Проблемы личностного развития ребенка занятия
Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей
Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:
• Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);
• Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);
• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);
• Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);
• Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).
Агрессивные дети.
Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.
Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:
1. Что такое агрессия / агрессивность
2. Каковы возможные причины её выявления;
3. Как её корректировать
Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.
Факторы влияющие на поведение ребёнка:
1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);
2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;
3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;
4. Индивидуальные особенности человека;
5. Социально – культурный статус семьи.
Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.
Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.
Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.
Задачи в работе с агрессивными детьми:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение ауторелаксации;
Обучение способам снятия напряжения;
Развитие навыков общения;
Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.
В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.
С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)
Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.
Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.
Источник
Нарушение личностного развития в детском возрасте.
Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением когнитивных процессов (отставание в развитии умственных способностей у ребенка и пр.) скрывается нарушение личностного развития.
Возможно, это основано на том, что в практической педагогике большее внимание уделяется развитию когнитивных процессов, а не личности. Попытки целенаправленного формирования личности зачастую сводятся к объяснению ребенку, что он должен совершать моральные поступки и переживать нравственные чувства. Подобные обстоятельства и обусловливают различные психологические проблемы или даже отклонения в развитии.
Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений:
формирование антисоциальной мотивации,
появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.) и нарушений волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство, негативизм),
низкий уровень социальной компетентности и т.д.
Нарушения формирования личности, как в эмоциональной, так и в других сферах, условно могут быть разделены на два класса:
- специфические для определенного возрастного этапа (например, отсутствие комплекса оживления в два-три месяца является серьезным препятствием для дальнейшего развития ребенка, как отсутствие этого феномена, например, в два-три года не может считаться негативным явлением развития);
- неспецифические (общие) – такие нарушения в любом возрасте считаются подлежащими коррекции, например, отсутствие ситуативное эмоций и пр.
Условность такого разделения в том, что оба вида нарушений являются сторонами одного процесса. Однако, как любая типология, это деление позволяет более аналитично подойти к исследованию нарушений.
Вот ряд специфических проявлений эмоциональных нарушений в детском возрасте, которые являются показателями отклонения в личностном развитии.
Так, в
младенческом возрасте эмоциональными нарушениями личности являются:
отсутствие “комплекса оживления”, определяющего эмоциональное развитие (это нарушение диагностируется в возрасте четырех месяцев, так как ранее это может быть обусловлено индивидуальными особенностями и не свидетельствовать о негативном развитии ребенка);
задержка в появлении разнообразных форм внешнего выражения эмоций, отсутствие четких мимических реакций, в частности, улыбки, которая в норме возникает в три месяца;
неадекватная эмоциональная реакция на действие взрослого (например, плач в ответ на ухаживающие действия матери, поглаживания и т.п.);
апатия и равнодушие ребенка в ситуации взаимодействия с другим человеком, в частности, ухаживающей матерью;
На втором году жизни эмоциональными нарушениями являются:
отсутствие эмоционального заражения, которое появляется еще в младенческом возрасте и выступает основой общения ребенка со взрослым. Отсутствие синтонии на втором году жизни может считаться серьезной аномалией процесса развития личности;
высокая интенсивность и длительность эмоционального заражения, “застревание” эмоционального процесса, который в норме у ребенка раннего возраста достаточно быстро возникает и исчезает;
отсутствие четко дифференцированной эмоциональной реакции на различных людей. Так, ребенок с нормальным развитием эмоциональной сферы испытывает положительные и более интенсивные эмоции при общении с близкими людьми прежде всего, родителями. В норме, к концу первого и на втором году жизни важнейшим условием развития симпатии к другому человеку становится уровень активности этого человека в совместной с ребенком деятельности. Существует достаточно тесная связь между уровнем активности и симпатией. Эмоциональные отношения становятся более дифференцированными и устойчивыми, хотя общение еще сохраняет ситуативный характер. Так, ласка одного и того же симпатичного ребенку человека может в одном случае радовать, в другом (если, например, отвлекает от приятного занятия) вызвать недовольство или противодействие;
отсутствие положительных эмоций при появлении новых игрушек;
боязнь безопасных предметов (не больших, не колких и пр.) и чрезмерная осторожность. В целом, осторожность не свойственна маленьким детям, что и обусловливает необходимость контроля за действиями ребенка со стороны взрослых. Появление осторожности в раннем возрасте свидетельствует не о раннем развитии этой характеристики, но скорее об эмоциональном нарушении, так как в его основе лежат иные процессы, нежели в осторожности взрослых людей;
эмоциональная фиксация на каком-либо одном предмете (например, какой-то игрушке). Положительные эмоции при манипулировании предметом являются признаком нормального развития эмоциональной сферы личности ребенка, но если ребенок испытывает радость лишь при появлении только одного какого-либо предмета, то это может считаться проявлением эмоционального нарушения. Такую эмоциональную фиксацию необходимо отличать от стремления ребенка к повторению удавшихся ему действий, которое считается вполне нормальным и даже необходимым в развитии ребенка, так как является проявлением желания ребенка к продлению удовольствия. Достижение ребенком хорошего результата ведет к повторным попыткам с тем, чтобы еще и еще раз повторить приятный результат активности и пережить положительные эмоции от своего успеха. Это помогает закреплению различных полезных навыков;
депрессия, длительность которой не адекватна силе воздействия. Так, если небольшое неприятное событие (“шлепок” со стороны родителей и пр.) повергает ребенка в длительное эмоционально негативное состояние, то это свидетельствует о нарушении эмоциональной саморегуляции, которая должна помогать избавляться от ситуативных негативных эмоциональных реакций (гнева, апатии и пр.);
амбивалентное поведение. Оно может наблюдаться в раннем возрасте и позже. Амбивалентное поведение ребенка считается нормальным, если оно появляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (ситуациях “хочу нельзя”). Вне подобных ограничений амбивалентное поведение является признаком нарушений личностного развития.
В основе такого поведения лежит борьба мотивов. Для детей раннего и дошкольного возраста такое явление не свойственно, так как борьбу мотивов у этих детей можно констатировать лишь при наличии внешней социальной стимуляции (когда, например, взрослый предлагает ребенку совершить на выбор два одинаково приятных, нр взаимоисключающих друг друга действия).
Амбивалентное поведение имеет место в тех случаях, когда ребенок “мечется”, не знает, что выбрать, колеблется, брать какой-либо предмет или нет, проявляя при этом беспокойство, тревогу и другие подобные эмоции;
равнодушие и апатия ребенка. Чаще всего оно обусловлено социальной, эмоциональной депривацией. Устранение депривации восстанавливает нормальное развитие ребенка.
В
дошкольном возрасте эмоциональными нарушениями являются следующие феномены:
отсутствие эмоциональной децентрации, которая проявляется в неспособности сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказки. В норме ребенок, слушающий сказку, идентифицирует себя с главным героем и переживает вместе с ним все коллизии. Эти переживания достаточно четко проявляются в невербальном поведении. Отсутствие эмоциональной децентрации само по себе негативное явление, но оно еще и негативно влияет на развитие просоциальной мотивации и “объединяющих” чувств, регулирующих межличностные отношения.
Отсутствие эмоциональной децентрации является более надежным показателем эмоционального нарушения, чем инертность, фиксированность эмоциональной окраски отражаемого содержания уже в силу значительной индивидуализации динамических характеристик эмоционального процесса. Естественно, что ребенок, обладающий меньшей подвижностью процессов возбуждения и торможения, будет отличаться и эмоциональным “застреванием”. Соответственно осложняется и диагностика отклонения, ибо регулярная “эмоциональная неадекватность” может рассматриваться как аномальная, лишь будучи соотнесенной с индивидуальными особенностями нейродинамики психических процессов.
Отсутствие эмоционального предвосхищения может рассматриваться в качестве показателя отклонения. Без возвращения в прошлое невозможно возникновение стыда, угрызений совести и т.п. Без эмоционального предвосхищения невозможно появление даже того минимума произвольной регуляции, который требуется в ролевой игре. Неразвитость внутреннего плана действий у дошкольников ограничивает диапазон временного смещения, поэтому речь может идти не столько о степени выраженности, сколько о самой возможности эмоционального выделения будущего (а затем и прошлого) или возможности понимания ребенком желаний другого человека;
отсутствие синтонии. Под синтонией понимают способность откликаться на эмоциональное состояние другого человека (прежде всего, “близкого”, симпатичного). Синтония появляется к концу первого года жизни, но является признаком нормального развития личности не только в раннем, но и дошкольном возрасте;
отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции для дошкольного возраста “чувства вины”, связанного с новым типом самосознания (“Это я сделал”) и способностью эмоционально возвращаться в прошлое;
множество негативных эмоций и фобий ребенка, окрашивающих различные ситуации.
Так, в дошкольном, как и в любом другом возрасте, помимо указанных эмоциональных нарушений, таковыми являются замкнутость, страхи и агрессивность.
Источник
Готовя малыша к взрослой жизни, родителям важно уделить особое внимание развития личности в дошкольном возрасте, поскольку, если момент упущен, наверстать будет практически невозможно. А ребенок вырастет неуверенным в себе, неспособным оценить произведения искусства, неинтересным для окружающих. Поэтому недостаточно научить его читать и знать счет, крайне важно уделять внимание и личностному развитию, на которое оказывает влияние среда.
Что включается в развитие личности?
Родителям и воспитателям в детских садах следует обратить внимание на такие элементы развития личности ребенка:
- самосознание;
- объективная самооценка;
- нравственные нормы;
- мотивы побудительной деятельности;
- чувства и эмоции;
- эстетическое восприятие.
Каждому элементу необходимо уделить особое внимание, только в этом случае ребенок вырастет гармоничной и всесторонне развитой личностью, готовой к продуктивной деятельности.
Условия развития
Развитие личности – сложный процесс, который подчиняется определенным закономерностям, но при этом происходит индивидуально. Поэтому задача родителей довольно сложна – помочь ребенку найти свой путь, но не навязывать ему свои стремления, свои интересы.
В 3–4 года ребенок вступает в новый для него период, начинает посещать детский сад, в его воспитании принимают участие теперь не только родители, но и педагоги. При этом если своевременно малыш не был подготовлен к такой перемене, у него возникнет так называемый «кризис трех лет», через который проходит огромное число детей.
Оказавшись среди ровесников, кроха попадет в новую для него среду. В этом периоде принято выделять три стадии:
- Адаптация. Проще говоря, привыкание к новым особенностям поведения и режиму дня.
- Индивидуализация. Каждый малыш находит что-то свое, пытается выделиться из числа ровесников, используя для этого либо свои достижения, либо же проказы и баловство.
- Интеграция. Ребенок пытается выразить свою уникальность, при этом взрослые готовы его таким принять.
Очень часто малыш подражает, как своим родителям, так и ровесникам, героям прослушанных сказок и просмотренных мультфильмов. Ребенок в силу своей возрастной специфики еще не способен многого понять, поэтому родителям важно вовремя пояснить ему нормы поведения и необходимость их соблюдения.
Особенности самосознания
Самосознание представляет собой понимание ребенком себя самого, своих качеств, отношений с окружающей действительностью. Наиболее яркой формой самосознания считается самооценка, то, как малыш оценивает свои достижения, личностные качества и возможности. Первоначально малыш не имеет возможности оценивать себя, поэтому использует позицию окружающих. Так, если мама будет постоянно говорить ребенку, что он молодец, именно такая позиция отложится у него.
Кроме того, в самосознание дошкольника следует включить:
- понимание своего пола (ребенок осознает себя как мальчика или девочку) и соответствующее поведение;
- понимание своего места в мире, собственной социальной позиции, чаще всего происходит это к началу младшего школьного возраста. Поступивший в первый класс ребенок уже четко осознает, что является школьником.
У ребенка появляются новые ценности, переживания, его внутренняя жизнь усложняется, меняются поступки и поведение. Очень важно помочь ему в этом непростом процессе, поскольку только так малыш сможет стать равноправным членом общества.
Чаще всего высокой самооценкой отличаются те дети, которые посещали детский сад, поскольку их деятельность координировалась профессиональным педагогом и направлялась по необходимому руслу. Однако роль воспитателя не отменяет и важности общения с родителями, родственниками, среды.
Специфика детской оценки и самооценки
У ребенка дошкольного возраста еще не сформировалось умение оценивать своих сверстников, поэтому очень часто они используют упрощенные категории и одни качества приравнивают к другим. Например:
- плохой – это и непослушный, и невнимательный, и неумный;
- хороший – напротив, послушный, дисциплинированный, старательный.
Именно так дети оценивают своих ровесников. Примерно с 5 лет малыши начинают использовать слова более точно, разграничивая различные проявления «хорошего» и «плохого».
Детям довольно сложно оценивать самих себя, причем как положительно, так и отрицательно, чаще всего ставят себе положительные оценки и стараются наивными способами замаскировать свои недостатки. При этом специалисты отмечают, что если кроха умеет делать что-либо хорошо, например, бегать, читать, знает счет, то он будет чувствовать себя уверенно и в самооценке, зачастую неоправданно преувеличив ее. Старший дошкольный период – время осознания собственных слабых сторон, детям уже присуща некоторая доля самокритичности.
Проблемы с самооценкой
Бывают ситуации, когда дети даже старшего дошкольного возраста не могут объективно оценивать себя, при этом выделяют завышенную и заниженную самооценку.
- При заниженной малыш отличается скромностью, неуверенностью в своих силах, он, даже выполнив задание правильно, будет сомневаться в том, что родителю или воспитателю понравится его творение. Чаще всего в том, что у ребенка возникла такая ситуация, виноваты родители, которые постоянно обвиняли его в недостатке старания или же в плохом результате.
- Завышенная – полная противоположность. Ребенок уверен в том, что обладает теми качествами, которых на самом деле у него нет, полагает, что любая его работа достойна всяческих похвал, самая лучшая, и очень негодует и обижается, если кто-то из взрослых с этим не согласен.
И то, и другое – результат неправильного воспитания и негативного воздействия среды.
Развитие самосознания, самооценки
В этих процессах роль родителей и семьи в целом огромна. Ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и использует эту информацию в качестве «фундамента» для формирования собственной системы ценностей. Кроме того, мальчики нередко берут пример со своих отцов, девочки – с матерей, подражая им. Если родители излишне строги к крохе, у него возникнет низкая самооценка, неверие в собственные силы.
Напротив, гиперопека и стремление потакать всем капризам – причина завышенной самооценки, неоправданно высокого представления о собственной значимости. И такому малышу в дальнейшем будет очень трудно адаптироваться. Так, в школе из всеобщего любимца он неожиданно станет самым обычным ребенком.
Семья, в которой использовалась «политика невмешательства», станет базисом для появления сильной и независимой личности, которая привыкла добиваться всего своими силами, но не способная на сострадание, чувства, сопереживания. Конечно, бывают и исключения, обусловленные характером и темпераментом малыша, но, как правило, влияние семьи очень сильно.
Наиболее продуктивным типом семейных отношений является сотрудничество, благодаря которому ребенок становится искренним, отзывчивым и трудолюбивым.
Влияние социума
Для малыша до 2 лет особое значение имеет лишь его семья и немногочисленное ближайшее окружение – друзья, няни. Однако чем старше он становится, тем с большим количеством членов общества ему приходится контактировать. Сначала это ровесники, с которыми он играет на детских площадках, потом – воспитатели и другие дети в группе. Увеличивается число правил, которым необходимо следовать.
Появляются первые друзья, которые также оказывают свое влияние на личностное развитие дошкольника. Родителям необходимо всегда быть рядом, быть готовыми помочь, не навязывая свою позицию.
Нравственное воспитание
Это важный этап, поскольку, если ребенок не будет соблюдать принятые в обществе нормы морали, то ему будет сложно выстроить отношения с другими членами социума. Следует обратить внимание на следующие моменты:
- Отношение к стране и к миру, стремление к справедливости.
- К родине. Ребенок должен любить свою страну, но в то же время не допускать расовой неприязни.
- Отношение к людям. Постепенно малыш осознает себя членом огромного коллектива, понимает, что должен помогать другим, но не допускать издевательства над собой.
- Правильное отношение к труду. В любой работе необходимо соблюдать дисциплину, свои обязанности выполнять тщательно.
- Отношения к материальным ценностям, природе. Важно беречь то, что нам досталось от предков, уважительно относится к животным и растениям, уважать чужой труд, не мусорить на улице.
- Правильное отношение к себе. Важно воспитать в ребенке чувство собственного достоинства, но он не должен ставить себя выше других.
Добиться этого поможет планомерная регулярная работа, беседы, пояснение ребенку, почему нужно поступать так, а не иначе. И, конечно, от родителей требуется показывать положительный пример. В семье, где отец позволяет себе поднять руку на мать, не может быть и речи о формировании у ребенка нормального отношения к семейным ценностям.
Бывают ситуации, когда спокойный и послушный малыш начинает вести себя непривычным для него образом: дерзить, не слушаться, поступать назло. Причиной может быть его окружение в группе детского сада. Очень часто дошкольники начинают копировать манеру поведения лидера, ребенка, который является популярным у сверстников, но не всегда соблюдает нормы поведения. В этом случае важно пояснить малышу, что бездумно повторять нельзя, каждый должен развиваться по собственному пути.
Побудительная сфера
Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?
Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.
Кроме того, выделим и такие мотивы:
- Быть лучше ровесников, соревновательный элемент.
- Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми. Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям.
- Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их.
- Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.
Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.
Эмоции, чувства, воля
Для формирования дошкольника как гармоничной личности важное значение имеет и развитие его эмоционально-волевой сферы, поэтому родителям следует учить малыша чувствовать. Помогут сказки, мультфильмы, по сюжетам которых следует побеседовать с малышом, выяснить его впечатления, понять, верно ли он разобрался с чувствами персонажа.
Начиная с 4 лет дети хорошо понимают проявления эмоций, знают, что какой-то их поступок вызовет недовольство взрослого, кроме того, ведется формирование и высших чувств. Родителям важно сейчас демонстрировать свою любовь, быть внимательным к малышу, это поможет создать положительный настрой. Однако и излишне баловать кроху недопустимо, в противном случае он может стать эгоистом.
Эстетическое воспитание
Огромную роль в личностном развитии играет воспитание эстетических чувств, которому важно уделить особое внимание. Необходимо научить ребенка понимать, ценить и создавать произведения искусства, прекрасное. При этом «прекрасное» не совпадает с понятие «красивое», это может быть нечто гармоничное, возвышенное, духовное.
Задачи эстетического воспитания дошкольника:
- развитие у него способности к восприятию, то есть возможность замечать прекрасное в природе, искусстве, повседневности;
- формирование эмоциональной оценки;
- развитие потребности получать эстетическое наслаждение;
- становление художественного вкуса, идеалов.
В итоге ребенок должен стать гармоничной личностью, готовой если не создавать собственные произведения, то хотя бы оценивать чужие творения.
Методы
Чтобы развивать в дошкольнике эстетические чувства, следует использовать всю совокупность методов:
- личный пример;
- посещение экскурсий, театра, выставок;
- занятия в кружках и секциях художественной направленности.
Причем педагоги отмечают, что самым мощным мотиватором является личный пример. Глядя на родителей, которые наслаждаются красотами природы или произведением искусства, ребенок сам захочет это делать. Именно поэтому важно беседовать с ним, делиться впечатлениями, задавать вопросы. Не менее значим и привлекательный внешний вид членов семьи, мама и папа всегда должны быть опрятными, относиться друг к другу и к ребенку с уважением, соблюдать правила поведения.
Воспитание музыкального вкуса
Оно начинается с самого раннего детства, когда мама, укладывая малыша спать, напевала ему колыбельные. Далее необходимо приобщать ребенка к классической музыке, а при возникновении желания – научить его играть на музыкальном инструменте.
Другие направления
Развивать художественный вкус следует при помощи рисования, которое интересно большинству детей дошкольного возраста. При этом важно использовать различные техники:
- рисовать красками (акварель, гуашь, пальчиковые);
- мелками;
- карандашами;
- фломастерами.
Полезными будут лепка, бисероплетение, участие в импровизированных театральных постановках.
С раннего действа необходимо знакомиться со сказками, произведениями классической литературы, вести с ребенком беседы по содержанию прослушанного.
Важно и подходящим образом оформить комнату (или уголок) ребенка, где обязательно должны царить гармония и уют, порядок и атмосфера любви. Общение с животными – еще один фактор развития личности, поэтому по возможности желательно завести крохе кошку, собаку или хотя бы хомяка. Они научат его ответственности, доброте, отзывчивости.
Развитие личности ребенка – важнейшая задача, стоящая перед родителями, необходимо каждый день заниматься в этом направлении, не перекладывая ответственность на сотрудников ДОУ. Только в этом случае малыш станет гармоничным, целеустремленным, понимающим красоту этого мира, способным к сопереживанию и оказанию помощи, но при этом уважающим себя и знающим свои достоинства.
Источник