Проблемы психологическая диагностика развития ребенка

Проблемы психологическая диагностика развития ребенка thumbnail

(ПРАКТИКУМ) ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Понятие психолого-педагогической диагностики

Успешность обучения, воспитания и социализации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она помогает выявить особенности и нарушения развития, определить оптимальный педагогический и образовательный маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, в зависимости от типа его развития.

Психологическая диагностика

Предмет

Цель

Индивидуальные психологические особенности человека.

Распознание, оценка и измерение индивидуальных особенностей личности

Основные задачи

Этапы разработки и применения методов диагностики

Конструирование и апробация диагностических методик. Выработка правил проведения диагностического обследования. Разработка способов обработки и интерпретации диагностических данных.

Постановка проблемы. Формулировка гипотезы. Выбор методов для проверки гипотезы. Интепретация полученных данных и постановка психологического диагноза.

Психологическая диагностика   – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.

Целью психодиагностики является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Если рассматривать систему обучения детей, то психодиагностику следует считать важнейшим средством обеспечения “обратной связи”, т.е. средством информационного обеспечения педагогического процесса. В этой логике любое педагогическое воздействие должно начинаться со сбора психодиагностичекой информации (для того, чтобы осуществить обоснованный выбор наиболее адекватного воздействия) и завершаться повторным психодиагностическим обследованием (для сравнения реального и желательного результата воздействия).

Психолого-педагогическая диагностика   – это изучение личности школьника в процессе реализации индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания наиболее эффективных условий развития ребенка.

Объектом психолого-педагогической диагностики являются все компоненты педагогического процесса: педагог, учащиеся, используемые педагогические средства, действенность форм организационного педагогического процесса.

Предметом психолого-педагогической диагностики выступают индивидуальные особенности развития и воспитания школьников.

Задачи психолого-педагогической диагностики  .

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические

Можно выделить следующие типовые задачи психолого-педагогической диагностики:

  1. выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
  2. разработка индивидуальных развивающих и коррекционных программ развития и обучения;
  3. оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
  4. определение условий воспитания ребенка и специфики внутрисемейных отношений;
  5. помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
  6. профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
  7. решение проблем социализации и личностного развития.

К основным принципам психолого-педагогической диагностики   относят:

  • Принцип комплексного подхода к изучению человека;
  • Принцип единства диагностики и коррекции, учета зон актуального и ближайшего развития ребенка;
  • Принцип личностного подхода;
  • Принцип деятельностного подхода, учета ведущей деятельности ребенка;
  • Принцип динамического изучения ребенка, оценки динамики его развития;
  • Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

Основные этапы психолого-педагогической диагностики  .

Этап 1. Изучение запроса (жалобы, вопроса, сомнения). Здесь же определяется создаются общие представления об объекте психодиагностики и типе психодиагностической задачи.

Этап 2. Формулирование психодиагностической проблемы (перевод запроса на психологический язык).

Этап 3. Выдвижение гипотез (как главного звена методологической части программы психолого-педагогического обcледования).

Этап 4. Сбор дополнительной информации (изучение специальной литературы, опрос экспертов по имеющейся проблеме, анамнеза, изучение личного дела, проведение предварительных наблюдений, бесед).

Этап 5. Постановка основной диагностической задачи (или задач).

Этап 6. Выбор методики (методик).

Этап 7. Разработка процедуры обследования (способа организации и последовательности применения различных психодиагностических приёмов, графика намеченных мероприятий).

Этап 8. Проведение психодиагностического обследования (обследование может разбиваться на скрининговую, дифференцирующую и углубленную части).

Этап 9. Оценка, интерпретация полученных результатов по отдельным методикам, соотнесение “сырых” данных с соответствующими нормами.

Этап 10. Интегральный анализ результатов по всем полученным данным (упорядочивание всех сведений в единую систему).

Этап 11. Постановка диагноза.

Этап 12. Перевод диагноза на язык “заказчика”.

Этап 13. Построение общей формулы, структуры отчёта по результатам диагностического обследования.

Этап 14. Формулировка заключения, написание отчёта, психологического портрета.

Этап 15. Формулирование прогноза.

Этап 16. Рекомендации по дальнейшей работе с ребенком (определение комплекса причин и стратегий возможных психолого-педагогических воздействий).

Этап 17. Мониторинг изменений и диагностическое сопровождение психокоррекционной работы.

Центральным понятием для школьного психолога выступает – понятие социально-психологического статуса школьника. М.Р. Битянова определяет психолого-педагогический статус школьника (ППС)   как систему психологических характеристик ребенка или подростка. В рамках данной практико-ориентированной модели автор разделяет параметры школьной среды на две группы:

  1. первую группу составляют психолого-педагогические требования, которые школьная среда предъявляет ребенку (ППТ);
  2. вторую группу составляют особенности самого школьника, которые существенно влияют на успешность обучения и развития (ППС).
Читайте также:  Задержка в развитии 6 месячного ребенка

Психолого-педагогический статус школьника включает два типа характеристик:

  1. критериальные – они позволяют соотнести развитие важнейших психических сфер ребенка с различными нормативными показателями. По результатам диагностики могут быть установлены определенные проблемы обучения, поведения и личностного развития;
  2. констатирующие – позволяют выявить психологические особенности школьника учет которых необходим для создания полноценных условий обучения и развития.

психолого-педагогической карты школьника. Она заполняется как минимум четыре раза на протяжении школьного обучения в критические периоды школьной жизни и личностного развития. Основные 4 показателя, вошедшие в карту, сохраняются в течение всех обследований школьников, однако, в зависимости от этапа возрастного развития, приобретают различный диагностический “вес”.

Психолого-педагогическая карта школьника (М.Р. Битянова).

1. Особенности познавательной сферы.

1.1. Соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов педагогическим требованиям (на данном этапе обучения в школе).

  • произвольность психических процессов;
  • развитие мышления;
  • сформированность важнейших учебных действий;
  • развитие речи;
  • развитие тонкой моторики руки.

1.2. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности.

2. Особенности поведения и общения школьников.

2.1. Во взаимодействии со сверстниками.

2.2. Во взаимодействии с педагогами.

2.3. Соблюдение социальных, внутригрупповых и этических норм поведения.

2.4. Произвольная саморегуляция поведения.

2.5. Активность и автономность поведения.

3. Особенности мотивационно-личностной сферы.

3.1. Наличие и характер учебной мотивации.

3.2. Устойчивое эмоциональное состояние (уровень личностной тревожности).

4. Особенности системы отношений к миру и самому себе.

4.1. Отношения со сверстниками.

4.2. Отношения с педагогами.

4.3. Отношение к ведущей социальной деятельности (учебе).

4.4. Отношение к себе.

Система психолого-педагогической диагностики включает в себя три основные диагностические схемы:

  • диагностический минимум (скрининг);
  • первичная дифференциация нормы и патологии умственного развития;
  • углубленное психодиагностическое обследование.

Вопросы для самопроверки

  • Какие типы задач стоят перед психолого-педагогической диагностикой?
  • Определите место психолого-педагогической диагностики в психолого-педагогическом сопровождении ребенка.
  • Каким образом реализуется принцип единства диагностики и коррекции в практической деятельности психолога?
  • Дайте характеристику психолого-педагогической диагностики как системы профессиональной деятельности психолога.
  • Определите основные показатели, входящие в характеристику психолого-педагогического статуса школьника (ППС).
  • В чем отличие диагностического минимума от углубленного психологического исследования. На каких этапах диагностической работы они используются?

Источник

Название методики

Источники

I.Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных
её

компонентов

Операциональные характеристики деятельности ребёнка

1.

Методика Пьерона-Рузера

Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

          2.

Корректурная проба

1. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. – СПб.: Речь, 2005.

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.  – М.: Роспедагентство, 1994.

3.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

        3.

Счёт по Крепелину (модификация Р. Шульте)

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии

 и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М., 1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического

 развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст.

Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      4.

Графический диктант

по Д.Б. Эльконину

 1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М., 1995. – 529 с.

2.  Гуткина Психологическая готовность к школе. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

3.  Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера – М.,
1988.

Особенности мнестической деятельности

      5.

Запоминание двух фраз

 1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплекс рабочих материалов / Под общей ред. М.М. Семаго. – М.: АРКТИ,
1999.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

      6.

Числовые ряды(В.Д. Шадриков,Л.В.Черемошкина)

Перцептивно-действенные компоненты познавательной деятельности

       7.

Исследование представлений о величине (на предметном уровне)

Читайте также:  Курск центр развития ребенка спектр курск

1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак.педвузов и
ун-тов. – М.: Просвещение: Владос,1995.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

8.

Разрезные картинки

(есть у Е.А. Стребелевой)

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

9.

Кубики Кооса

1. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

2. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

3. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

10.

Прогрессивные матрицы             Дж. Равена (Цветные матрицы
Равена – детский вариант)

1. Цветные матрицы Равена. М.: Институт психологии и педагогики, 1997

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию  комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994.

3. Бизюк А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 400 с.

4. А.А. Надуваев. Методическое руководство. ГП «Иматон», 2005.

5. Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. Методическое руководство по оценке  психического развития ребенка:  дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Особенности сформированности понятийного мышления

11.

 Предметная классификация (вариант для детей 3-8 лет)

 1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М.,
1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

12.

Методика Выготского -Сахарова (модифицированный вариант для детей до 7 лет)

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Тест со всех сторон // Школьный психолог, 1998. № 15-16.

Исключение предметов      (4-ый лишний)

1.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

2. Усанова О.Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». – М., 1994

Вербально-логический компонент познавательной деятельности

Выбор простых аналогий

(с 7 лет)

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:
 дошкольный и младший школьный возраст . 2-ое изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Подбор парных аналогий

(с 7 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. –
СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Выделение существенных признаков (с 7 лет)

 1. Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик  для определения уровня развития познавательной деятельности:
 дошкольный и младший школьный возраст. 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.

2. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

Определение понятий (с 6,5 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Читайте также:  Педагогическая направленность на целостное развитие ребенка

Исключение понятий

(с 6,5 лет)

1. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Теория и практика оценки  психического развития ребенка. Дошкольный и младший

школьный возраст. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Установление последовательности событий (с составлением рассказа)

1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. – М.,
1970.

2.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методическое руководство по оценке психического  развития ребенка: дошкольный и младший
школьный возраст. Методическое пособие. 2-ое изд. – М.: АПКиПРО, 2004. – 318 с.

Уровень развития мелкой моторики и овладения рисованием

Свободный рисунок (человек, школа, др.)

 1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное  руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.

2. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М.: Дидакт, 1992. – 256 с.

Изучение индивидуально-психологических особенностей

Тест тревожности
Р.Теммл, М. Дорки,

В.
Амен

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к
школе.  Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе».

Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1996.

3. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб., 2002. – С. 19-28.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.

Н.Л. Белопольская «Половозрастная идентификация»: методика исследования
детского самосознания»

Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.  – М.: Когито-центр, 1998. – 24
с.

«Домики»

О.А. Ореховой

Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. – СПб., 2002.

Тест Рене Жиля

1. Гильяшева И.Н., Игнатьева Н.Д. Методика исследования межличностных отношений ребенка. Методическое пособие. Серия: Психодиагностика
детей и подростков. Выпуск 7. М.: Фолиум, 1994.

2. Осницкий А.К. Выявление проблем ребенка и родителей с помощью «Фильм-теста» Рене Жиля. //Вопросы психологии, 1997. № 1.

3. Методика Рене Жиля. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1996.

4. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, K.B. Казьмина, Н.Н.
Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1999. – 32 с.

Уровень произвольной регуляции деятельности

Определение уровня

развития произвольной регуляции деятельности (Н.В.
Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с. 

Развитие самоконтроля (Н.В. Нижегородцева)

Нижегородцева Н.В., Шадриков

В.Д.Психолого-педагогическая готовность

к школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

Комплексы психодиагностических материалов, которые рекомендуется

использовать (по выбору) при сопровождении перехода на новый

образовательный уровень
   
(к обучению в школе)

1. Л.А. Ясюкова «Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной
школе». Методическое руководство. – СПб.: ГП «Иматон», 1999. – 184 с.Методика Л.А. Ясюковой (часть 1). Определение
готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Комплект для общеобразовательных школ и гимназий

2. Е.А. Стребелева «Методика психолого-педагогического обследования детей 4-5 годов жизни,
6-го года жизни, 7-го года жизни». Дети-сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой.– М.: Полиграф сервис, 1998. – 336 с.

     3. Н.В. Нижегородцева Психолого-педагогическая готовность к
школе.

    1. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность к        

        школе. – М.: Владос, 2001. – 256 с.

    2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Комплексная диагностика готовности

        детей к обучению в школе: Учебно-методическое пособие.Ярославль: ЯГПУ им.      
 

       К.Д. Ушинского, 1999. – 87 с.

 4. Карта наблюдений Стотта.

 1. Прихожан A.M., Толстых Н. Н. Выделение категорий “трудных” детей. / Рабочая книга школьного психолога. – М., 1991.

2. Зеленова М.Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения
первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей. // Психологическая наука и образование, 2000. №1.)

5. Скрининговый тест школьной зрелости (В.И. Чирков, О.Л. Разумовская)

 НПЦ Психодиагностика

Источник