Проблемы познавательного развития ребенка в отечественной психологии
Познавательная сфера дошкольников имеет свои особенности и проблемы развития. Чтобы достигнуть высокого уровня ее сформированности, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и знать основные закономерности психических процессов.
В.В. Тараканова [7] в своем исследовании рассмотрела гендерные особенности развития познавательных процессов дошкольников. В ходе исследования выяснилось, что девочки лучше мальчиков справляются с речевыми заданиями, в мальчики, в свою очередь, лучше справляются с пространственными заданиями. Более высокие поисковые, новаторские, креативные способности были выявлены у мальчиков. Если девочки задают вопросы для того, чтобы пообщаться, то мальчики – чтобы получить информацию. Переключаемость и продуктивность в дошкольном возрасте дифференцируются по половому признаку. Внимание более продуктивно у девочек, а переключаемость выше у мальчиков. У девочек лучше концентрация внимания, а у мальчиков больше объем.
С.М. Жамалиева и Д.Ф. Акбердиева [4] провели исследование о роли сюжетно-ролевой игры в развитии познавательных процессов дошкольника. Результаты показали, что уровень развития сюжетно-ролевой игры дошкольника определяет развитие познавательных процессов. Если уровень развития низкий, то познавательные процессы могут быть недоразвитыми. Поэтому, по мнению авторов, игра как метод активного обучения воспитывает и развивает познавательную активность дошкольника, что помогает ребенку в будущем стать интеллектуально и духовно развитым человеком.
Проведя исследование познавательной активности дошкольников в совместной мыслительной деятельности, Т.В. Павлова [3] выяснила, что познавательная активность детей, которая имеет два направления: на поиск решения задачи и на ровесника, включает в себя совместную мыслительную деятельность.
Теоретическое изучение развития памяти дошкольников провел в своей статье А.Н. Веракса [1]. Автор считает, что дошкольники лучше запонимают, как выглядит предмет, нежели его название. Поэтому ребенку труднее может запомнить предметы, которые имеют похожие вещественные характеристики. Те объекты, которые не похожи, запомнаются дошкольником легче.
Автор считает, что обучение ребенка в детском саду и подготовка к школе будут более успешным, если взрослые и педагоги будут развивать память дошкольника. Результативное развитие памяти дошкольников осуществляется через формирование образной памяти, поэтому все мнемонические приёмы, которыми пользуется в своей работе педагог, должны поддерживать формируемый у ребенка образ (вербальное описание какого – либо события и т.п.). Те ситуации, в которых ребенок что-либо делал сам, запоминаются ему лучше, чем те, в которых он был пассивным наблюдателем. Использование такого приема, как повторение, будет эффективно тогда, когда между событием и его обсуждением прошло от 2 до 8 недель. Особенности запоминания, обусловливаемые индивидуальными характеристиками мышления дошкольника, взрослый может определить как «плохую память». Но на самом деле это может объясняться тем что, мышление ребенка эгоцентрично и выстраиваемые соответствия однозначны (между персонажем и его действиями).
А.Н. Веракса [4] объясняет, что при обучении детей дифференцировать мнемонические приемы на те, которые способствуют запоминанию, и те, которые ему препятствуют.
Автор ставит на вопрос о том, как подготовиться к школе, если в период дошкольного детства у ребенка будет сформирована образная память, а школьное обучение базируется на вербальном запоминании. А.Н. Веракса считает, что речь и мышление будут являться основой словесной памяти в младшем школьном возрасте.
Интеллектуальной развитие ребенка, по мнению автора, происходит в общении, предметной, игровой, учебной, трудовой и продуктивной видах деятельности. Но наиболее результативно интеллект дошкольника развивается в процессе обучения и воспитания.
Также А.Н. Веракса [2] изучал воображение дошкольников. Автор считает, что основными функциями воображения являются познавательная и эмоциональная. Последняя функция проявляет себя в противоречии между образом Я дошкольника и реальным положением вещей, которое стремится урегулировать. Также воображение дошкольника помогает ребенку избавиться от негативных переживаний через многократное проигрывание ситуации, которую затем можно превратить в ситуацию успеха. Познавательная функция позволяет дошкольнику выстроить другую реальность, что в будущем поможет сделать обучение в школе более успешным, так как воображение является одним из ведущих процессов, с помощью которых осуществляется развитие интеллекта и личности ребенка. В процессе игры ребенок познает реальность, удовлетворяет свои фантазии, поэтому нельзя недооценивать ее место в развитии дошкольника.
По результатам исследования Л.Б. Соловей, воображение дошкольников находится на невысоком уровне и незначительно варьируется с возрастом. Этот факт подтверждает отсутствие различий между оценками детей разных возрастов в невербальном и вербальном тестах.
В ряду факторов, которые влияют на развитие воображения детей, на первый план выходит уровень развития воображения педагога. Также немаловажной является образовательная программа, но без навыков работы педагога с детьми она не сможет обеспечить развитие детей. Претворение в жизнь задач той или иной программы требует от педагога развития собственного творческого воображения. Также факторами развития воображения детей, по мнению Л.Б. Соловей, являются игра, чтение, умелое обращение со СМИ.
Решение сложных задач в ходе исследовательской деятельности, по мнению Г.Ф. Голубевой, есть многошаговая поведенческая и когнитивная активность, которая направлена на преодоление препятствия между нечёткими динамичными условиями и задачами и включает когнитивные, эмоциональные, личностные и социальные способности и знания субъекта. Иными словами, исследовательские способности формируются в русле когнитивного развития личности [3].
В рамках проведенных психолого-педагогических исследований были выявлено, что у дошкольников наиболее сформированными являются такие компоненты познавательной активности, как интерес к занятиям познавательного характера (чтение, наблюдение в природе, элементарные опыты), а также интерес и умение фантазировать, придумывать необычайные истории. Такие компоненты познавательной активности, как настойчивость в преодолении трудностей, отношение ребенка к беседам на познавательные темы, рассуждениям, деловым спорам, а также интерес к головоломкам, логическим задачам, кроссвордам, оценены экспертами наиболее низко. Данный факт также может объясняться недостаточным развитием волевых процессов, слабой произвольностью познавательных процессов и поведения, которые не позволяют сформироваться такому качеству познавательной активности, как настойчивость в преодолении трудностей. Слабо выраженный интерес к беседам на познавательные темы, рассуждениям, деловым спорам, объясняется несовершенством речи, коммуникативных навыков, несформированностью компонентов делового общения. И, наконец, интерес к головоломкам, логическим задачам, кроссвордам, не может быть высоким при слабой развитости логического и абстрактного мышления в дошкольном возрасте [3, 7, 8].
В ходе исследования, проведенного Н.В.Захарютой [5], было выявлено, воображение и произвольная культурная память развивается у дошкольников стихийно, вследствие чего степень формирования этих психических функций не отвечает запросам актуального развивающего обучения. Автор выделяет ряд причин:
1) педагоги и другие взрослые ошибочно полагают, что дети способны запоминать все непроизвольно и прочно. Но, на самом деле, таким образом дети способны фиксировать в своей памяти только некоторые элементы: изображения, слова, те части рассказа, которые вызвали у детей эмоциональный отклик. Для того, чтобы запоминание детей носило осмысленный характер и была создана основа произвольной культурной памяти, дошкольников нужно учить приемам мнемотехники.
2) задачи развития творческого воображения дошкольников, содержащиеся в современных программах воспитания и обучения, затрагивают не все виды деятельности дошкольников и не включают в себя задачи формирования смысловой памяти;
3) в главах, посвященных воображению и памяти, а также их развитию у детей в учебных пособиях для студентов отсутствуют актуальные исследования.
Современные исследователи полагают (Н.Н. Поддьяков, Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, Н. В. Матяш, А.В. Обухов, Е. М. Фещенко, Л.Ф. Фомина и др.), что перспективным методом формирования конгнитивной сферы дошкольника является проектная деятельность, которая наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание [6].
Труды указанных авторов позволяют нам в данной работе в качестве показателей исследовательских способностей рассматривать любознательность, познавательную активность, наблюдательность и творческое мышление. Поэтому особенно актуальным нам представляется изучение проблемы формирования исследовательских способностей дошкольников в русле когнитивного развития, через организацию проектной деятельности.
Источник
Проблему познавательного интереса широко исследовали в психологии Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев и в педагогической литературе Г.И.Щукина, Н.Р.Морозова.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- – избирательная направленность внимания человека (Н.Ф Добрынин, Т.Рибо);
- – проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л.Рубинштейн);
- – специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Г.И.Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:
- – и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- – и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- – и как мощный побудитель активности личности;
- – и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Н.Р. Морозова характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
- 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;
- 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
- 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов. Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но этот интерес возникает не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание, образование.
Интерес – это особая форма проявления познавательной потребности. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели. Интересы бывают различными по содержанию (например, интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, др), по глубине, по деятельности. Устойчивые интересы делают жизнь человека яркой, насыщенной. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развиваются в склонности.
Современные педагоги уделяли большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.
Основные характеристики интереса:
- · Положительная эмоция по отношению к деятельности;
- · Наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;
- · Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов.
Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). (Скаткин М.Н.)
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.
Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание младшего школьника. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
На стадии любопытства школьник довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением школьника нипроникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные дети не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли С.Л. Рубинштейн, А. М. Матюшкин, В.А. Крутецкий, В.С. Юркевич, Д.Е.Берлайн, Г.И.Щукина, Н.И.Рейнвальд, А.И.Крупнов и др.
В работе Кудинова С.И. любознательность представлена как целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации. Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности».
Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность.
Рамонова К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:
- – любознательность – первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью;
- – выступает как первоначальная форма познавательного интереса и представляет собой непосредственное и познавательное недифференцированное отношение;
- – является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим утомлением и затратной энергии;
- – развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребенку противоречивых фактов, побуждающих выявить причины явлений. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Годикова Д.Б. рассматривает любознательность как ступень познавательной активности и в качестве ее существенного показателя определяет «инициативу в познании, стремление строить полной и точный образ нового, в конечном счете, образ мира».
С.В.Герасимов в статье «Познавательная активность и понимание» отмечает, что интерес, возникающий на этапе поисковой активности, связан с желанием узнать, а интерес следующего этапа – желание попробовать. Испытательная мотивация возникает вместе с пониманием и исчерпывается только с результатами собственных действий.
Сравнивая познавательный интерес и любознательность, Купарадзе Н.Д. выявляет основные параметры последней. Автор считает, что любознательность отражает направленность личности, выраженную в познавательном отношении к окружающему. Удовлетворение любознательности всегда связано с переживанием положительных эмоций. Любознательность отличается широтой охвата предметных знаний о мире и в ходе развития личности превращается в ее свойство. Наиболее емкое определение любознательности дается Кудиновым С.И. «Любознательность – целостная структура мотивационно – смысловых и инструментально – стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации. При этом мотивационно – смысловой аспект любознательности выражается через совокупность побуждений и смысловых значений. Инструментально – стилевые показатели отражают силу стремлений, разнообразие приемов и способов реализации любознательного поведения, тип регуляции и эмоциональных переживаний субъекта, продуктивность, действенность их осуществления в различных сферах жизнедеятельности». Обобщая вышесказанное, можно отметить, что любознательность является стадией развития познавательного интереса и представляет собой активное стремление познавать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия школьника на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
Сегодня глобальными образовательными тенденциями являются: учет внутреннего потенциала учащегося, развитие его индивидуальности и ориентация на активное освоение младшем школьником не только знаний, умений, навыков, но и способов познавательной деятельности. Формирование познавательной деятельности младших школьников, по нашему мнению, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных интересов учащихся в учебной и внеучебной деятельности и обучение будет строиться в соответствии с этапами познавательной деятельности младших школьников; будет организована взаимосогласованная работа педагога, психолога, учащихся и их родителей, способствующая развитию познавательной мотивации.
Источник