Проблемы диагностики психологического развития ребенка
Проблема–родители ведут себя неграмотно в использовании методик, т.к. не знают, на что именно они направлены, несоответствие возрасту.
Диагностика психического развития (от греч. diagnosis — распознавание) — обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных черт, мотиваций, отклонений от психической нормы и т. д. Существенное значение для Д. п. р. имеет история развития обследуемого (анамнез).
Процедура Д. п. р. состоит из 2 этапов: 1) сбора психодиагностической информации; 2) постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Существуют 2 способа получения информации в Д. п. р.: 1) краткое более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов); 2) длительное изучение человека в условиях учебно-воспитательного или лечебного учреждения. В свою очередь краткое исследование делится на 2 вида: 1) психологическое тестирование, при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития; 2) комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже), при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.
Задержки развития отдельных функциональных систем. Сюда, прежде всего, надо отнести алалию, т. е. врожденную задержку развития речи. Конечно, нарушение столь важной системы, как речь, не может не отражаться в той или иной мере и на общем развитии психики. Можно указать и на алексию, которая в некоторых случаях имеет и наследственные источники.
Нужно учесть, что местный очаг поражения может задерживать общее развитие также в силу его влияния на общую мозговую динамику, так же и вследствие образования неблагоприятных условий отражения действительности, характера общения с внешним миром, отношения больного к дефекту.
При всех обстоятельствах врач, психолог и педагог должны, во-первых, отличать болезненно обусловленное общее недоразвитие психики от недоразвития той или иной из ее отдельных систем или от временной задержки развития; во-вторых, необходимо как можно раньше начинать и как можно систематичнее и настойчивее проводить обучение, какова бы ни была степень выраженности нарушения.
Следует упомянуть о нарушении развития по типу невротического развития в связи с состояниями так называемой депривации, которые привлекают в настоящее время внимание многих психологов и врачей. Авторы монографий, посвященных этим вопросам, определяют депривацию как состояние, при котором взрослый или ребенок лишен возможности удовлетворения жизненно важных психических потребностей.
Надо, наконец, заметить, что неправильное воспитание может, не вызывая болезни, сформировать подобные черты характера (воспитание подавляющее или изнеживающее). Однако о патологии характера можно говорить не только по степени выраженности указанных свойств личности, но и по степени неподатливости убеждению, перевоспитанию или корригирующему воздействию.
Обе указанные основные формы патологического психического развития, психопатическое и невротическое, являются непосредственным результатом патологического изменения динамики мозговых процессов.
Госпитализм —совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре в отрыве от близких людей и дома. Госпитализм младенческого и детского возраста обусловливается преимущественно разлукой с матерью. К симптомам госпитализма он относил замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленную сопротивляемость к инфекциям и т. д. Последствия госпитализма у младенцев и детей являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти. Явления госпитализма возникают в различных заведениях, где уход за детьми и их воспитание осуществляются при полном или частичном отсутствии матери, и в условиях семьи, где матери не любят своих детей или не уделяют им должного внимания.
Депривация— психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.
Задержка психического развития — парциально недоразвитие, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
1. Дефекты конституционального развития ребенка, из–за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников („гapмонический инфантилизм“);
2. Различные соматические заболевания („физически ослабленные дети“);
3. Органические поражения центральной нервной системы („дети с минимальной мозговой дисфункцией.
Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны, он должен обладать недетской социальной активностью, с другой- воспитательное окружение сдерживает его
В качестве критериев для оценки социально-педагогической си-туации развития ребенка она приняла следующие параметры: а) ориентированное на ребенка, полное, стабильное, положительно воздействующее; б) неустойчивое в отношении к ребенку, неполное (полное), нестабильное, противоречиво воздействующее; в) безразличное к ребенку, неполное (полное), стабильное (нестабильное), дезорганизующее; г) враждебное к ребенку, неполное (полное), нестабильное, негативно воздействующее на ребенка;
Методы диагностики. Конечно, само психическое развитие представляется многосторонним, так как развиваются все стороны психики и в каждой из них могут быть обнаружены нарушения. Здесь, однако, условно разделяют две главные группы свойств: свойства интеллекта и одаренности и свойства характера и моральный облик личности. В большей степени разрабатывались до сих пор методы диагностики нарушений интеллекта.
Наиболее широкое применение получила система тестов
Binet – Simon, исходящая из положения, что в процессе нормального развития человек становится способным разрешать все более сложные и многообразные задачи. Поэтому решение задач, по сложности соответствующих тому или иному паспортному возрасту, опережение или отставание от паспортного возраста является для Binet показателем нормального умственного развития, ускоренного развития или патологической задержки развития. Так как предложенные Binet тесты соответствуют, как он полагал, годам по возрасту, уровень психического развития определяется по тестам того возраста, решение которых доступно для испытуемого. В системе Binet – Simon умственное развитие или умственный возраст (IQ) определяется по числу решенных задач, в процентах к паспортному возрасту.
После некоторого увлечения тестами Binet психологи стали ясно понимать, что если условия жизни, воспитания, обучения детей благоприятны, то умственное развитие протекает быстрее, что темп развития не равнозначен одаренности, что он у разных лиц, в разных возрастах, в разных условиях протекает различно, что существуют разные структуры или типы умственного развития, что, наконец, одаренность, развитие и успешность – понятия не совпадающие.
Широкое распространение также приобрела за рубежом система тестов Wechsler (1937) с вариантами для взрослых и детей. Система Wechsler, по его словам, является испытанием не интеллекта, а личности в целом. Задачи большей частью заимствованы Wechsler из других систем тестовВ результате тестирования составляется график, подобный предложенному в свое время у нас психологическому профилю Г. И. Россолимо. В методике Wechsler сделана также попытка показать особенности профиля личности в связи с особенностями психического заболевания.
Если тесты Wechsler представляют, по его утверждению, испытания умственного развития и испытания особенностей личности, то это лишь отчасти верно, поскольку личность проявляется при всяких испытаниях. Однако эти тесты характеризуют личность лишь с ее интеллектуальной стороны. Попытка охарактеризовать личность дана и в тестах Rorschach, и в проективных тестах. Хотя тесты Rorschach – нахождение смысла в чернильных цветных или черных пятнах – получили за рубежом широкое распространение и основаны на связи наших восприятий с нашими интересами и переживаниями, однако методическая сторона их недостаточно разработана. Теоретически они опираются по большей части на концепцию психоанализа, практическая значимость их справедливо подвергается сомнениям.
Программы –
Зпр – У. В. Ульенкова.
Методики:
-формиров мыслит дея-ти детей с зпр 6 лет;
– формир-е саморегуляции детей с зпр 6ти лет;
– формир-е общей способности к учению детей с зпр 6ти лет.
Эти методики и диагност и коррекц. Носят дифференц.характер-различают норму, задержку и патологию. Методики критериально ориентированы.
Книга «Дети с ЗПР»
Пед.запущ. –Овчарова Р. В.
Госпитализм – Э. Пиклер, М. И. Лисина
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Как уже указывалось, психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа:
1) скрининг-диагностика;
2) дифференциальная диагностика;
3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.
На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.
Первый этап получил название скрининг (от англ, screen — просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины.
Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.
Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.
Используемый при скрининге набор методик не всегда отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов-психологов обычно бывает недостаточной для квалификации нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая не дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей каждого ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики.
1. Несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная недостаточность научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях. Особенно это касается скрининговых обследований детей первых 3 лет жизни.
2. При разработке скрининг-диагностики очень сложной является разработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей раннего и дошкольного возраста с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3. Важной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. существенно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.
Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — определить тип (вид, категорию) нарушения развития. По его результатам определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, т. е. оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).
Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:
– разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
– выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;
– оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
– определение и обоснование педагогического прогноза.
На основании этих данных определяются тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Дифференциальная диагностика осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией. Группа специалистов, проводящих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка. В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.
Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей с разными типами (категориями) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В. И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.
Другая проблема связана с практической деятельностью ПМПК. Сегодня не решены многие вопросы организационного характера, в частности создание сети постоянно действующих диагностических учреждений, вопросы кадрового обеспечения, ряд методологических и терминологических проблем.
Из числа методологических проблем следует особо выделить проблему разработки эффективных и надежных методик, позволяющих выполнять качественно-количественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка в целях дифференциальной диагностики.
Из терминологических проблем важнейшей является проблема четкого разграничения психолого-педагогической и медицинской терминологии, определение места медицинского и психолого-педагогического диагноза в деятельности ПМПК.
Третий этап — углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития или феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. Оно ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль здесь играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.
Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:
– выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
– разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
– определение условий воспитания ребенка, специфика внут-рисемейных отношений;
– помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
– профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
– решение проблем социально-эмоционального плана.
При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. Надо отметить, что некоторые из поставленных проблем только начали изучаться, например, вопросы профессиональной диагностики и профессионального консультирования подростков с нарушениями развития.
Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:
– раннее выявление нарушений развития у детей;
– определение причин и характера нарушений;
– определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
– выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
– разработка индивидуальных программ развития и обучения.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Используя различные психолого-педагогические, дефектологические словари составьте ГЛОССАРИЙ к следующим словам:
Анализ
Аспект
Деонтология
Диагноз
Диагностика
Дифференциация
Индивидуальные различия
Интеграция
Интеллектуальный коэффициент» (IQ)
Концепция
Коррекция
Недостаток
Нейропсихология
Неуспеваемость
Норма
Отклонение
Патопсихология
Подход
Прогноз
Проекция
Профилактика
Семиология
Симптоматология
Синтез
Система
Способность
Тест
Феноменология
1 вариант: (сдать как контрольная работа и электронный вариант отправить через эл.почту – aslaeva@rambler.ru). Файл назвать вкратце ФИО, курс, профиль (ДД или ЛОГО), ОЗО, название дисциплины.
2 вариант: сдать перед зачетом во время сессии
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Источник