психодидактическая) схема формирования у дошкольника  способности быть субъектом двигательной деятельности, в основе которой лежит  превращение движений-образцов, демонстрируемых педагогом, последовательно из объекта восприятия и образца для подражания в средство субъективного (произвольного)  контроля  за  правильностью выполнения движения у себя и других.

3. Учитывая особенности развития детей среднего и старшего дошкольного возрастов, в качестве феноменологических и, соответственно, экспериментальных показателей развития субъектности в процессах двигательной активности могут быть использованы следующие характеристики психического развития дошкольника:

• способность и потребность в осуществлении контроля  за правильностью выполнения требуемого движения не только у себя (интериоризованная функция контроля), но и у других людей (экстериоризованная функция контроля),

• уровень умственного развития, уровень активности ребенка, уровень развития самооценки, уровень эмоционального развития, а также уровень развития творческого воображения,

• этапы становления субъектности при обучении двигательным навыкам.

4. Использование специальной программы обучения дошкольников двигательным навыкам, ориентированное на развитие их субъектности, показывает, что:

а) дети, обучавшиеся по данной программе, демонстрируют более высокие результаты в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер психики по сравнению с контрольной группой;

б) развитие субъектности дошкольников происходит в соответствии с теоретически выделенными этапами ее становления: субъект восприятия движения, субъект подражания, субъект воспроизведения движения при внешнем контроле, субъект произвольного выполонения движения при внутреннем контроле (интериоризованная функция контроля), субъект контроля  за правильным выполнением движения другими (экстериоризованная функция контроля, роль учителя).Теоретическая значимость и новизна исследования: Проведено теоретическое обоснование такого понимания субъекта двигательной активности и субъекта двигательного действия (деятельности), в рамках которого деятельность выступает высшей формой развития активности. Соответственно, на высшем уровне своего развития субъект двигательной активности превращается в  субъекта двигательного действия, т.е. становится способным не только произвольно и правильно выполнять требуемое движение (интериоризованная функция контроля), но и осуществлять контроль за правильностью выполнения этого движения другим ребенком (экстериоризованная функция контроля).Расширено понятие субъектности дошкольника как возможности самоуправления двигательной деятельностью и как интегрального критерия общего психического развития по ряду таких показателей, как: произвольность (контроль) выполнения требуемого движения, уровень активности, уровень развития самооценки, уровень умственного развития и уровень развития творческого воображения, уровень эмоционального развития.Впервые теоретически и экспериментально показано, что двигательная активность детей дошкольного возраста становится условием и фактором их психического развития, если ее развитие ориентировано на развитие дошкольника как субъекта двигательных действий (деятельности). Теоретически разработана, апробирована и эмпирически уточнена психодидактическая схема развития субъектности детей дошкольного возраста в двигательной деятельности посредством специально организованного обучения. Экспериментально показано, что обучение детей дошкольного возраста двигательным навыкам, которое ориентировано на развитие их субъектности, приводит к более высоким результатам их общего психического развития по перечисленным выше показателям. В связи с этим встает необходимость произвести уточнение понятий двигательной активности, двигательной деятельности и их субъектов. В теоретическом плане, вслед за В.Д. Небылицыным, мы придерживаемся понятия «активность» как общего свойства психики, которое, как подчеркивает В.П. Зинченко (2005), шире понятия «деятельность», и которое реализуется:

• на разных уровнях  исследования  психики: физиологическом (например, сила нервной  системы, темперамент), на  психологическом (например  двигательная активность, познавательная активность и др.), на  социальном (личностная активность);

• в разных сферах психики: двигательная (телесная, моторная), познавательная, эмоциональная, личностная;

• . с разной степенью произвольности, осознанности и целенаправленности: от спонтанности движений, вызываемых физиологической потребностью в движениях («не сидится на месте»), до движений, которые представляют собой самостоятельные двигательные акты (действия) или же обеспечивают   операциональную  сторону тех или иных видов детской деятельности: изобразительной, игровой, трудовой, учебной. Движения в любой форме выступают как оздоровительный фактор. Игровые физкультурные путешествия, развлекательные досуги и праздники вызывают у детей повышенный интерес к двигательному материалу. Посредством движений, поз, дети отгадывают двигательные загадки, показывают действия, изображённые на картинке, «оживляют» их. Всё это положительно сказывается в плане подготовки детей к жизни и к дальнейшей учёбе в школе.

Литература

  1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986.
  3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1978.
  4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.
  5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. М., 2000.
  6. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в детском саду, М., 1984.
  7. Шишкина В.А. Движение+движение. М., 1992.

Источник

Проблема организации двигательной активности дошкольников

Двигательная активность – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. В настоящее время в системе дошкольного образования существует проблема умственных перегрузок, которые испытывают дети, и ухудшения состояния здоровья воспитанников ДОУ. Это обусловлено многими факторами, связанными с проблемами пребывания в учреждении и процессом обучения, который рассчитан на среднестатистического ребенка, большим количеством разнообразных программных направлений и дополнительным внепрограммным образованием, снижением двигательной активности. В программах ДОУ не уделяется должного внимания применению оздоровительных технологий, интеграции двигательной и познавательной деятельности, времени, проводимом на свежем воздухе. Все это приводит к возникновению и обострению актуальной проблемы организации двигательной активности воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны, с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это наиболее активное лечебное средство. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Образовательные программы российских ДОУ предназначены для здоровых детей, количество которых, согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН, приведенным в статье А.А. Антонова, составляет 10% от количества всех дошкольников. Программы ДОУ не учитывают состояние психического и физического здоровья, возможности и адаптационные ресурсы ребенка. Программа не подстраивается под каждого отдельного ребенка. Тенденция ухудшения здоровья дошкольников обуславливает необходимость физкультурно-оздоровительной работы в условиях самого ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и есть возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействия, обеспечить контроль и предоставить необходимую помощь.

В современных программах для ДОУ физическое воспитание не является приоритетным разделом. При этом физическое развитие и активная игровая деятельность являются основополагающими для ребенка дошкольного возраста.  Уровень заболеваемости связан с уровнем двигательной активности, которая должна составлять 30-40% времени бодрствования. Количество физкультурных занятий снизилось до минимума, при этом существо возрос объем и интенсивность познавательной нагрузки, были введены дополнительные дисциплины, однако отсутствие контроля и дозированности познавательной нагрузки отрицательно влияют на состояние здоровья детей.

Также не все ДОУ имеют достаточно средств  для улучшения материально-технического оснащения физического воспитания и оздоровительных технологий, обновления физкультурно-игрового оборудования и инвентаря, приобретения методического обеспечения. Для обеспечения эффективной работы по физическому воспитанию в детском дошкольном учреждении необходимы специально оборудованные физкультурные залы и площадки. В типовых проектах детских садов и введенных в эксплуатацию зданиях для дошкольников не учтены многие важные для благоприятной жизнедеятельности особенности развития детей, что также затрудняет поддержание регулярных занятий физической культурой и активной, в том числе и игровой, деятельности.

Согласно исследованиям и работам педагога-методиста Лешковой Л.А. двигательная активность – важный фактор формирования личности ребенка. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Педагог считает важной двигательную творческую деятельность, в которой ребенок проявляет не только физические способности, но и различные личностные качества.

Малоземова И.И. и Фрайфельд И.В. считают, что уровень эмоционального благополучия ребенка напрямую связан с уровнем двигательной активности. У современных детей в отношении к различным обстоятельствам жизни наблюдаются повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных отношениях. Это является свидетельством эмоционального неблагополучия: многие дети не испытывают эмоций удовольствия, составляющих основное содержание преимущественного фона настроения, ощущения безопасности, переживания успеха в достижении целей. Исследователи считают, что необходима оптимизация двигательной деятельности — создание психолого-педагогических условий организации двигательной деятельности дошкольников в ДОУ, способствующих достижению эмоционального благополучия.

В РГПУ им. А.И. Герцена проблемами физического образования дошкольников занимается кафедра подготовки педагогов физической культуры для дошкольный учреждений. Кандидат педагогических наук Филлипова считает одной из основных проблем организации двигательной активности дошкольников является отсутствие преемственности и взаимодействия между семьей и дошкольным учреждением в процессе физического совершенствования и оздоровления ребенка. Решение: привлечение родителей и детей к совместной физкультурной деятельности, совместные спортивные и игровые мероприятия.

Проблема двигательной активности является в наше время является одной из наиболее актуальных и серьезных. Немногие сейчас признают самоценность детства и понимают, что дошкольное учреждение не только осуществляет образовательную деятельность; научно-технический прогресс способствует постепенному снижению двигательной активности человека до минимума, при том что именно двигательная деятельность, двигательное творчество и активность являются основополагающими факторами разностороннего развития ребенка дошкольного возраста. Дошкольного учебное учреждение  охватывает все сферы развития ребенка, связанные между собой, и физическая составляющая системы дошкольного образования несомненно остается одной из важнейших.

Список литературы:

  1. Антонов А.А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник БФУ им. И. Канта. 2010.  №11. URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-doshkolnogo-obrazovaniya
  2. Лешкова Л.А. Двигательная активность как фактор укрепления здоровья дошкольников // Информационно-методический портал. URL: https://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/interesnyiy-pedagogicheskiy-opyit/news2774.html
  3. Малоземова И.И., Фрайфельд И.В. Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста как условие достижения эмоционального благополучия // https://www.science-education.ru/103-6511
  4. Физическая культура: Научно-методический журнал. URL: https://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2002N4/p50-53.htm
  5. Филиппова О.С. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы развития // Физическая культура: Научно-методический журнал. URL: https://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2000N3/p57-63.htm

Источник