Проблемное поведение ребенка с множественными нарушениями развития

Уже много лет в России идет работа в сфере улучшения образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Но до не давнего времени была категория детей, которые считались необучаемыми – это дети с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), многим из таких детей невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи.

03 февраля 2015 г. в Минюсте РФ был зарегистрирован Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. На его основе был разработан АООП (адаптированные основные общеобразовательные программы) – 1 вариант для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) и 2 вариант, для детей с ТМНР.

К тяжелым и множественным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития, ДЦП, аутизм (РАС), синдром Дауна и так далее) у одного ребенка.

В зависимости от структуры нарушения дети с тяжелыми и множественными нарушениями разделяются на три основные группы.

В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития.

Во вторую — имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка. К множественным дефектам, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект. Например, при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи.

Если с детьми с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сталкивались практически все педагоги, так как инклюзия в России идет уже не один год, то категория детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития представляет собой абсолютно новую группу с особыми нарушениями и совершенно другим подходом в обучении.

80% детей с ТМНР не говорят, не понимают обращенную к ним речь, не взаимодействуют с окружающими их людьми, не играют, у них не развиты навыки самообслуживания, наблюдается агрессия и самоагрессии. Неприемлемое поведение, как правило, выступает в качестве просьбы, ведь ребенок не может говорить, выражать свои эмоции как это делают нейротипичные дети.

Можно ли помочь такому ребенку? И как это сделать?

Я в своей работе использую методики прикладного анализа поведения, и это работает. Дело в том, что всегда есть мотивационные стимулы, на которые реагирует абсолютно любой человек и дети с ТМНР не исключение. Просто если с ребенком в норме мы можем договориться, например, он делает определенный список заданий, и тогда вечером сможет поиграть в планшете, то с ребенком ТМНР мы будем в самом начале подкреплять каждую реакцию, тем самым мотивирую его.

Мы находим значимые для ребенка подкрепления, за которые он готов работать. Как только ребенок начинает приобретать формируемый у него навык, мы постепенно уходим от подкреплений.

С помощью мотивационных стимулов (подкрепляя) мы учим ребенка обращать на нас внимание, выполнять простые инструкции (дай, встань, сядь, подойди, возьми, покажи и т.д.). Развиваем имитативные навыки (невербальная имитация), учим сотрудничеству с окружающими людьми, Учим просить жестом, с помощью карточек. Учим играть. Развиваем навыки самообслуживания и простые бытовые навыки.

Нашей задачей будет не добиться от ребенка академических навыков, а развить его жизненные компетенции.

Это долгий и сразу скажу монотонный процесс. К сожалению весело и разнообразно тут не будет, это не дети с легкой умственной отсталостью, не с задержкой психического развития и не с речевой задержкой при сохранном интеллекте.

Но помочь можно абсолютно любому ребенку с ТМНР.

ПРИМЕР. У ребенка отсутствует указательный жест. Естественно ребенок не говорит, и просить не умеет. Что мы делаем? Мы формируем указательный жест и учим таким образом ребенка просить.

Напротив ребенка ставятся его любимые лакомства и предметы (например, пузыри, мармеладки, маршмеллоу, игрушки). Ребенок тянется, пытается схватить, за ее спиной «Фея» (взрослый), тут же берет ее руку и физически формирует указательный жест, направляет на объект, который ребенок пытался взять. Второй взрослый тут же дает то, что ребенок хотел. Когда ребенок начинает самостоятельно показывать, мы уходим из-за стола и начинаем работать в естественной среде. Ребенок видит интересующие его предметы, но сам взять не может. Делаем подсказку, показываем ребенку указательный жест, напоминая, или помогаем физически. Важно, предоставлять сразу интересующий предмет ребенку, как только он на него указал, ну а подкреплением естественно будет то, что он просил.

Читайте также:  Психоанализ о проблеме психического развития ребенка а адлер

Книги, которые будут полезны и помогут как родителям, так и специалистам в работе с ребенком с ТМНР

Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам / Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман; –– М.: Теревинф, 2000 г.

Аннотация к книге

Важная книга для всех родителей детей с аутизмом и другими нарушениями развития, ведь один из главных залогов успеха при подобном диагнозе — это развитие навыков для самообслуживания и независимой жизни. В книге авторы описывают трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни дети с особыми потребностями, а также предлагают методы их преодоления, рассказывают, как передать ребенку те умения и навыки, которые будут необходимы ему для самостоятельной и полноценной жизни в обществе. Книга написана доступным языком и предлагает конкретные шаги для обучения ребенка навыкам. (Книгу можно найти в интернете в электронной версии) Если не можете найти в интернете, оставьте комментария, и я отправлю ее вам.

Идёт работа. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивной поведенческой терапии при аутизме / Рон Лиф, Джон Макэкен; переводчик: Лев Толкачев, — ИП Толкачев, 2016 г.

Аннотация к книге

Книга будет интересна тем родителям, которые захотят подробнее разобраться, как строятся занятия с ребенком на основе прикладного анализа поведения. Руководство разработано и написано руководителями международной компании Autism Partnership, одной из старейших научных и экспериментальных групп, внедрявших прикладной анализ поведения для помощи детям и подросткам с аутизмом и создания учебных программ для их развития. Первая часть книги посвящена построению интенсивной поведенческой терапии, с предложением программ по преодолению неприемлемого поведения: истерик, аутостимуляций, проблем сна, нарушений пищевого поведения, гигиенических проблем, а также с описанием принципов и примеров обучения игре и социальным навыкам. Во второй части содержится описание метода обучения отдельными блоками (DTT) и 57 учебных программ с примерами, начиная от построения сотрудничества и невербальной имитации и до обучения гигиеническим навыкам, навыкам самопомощи и начальным академическим навыкам.

Обучение моторным навыкам детей с ДЦП. Пособие для родителей и профессионалов. / автор: Мартин Зиглинда, Издательство: Рама Паблишинг, 2015 г.

Аннотация к книге

Каждый ребенок с ДЦП имеет возможность улучшить свои двигательные навыки. И хотя помощь физиотерапевта безусловно важна, определяющая роль в улучшении моторных навыков ребенка принадлежит его родителям. Зиглинда Мартин объясняет, почему важно как можно раньше организовать занятия с ребенком, как помочь ему постепенно осваивать все более сложные навыки: сидеть, ползти, вставать на четвереньки, стоять и ходить. Упражнения на растяжку, укрепление мышц, освоение разных положений тела не только приведут к ощутимому результату, но и создадут новые возможности для общения ребенка и взрослого.

Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / Серия: Особый ребенок; автор: Янушко Е. А. -Издательство: Теревинф, 2017 г.

Аннотация к книге

Книга посвящена раннему детскому аутизму. В ней описаны игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Практические советы, обращенные к близким аутичного ребенка, объясняют как оптимально организовать его режим дня и быт, создать необходимые условия для игр и занятий. Рекомендации педагогам и психологам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях. Также намечены пути достижения взаимопонимания и взаимодействия между специалистами и семьей аутичного ребенка. Наконец, в книге представлена информация об организациях, оказывающих помощь аутичным детям, и ресурсы Интернет, посвященные этой проблеме. В отличие от существующих изданий по этой теме, книга является не теоретическим изложением, а прикладным пособием. Материал намеренно изложен кратко и в популярной форме, снабжен множеством примеров из опыта работы. “Игры с аутичным ребенком” может стать настольной книгой, как для специалистов, так и для близких аутичного ребенка.

Читайте также:  Ребенку год и два месяца развитие питание

Источник

Ïðè÷èíû íàðóøåíèé ïîâåäåíèÿ ó ðåáåíêà ñ òÿæåëûìè è ìíîæåñòâåííûìè íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ, âîñïèòûâàþùåãîñÿ â Äåòñêîì äîìå ñëåïîãëóõèõ. Ïðèíöèïû îðãàíèçàöèè êîíòàêòà ðåáåíêà ñ ïåäàãîãîì. Îñîáåííîñòè “ïîëåâîãî”, ñòåðåîòèïíîãî, àãðåññèâíîãî ïîâåäåíèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Óñòàíîâëåíèå êîíòàêòà ñ äåòüìè, èìåþùèìè ìíîæåñòâåííûåíàðóøåíèÿ è ïðîáëåìíîå ïîâåäåíèå

Çàðå÷íîâà Ñ.Â.

Ñåðãèåâî-Ïîñàäñêèé äåòñêèé äîì ñëåïîãëóõèõ

òåë. 8-985-166-61-08

×àñòî áûâàåò î÷åíü ñëîæíî ïîíÿòü ïðè÷èíó ïðîÿâëÿþùèõñÿ íàðóøåíèé ïîâåäåíèÿ ó ðåáåíêà ñ òÿæåëûìè è ìíîæåñòâåííûìè íàðóøåíèÿìè ðàçâèòèÿ, âîñïèòûâàþùåãîñÿ â Äåòñêîì äîìå ñëåïîãëóõèõ. Ðîäèòåëè òàêèõ äåòåé ÷àñòî æàëóþòñÿ íà óïðÿìñòâî, àãðåññèþ, ïîâûøåííóþ òðåâîæíîñòü, íåîáû÷àéíóþ ïðèâÿçàííîñòü ê ìàòåðè, íåîáû÷íûå ñòðàõè è æåëàíèÿ ñâîèõ äåòåé. Èõ ïðîáëåìû ôîðìóëèðóþòñÿ îáû÷íî â îòðèöàòåëüíîé ôîðìå: “íå ñëóøàåò, íå õî÷åò, íå ìîæåò, íå ãîâîðèò, íå ñïèò è ò.ä.”. Ïðè ïîñòóïëåíèè â íàøå ó÷ðåæäåíèå òàêèå äåòè âûãëÿäÿò î÷åíü ïàññèâíûìè è çàêðûòûìè.

Áîëüøîå çíà÷åíèå ìû ïðèäàåì îðãàíèçàöèè ïåðâîãî êîíòàêòà òàêèõ äåòåé ñ ïåäàãîãîì. Ôîðìà ïåðâîãî êîíòàêòà, õàðàêòåð àêòèâíîñòè, ïðîÿâëÿåìîé âçðîñëûì, çàâèñÿò îò òÿæåñòè íàðóøåíèé, îñîáåííîñòåé, ñðåäñòâ îáùåíèÿ ðåá¸íêà. Îñíîâíîé ïðèíöèï îðãàíèçàöèè êîíòàêòîâ äëÿ ïåäàãîãà: íàäî âåñòè ñåáÿ òàê, ÷òîáû ðåá¸íêó çàõîòåëîñü îáùàòüñÿ. Ïåäàãîã äîëæåí áûòü î÷åíü ÷óòêèì è âíèìàòåëüíûì, ÷òîáû óâèäåòü, íàñêîëüêî êîìôîðòíî è ñïîêîéíî ÷óâñòâóåò ñåáÿ ðåá¸íîê â êàæäîé íîâîé ñèòóàöèè. Îñíîâíàÿ çàäà÷à ïåäàãîãà ïðàâèëüíî îïðåäåëèòü âîçìîæíîñòè ðåá¸íêà, âûáðàòü âèä äåÿòåëüíîñòè, äîñòóïíîé äëÿ ðåá¸íêà.

Íà÷èíàòü êîíòàêò ëó÷øå âñåãî ñ íàáëþäåíèÿ çà ðåá¸íêîì â ñåìüå, êîãäà îí íàõîäèòñÿ â çíàêîìîé îáñòàíîâêå ñðåäè õîðîøî çíàêîìûõ ïðåäìåòîâ ñ áëèçêèìè ëþäüìè èëè ñî âçðîñëûì, êîòîðûé åãî õîðîøî çíàåò.

Ïåäàãîã ñïåöèàëüíî îðãàíèçóåò âçàèìîäåéñòâèå ñ ðåá¸íêîì íà äîñòóïíîì äëÿ íåãî óðîâíå, ñ èñïîëüçîâàíèåì åãî îñîáûõ èíòåðåñîâ, ñ îïîðîé íà ñóùåñòâóþùèå ñòåðåîòèïû ïîâåäåíèÿ. Ýòî âçàèìîäåéñòâèå ïðîèñõîäèò â ðàìêàõ òàê íàçûâàåìîé “ñîöèàëüíîé èãðû” èëè ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè ñ èíòåðåñíûìè ïðåäìåòàìè è èãðóøêàìè, â êîòîðîé ïåäàãîã è ðåá¸íîê ÿâëÿþòñÿ ïîëíîïðàâíûìè ïàðòí¸ðàìè â äèàëîãå (â èãðå).

Îðãàíèçóÿ òàêóþ ñîöèàëüíóþ èãðó, ìû ñëåäóåì ïðàâèëàì, ñôîðìóëèðîâàííûì èçâåñòíûì ãîëëàíäñêèì ïñèõîëîãîì, ßíîì âàí Äàéêîì: 1)ïàðòí¸ðû îáðàùàþò âíèìàíèå äðóã íà äðóãà; 2)ïàðòí¸ðû ó÷èòûâàþò ïðàâèëà èãðû, êàêèìè áû ïðîñòûìè îíè íå áûëè; 3)êàæäûé èç ïàðòí¸ðîâ ïðîÿâëÿåò èíèöèàòèâó; 4)ëþáàÿ èíèöèàòèâà ñî ñòîðîíû êàæäîãî èç ïàðòí¸ðîâ ïðèåìëåìà; 5) ïàðòí¸ðû æäóò äðóã äðóãà; 6)èíèöèàòèâà îäíîãî èç ïàðòí¸ðîâ ïðîäîëæàåòñÿ äðóãèì; 7) ïðîÿâëåíèå èíèöèàòèâû ðåãóëèðóåòñÿ, êîãäà ñèòóàöèÿ âûõîäèò èç ïîä êîíòðîëÿ; 8) ïðîáëåìû, âîçíèêàþùèå âî âðåìÿ èãðû, ðåøàþòñÿ âìåñòå; 9) îáà ïàðòí¸ðà ïîëó÷àþò óäîâîëüñòâèå îò âçàèìîäåéñòâèÿ (ãëàâíîå ïðàâèëî).

Îáñëåäóÿ ñâîåãî ïàðòí¸ðà, ðåá¸íîê ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü ïîëíîãî îñÿçàòåëüíîãî çíàêîìñòâà, åãî âíèìàíèå îáðàùàåòñÿ íà íàëè÷èå ïðèñóùèõ òîëüêî äàííîìó ÷åëîâåêó îñîáåííîñòåé (ñòðóêòóðà âîëîñ, ïðè÷¸ñêà, î÷êè, çàêîëêè, áðîøêè, áðàñëåòû è ò.ä.). Ðåá¸íîê ìîæåò ïî÷óâñòâîâàòü ïîçó ÷åëîâåêà, îáùàþùåãîñÿ ñ íèì, åãî ýìîöèîíàëüíûé íàñòðîé. Îí ïîñòåïåííî ïîíèìàåò, ÷òî ìîæíî îæèäàòü îò ýòîãî ÷åëîâåêà, ÷òî ñîçäàåò ÷óâñòâî áåçîïàñíîñòè è êîìôîðòà.

Ìíîãèå äåòè ñ ìíîæåñòâåííûìè íàðóøåíèÿìè â ñâîèõ êîììóíèêàòèâíûõ âçàèìîäåéñòâèÿõ øèðîêî èñïîëüçóþò îáîíÿíèå, îíè ïðèíþõèâàþòñÿ ê ÷åëîâåêó, âîñïðèíèìàÿ çàïàõ åãî îäåæäû, ðóê, äóõîâ. Ó ðåá¸íêà ôîðìèðóåòñÿ ñïîñîáíîñòü ñîîòíîñèòü çàïàõè ñ ñîîòâåòñòâóþùèìè èì êîíêðåòíûìè îáúåêòàìè, îáîçíà÷àòü ñâîþ ðåàêöèþ íà äàííûå îáîíÿòåëüíûå îùóùåíèÿ ñ ïîìîùüþ äîñòóïíûõ ñðåäñòâ (ìèìèêîé, ïëà÷åì è ò.ä.).

×åì áîëüøå ó ðåá¸íêà êàíàëîâ, ïîçâîëÿþùèõ âîñïðèíèìàòü ñåíñîðíóþ èíôîðìàöèþ, òåì áîëüøèå âîçìîæíîñòè îí èìååò äëÿ ðàçâèòèÿ ñðåäñòâ êîììóíèêàöèè.

Ïîïðîáóåì îïèñàòü ðàçëè÷íûå ñïîñîáû âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ðåá¸íêîì â çàâèñèìîñòè îò îñîáåííîñòåé ïîâåäåíèÿ, êîòîðîå îí äåìîíñòðèðóåò â íà÷àëå çíàêîìñòâà ñ íîâûì ïåäàãîãîì.

“Ïîëåâîå” ïîâåäåíèå. Äåòè ñ “ïîëåâûì” ïîâåäåíèåì – ýòî òàêèå äåòè, ÷ü¸ âíèìàíèå ïðèâëåêàåò âñ¸ âîêðóã, íî îíè íè íà ÷¸ì íå ñîñðåäîòà÷èâàþòñÿ. Çàäà÷à ïåäàãîãà – “âîéòè â ïîëå” ðåá¸íêà. Ðåá¸íîê ìîæåò àêòèâíî ïåðåìåùàòüñÿ â ïîìåùåíèè, íåíàäîëãî çàäåðæèâàÿñü âîçëå çàèíòåðåñîâàâøèõ åãî ïðåäìåòîâ.  ýòîì ñëó÷àå âçðîñëûé, íàîáîðîò, äîëæåí ñòàòü ìàêñèìàëüíî ïàññèâíûì, ÷òîáû ñäåëàòüñÿ êàê áû îäíèì èç ïðåäìåòîâ îáñòàíîâêè, íà êîòîðûé ðåá¸íîê ìîæåò îáðàòèòü âíèìàíèå. Ðåá¸íîê ìîæåò ïîäîéòè ê ïåäàãîãó, âñêàðàáêàòüñÿ íà êîëåíè, âçÿòü çà ðóêó è îòâåñòè ê èíòåðåñóþùåìó ïðåäìåòó. Ïîñòåïåííî îí ïðèâûêàåò ê ëèöó, ðóêàì, ãîëîñó ïåäàãîãà. Âàæíî, ïî÷óâñòâîâàâ ýòè èçìåíåíèÿ, ÷òîáû ïåäàãîã ñìîã ïðîÿâèòü âñòðå÷íóþ ðåàêöèþ, êîòîðàÿ îáÿçàòåëüíî äîëæíà áûòü ýìîöèîíàëüíî îêðàøåíà.

Читайте также:  План беседы с родителями о развитии речи ребенка

Ñòåðåîòèïíîå ïîâåäåíèå. Äåòè, âûñòðàèâàþùèå ñâî¸ ïîâåäåíèå íà îñíîâå ñòåðåîòèïîâ, èìåþùèå ñâîé ñîáñòâåííûé ðèòì æèçíè, àêòèâíî îòòîðãàþò ëþáîå âìåøàòåëüñòâî èçâíå, òàê êàê ýòî âåä¸ò ê ëîìêå âûðàáîòàííîé èìè ðàíåå ñèñòåìû ïîâåäåíèÿ. Ïîäîáíàÿ ëîìêà ñòðàøíà äëÿ ðåá¸íêà, è îí ñòàðàåòñÿ çàùèòèòü ñåáÿ îò âòîðæåíèÿ – ïîÿâëÿþòñÿ àãðåññèÿ, ñàìîàãðåññèÿ, ãåíåðàëèçîâàííîå âîçáóæäåíèå.  ýòîì ñëó÷àå, ïðè íàëàæèâàíèè êîíòàêòà ïåäàãîãó ñëåäóåò îïèðàòüñÿ íà ñëîæèâøèåñÿ ó ðåá¸íêà ñòåðåîòèïû. Íå ñòîèò “ëîìàòü” åãî ðèòóàë. Ìû áåð¸ì çà îñíîâó òî, ÷òî íðàâèòüñÿ ðåá¸íêó, äîñòàâëÿåò åìó óäîâîëüñòâèå. Óñòàíàâëèâàåì ðèòì ñìåíû çàíÿòèé. Íàïðèìåð, íà÷èíàåì ñ óãîùåíèé: ÿáëîêè, ïå÷åíüå, êîíôåòû, çàòåì èãðû ñ âîäîé, êà÷åëè, ïðîäóêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü, à ïîòîì ñíîâà óãîùåíèÿ è ò.ä. Äðóãîé âàðèàíò âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ðåá¸íêîì, äåìîíñòðèðóþùèì ñòåðåîòèïíîå ïîâåäåíèå. Ïåäàãîã êàê áû âêëþ÷àåòñÿ â ñòåðåîòèïû ðåá¸íêà, çàòåì ïîñòåïåííî âûäåëÿåòñÿ èç åãî ðèòìà, âíîñèò ñìûñë â åãî ìåõàíè÷åñêèå äåéñòâèÿ: óãîùåíèÿ íå ïðîñòî åäèì, à íàçûâàåì èõ, óãîùàåì èìè äðóãèõ, ðåæåì, îòëàìûâàåì è ò.ä.

Àãðåññèâíîå ïîâåäåíèå. Åñëè ðåá¸íîê ñòàíîâèòñÿ àãðåññèâíûì (ùèïëåòñÿ, êóñàåòñÿ, ïëþ¸òñÿ è ò. ä.), êîãäà ïåäàãîã äåëàåò ïîïûòêó ïðèâëå÷ü åãî âíèìàíèå, ìû ïðåæäå âñåãî ïðîáóåì óñòàíîâèòü äëÿ ðåá¸íêà ãðàíèöû äîçâîëåííîãî è ñòàðàåìñÿ íå ðàçðåøàòü åìó ýòè ãðàíèöû ïåðåõîäèòü (æåñòîì, èíòîíàöèåé, äâèæåíèÿìè, ïûòàåìñÿ äàòü ïîíÿòü ðåá¸íêó, ÷òî òàê äåëàòü íåëüçÿ).  ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ ïåäàãîãó íàäî ïðîÿâèòü ñèëüíóþ âîëþ. Ðåá¸íîê îáû÷íî õîðîøî ÷óâñòâóåò, êòî ñèëüíåå, à êòî ñëàáåå åãî. Çàïðåò, íàêàçàíèå ïðèâîäÿò ê îñëàáëåíèþ èëè äàæå ñâîäÿò íà íåò àãðåññèþ ïî îòíîøåíèþ êî âçðîñëîìó. Ñëåäóþùèé øàã – äàòü ðåá¸íêó äðóãèå ñïîñîáû ïîâûøåíèÿ åãî ïñèõè÷åñêîãî òîíóñà è óëó÷øåíèÿ íàñòðîåíèÿ. Ðåá¸íîê ñ íèçêèì ïñèõè÷åñêèì òîíóñîì, äëÿ êîòîðîãî ñïîñîá ñàìîçàùèòû â ôîðìå àãðåññèè íåâîçìîæåí, íàïðàâëÿåò ñâîþ àãðåññèþ íà ñåáÿ, çàùèùàÿñü îò íåïðèÿòíûõ âïå÷àòëåíèé èçâíå. Äëÿ ïîâûøåíèÿ ïñèõè÷åñêîãî òîíóñà òàêîãî ðåá¸íêà ìîæíî èñïîëüçîâàòü ìóçûêó, èãðû ñ âîäîé, èãðû ñî ñâå÷àìè, ðèòìè÷åñêèå ñòèõè, ðàáîòó ñ òåëîì. Íåîáõîäèìî îòìåòèòü, ÷òî îñíîâà òàêîé ðàáîòû – ýòî äåÿòåëüíîñòü ñ òåëîì ðåá¸íêà, ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ.

Òîðìîçèìîñòü. Èíîãäà äåòè äåìîíñòðèðóþò îòêàç îò ïðîÿâëåíèé êàêîé-ëèáî àêòèâíîñòè, íåæåëàíèå ÷åì-ëèáî çàíÿòüñÿ, âñòóïàòü â êîíòàêò, âçàèìîäåéñòâîâàòü.  ýòîì ñëó÷àå ïîìîãàåò ïðè¸ì ïðèâëå÷åíèÿ âíèìàíèÿ ê ïåäàãîãó. Íåêîòîðûå äåòè äåìîíñòðèðóþò ïîâåäåíèå, ñîñðåäîòî÷åííîå íà àóòîñòèìóëÿöèÿõ (ñëóõîâûõ, çðèòåëüíûõ, òàêòèëüíûõ). Êàê ïðàâèëî, îíè íå ðåàãèðóþò íà ïåäàãîãà, îòêàçûâàþòñÿ îò ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè. À èñêëþ÷åíèå ñòèìóëÿöèè (âûêëþ÷åíèå ìóçûêè) âûçûâàþò ïðèñòóïû àãðåññèè èëè ñàìîàãðåññèè.

Äåéñòâèÿ ïåäàãîãà â ýòîì ñëó÷àå äîëæíû áûòü íàïðàâëåíû íà òî, ÷òîáû âîéòè â “êðóã çàìêíóòîñòè” ðåá¸íêà (ñîâìåñòíî äåéñòâîâàòü ñ ïðåäìåòîì, êîòîðûì ìàíèïóëèðóåò ðåá¸íîê. Ýòà äåÿòåëüíîñòü ìîæåò áûòü îðãàíèçîâàíà ÷åðåç ïðåäìåò èëè ÷åðåç ñòèìóë, ïðèÿòíûé äëÿ ðåá¸íêà. Ïåäàãîã ñòàðàåòñÿ “äâèãàòüñÿ” íàâñòðå÷ó ðåá¸íêó. Ðåá¸íîê êàêèì-òî îáðàçîì “âûõîäèò” èç êðóãà ñâîåé çàìêíóòîñòè, èçíóòðè ñàìîãî ñåáÿ, è òîæå “äâèæåòñÿ” íàâñòðå÷ó ïåäàãîãó. È â êàêîé-òî ìîìåíò ìåæäó ðåá¸íêîì è âçðîñëûì ïîÿâëÿåòñÿ òîíêèé è õðóïêèé ìîñòèê äîâåðèÿ. Âçðîñëûé ìîæåò “äîáðàòüñÿ” äî ðåá¸íêà: çàãëÿíóòü åìó â ãëàçà, ïîãëàäèòü ïî ïëå÷ó, âçÿòü çà ðóêó. Âî âçàèìîäåéñòâèè ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäåë¸ííîå ïåðåæèâàíèå. Äåÿòåëüíîñòü ñòàíîâèòñÿ ñîâìåñòíîé, à ïîðîé ïàðàëëåëüíîé.

Ó äåòåé, äåìîíñòðèðóþùèõ òîðìîçèìîñòü â ïðîöåññå êîíòàêòà ÷àñòî áûâàþò ïðîáëåìû ñ îâëàäåíèåì öåëåíàïðàâëåííîé äåÿòåëüíîñòüþ ðóêàìè. Îíè íå ðèñóþò, íå ïèøóò, íå îáùàþòñÿ æåñòàìè. Áîëüøèì øàãîì ê âçàèìîäåéñòâèþ ñ âçðîñëûì ìîæíî ñ÷èòàòü ñèòóàöèþ, ãäå ðåá¸íîê äîâåðÿåò ñâîè ðóêè ïåäàãîãó, âûïîëíÿåò ñîâìåñòíóþ ñ íèì äåÿòåëüíîñòü.  òàêîì ñëó÷àå ðåá¸íêó ìîæíî ïðåäëîæèòü áåñåäó, ðàññêàç î ñåáå (æåñòîâûé), ñîîòíåñåíèå ÷àñòåé òåëà, ïðåäìåòîâ îäåæäû ñâîèõ ñ ÷àñòÿìè òåëà, îäåæäîé ðåá¸íêà.

Âçàèìîäåéñòâèå ñ ðåá¸íêîì íåîáõîäèìî îðãàíèçîâûâàòü â ôîðìå äèàëîãà. Äèàëîã ïðåäïîëàãàåò âîñïðèÿòèå ðåá¸íêà êàê ïîëíîöåííîãî êîììóíèêàòèâíîãî ïàðòí¸ðà. Âûñêàçûâàíèÿ ðåá¸íêà ñ ìíîæåñòâåííûìè íàðóøåíèÿìè – ýòî íå îáÿçàòåëüíî ðåïëèêè â óñòíîé èëè æåñòîâîé ôîðìå. Âûñêàçûâàíèÿ ðåá¸íêà – ýòî åãî äåéñòâèÿ ñ ïðåäìåòàìè â ïðîöåññå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ âçðîñëûì.  ýòîì âçàèìîäåéñòâèå âàæíûì ÿâëÿåòñÿ î÷åð¸äíîñòü ðåïëèê (ìîäåëèðóåòñÿ ñèòóàöèÿ äèàëîãà). Óñòàíàâëèâàÿ êîíòàêò, ìû ñòàðàåìñÿ íå áûòü àêòèâíîé ñòîðîíîé, íå íàðóøàòü åñòåñòâåííûé äëÿ ðåá¸íêà õîä ñîáûòèé. È òîëüêî ïðîôåññèîíàëèçì ïåäàãîãà (óìåíèå æäàòü, äîçèðîâàòü íàãðóçêó, âûáðàòü ïðàâèëüíóþ ïîìîùü) ìîæåò ïîìî÷ü ðåáåíêó ñ ìíîæåñòâåííûìè íàðóøåíèÿìè âñòóïèòü â ïîëíîöåííûé êîíòàêò ñ íîâûì âçðîñëûì.

ïîâåäåíèå êîíòàêò ðåáåíîê ïåäàãîã

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник