Проблемы диагностики интеллектуального развития ребенка

Ноговицына Аграфена
Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях

1.1. Проблема интеллектуального развития у детей в психолого-педагогических исследованиях

Интеллектуальное развитие – это формирование способности к овладению использованию различными типами мышления. Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка [45, с. 146].

Интеллект (от латинского – Intellects – разумение, понимание, разумение) -относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отожествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже). Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношений практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально – волевых особенностей личности [85, с. 189].

Как отмечает М. А. Холодная, с психологической точки зрения назначение интеллекта – создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект – это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект – это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.

Беглый взгляд на проблему интеллекта в том виде, как она сейчас представлена в литературе, дает основание говорить, что, несмотря на многолетнюю историю становления, эта категория не может быть отнесена к разряду устоявшихся понятий психологии. Так, в ряде психологических концепций интеллект отождествляют:

• с системой умственных операций;

• со стилем и стратегией решения проблем;

• с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности;

• с когнитивным стилем.

Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память. В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников, Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека [85, с. 156].

Существует и тенденция отождествлять или по крайней мере сближать по содержанию понятия «интеллект» и «мышление». Словарь иностранных слов раскрывает понятие «интеллект» как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В словаре русского языка интеллект определен как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека [60, с. 251].

Словарь синонимов русского языка раскрывает интеллект через понятия «ум», «умственные (мыслительные) способности», «рассудок», «разум». Философский энциклопедический словарь раскрывает интеллект как способность мышления, рационального познания – в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п.

Считается,что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения [74, с. 96].

Знания включают сведения о методах, то есть способах познавательной и практической деятельности. Исходя из того, что основным структурным элементом интеллекта выступают знания, остановимся на их характеристике. Она изложена на основе дидактической теории, разработанной Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, В. Ф. Паламарчуком, В. А. Онищуком, Я. А. Пономаревым и другими исследователями теории познания и обучения.

Дошкольная психология является составной частью детской психологии, которая изучает возрастную динамику развития личности ребенка, психических процессов, их особенностей на протяжении первых семи лет.

В современной психологической литературе существует значительное число исследований, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, ее генезис, возрастные и индивидуальные отличия (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Дж. Браунер, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.) [58, с. 5].

Интеллектуальное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребёнка. Основная особенность интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями [50, с. 57].

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в среднем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их [84, с. 137].

Для современной образовательной системы проблема интеллектуального развития чрезвычайно важна. По прогнозам учёных, 3-е тысячелетие, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут ценится как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет иные, чем были 30- 40 лет назад, требования к интеллектуальному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддъяков справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремится к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания. Между тем во многих странах мира во всех звеньях системы просвещения – от дошкольных учреждений до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны- снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся [62, с. 94].

В работах отечественных и зарубежных учёных дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания,- Ф. Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова выявлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребёнок может не только познавать внешнее, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач [38, с. 69].

По данным учёных (генетиков, психологов, предпосылки умственных способностей заложены в природе ребёнка на 50-60%. Причём подчёркивается, что интеллектуальные свойства ребёнка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, какое направление они получат. Условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребёнку и к его деятельности – вот факторы от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа [23, с. 138].

Об интеллектуальном развитии ребёнка судят по объёму, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. С раннего возраста у ребёнка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум. В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность [46, с. 112].

Мозг ребёнка развивается удивительно быстро: к трём годам он уже достигает 80% веса мозга взрослого человека. Возникает опасность недогрузить мозг, не дать ему «пищу», необходимую для полноценного развития. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от её недостатка [49, с. 76].

Не следует допускать и другой крайности, когда путём усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объёму знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. А. В. Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом. С развивающимся мозгом, созревание не закончилось, особенности ещё не сложилось, возможности ещё не ограниченны. При интенсивной тренировке ребёнок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат.Отсюда следует правило: не перегружать и не переутомлять мозг ребёнка [19, с. 114].

Дефекты, допущенные в интеллектуальном развитии ребёнка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более среднем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на всё последующее развитие. Во, избежание отставания в развитии детей дошкольного возраста широко используются дидактические игры, решающие задачи интеллектуального развития.

Также одной из проблем интеллектуального развития у детей может быть из-за того, что недостаточно развита моторика рук. Все мы знаем что, наша ладонь состоит из множества точек.

Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы.К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций [45, с. 263].

Вопрос о том, что такое интеллект и чем он отличается от других качеств, характеризующих работу мозга человека, естественно, отнюдь не праздный. Представляется, что его можно рассматривать и в практической плоскости. К настоящему времени уже накоплен такой объем информации, технология информационных систем достигла такого уровня, что если бы человечеству в массе удалось хотя бы чуточку поднять не уровень даже, а просто интеллектуального развития, то это привело бы к качественному скачку в развитии цивилизации за счет резкого повышения эффективности использования того, что уже накоплено [47, с. 88].

Человечество вряд ли станет в массе своей намного умнее в обыденном плане – похоже, что это противоестественно. Едва ли повысится и общая начитанность «интеллигентной» части населения Земли – к сожалению, мозг каждого человека способен впитать хотя и большой,но все же ограниченный объем информации: можно говорить о том,что на определенном этапе срабатывает биологическая защита от информационной перегрузки – противиться нельзя: последствия могут быть самыми печальными – в лучшем случае утрата интереса к предмету и роду занятий, в худшем. К счастью, энциклопедичность (начитанность) – далеко не решающий фактор в процессе познания.

То есть при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на «трудные» вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект – это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве.

Не следует путать и два таких понятия, как «интеллект» и «интеллигентность». Хотя второе из них обязательно подразумевает и определенный уровень начитанности, все же оно носит чисто этический характер. Что же касается интеллекта,то усмотреть в нем какое-то этическое начало невозможно: это степень владения содержащейся в мозгу информацией, тем более на уровне подсознания. А неподвластное волевому началу этически оцениваться не может.

Принято считать, что интеллект и интеллигентность, если и не тождественны, то уж всегда между ними есть прямая взаимосвязь. К сожалению, низкий уровень интеллекта при наличии обширных, энциклопедических познаний и всяких внешних атрибутов интеллигентности – не такая уж редкость [52, с. 256].

Таким образом, основным видом деятельности всех детей в дошкольном возрасте является игра, то именно ее необходимо задействовать для развития интеллектуальных способностей ребенка. В игровой форме можно не только способствовать развитию интеллекта, но еще и совершенствовать многие необходимые навыки для дальнейшего развития.

Источник

Варвара Корякина
Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста

1. Психологическая диагностика (задача).

Психодиагностика — это совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических характеристик личности для последующего, при необходимости, коррекционного воздействия на ее развитие. Исходя из этого определения, прежде всего, надо осознать высочайшую ответственность всех тех, кто берется осуществить эту функцию. Уровень профессионализма такой деятельности включает в себя, по крайней мере, два составляющих элемента,способность: а) собрать факты и дать им обоснованное объяснение; б) подобрать адекватные приемы психолого-педагогического воздействия. Очевидно, что для комплексного решения этой двуединой задачи, наиболее эффективно сочетание усилий специалистов-профессионалов психологической службы и опытных практиков. Исходный момент данной комплексной работы — набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта. Важна не только диагностика уровня развития отдельных психических процессов или констатация отклонений в развитии личности ребенка, самое главное — это установить взаимосвязь между отдельными особенностями психики ребенка. Ведь индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей. В свою очередь, особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность. Поэтому так важно при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике.

2. Этапы психологической работы.

Правильная диагностика — это первый шаг в организации коррекции психики, при этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследования так и в таком порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от участия в работе. Правильная диагностика помогает выявить причины нарушений в психическом развитии, определить, какие качества сформированы хуже всего.

Главная задача при обследовании ребенка определить, что необходимо исследовать в первую очередь, а затем подобрать соответствующие методики. Так как выделение наиболее сложных и глубоких нарушений у исследуемого ребенка в первый момент трудно даже для профессиональных психологов, а в начале работы с ребенком рекомендуется не сосредотачиваться на какой-то одной стороне психического развития или на исследовании одного психического процесса, но постараться изучить ребенка комплексно, применяя по возможности, как можно больше различных тестов для получения более достоверных результатов.

Обследование начинают с беседы со взрослыми (воспитателями, учителями, родителями, если с определенными жалобами на ребенка обратились они. Если же инициатива обследования исходит от того, кто будет проводить диагностику, то ему необходимо самому четко определить характер притязаний к ребенку и причин недовольства им.

Обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, находящиеся в ней, чем он расторможен, то есть крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках, просто болтает руками или ногами. Следует отметить и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, его стремлением сесть или встать, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

Все эти факты могут быть связаны с психодиагностическими (врожденными) особенностями ребенка, например с импульсивностью или ригидностью, так и с такими качествами как тревожность или демонстративность. Полученные наблюдения в дальнейшем сопоставляют с данными тестов, что помогает понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

При обследовании важно чередовать методики так, чтобы изучение памяти следовало за анализом мышления, а изучение восприятия — за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и не заданную тему, предоставляя ребенку время войти в ситуацию обследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для отсроченного воспроизведения. Личностные методики лучше предлагать детям в конце работы, после того, как для них сгладится новизна ситуации и установится контакт со взрослым, проводящим диагностику. Такая же последовательность сохраняется и в том случае, если обследование не за один раз, а на нескольких занятиях.

3. Правила проведения тестового диагностического обследования.

Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале XX века. До этого для исследования психики детей применяли только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность, так как часто мы видим только то, что хотим видеть, и не замечаем многих важных вещей. Кроме того, анкеты нельзя использовать при работе с маленькими детьми, так как для ответов на их вопросы необходим определенный уровень самонаблюдения, отсутствующий у детей дошкольного возраста.

Новые методы получившие название тестов, отличались абсолютной объективностью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста.

Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы. Для того чтобы работа считалась успешной,надо знать несколько основных правил:

Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10-15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень узкого, специального качества.

Строго соблюдать инструкцию, которая приведена в каждой методике. В противном случае, суть задания может полностью измениться, а следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.

Не забывать о том, что каждая методика рассчитана на детей определенного возраста.

Для работы по многим методикам необходимо специальный «стимулирующий материал», то есть, карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывать, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и что не соблюдая их или изменяя материал можно получить иной результат.

Никогда не надо пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания.

4. Значение каждого раздела для оценки хода психического развития.

а) Исследование развития восприятия.

Восприятие — это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств составления на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностики уровня развития важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей у которых были бы, нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

Проводя диагностику, важно так подобрать методику, чтобы они отразили особенности всех трех сторон восприятия. Прежде всего нужно проверить наличие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира, и их адекватность. Для этого применяют методику «Разрезные картинки». Уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации исследуют и с помощью теста «Коробочка форм». Степень обобщенности сенсорных эталонов, а также уровень интериоризации действий восприятия исследуют с помощью методики «эталоны».

б) Исследование развития памяти.

Память — один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Память является не только одним из важнейших познавательных процессов, но одним из параметров одаренности. Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие этого ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухстороннее, и плохая память в отличии от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

Следующее при методикиразработаны для исследования разных видов памяти: «10 предметов» – для объема непосредственной образной; «10 слов» – объем и скорость непосредственной вербальной; «пиктограмма» – изучение опосредованной памяти, связанной с образным мышлением.

в) исследование развития мышления.

Мышление — один из важнейших психических процессов. Мышление — это процесс не однородной, он проходит в несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций. Поэтому необходимо разобраться, какое качество мышления можно исследовать тем или иным методом и какие методы лучше всего использовать в диагностике при разных проблемах, которые возникают в процессе обучения детей. Для исследования уровня развития образного мышления у детей 4-7 лет можно исследовать тест «Нахождение недостающих деталей», – на исследование образного схематического мышления, называется «перцентивное моделирование», для исследования схематического мышления у детей применяется «тест Когана», «тест Равена», для диагностики словесно-логического мышления у детей 5-10 лет «последовательные картинки», «исключение четвертого».

г) исследование креативности.

Креативность (творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.

Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», тесты направленные на исследование только вербальной креативности «назови картину», «что может быть одновременно».

д) исследование общения.

Общение со взрослыми формируют практически все знания и умения детей, в том числе и знания о самом себе, стимулирует его познавательную активность. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Нарушения в общении, которые фиксируются в дошкольном и мл. школьном возрасте, проявляются в последствии не только в том, что человек не умеет добиваться желаемого, конфликтует с окружающими, не умея построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе используют метод «Социометрия», общение детей с членами семьи «Два домика», «Рисунок семьи».

е) исследование индивидуальных особенностей и качеств личности.

Труднее всего диагностировать качества личности детей, и прежде всего из-за отсутствия абсолютно объективных способов интерпретации полученных в ходе тестирования данных. Еще не разработаны нормы развития личности, подобные тем, что были выведены при исследовании познавательного развития, хотя и существует общее понятие об отклонениях в личностном росте. В то же время, именно личные качества детей чаще всего интересуют взрослых, так как именно они нередко становятся причиной конфликтных детей, их плохого поведения, а часто и плохой учебы. Знание индивидуальных особенностей личности помогает выстроить правильное общение с ребенком, наметить план помощи ему. При диагностике необходимо отличать индивидуальные особенности от качеств личности ребенка; индивидуальные особенности — врожденные, они связаны с особенностями работы нервной системы, а качества личности формируются в течении жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Поэтому можно говорить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные. Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации — для детей 4-6 лет (тест Лесенка) и 7-10 лет (школа самооценки)«оцени себя». При исследовании личностных качеств часто применяют и рисуночные тесты, которые относятся к проективным, так как предполагается, что ребенок приписывает персонажам рисунка свои чувства и переживания. Одним из самых информативных является тест «Несуществующие животные». Важную информацию о личности детей и их общении с окружающими дает «тест Розенцвейга». Существует еще один тест, который дает возможность провести комплексную диагностику личности ребенка «Детский апперцептивный тест с его помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка. В отличие от рисунков, этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, но и понять некоторые причины их появления.

Заключение

Диагностика и коррекция — процессы взаимосвязанные, причем коррекцию можно начинать уже в процессе диагностики отклонений в психическом развитии и их причин. На основе данных диагностики строится программа коррекционных занятий.

Главное в этих занятиях — сформировать у детей умение ориентироваться в задании, находить самые важные качества, характеризующие предметы.

Источник