Проблемы физического развития ребенка в системе до

Проблемы физического развития ребенка в системе до thumbnail

Проблемы физического развития ребенка в системе ДО

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и РАМН:

– физиологически зрелыми рождается не более 14% детей

– количество здоровых дошкольников, поступающих в школу, составляет около 10 %, более 20 % детей имеют дефицит массы тела и 50 % детей имеют хронические заболевания.

У детей уже в первом классе наблюдается отчетливый рост

– отклонений в нервно-психической сфере (до 50%)

– нарушения зрения (45%)

– осанки и стопы (38%)

– заболеваний органов пищеварения (до 30%).

На смену таким смертельно опасным болезням, которые еще в начале XX века уносили сотни тысяч жизней, – чуме, черной оспе, холере, сыпному тифу – пришли болезни, которые в обиходе нередко называют «болезни цивилизации»:*нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения, *гипертоническая болезнь со всеми ее осложнениями, * стенокардия, *опухоли, * язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, *бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, *экземы и нейродермиты, * неврозы, психические расстройства

По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезия (пониженная двигательная активность)
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год.

Около 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих.

Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно.

По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

На 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %), на 2 – болезни органов пищеварения (6,0 %), у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФГОС в дошкольном образовании.

К девятому классу количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз. На этапе выпуска из школы лишь 10% учащихся могут считаться здоровыми. У 40-50% выпускников имеется хроническая патология, у 45-50% – морфофункциональные отклонения. Отмечается при этом, что в подавляющем большинстве случаев хронические заболевания у детей «выросли» из имевших ранее место морфофункциональных отклонений.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН

Задачи физического воспитания

Оздоровительные задачи (Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин)

Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям

Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры

Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья

Воспитательные задачи (Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин)

Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей

Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливость

Научить детей ухаживать за спортивным оборудованием, инвентарем, пользоваться им постоянно. Напоминать им о необходимости бережно относиться к своей и общественной собственности

Вести борьбу с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью

Влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоническому, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности, уверенности в движениях

Создавать условия для проявления положительных эмоций

· Образовательные задачи (Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин)

Обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении

Проблемы физического развития ребенка в системе ДО

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и РАМН:

– физиологически зрелыми рождается не более 14% детей

– количество здоровых дошкольников, поступающих в школу, составляет около 10 %, более 20 % детей имеют дефицит массы тела и 50 % детей имеют хронические заболевания.

У детей уже в первом классе наблюдается отчетливый рост

– отклонений в нервно-психической сфере (до 50%)

– нарушения зрения (45%)

– осанки и стопы (38%)

– заболеваний органов пищеварения (до 30%).

На смену таким смертельно опасным болезням, которые еще в начале XX века уносили сотни тысяч жизней, – чуме, черной оспе, холере, сыпному тифу – пришли болезни, которые в обиходе нередко называют «болезни цивилизации»:*нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения, *гипертоническая болезнь со всеми ее осложнениями, * стенокардия, *опухоли, * язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, *бронхиальная астма и другие заболевания аллергической природы, *экземы и нейродермиты, * неврозы, психические расстройства

По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезия (пониженная двигательная активность)
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

Читайте также:  Ребенок в утробе матери развитие по неделям фото

Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год.

Около 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих.

Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно.

По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

На 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %), на 2 – болезни органов пищеварения (6,0 %), у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФГОС в дошкольном образовании.

К девятому классу количество здоровых детей сокращается в 4-5 раз. На этапе выпуска из школы лишь 10% учащихся могут считаться здоровыми. У 40-50% выпускников имеется хроническая патология, у 45-50% – морфофункциональные отклонения. Отмечается при этом, что в подавляющем большинстве случаев хронические заболевания у детей «выросли» из имевших ранее место морфофункциональных отклонений.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН



Источник

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, бодрыми, красивыми и умными. Во многом это зависят от нас, взрослых, окружающей среды и того воспитания, которое получают дети. К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.

В чем кроются причины ухудшения здоровья детей? По мнению многих исследователей, это – неблагоприятная экологическая обстановка, наследственные факторы, нерациональное питание, и сниженная двигательная активность ввиду недооценки родителями роли физического воспитания в формировании и развитии гармонично развитой личности. Ученые доказали, что фундамент здоровья или, наоборот, предпосылки к болезням у человека закладываются как в преднатальный период развития, так и в период младенчества и детства. В зрелом возрасте значительные усилия общества и индивида тратятся на то, чтобы сохранить имеющийся потенциал здоровья.

Для того чтобы успешно и безошибочно вести ребенка по пути физического совершенства, необходимо знать основные законы построения и развития движений, правильно организовать двигательный режим, выбрать наиболее эффективные средства физического воспитания в соответствии с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями развития.

Общепризнанно, что двигательная активность в жизнедеятельности человека является важнейшим условием, определяющим его здоровье, физическую и умственную работоспособность. Особо важное значение имеет двигательная активность в дошкольном возрасте, являясь необходимым условием формирования основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориентировки в нем, а также условием всестороннего развития и воспитания детей. П.Ф.Лесгафт, основоположник русской системы физического воспитания, придавал огромное значение движениям не только в физическом, но также в умственном и нравственном воспитании детей.

Положение о том, что в процессе движений развивается деятельность мозга, получило глубокое физиологическое обоснование. Исследуя функции высшей нервной деятельности человека, М.М.Кольцова пришла к выводу, что даже частичное ограничение двигательных действий детей в раннем возрасте вызывает отставание в развитии их речи. Психологами доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения.

Движения оказывают всестороннее влияние на организм человека, и это влияние особенно важно для растущего и развивающегося организма. Под влиянием движений улучшается функция сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата, регулируется деятельность нервной системы и других физиологических процессов. При активных движениях дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Кроме того, движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Итак, достаточный объем движений является основным условием нормального физического развития ребенка. Это очень важно понять не только педагогам, но и родителям. Однако, несмотря на опыт и знания, родители часто совершают ошибки. Вместо того, чтобы подготовить ребенка к активной самостоятельной жизни, сформировать в нем здоровые привычки, делают все наоборот – перекармливают, балуют детей, оберегают их от каких бы то ни было трудностей. Кто-то из родителей из «добрых» побуждений подкладывает на тарелку ребенку кусок торта или старается всеми силами почаще кормить свое чадо, решив, что о фигуре пока заботиться рано.

Читайте также:  У моего ребенка небольшая задержка развития

В последнее время во многих семьях большое внимание уделяется не физическому воспитанию ребенка, а интеллектуальному. В таких семьях дети все свободное время занимаются иностранным языком, с репетитором или с компьютером. Это само по себе неплохо. Тем более – такие высокие требования к детям предъявляет сегодняшняя жизнь. Плохо то, что родители, озабоченные престижным будущим своих детей, совершенно забывают, что ребенок есть ребенок и ему нужны не только интеллектуальные, но и физические нагрузки. Ему необходимо бегать, прыгать, играть, переключаться с одного занятия на другое, развиваясь полноценно и всесторонне.

Снижение двигательной активности отрицательно влияет на общее развитие ребенка, в результате чего снижается устойчивость к простудным факторам (такие дети в 3-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями). Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно воздействует на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы, излечиваются они труднее. Нарушение осанки отмечаются у 10,7 % пятилетних детей, 22,1 % – шестилетних и 34,7 % – семилетних. Снижение объема движений отрицательно сказывается на овладении двигательными умениями и навыками, развитии двигательных качеств.

Пути решения данной проблемы:

формирование и развитие у детей дошкольного возраста стойкой мотивации (потребности) в занятиях физическими упражнениями;

формирование этой потребности через систему любимых для детей физических упражнений;

беседа с родителями воспитанников о надобности физических упражнений, физических нагрузок;

исключение стрессовых ситуаций на занятиях физическими упражнениями;

использование многовариантных форм, средств и методов занятий физическими упражнениями с дошкольниками;

составление гибкого графика проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду с учетом психофизического состояния ребенка на каждый день;

личностно ориентированный подход к работе с дошкольниками;

интегративный характер построения занятий с детьми дошкольного возраста;

использование упражнений с учетом времени года;

проведение большей части физкультурно -оздоровительных мероприятий на свежем воздухе;

использование широкого комплекса упражнений, направленных на развитие всех сторон моторики ребенка с учетом морфофункциональных и психофизических особенностей развития организма в онтогенезе;

включение в практику физического воспитания детей упражнений, способствующих укреплению всех групп мышц, обеспечивающих формирование правильной осанки, сводов стоп (профилактика плоскостопия), мелкой моторики, а также крупных групп мышц (выполнение упражнений с большой амплитудой), способствующих эффективной работе внутренних органов;

использование упражнений, различных по направлению выполнения в пространстве, из различных исходных (необычных) положений, а также сочетание известных для малыша движений с элементами нового;

корректный подбор физических упражнений (особенно для детей в старших группах) по половому признаку (силовых упражнений для мальчиков и упражнений, подчеркивающих красоту и грацию ,для девочек и т.п.);

обеспечение ежедневного медико-педагогического контроля;

формирование представлений об основах безопасности жизнедеятельности ребенка на занятиях физическими упражнениями;

формирование представлений об основах здорового образа жизни, а также элементах самоконтроля за состоянием своего здоровья и здоровья окружающих;

диагностика уровня физического развития и физической подготовленности дошкольников в течение всего года;

учет уровня сформированности двигательных умений и навыков, а также развития физических качеств по индивидуальному приросту;

привлечение родителей к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в детском дошкольном учреждении и реализация достаточной для ребенка двигательной активности дома;

привлечение к организации занятий физическими упражнениями с детьми младшего дошкольного возраста детей старших групп (помощь в показе упражнений, проведение элементов разминки, организация игр с помощью воспитателя и др.);

преемственность в работе по физическому воспитанию ДОУ и начальной школы (проведение совместных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий на физкультурно-спортивной базе школы).

Источник

МКДОУ “ЦРР-детский сад №5 “Дельфин”

Консультация

На тему:

«Проблемы физического развития современного дошкольника»

Подготовила:Москалева Ю.С.

Семилуки 2016 учебный год

Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире. Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, различных кружках, которые работали на бесплатной основе, то сейчас это – поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т.д. И это кладет отпечаток на их физическое развитие.

В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальным физическое воспитание детей в контексте с ФГОС и ещё важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка,  развития у него физических навыков и умений  является дошкольное детство. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.

По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников и главной проблемой является гипокинезия- пониженная двигательная активность.
Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.

Читайте также:  Календарь развития ребенка до года воз таблица

Основное средство изучения физической культуры – освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем. 

Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %.

Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих.Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно.По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.При этом на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %), на 2 – болезни органов пищеварения (6,0 %), у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФГОС в дошкольном образовании.

Обобщённый анализ современной ситуации развития дошкольного образования, отрицательно сказывающейся на реализации мер по укреплению здоровья детей, авторы указывают на разрозненность усилий медицинского и педагогического персонала, психологической службы, семьи и социума в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребёнка; недостаточную компетентность участников образовательного процесса в выполнении функций здоровьесбережения; ограничение двигательной активности ребёнка в дошкольном учреждении и семье; декларативность провозглашения принципа гуманизации, недостаточную обеспеченность психоэмоционального комфорта ребёнка.

Отсюда, следовательно вытекает следующая проблема в современных условияхв контексте ФГОС – это диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества целью физического воспитания  является содействие гармоничному формированию всесторонне развитой личности. Основным средством для достижения этой цели является изучение основ личной физической культуры, под которой понимается определенное количество знаний, навыков и потребностей, оптимальный уровень здоровья, физического развития, разностороннее развитие двигательных  способностей, умения осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. При этом необходима целенаправленная работа по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и желаний к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, развитие волевых и нравственных качеств.

Основное средство изучения физической культуры – освоение базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого ребёнка уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребёнок заниматься в будущем.

Формы физического воспитания дошкольника.

  1. Физкультурное занятие в ДОУ как образовательная область, мероприятия в режиме учебного дня в ДОУ (физкультпауза, физкультминутка и др.).

  2. Внедошкольные формы физического воспитания, проводимые на базе ДОУ (это кружки) или в спортивных школах для детей дошкольного возраста.

  3.  Физическое воспитание в семье (утренняя гимнастика, физкультминутки между занятием ребёнка и родителя, прогулки и игры на свежем воздухе, спортивные развлечения). И это ещё одна проблема.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепления здоровья.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка.

Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, дошкольник не только укрепляет свое здоровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приобретает ряд двигательных моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым — такие ценные качества как коллективизм и товарищество, настойчивость, смелость, честность, дисциплинированность. И это является основной задачей в контексте Федеральных Государственных Образовательных Стандартах. Они звучат так:
– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); 
– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); 
– формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Я ещё раз перечислю все актуальные проблемы физического развития дошкольников в свете современных требований:

  1. Высокая заболеваемость детей, а главная проблема – это гипокинезия.

  2. Диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников, разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.

  3. И бездействие родителей, близких людей для наших детей.

Делая вывод , главной актуальной проблемой физического развития в свете современных требований – охрана жизни и укрепление здоровья дошкольников, решение поставленных задач в контексте ФГОС. Это остается приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. За многие годы коллективом всех ДОУ выбран определенный алгоритм развития двигательной активности, который способен решать задачи обозначенные ФГОС ДО.

Источник